ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение акцентного и безакцентного моментовМЕТР И РИТМ
Метр (греч. - мера) - это способ организации ритма, включающий: 1) равномерный отсчёт времени какой-либо единицей; соотношение акцентного и безакцентного моментов (определение В.Холоповой).
Акцент - одно из начал ритма, органически связанное с другими элементами музыки. Акцент проявляется благодаря: - ритму (например, остановке на крупной длительности); - мелодическим вершинам; - смене гармонии; - смене фактуры; - благодаря тембровым средствам; - средствам агогики; - артикуляционным приёмам; - громкостному выделению. Л.Мазель и В.Цуккерман рассматривают три вида метра в музыке: 1) тактовый метр (количество и длительность долей времени фиксирует размер); 2) внутридолевой метр характерен для музыки в медленном темпе с равномерным ритмическим движением мелкими длительностями; каждая доля такта равняется микротакту со своими сильной и слабыми долями; например, Тема Фуги h moll из Iт. ХТК Й.С.Баха имеет тактовый метр 44 и равномерную пульсацию восьмыми длительностями; в центре темы, благодаря секвенционному развитию интонации lamento, отчётливо проявляется внутридолевой метр - четвертные доли такта становятся миниатюрными двудольными микротактами с размером 28; 3) метр высшего порядка характерен для моторной музыки в быстром темпе с простым размером - 24, 34, 38; единицей отсчёта времени является такт; подобно долям такта, которые делятся на сильные и слабые, такты бывают акцентируемыми (тяжёлыми) и безакцентными (лёгкими); пример: Прелюдия №7 A dur Ф.Шопена состоит из мотивов по 2 такта, нечётные такты - тяжёлые, а чётные - лёгкие. В.Холопова разграничивает виды метра по степени строгости: 1) одноплановый метр (отсчёт времени ведётся только одной единицей; такой метр обычно бывает тактовым и запечатлевается размером; пример: М.Мусоргский «Прогулка» из «Картинок с выставки» - одноплановый метр с единицей отсчёта времени - четвертью); 2) концентрированный метр (одновременный отсчёт времени внутри такта несколькими единицами - например, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, как в Прелюдии c moll из I т. ХТК); 3) многоплановый метр (отсчёт времени разными единицами не только внутри такта, но и за пределами такта - тактами, двутактами, четырёхтактами, восьмитактами и т.д.; пример: Рондо в турецком стиле В.А.Моцарта имеет с высшей степени строгую метрическую организацию с девятью единицами отсчёта времени, среди которых наименьшая единица отсчёта времени - шестнадцатая длительность, а наибольшая - 64-хтактовый раздел). К области метра относится понятие «стопа». Под стопой понимается метрическая направленность в музыке, связанная с группировкой слабых долей времени вокруг (одной) сильной (акцентируемой). Понятие стопы обычно применяется при рассмотрении метрической организации наименьшего структурного элемента музыкальной речи - мотива. Стóпы делятся на двудольные, трёхдольные и четырёхдольные.
Все перечисленные стопы иногда делят на ямбические, хореические и смешанные (основанные на сочетании ямбических и хореических). К ямбическим относят активные стопы с окончанием на сильной (акцентируемой) доле - ямб, анапест и 4-й пеон. К хореическим относят стопы с началом на сильной доле - хорей, дактиль и 1-й пеон. Все остальные стопы рассматривают как сочетание ямбических и хореических стоп. Стопы, как и метр в целом, проявляются на уровне такта, внутри доли такта (внутридолевая стопа) и в более крупном плане, как стопа высшего порядка (доля = такту).
● ● ●
Ритм (греч. - течение) - это временнáя и акцентная сторона музыки, упорядоченная метром (определение В.Холоповой). Наименьшее ритмическое соотношение составляет соотношение длительностей звуков, наибольшее - соотношение длительностей целых разделов формы (ритм высшего порядка). Типы ритмики (классификация В.Холоповой): 1) регулярно-акцентная ритмика - характерна для классической музыки; основывается на совпадении метрического и ритмического акцентов, на равномерном чередовании тактовых долей и метрических акцентов; 2) нерегулярно-акцентная ритмика - характерна для профессиональной музыки ХХ века - особенно для музыки И.Стравинского, Б.Бартока, композиторов неофольклорного направления, а также - для эпической и лирической фольклорной музыки; проявляется в музыке с переменными метрами, с разными видами полиметрии и полиритмии, с особыми формами варьирования, нарушающими принцип регулярности в отсчёте времени и в чередовании метрических акцентов - например, с акцентным варьированием, варьированием протяжённостей построений и др.; 3) регулярно-времяизмерительная (регулярно-безакцентная) ритмика - тип ритмики, свойственный музыке ХХ века, например, А.Веберна, О.Мессиана, в которой имеется тактовый метр и действует одна единица отсчёта времени; метрические акценты нивелируются, подчёркивание отдельных моментов достигается интонационными, тембровыми, артикуляционными средствами; 4) нерегулярно-времяизмерительная (нерегулярно-безакцентная) ритмика - свойственна музыке 2-й половины ХХ века, в которой отсчёт времени ведётся изменяющимися единицами; такая ритмическая организация проявляется прежде всего в алеаторических и сонористических композициях, где господствует импровизация, например, в произведениях К.Штокхаузена, М.Кагеля, С.Губайдулиной, А.Шнитке, А.Тертеряна и др.
● ● ●
Формообразующие свойства ритма
Ритм входит в комплекс важнейших средств формообразования и способен влиять на такие качества формы, как: Связность; Динамизм; Пропорции. Вступая во взаимодействие с такими средствами формообразования, как гармония и тематизм, ритм проявляет себя либо в параллельном действии с ними, либо вступает с ними в противоречие, выдвигается на ведущую позицию и играет самостоятельную роль.
● ● ● Дополнительная терминология: Синкопа - несовпадение метрического и ритмического акцентов. Полиметрия - проявление разных метров в одновременности. Полиритмия - сочетание в одновременности ритмических фигур основного и произвольного деления. Гемиóла (полуторное соотношение) - двудольный мотив в трёхдольном такте и наоборот - трёхдольный мотив при двудольном такте: ┌─┐ ┌──┐ ┌─┐ ┌────┐ ┌────┐ 1) 34 1 2 3 │ 1 2 3 ║ 2) 24 1 2 │ 1 2 │ 1 2 ║ > > > > > Литература
1. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|