Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовительная работа.

Открытый урок чтения по произведениям

Д.Н. Мамина-Сибиряка из цикла «Аленушкины сказки»

Форма: литературная викторина с участием героев сказок.

Тема: добрые сказки не только для Аленушки.

Цель: обобщить знания детей по прочитанным сказкам из цикла «Аленушкины сказки».

Задачи:

1. Создание оптимальных условий для самореализации учащихся, их творческих, интеллектуальных способностей и интересов.

2. Активизация интереса школьников к изучению родного края, его литературного наследия

3. Воспитание самостоятельности, ответственности, организованности.

4. Развитие внимания, наблюдательности и партнерских отношений.

 

Подготовительная работа.

1. Разделить учащихся на группы.

2. Выбрать в каждой группе ответственного за подготовку к уроку.

3. Поместить вопросы, по которым дети должны готовиться, в классный уголок.

4. Вопросы:

а. Что вы знаете о Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке?

б. Для кого Мамин-Сибиряк писал сказки? (для детей и взрослых)

в. Как назывался цикл сказок? («Аленушкины сказки»)

г. Сколько сказок вышли в этот цикл? (10)

д. Можете ли вы их перечислить? (Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост; Сказочка про Козявочку; Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост; Ванькины именины; Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу; Сказка о том, как жила-была последняя Муха; Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую Канарейку; Умнее всех; Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке; Пора спать)

е. Про кого эти сказки? (про разных животных и необычные вещи)

ё. Есть ли среди этих сказок грустные? (есть – «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую Канарейку»)

ж. Чему учат эти сказки? (сказки очень поучительны и познавательны. Осмеяние трусости и хвастовства, легкомыслия и неумения верно оценивать силы противника – вот главный смысл сказок Мамина-Сибиряка. А невозможность приспособиться к окружающей среде может грозить смертельной опасностью.)

5. Разучить сценки.

6. Чтение по ролям (заранее подготовленные дети).

7. Выразительное чтение отрывка из сказки.

8. Изготовление костюмов для участников.

9. Оформить стенд с книгами и портретом Д.Н. Мамина-Сибиряка.

 

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели.

II. Ответ учащихся по группам на первый вопрос + презентация учителя о Мамине-Сибиряке.

III. Отчет учителя по группам на 2 – 7 вопросы.

IV. Литературная викторина: «Самый внимательный читатель». Цель: прочитать без ошибок, выразительно и ответить на вопрос из какой сказки.

Вот только мою травку не троньте Я этого не люблю, признаться сказать…. Мало ли вас тут летает… вы – народ легкомысленный, а я Червячок серьезный…. Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем.

Сказочка про козявочку

Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рев. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил.

Сказка про Комара Комаровича

Ведь она всегда была такой скромной Метелочкой и никогда не важничала, как это случилось иногда с другими. Например, Матрена Ивановна или Аня и Катя, - эти милые куклы любили посмеяться над чужими недостатками: у Клоуна не хватало одной ноги, у Петрушки был длинный нос, у Карла Ивановича – лысина, Цыган походит на головешку…

Ванькины именины

И все бросились в погоню за вором. Краюшка была тяжела, и он не мог далеко улететь с ней. Его догнали как раз над рекой. Бросились на вора большие и малые птицы. Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку. Тут же схватились за нее рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами. В крошки растерзали всю краюшку, и все крошки съели. Как есть ничего не осталось от краюшки. Когда краюшка была съедена, все опомнились и всем сделалось совестно.

Сказка про Воробья Воробеича

Она тысячу раз вылетала в сад, посидела на зеленой травке, полюбовалась цветущей сиренью, нежными листиками распускавшейся липы и цветами в клумбах. Неизвестный ей садовник уже успел вперед позаботиться обо всем. Ах, какой он добрый, этот садовник!..

Жила-была последняя Муха

Врагов вообще было достаточно. Например, кот Васька… Какими маслеными глазами он поглядывал на всех птичек, притворялся спящим, и Канарейка видела собственными глазами, как он схватил маленького неопытного воробушка,- только косточки захрустели и перышки полетели…Ух, страшно! Потом ястреба – тоже хороши: плавает в воздухе, а потом камнем и падает на какую-нибудь неосторожную птичку.

Сказочка про Воронушку

Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк вечно с кем-нибудь ссорился. Вот и сегодня,- не успел проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять ссору или даже драку. Вообще самая беспокойная птица, хотя и не злая. Индюшке делалось немного обидно, когда другие птицы начинали подсмеиваться над Индюком и называли его болтуном, пустомелей и ломакой. Положим, отчасти они были и правы, но найдите птицу без недостатков? Вот то-то и есть! Таких птиц не бывает, и даже как-то приятнее, когда отыщешь в другой птице хотя самый маленький недостаток.

Умнее всех

Как ни было больно, но Мурка притворилась, что ничего не понимает и не умеет говорить. Когда его выбросили за дверь, он встряхнулся, облизал помятую шерсть, расправил хвост и проговорил:

- если бы я был кухаркой, так все коты с утра до ночи только бы и делали, что пили молоко. Впрочем, я не сержусь на свою кухарку, потому что она этого не понимает….

Притча

V. Угадай героя (отгадывание кроссворда)

 

 
 

 

 


Вопросы к кроссворду:

1. У него длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

2. У нее крылышки, тонкие ножки.

3. У него длинный нос, тонкий голосок.

4. Это пузатый деревянный…

5. Клюв раскрыт, глаза горят, все перышки стоят дыбом.

6. Она маленькая, веселая, беззаботная.

7. Это маленькая желтенькая птичка.

8. Это болтун, пустомеля и ломака.

9. Это красивый, ненасытный и ленивый герой.

 

 

VI. Игра «Найди пропавшие вещи» и определи из какой сказки.

· цветок («Сказочка про Козявочку»)

· береза («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»)

· волчок, кукла, ложечка («Ванькины именины»)

· кусочек, глиняная кастрюлька («Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурка»).

VII. Встреча с героями сказок.

Выходят нянечка и Аленушка.

Нянечка. Здравствуйте, ребятишки!

Аленушка. Здравствуйте!

Нянечка. Мы пришли с девочкой Аленушкой к вам сегодня в гости, чтобы рассказать о творчестве известного писателя и сказочника Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Он родился в 1852 году, а умер в 1912 году. Вот как давно он жил, но сказки его любят дети до сих пор!

Аленушка. Самые известные его истории для детей собраны в цикл сказок, которые так и называются «Аленушкины сказки».

Нянечка. Сам Мамин-Сибиряк сказал про Аленушкины сказки так: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, потому что она переживает все остальное». Ведь в 1892 году умерла жена Дмитрия Наркисовича, и он остался с больной дочкой на руках. Вот и стал Мамин-Сибиряк сочинять сказки, чтобы утешить девочку.

Аленушка. А звали ее, как и меня, – Аленушка.

Нянечка. Впервые «Аленушкины сказки» появились в журнале «Детское чтение». В 1894 году там была напечатана «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», в 1895 году – «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», и «Сказка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку канарейку». В 1896 году в журнале «Восход» появилась сказка Мамина-Сибиряка из этого же цикла «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Сказки Мамина-Сибиряка и веселые, и грустные одновременно.

Аленушка. Какие-то его произведения известны широко, какие-то – менее. Так, хорошо известны детям сказки «Серая шейка» и «Старый воробей». По сказке «Серая шейка» даже снят мультфильм, помните, ребята?

Выскакивает зайка.

Зайка. Эй, что вы тут делаете? Уж не волка ли ждете? Давайте его сюда, я его съем! Я никого не боюсь!

Аленушка. Ребята, вы узнали, кто пришел к нам?

Ребята дают ответы.

Нянечка. Правильно, Это Заяц-хваста.

Зайка. В книгах Мамина-Сибиряка, словно в русских народных сказках, звери, птицы и даже насекомые живут своей жизнью! Их внешний облик сразу узнается ребятами. Давайте вспомним, ребята, как писатель рисует известных персонажей?

Показ рисунков.

Ребята (перечисляют). Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Комар – длинный нос, Мишка – короткий хвост, Воронушка – черная головушка.

Нянечка. Все эти герои имеют привычные для нас качества, которыми они отличаются и в народных сказках. Например, храбрый заяц труслив.

Зайка. Признаться, даю

Аленушка. Медведь хоть и силен, но неуклюж, воробей прожорлив, нахален, а комар назойлив.

Раздается рев, входит Мишка. Зайка прячет голову руками и дрожит.

Мишка. Здравствуйте, это здесь сегодня сказки читают?

Заяц. Ой-ой-ой-ой-ой.

Аленушка. Ай да храбрец! Ай да зайка!

Зайка. Я не виноват, что меня природа таким сделала! Но в сказке Мамина-Сибиряка я и в самом деле становлюсь храбрым. Про меня писатель сказал так: «Жил-был зайчик в лесу и всего боялся. Скрипнет где-нибудь сучок, упадет с дерева ком снега – он так и задрожит. Но вот однажды надоело ему бояться!»

Аленушка. И действительно, в конце сказки заяц спасет своих родных от злого волка.

Нянечка. Проходи, Мишка, садись. А ты, зайчик, не бойся. Не зря же в конце своей сказки ты и в самом деле становишься храбрым. Знаешь, Мишка, сегодня мы разговариваем с ребятами о сказках писателя Мамина-Сибиряка. В его сказках и твой герой есть.

Мишка. Скоро ли сказка начнется? Все собрались, все ждут!

Нянечка. Ах, вы сказку пришли слушать?

Аленушка. Нянечка, расскажи-ка нам хотя бы присказку из «Аленушкиных сказок»?

Нянечка. Что ж, извольте слушать, какую присказку выдумал для своей дочки ее папа, сказочник Мамин-Сибиряк. (Рассказывает.)

Баю-баю-бай… один глазок у Аленушки спит. А другой смотрит, одно ушко у Аленушки спит, а другое слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. АОН уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой Заяц проковылял в своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом в стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкины сказки. Один глазок у Аленушки спит, а второй слушает, одно ушко у Аленушки спит, а второе слушает. Баю-баю-баю…

Аленушка. Всех укачала эта волшебная присказка. А сколько, нянюшка, всего «Аленушкиных сказок»?

Нянечка. Всего их десять штук. Все они разные, про разных зверей. И даже есть совсем необыкновенные, например «Сказочка про козявочку» или «Притча о молочке, овсяной кашке и о сером котишке Мурке».

Зайка. Давайте посмотрим инсценировку «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке». Это не страшная история. И я не буду бояться.

Чтение по ролям «Притча о молочке, овсяной кашке и о сером котишке Мурке».

VIII. Вывод. Очень важно чувствовать себя смелым и великодушным, защищать товарищей и при этом не особенно хвастаться. Мамин-Сибиряк расширяет познавательные возможности литературной сказки и ее границы.

IX. Итог. Для кого писал свои сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк? «Аленушкины сказки» трогательны, поэтичны, прекрасны. Они написаны с огромной любовью и нежностью, что до сих пор заставляют смеяться и плакать читателей – ровесников маленькой Аленушки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Десять аксиом разбора пьесы. | Введение в макроэкономику


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных