Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методологический аппарат исследования




Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения курсовой работы является первый, установочный этап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты.

Этап начинается с выбора темы и заканчивается определением мето­дов, т.е. конкретных способов проведения исследования.

Тема и методы исследования – это начальное и конечное звено, на ос­нове которых осуществляется поиск. Кроме них, определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи. Перечисленные элементы образуют мето­дологический аппарат исследования, который регулирует как процесс ис­следования, так и оформление полученных результатов.

Выбор темы – один из самых ответственных этапов исследовательской работы. В выборе темы студент и его научный руководитель исходят из акту­альности избираемой темы, ее теоретической и практической значимости. Немаловажное значение имеет также степень изученности избираемой для исследования темы, обеспеченность ее литературой и источниками в местных архивах и библиотеках. Наконец, тема научной работы должна вызывать жи­вой интерес студента, нравиться ему. В противном случае вместо увлекатель­ного творческого поиска работа над курсовой или дипломной работой стано­вится формальным выполнением поставленных руководителем задач.

В ходе работы формулировка темы может корректироваться и уточ­няться и в окончательном виде утверждается на заседании выпускающей кафедры.

Кафедра ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ отдельно для каждого курса (в соответствии с учебным планом) с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. При разработке тематики курсовых работ кафедры должны учитывать теорети­ческое и практическое значение включаемых в нее проблем, по возможно­сти предусматривать написание студентами работ по научным проблемам или вопросам. Тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 15 октября текущего учебного года. Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложен­ного списка курсовых работ. Изменение темы курсовой работы допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой. Выбор темы курсовой работы на текущий учебный год осуществляется студентами до 30 октября. Темы курсовых работ по специальности (направлению) и на­учные руководители утверждаются на заседании кафедры до 15 ноября.

Существенное изменение темы курсовой работы, а также замена научного руководителя допускается в случае уважительной причины по решению кафедры. Изменение темы оформляется в таком же порядке, как и выбор темы.

Не рекомендуется выполнять работу на одну и ту же тему нескольким студентам, прикрепленным к одной кафедре.

На выбор темы влияет ряд факторов. Прежде всего, это личные, про­фессиональные и научные интересы студента, выработавшиеся за время обу­чения, его склонности и увлечения, также наличие научных кадров соответ­ствующей тематики, материала, литературы. Главным критерием является актуальность темы, ее значимость и перспективность, как для студента, так и для кафедры.

При выборе темы курсовой работы можно учитывать материалы ранее написанных курсовых работ, опыт выступления на науч­ных студенческих конференциях и в научных кружках. В этих случаях студент обычно уже знаком в той или иной степени с имеющейся по теме литературой и другими источниками, в общих чертах имеет представле­ние о проблеме, которая подлежит исследованию в его научной работе.

Следует также помнить о том, что темы бывают узкие (конкретные) и широкие. Широко поставленная тема дает возможность охватить много­численные материалы, проявить свои способности к обобщению, но часто ведет к обилию общих декларативных рассуждений, студенту не хватает для ее решения знаний. Конкретная тема приучает к научной наблюда­тельности, к работе над фактами, но тут может возникнуть другая край­ность – такие темы ведут к неглубоким выводам, не позволяют выйти на уровень обобщений. Нужно определить характер своей темы и учесть и ее достоинства, и недостатки.

Одной из наиболее распространенных ошибок в связи с темой рабо­ты является неправильная ее формулировка – либо очень узко, либо слишком широко поставленная, либо несоответствие темы содержанию работы. Например, тема "Оценка природно-ресурсного потенциала" поставлена слишком широко, и вряд ли даже в рамках выпускной работы можно сделать всеобъемлющий охват данной темы. В то же время, если в названии работы на ту же тему указать конкретный регион по которому проведено исследование, то тема сразу станет уже – "Оценка природно-ресурсного потенциала Саратовской области". Реже случается обратное – тема оказывается уже исследования, проведенного в работе.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоре­чие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим ос­мыслением. В курсовой работе проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Обычно если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Понятие предмет исследования значительно уже и кон­кретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отно­шения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в данной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и опре­деляет предмет исследования.

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее за­главие. Так же, как и проблема, объект и предмет исследования первона­чально формулируются совместно с руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать, – цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологи­ческого аппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимо­связи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предпола­гается получить при выполнении курсовой работы.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследо­вания. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают дости­жение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаи­мосвязаны, и отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: первая задача связа­на с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности про­блемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая – имеет тео­ретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих спо­собов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья – имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Решаемые задачи должны быть выстроены в логически правильном порядке, что определит верную структуру выполняемой научной работы.

Первый этап работы над курсовой работой завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.

Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: ре­зультаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Ме­тоды должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Исследования в области природопользования часто используют карто­графический, дистанционный, статистические и математические методы, при которых применяются компьютерные расчеты. Современные методы количественного анализа позволяют решать масштабные задачи. Но количе­ственный анализ должен не заменять качественного, а дополнять его. Во многих случаях "традиционный" анализ информации остается главным.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокуп­ность методов, которая обеспечит полное и правильное решение по­ставленных задач.

3.2. Предварительный план исследования

 

Исследовательская работа должна быть четко организованной, сис­тематичной. Чтобы правильно распределить время и усилия, нужно соста­вить предварительный план работы, в котором определяются сроки всех этапов подготовки курсовой работы (например, изучение ли­тературных источников с 1 октября по 1 ноября, сбор материала с 1 де­кабря по 15 января, и т.д.).

Благодаря такому плану не будет спешки на последних ответствен­ных этапах, особенно при оформлении работы. Целесообразно вести ра­бочий дневник, в который записываются новые мысли, пришедшие в го­лову по ходу работы, новые предложения, термины, которые необходимо проверить, то, что нужно доделать и исправить. С этих записей нужно на­чинать работу каждый день.

Далее составляется предварительный план исследования. Созданный даже в очень общей форме, план помогает организовать работу, опреде­лить круг необходимых проблем, последовательность их решения, то, как соответствует содержание работы ее теме, все ли аспекты темы будут за­тронуты в работе, как вся работа связана в единое целое и т.п. Если тема определена четко, то план составить легче. Работа над планом – это выра­ботка идеи научного сочинения.

Для составления плана знакомятся с общей литературой по теме, на­чиная с энциклопедий, обобщающих трудов и учебных пособий. Немало­важную роль при этом могут сыграть обзорные статьи, разнообразные справочники, словари, архивные материалы.

Поможет составить план научный руководитель. В логической по­следовательности формулируются вопросы, на которые нужно ответить в рамках темы, каждый пункт постепенно подразделяется на подпункты, предусматривается место для введения, заключения и выводов. На после­дующих стадиях план, конечно, будет уточняться.

Последовательность следующих двух этапов в работе над темой опреде­ляется самим исследователем – здесь нет окончательного мнения. Скорее всего, работу по сбору материала и изучению научной литературы нужно вести парал­лельно. Чтение научной литературы до самостоятельного изучения материала может привести к тому, что неопытный исследователь некритически воспримет чью-то точку зрения, попадет под влияние той работы, которая была прочитана первой. При обращении же к первоисточникам без знания того, что нужно ис­кать, можно не увидеть необходимых для работы фактов, не определить свой, самостоятельный аспект исследования – ведь для этого нужно смотреть на ма­териал через призму какой-либо идеи, хотя бы гипотетически сформулирован­ной. При чтении источников до изучения научной литературы у исследователя складывается свое первоначальное мнение, впоследствии он может сопоставить конкретные данные с чужой концепцией и выявить ее пробелы и ошибки. Та­ким образом, то, с чего начинать работу, каждый исследователь решает сам и помнит при этом об опасностях каждого из указанных путей.

 

3.3. Содержание и структура курсовой работы

 

Содержание и структура курсовой работы определяется ее целями и задачами. Содержание научного сочинения должно иметь четкую структуру, которую отражает оглавление. Кроме титульного листа (Прило­жение 2) и оглавления (Приложение 3), работа включает введение, две или три главы, которые делятся на разделы (параграфы), заключение, библиогра­фический список (Приложение 6), а также приложения, которые оформляет­ся по желанию. Кратко рассмотрим их особенности.

Введение - это достаточно краткий, вступительный раздел научного исследования, в котором обосновывается актуальность и своевремен­ность изучения выбранной темы. Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важных проблем, которые имеют место в практике научных исследований. Считается, что если проблема будет ре­шена, а полученные в исследовании результаты будут внедрены в практи­ку, то эффективность практики возрастет. В самом общем виде актуаль­ность показывает степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации, с одной стороны, и предложениями, которые в настоящее время может дать наука и практика – с другой.

Наиболее убедительно актуальность темы показывает проблема ис­следования. Обычно для выделения и обоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения и направлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, что решение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический и прак­тический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этой проблемы. Затем указываются все остальные элементы методологи­ческого аппарата (цели и задачи исследования, объект и предмет). Закан­чивается введение указанием методов, на основе которых и будет прово­диться исследование.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулирован­ные во введении.

Оформление глав научной работы также имеет свою специфику. Ра­бота должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы сделанное предшествующее вело к последующему.

Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соот­ветствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При де­лении главы на разделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Содержание работы должно раскрывать тему исследования. Тек­сты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования, которые должны подтверждать или опровергать положения гипотезы и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Выводы могут также давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Ре­зультаты решения поставленных задач и составляют основное содер­жание выводов. Если же поставленную задачу решить не удалось или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении на­учного исследования. Из этого вовсе не следует, что данная работа вы­полнена плохо или не завершена, просто таково одно из правил науч­ной этики.

Заключение заслуживает особого внимания при оформлении курсовой работы. По содержанию оно должно соответствовать сво­ему предназначению – быть итоговой, обобщающей, заключительной ча­стью проведенного исследования. В заключении обычно отмечается, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении. Здесь следует четко и ясно указать, какие главные результаты были получены при выполнении данной работы, обосновать их правильность, достовер­ность и полезность. Важно показать минимум обязательных условий, обеспечивающих получение этих результатов, т.к. воспроизводимость ре­зультатов подтверждает их правильность.

Следует раскрыть теоретическое и практическое значение получен­ных результатов, а также попытаться оценить полученные выводы. В ценностно-оценочном плане их можно разделить на три группы: бесспор­но доказанные, предварительные, требующие дальнейшей проверки, и выводы, связанные с прояснением перспектив дальнейшей работы над темой исследования. Присутствие в заключении собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие трудности и почему возникли в ходе исследования и как они преодолева­лись, показывает методологическую грамотность исследователя, его спо­собность к самоанализу и самооценке.

В приложение (-я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

3.4. Работа с научной литературой

 

Наибольшие сложности у молодых исследователей вызывает необхо­димость оценить чужую научную работу. Особенно важно это бывает тогда, когда одна и та же проблема или материал рассматриваются разными иссле­дователями с диаметрально противоположных точек зрения. Не оценивая прочитанные исследования, можно оказаться в плену чужой идеи, а если на­чинающий исследователь попадет под влияние нескольких авторов, то такая работа будет полна противоречий и несогласованностей. Для выработки са­мостоятельной точки зрения следует постоянно сопоставлять прочитанное с первоисточниками, проверять систему доказательств и материал, использо­ванный исследователем, следить за логичностью изложения.

Научная этика требует знания возможно большего числа исследований по данной теме. Незнание работ предшественников, во-первых, некрасиво, и может вызвать заслуженные упреки на защите и привести к снижению оценки за работу, во-вторых, есть риск провести напрасное исследование вопроса, уже хорошо изученного, и потратить зря много времени. Запомнить все эти иссле­дования невозможно, а работу над ними надо как-то зафиксировать.

Освоение научной литературы предполагает ведение записей несколь­ких типов, укажем наиболее важные из них.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании курсовой работы.

Важный момент при работе с литературой – использование библиогра­фического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на ко­торый автор ссылается в тексте своей работы, должен быть вынесен в биб­лиографический список.

Для составления библиографического списка литературы целесооб­разно прибегнуть к изучению:

- каталогов в библиотеке (алфавитный, систематический, новых поступлений);

- прикнижной и пристатейной библиографии;

- реферативных журналов;

- библиографических указателей – универсальных и отраслевых;

основных журналов: "Экономика природопользования ", "Проблемы региональной экологии", "Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем", «Экос-информ», «На пути к устойчивому развитию России», «Энергия», «Охрана дикой природы» и др.

Поиск научной литературы рекомендуется начинать с просмотра из­даний (книг и журналов) последних 5-10 лет, потом переходить к более ранним. Это поможет выявить наиболее важные работы. Затем обратитесь к рекомендательным указателям, к литературе, указанной в энциклопедиях и справочниках. Лишь затем нужно расширять круг изданий, обращаясь к са­мым полным и научным библиографическим указателям с целью не про­пустить ничего важного для темы работы. Исследователь обязан знать всю специальную литературу по теме, независимо от года ее издания. Так, часто в "старых" исследованиях содержатся материалы и выводы, которые, каза­лось бы, были отвергнуты более поздними исследователями, но время дока­зало их правоту. Изучать нужно не только узкоспециальную литературу, т.е. литературу изучаемой теме или проблеме, но и такую, которая помогла бы понять научное направление, в котором ведется работа и использовать мето­ды и опыт исследований по смежным отраслям.

Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование – детальное изложение главных положений и кон­цептуальных идей работы. Конспект ведется в виде записей на отдельных лис­тах с полями, вначале дается полное библиографическое описание, затем на каждой странице фамилия автора, чтобы при необходимости найти место вы­павшим листам. Конспект не должен быть просто переписанной чьей-то статьей или книгой, случайно вырванными фразами или абзацами, но конспект малоэффективен без точных цитат. Он должен отражать логику и структуру работы, ее фактический материал (с оценкой его полноты и достоверности) и систему доказательств, полемику с другими исследователями, концепцию ав­тора, цели и задачи исследования, достоверность и значимость основных вы­водов и т.п., т.е. в нем должен быть элемент анализа. Цитаты в конспекте должны быть точными, обязательно "с адресом", должны относиться к вы­бранной теме на уровне выводов, аргументации, логики размышлений и но­визны материала, концепции автора. На полях конспекта даются пометки, соб­ственные комментарии, отмечаются наиболее интересные места, параллели с другими исследованиями. Конспект должен быть "говорящим", т.е. удобным для работы, в нем должна быть четкая структура, можно использовать ручки разных цветов и т.п. Хороший конспект можно составить только при повтор­ном чтении работы (часто студенты сразу, при первом же знакомстве с книгой, приступают к ее "переписыванию").

Аннотирование – краткое, предельное сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование –дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте работы фактических и статистических дан­ных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст ци­тату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В своей работе студент может ис­пользовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль ав­тора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Пропуски слов, предложений допускаются, если они не искажают смысла цитируемого текста, и обозначаются многоточием внутри скобок. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест источника.

Цитирование должно быть логически оправданным, неразрывно связанным с текстом исследования, убедительным и корректным. Цитата должна подкреплять или иллюстрировать оригинальные мысли исследо­вателя. Злоупотребление цитатами опасно тем, что они часто прикрыва­ют отсутствие собственных мыслей. Сократить количество цитат можно за счет передачи своими словами бесспорных, очевидных положений (в таком случае можно просто обзорно перечислить работы и авторов, вы­сказывавших эти положения). Некрасиво, если цитаты из источника или научных работ занимают более половины страницы.

Каждая цитата должна быть "введена" предварительным замечани­ем о ее необходимости в тексте (например: Особенно ценной является мысль такого-то... – и далее цитата), следует избегать "выставки" цитат, когда они просто нанизываются без каких-либо комментариев друг на друга. Автору нужно каждый раз отмечать, согласен он с процитирован­ной мыслью или нет.

При непрямом цитировании, т.е. пересказе, изложении мыслей дру­гих авторов своими словами, следует быть предельно точным и коррект­ным при оценке излагаемого, давать ссылки на источник. Кавычки при непрямом, косвенном, цитировании не используются.

В работе могут присутствовать элементы и реферирования, и кон­спектирования, и компиляции и др. Хотя компиляция и не претендует на самостоятельность, но уже систематизация источников, а тем более их критический анализ, рассмотрение новых примеров, новых данных и до­водов, неизбежно несут авторскую самостоятельность.

Во время поиска и обработки научной литературы делаются вы­писки. Их оформляют на отдельных листах или в тетради. При этом пе­ред каждой выпиской указывается названия каждой отдельной книги, статьи, даже короткой рецензии и заметки в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати, на том языке, на котором издана книга. Рядом с выпиской пишется раздел работы, к ко­торому она относится, указание на номер страницы. Если выписки не имеют ссылки, то позже придется потратить много времени на поиски потерянной цитаты.

Аккуратно оформленные таким образом выписки позже сэкономят мно­го ценного времени. В тетради должно быть оставлено место для заметок: на каких источниках построено исследование, насколько оно полно и т.д. Такие замечания очень удобны при составлении библиографических обзоров по те­ме, которые должны стать важной частью научного исследования.

Заполняемые выписки желательно привести в определенную систему, которая приспособлена к проблематике выполняемого исследования. Ин­формация может располагаться по степени интереса к работе, по алфавиту, по хронологии. За основу систематизации можно принять план проводимого исследования, если он, конечно, уже принял почти законченный вид.

У начинающего исследователя возникает вопрос о достаточности ма­териала - все зависит от темы, целей и задач работы. Объективный критерий – повторяемость материала, незначительный остаток материала, который не подвергнут осмыслению под углом зрения выбранной темы.

 

3.5. Поиск и обработка фактического материала

 

Материалами для анализа могут быть: данные полевых исследова­ний, статистические сведения, материалы научных публикаций, архивные данные, социологические опросы и опросы экспертов, географические карты, данные дистанционного зондирования и т.п. Статистические мате­риалы собираются, как правило, за последние 4-5 лет. Но возможна и бо­лее длительная ретроспектива (в зависимости от темы). Допускается ис­пользование студентом материалов из фондов кафедры, которые ему представляет для работы научный руководитель.

Период первоначального накопления материалов – период длитель­ный, требующий много сил. Достоверные факты – основа исследования, потому что все собранные факты нуждаются в проверке достоверности, оп­ределении их значимости для решения поставленных вопросов. У читателя уже выполненной работы не должно возникнуть впечатления, что факты выбраны произвольно, потому необходимо оговорить в работе методы и приемы отбора материала. Ошибкой многих молодых исследователей явля­ется стихийное, а не планомерное собирание фактов. Нужно составить для себя "программу" сбора фактов, систематически просмотреть все необхо­димые источники. На начальном этапе следует постараться собрать и опи­сать весь необходимый материал, и от анализа отдельных фактов перехо­дить к обобщениям. В то же время индуктивный подход к собиранию мате­риала тоже не желателен – можно запутаться в обилии фактов, наблюде­ний. Некоторые исследователи рекомендуют такой прием: на первом этапе можно использовать быстрый просмотр источников, выявить основные за­кономерности. Когда определится общая концепция, материалы просмат­риваются второй раз особенно тщательно, факты анализируются в контек­сте.

Собранный материал необходимо систематизировать и осмыслить. Конечно, и в дальнейшем придется собирать недостающие факты, пере­проверять их. На определенном этапе нужно остановиться для обдумыва­ния темы, собранные факты должны дать толчок к анализу, создать "эври­стическую" (направленную на поиск) ситуацию. Необходимо отсечь не­нужные сведения, установить внутреннюю связь между фактами. Следует помнить: нельзя подчинять факты заранее заданной идее, только сами факты, проверенные и установленные, могут стать основой обобщения.

На этом этапе уточняются план и тема работы, а также цели и задачи работы, об особенностях формулировки которых уже говорилось выше, здесь хотелось лишь отметить, что у каждого конкретного исследования есть своя цель, это смысл обращения к данному предмету исследования в связи с развитием научной дисциплины, научного направления. Начи­нающие исследователи обычно ставят перед собой конкретные цели – уточнить, установить, классифицировать факты, выявить проявление за­конов и теорий на конкретных примерах и т.д. Задачи исследования – это промежуточные звенья, которые необходимо осуществить по пути движе­ния к цели. Один и тот же предмет может исследоваться с разными целя­ми. Разными могут быть и задачи при одной цели исследования.

На этом этапе нужно избегать двух крайностей: описательности, ко­гда работа строится на перечислении отдельных фактов, и компиляции чужих работ.

3.6. Заключительный этап научного исследования

Законченная работа кажется простой и стройной, ибо остается неви­димой огромная работа по поиску материала и его переработке. Значение черновой работы становится ясным только тогда, когда возникает опреде­ленная закономерность, обобщение фактов, когда гипотеза превращается в четкую, систематически изложенную и разработанную концепцию.

Заключительный этап работы – это оформление научного исследо­вания в курсовую работу. Работа над тек­стом исследования – это не механический, а творческий процесс, при ко­тором окончательно формулируется тема, идея, проблема, цели и задачи работы, тезисы и выводы находят отточенную формулировку, согласовы­ваются отдельные части концепции, дорабатываются несовершенные фрагменты исследования, отбрасывается все лишнее и обнаруживаются разделы, которые ранее не предполагались в работе, но которые оказались для нее необходимыми.

При работе над текстом следует иметь в виду его желаемый объем. Части работы должны быть соразмерными. Те или иные главы, введение и заключение не должны занимать неоправданно много места. Если не помнить об объеме, то можете потерять много нужного времени (на­пример, написана слишком большая глава, которую потом все равно придется сокращать).

После систематизации материала и рабочих записей, сделанных по ходу изучения материала, и его первоначального осмысления пишется первый черновой вариант работы. Начинать проще всего с того, что пер­воначальный и уточненный план расписывается на отдельные листы, ко­торые получают соответствующие подзаголовки, и по этим листам рас­пределяется собранный материал, сопровождаемый комментариями и предварительными выводами. Так легче преодолеть начинающему иссле­дователю страх перед необходимостью сразу написать большую по объе­му работу. Затем эти листы редактируются, компонуются, соединяются в целое – параграф, главу. Возможен и иной путь – сначала пишется цель­ный, последовательный, хотя и краткий вариант работы, напоминающий автореферат, который потом дорабатывается за счет развития отдельных фрагментов, деталей, примеров.

Черновой вариант аккуратно переписывается и представляется науч­ному руководителю. После исправления в соответствии с пожеланиями и замечаниями научного руководителя, данная часть или работа целиком подвергается литературной правке и оформляется для окончательного представления.

Работа над текстом, т.е. литературное изложение полученных ре­зультатов, – это важная, самостоятельная часть исследования. Ее главное назначение состоит в том, чтобы полно, точно, доступно, правильно, взаи­мосвязано и логично изложить основные идеи, мысли, выводы, полученные в результате проведенного поиска. Безусловно, логика изложения связана с логикой исследования, но не копирует и не воспроизводит ее.

Текст выпускной/курсовой работы должен отвечать требованиям дос­тупности, выразительности. Изложение его может быть кратким, лаконич­ным или развернутым. По характеру изложения тексты бывают описатель­ными, объяснительными, критико-аналитическими, полемическими и т.д.

Немаловажный момент в написании научного текста – стилевая ма­нера его изложения. Ведь грамотность, соблюдение норм современного литературного языка, представление о речевой культуре в научном и учебном общении есть основной показатель квалифицированности, под­готовленности студента к профессиональной деятельности. В связи с этим уместно сказать несколько слов об особенностях научного стиля.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями сооб­щения, которые состоят в том, чтобы по возможности полно и точно объ­яснить факты действительности, выявить и показать причинно­следственные связи между явлениями, установить закономерности исто­рического развития определенного явления. Каждый исследователь, неза­висимо от объекта исследования, облекает результаты своей деятельности в форму научного изложения, которое имеет повествовательно­объяснительный характер. Поэтому нужно использовать формально­логический способ рассуждения, цель которого – доказать истины, выяв­ленные в процессе изучения выбранного объекта. Чтобы рассуждение бы­ло убедительным, мысли должны излагаться в такой последовательности, при которой одно положение вытекает из предыдущего, при этом образ­ность и эмоциональность исключаются. Большую сложность составляет описание логики исследования – работа должна строиться как рассужде­ние, доказательство, а не просто перечисление, как оценка результатов, материал должен соединяться промежуточными выводами и т. п. Целесо­образно использовать такие слова и выражения, которые объясняли бы читателю логику текста, направление хода мысли (исходя из вышесказан­ного считаем необходимым обратиться к..., в дальнейшем будет необхо­димо специально остановиться на этом вопросе..., перейдем к рассмот­рению самой важной проблемы, такой как., приведем примеры., сум­мируем наблюдения., что касается.). Каждая часть текста должна быть продуманной в логическом отношении. Изложение должно быть связным, без повторений, без пестроты и клочковатости.

В то же время простая связность текста не обеспечивает его цельно­сти. Цельность научного текста имеет, прежде всего, смысловой характер и обеспечивается его проблемой, идеей, целями и задачами, текст должен быть целенаправленным. Выполняющий научную работу должен всегда помнить о главной своей идее и постоянно проверять, соотносится ли то, о чем он пишет в данный момент, с главной мыслью работы.

Логический центр абзаца, параграфа или главы должен быть под­черкнут лексическими, синтаксическими средствами. Особенно четкими должны быть формулировки исходных тезисов и выводов. Причиной не­понимания работы читателями может стать неточность и приблизитель­ность формулировок, затемняющих содержание работы. Нужно найти та­кую форму своим мыслям, чтобы она исключала возможность двоякого их понимания. Умение задержать внимание читателя на особенно важных смысловых фрагментах работы – настоящее искусство, к овладению кото­рым должен стремиться каждый студент, выполняющий научную работу. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное со­держание работы. Длинноты и манерность можно устранить, если, напи­сав работу, отложить ее на некоторое время (потому не стоит писать рабо­ту наспех к назначенному времени) и потом прочитать ее отстраненно, уже как читатель. Лучшие дипломные сочинения отличаются не только всесторонним исследованием поставленных в них вопросов, но и формой изложения, хорошим литературным языком.

Формально-логический способ изложения материала обусловливает отбор языковых средств – лексических и грамматических. Тексты научной прозы достаточно жестко регламентированы с точки зрения отбора языко­вых средств, их последовательности, общей композиции.

Лексика научного произведения складывается из общеупотреби­тельных слов, терминов, общенаучной лексики и слов-организаторов.

Общеупотребительная лексика лежит в основе любого научного про­изведения, причем все слова употребляются только в их прямом значении. Научные тексты отличает стремление к обобщению, абстракции, выражаю­щейся в преобладании слов с абстрактным значением (мышление, истина, гипотеза, перспективы и др.) и употреблении слов со "стертой" семантикой (оказать влияние, находить применение).

Широко используется специальная и терминологическая лексика, что обусловлено функциональным назначением научного текста: термины несут в себе большую информацию по сравнению с другими лексическими едини­цами. Используя термины, следует знать, что существуют: 1) термины обще­научные; 2) специальные (номенклатурные), используемые в конкретной об­ласти. Узкоспециальные термины составляют небольшой процент от общена­учных. В связи с тем, что в современной науке могут идти дискуссии об их значении и в разных исследованиях могут встречаться разные их понимания, при их употреблении следует давать исчерпывающие толкования или соот­ветствующие ссылки.

Слова-организаторы представлены в научном тексте союзами, союзными словами, наречиями, предложно-именными словосочетаниями, вводными слова­ми и предложениями. В функции организаторов часто выступают безличные и неопределенно-личные предложения. С помощью них осуществляются различ­ные логические операции: а) подтверждение приведенных выше соображений (поэтому, следовательно, в результате этого, исходя из сказанного выше); б) отрицание высказанных ранее соображений (тем не менее, с другой стороны, однако); в) расширение приведенной выше информации, соображений (кроме того, помимо того, в свою очередь); г) указание на последовательность аргумен­тации и связь суждений (во-первых, во-вторых, таким образом, итак, следова­тельно, выше, ниже).

В качестве еще одной специфической особенности научной прозы можно указать на фразеологию, которая служит выражению логических связей между частями высказывания (резюмируя сказанное, как показали исследования, исходя из результатов).

Грамматика. Отвлеченность и обобщенность, свойственные науч­ному стилю, подчеркиваются использованием наречий и местоимений с соответствующими значениями: обычно, обыкновенно, постоянно, всегда, всякий, каждый.

Стиль научных текстов предполагает использование предельно обоб­щенных форм 3-го лица местоимений – он, она, оно. Очень редко использу­ется форма местоимений 1-го лица ед. числа, зато употребляется форма ав­торского "мы", подчеркивающая объективность изложения: нами проведено исследование, мы утверждаем, они приходят к заключению и т.д.

Возможности глагола в научной прозе достаточно ограничены. Пре­обладание имени над глаголом привело к его семантическому опустоше­нию и к ограничению функций его основных грамматических категорий – лица, числа, вида, времени, наклонения, залога. В современных научных текстах чаще используются глаголы несовершенного вида, при этом упот­ребляются они в форме настоящего времени, обозначая действие вневре­менное или постоянное – обозначим, зададим, составим, определим, най­дем, выберем, рассмотрим и т.п.

Многие современные научные исследования, опираются на стати­стические данные, что обусловливает широкое использование количест­венных числительных. Они обозначаются цифрами, что облегчает зри­тельное восприятие. Порядковые числительные также принято обозначать цифрами, но с добавлением падежного окончания.

Среди слов-организаторов научного текста необходимо отметить предлоги, союзы, частицы. Особенно употребительны сложные (произ­водные, отыменные) предлоги (в течение, вследствие, в отличие от, на­ряду с и др.) и союзы (ввиду того что, несмотря на то что, тогда как).

Частицы употребляются как средства усиления убедительности вы­сказываемого суждения или как лаконичное средство противопоставления (исследователи утверждают... нами же установлено, что...).

Особенности синтаксиса научной прозы обусловлены необходимо­стью строго логически, последовательно и аргументировано излагать ход мысли, не допуская избыточной информации.

Научный текст должен обладать двумя важнейшими чертами: связно­стью и цельностью. Поэтому особо важную роль играют те синтаксические средства, которые служат для выражения логических связей между предло­жениями, абзацами и сложными синтаксическими целыми: союзы, союзные слова, вводные конструкции, наречия и наречные выражения (во-первых, во- вторых, затем, потом, тогда, там, так что, зато и т.п.), которые указы­вают на последовательность изложения.

Сплошной текст, не разбитый на абзацы, труден для чтения и неуда­чен в смысловом отношении, так как текст не разделяется на структурно ­логические части. Большую роль играет первое предложение абзаца, ко­торое должно одновременно показывать движение мысли от предыдущего абзаца к новой мысли и вводить впервые упомянутые понятия, термины и т.д. Сам абзац должен строиться таким образом, что после "переходного" его фрагмента должен идти тезис, утверждающий новую мысль, заклю­ченную в абзаце. Затем идет развитие мысли и ее доказательство, аргу­ментация, и завершается абзац промежуточным выводом, требующим дальнейшего развития мысли. Абзац не должен быть очень большим (5-7 предложений), он не должен занимать более страницы, иначе восприятие текста затрудняется.

Более сложные фрагменты текста строятся, как и абзац, так, что сна­чала идут фрагменты, обеспечивающие фон для восприятия основной ин­формации (например, идет краткое изложение фактического материала), затем излагается основная информация (т.е. дается анализ материала), а затем – заключительно - обобщающие части текста, которые указывают в то же время на нижнюю логическую границу фрагмента.

При описании процесса исследования основную массу предложений научного стиля составляют предложения повествовательные, а вопроси­тельные и восклицательные обычно отсутствуют. Оптимальной является структура предложения, позволяющая лаконично сформулировать выска­зывание и не затрудняющая восприятие. Реже используйте нагроможде­ние причастных и деепричастных оборотов, громоздкие придаточные предложения.

 

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Квалификационной работой студентов 3 курса является курсовая работа. При выполнении курсовой работы сту­дент должен показать свою способность и умение, опираясь на получен­ные знания, решать на современном уровне научно-исследовательские и практические задачи, грамотно излагать специальную информацию, опре­делять степень достоверности используемой и предлагаемой информации, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Тематика работ студентов, обучающихся по специальности «Нефтегазовое дело» может быть ориентирована либо на научно-исследовательскую, либо на проектно-производственную деятельность.

Научно-исследовательские работы должны быть направлены на ре­шение следующих профессиональных задач:

- выявление особенностей и закономерностей развития природных и природно-технических объектов и систем;

- определение взаимосвязи природных, хозяйственных и социальных структур;

- определение характера и степени антропогенного воздействия на природные и природно-технические системы и здоровье человека.

Тематика работ, ориентированных на проектно-производственную деятельность, должна быть направлена на решение следующих профес­сиональных задач:

- проведение комплексных исследований отраслевых, региональных и национальных проектов и задач в области природопользования, разработка рекомендаций по их разрешению;

- выявление и диагностика проблем освоения и охраны природы, разра­ботка практических рекомендаций в области природопользования;

- оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природно­антропогенных комплексов;

- обеспечение ресурсовоспроизводящей и средозащитной функций природной среды;

- проектирование типовых природоохранных мероприятий;

- производство оценки воздействий на окружающую среду;

- разработка и осуществление экологического мониторинга;

- анализ частных и общих проблем использования природных усло­вий и ресурсов, управление природопользованием;

- проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания;

- разработку практических рекомендаций по рациональному природо­пользованию;

- контрольно-ревизионную деятельность.

Примеры тем курсовых работ, выполняемых по дисциплине "Экологическая геология в нефтегазовом деле" приведены в Приложении 2.

Выполняемые работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими стандартами современно­го вузовского образования.

Объем исследования зависит от курса обучения, получаемой специ­альности, специфики темы и др. Курсовая работа обычно составляет не менее 25-30 страниц текста без учета списка информационных источников и приложе­ний. Работа переплетается (в папке-скоросшивателе) и сдается в бумажном и электронном вариантах.

Работа должна выполняться в единой стилевой манере научным язы­ком, в ней не приемлемы грамматические, пунктуационные, стилистиче­ские ошибки и опечатки.

Текст работы печатается на листах формата А 4. Поля на листах: слева – не менее 30 мм, с других сторон – не менее 20 мм. Рекомендуется использовать текстовый редактор Word, шрифт Times New Roman разме­ром 14, интервал 1,5. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 см. Основной текст должен быть отформатирован по ширине страни­цы. Нумерация страниц сквозная (титульный лист не нумеруется), распо­лагается справа, вверху страницы.

Главы, разделы и подразделы работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие содержание разделов, но не повторяющие названия работы. Название глав следует располагать с нового листа в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчерки­вая. Нумерация глав по порядку арабскими цифрами. Таким разделам, как содержание, введение, заключение, список использованных источников номер не присваивается. Нумерация разделов внутри глав состоит из двух цифр разделенных точкой: номера главы и порядкового номера раздела – 1.1. или 1.2. и т.д. (слово "раздел" или "подраздел" писать не нужно). Ну­мерация подразделов внутри разделов состоит из номера главы, номера раздела и порядкового номера подраздела – 1.1.1. или 1.1.2. и т.д. Более дробное подразделение нежелательно. Названия разделов рекомендуется отделять от предыдущей части интервалом (12 пт). Между строчками за­головка следует делать один межстрочный интервал.

Титульный лист курсовых работ оформляется едино­образно в соответствии с указанным образцом; визируется руководите­лем работы и подписывается заведующим кафедрой (Приложение 2).

Графический материал. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непо­средственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова Рисунок. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово Рисунок под ней не пишут. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рис. 4).

Все рисунки должны иметь подписи, точка в конце названия не ставит­ся. Использованные на рисунках условные обозначения должны быть пояс­нены в подрисуночных подписях. Для картографических материалов необхо­димо указание масштаба. Заимствованные из работ других авторов рисунки должны содержать после названия ссылку на источник этой информации (Приложение 4).

Таблицы. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нуме­рацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верх­нем углу над заголовком таблицы после слова Таблица. Допускается ну­мерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не ну­меруют и слово Таблица не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например, "... в соответствии с таблицей 2" при сквозной нумера­ции и "... информация представлена в таблице 1.2" при нумерации в пре­делах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (табл. 4).

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова Таблица по центру. Слово Таблица и заголовок начинаются с пропис­ной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заимствованные из работ других авторов таблицы должны содержать после названия ссылку на ис­точник этой информации.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, под­заголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

Единицу измерения помещенных в таблице показателей указывают в заголовке соответствующей колонки. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помеща­ется в названии таблицы.

Размер шрифта табличного текста допускается уменьшить до 10-12 для компактного размещения информации в таблице. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. За­менять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения нормативных документов не допускается.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота рабо­ты, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы заголовок таблицы следует повторить, и над ней размещают слова "Продолжение таблицы", с указанием её номера. Ес­ли заголовок таблицы велик, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице (Приложение 5).

Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка.

Если уравнение не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (÷), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяется. Создавать форму­лы рекомендуется в редакторах формул (Microsoft Equation, TeX и др.).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует проводить под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы в тексте следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей записки арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Пример: Индекс экологического разнообразия определяется по формуле 1:

 

Jp = ∑li / (Sт – Sк), (1)

 

где li – длина i–го экотона, м;

∑li – общая длина границ экотонов, м;

Sт – площадь территории, га;

Sк – площадь естественных компенсирующих угодий, га.

 

(2.1.)

 

где Д – величина (модуль) ионного стока (показатель карстовой денудации); W - жидкий сток за весеннюю, летне-осеннюю, зимнюю фазы водного режима, м; Mи – средняя многолетняя минерализация за весеннюю, летне­-осеннюю, зимнюю фазы водного режима, мг/л; F – площадь водосбора, км.

Сокращения. Допускается употребление без расшифровки только общепринятых сокращений, понятных читателю. Другие сокращения должны быть расшифрованы при первом упоминании в тексте или даны списком сокращений, который помещается после оглавления. При сокра­щении слов и словосочетаний следует соблюдать единообразие и все од­нотипные слова сокращать или не сокращать. Форма сокращения по всей работе должна быть одинаковой.

В графических сокращениях отсеченная часть слова обозначена графически - точкой, дефисом, косой чертой, тире, а само слово при чтении произносится полностью: в., вв., г., гг. – при датах; г., д., обл., с. – при географических названиях; гл., ч., п., подп., разд., рис., с., см., ср., табл. – при ссылках и сопоставлении; экз., тыс., млн., млрд. – при числах в цифровой форме; п/п (по порядку); руб. (рубль); ч (час), с (секунда), мин (минута), т (тонна), м (метр), мм (миллиметр), г (грамм), кг (килограмм), ц (центнер), га (гектар). После сокращений, установленных государственным стандартом размерностей (см, м, кг, т и др.), точка не ставится.

Сокращенные наименования могут быть образованы аббревиатурой – РФ (Российская Федерация), ООПТ (особо охраняемая природная терри­тория), составленной из первых букв полных наименований или по слого­вому принципу: Минэкологии, Росприроднадзор.

Географические названия, употребляемые с сокращенной формой родо­вого понятия (слова город, река, улица), не склоняются, а пишутся в форме именительного падежа единственного числа: высшие учебные заведения г. Саратов; живописные виды оз. Байкал; командировка в г. Москва.

Ссылки на литературу в тексте, названиях рисунков и заголовках таблиц даются в соответствии с ГОСТом, а именно: по фамилии первого автора (либо двух авторов) и году, заключенным в круглые скобки. На­пример: (Глазовский, 1990; Будыко и др., 1978; Трофимов, Рубцов, 1985). Ссылки на коллективные монографии и справочники, сборники работ да­ются по первым одному или двум словам названия, например: (Прогно­стика..., 1978; Проблемы регионального..., 1982). Если имеются ссылки на несколько работ одних и тех же авторов за один год, то они различают­ся дополнительными буквами в алфавитном порядке на соответствующем языке), например: (Ермолаев, 2007 а, 2007 б), с соблюдением согласования со списком литературы.

Список литературы составляется по алфавиту, по фамилии первого автора (если приведено несколько работ одного автора, то они располага­ются по годам написания) и нумеруется. Сначала даются работы на рус­ском языке, затем – иностранные. В списке литературы библиографиче­ское описание формируется следующим образом: Фамилия, И.О. автора (если авторов несколько – то всех авторов); название статьи или книги; если эта статья, то приводится название журнала или сборника; год, том, номер, страницы (если книга, то общее число страниц; если статья, то страницы от – до); для книг указывается место издания и издательство (можно сокращенно). Название статьи отделяется от названия журнала и от названия сборника двумя косыми линиями. В список литературы вно­сятся только процитированные в тексте источники.

При использовании в работе неопубликованных материалов (науч­ных и производственных отчетов, диссертаций, студенческих выпускных и курсовых работ) рекомендуется выделять их в конце списка литературы в специальный раздел и приводить сведения о месте хранения. В таком случае в перечне используемой литературы сначала идет список Опубли­кованной литературы, а затем Фондовые материалы. Также отдельно нужно выделять Интернет-ресурсы.

Примеры оформления литературы и источников представлены в Приложении 6 .

Приложения. В приложения могут быть вынесены первичные мате­риалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: таблицы заимствованного фактического материала, первичные и промежуточные таблицы обработки данных, тексты разработанных ком­пьютерных программ, перечень нормативных документов и т.п.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху в правом углу слова "Приложение" и его порядковым номером. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

 

5. ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

5.1. Подготовка к защите

На защите курсовой работы студент должен высту­пить с докладом. А, поскольку, одно из главных достоинств профессио­нально-грамотного человека, это умение кратко, ясно и четко излагать свои мысли – выступлению придается особое значение.

На доклад отводится 10 – 15 минут, что определятся регламентом работы комиссии. Выступление должно быть подготовлено в письменном виде и его объем должен быть таким, чтобы "уместить" доклад в поставленные временные рамки. Поэтому к работе над докладом нужно отнестись очень серьезно.

Первая часть доклада, по сути, кратко повторяет введение исследо­вательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить со­держание глав. Здесь уместно привести 1-2 примера по теме выступления, свидетельствующие о наличии проблемы, дать несколько ссылок на литера­туру по изучаемой проблеме. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сде­ланы в ходе изложения содержания по главам.

Для успешной защиты существует несколько несложных приемов, облегчающих подготовку к публичному выступлению:

- выделение в тексте основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени;

- выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов;

- распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.

Увеличить информативность выступления при жестком временном ограничении позволяет компьютерная презентация и другие наглядные материалы. Их применение поможет лучше донести до комиссии наиболее важную информацию.

Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной, бумажно-плакатной. Она позволяет на современном уровне представить выполненные исследования, эстетично и эффектно показать выигрышные разделы работы, использовать ее студенту как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет члену аттестационной ко­миссии одновременно изучать квалификационную работу и контролировать выступление студента-выпускника.

Презентацию проще всего составить и оформить в программе Mi­crosoft Power Point. Структура, содержание и дизайн компьютерной презентации – личное творчество автора. Однако опыт показывает, что наиболее успешными яв­ляются презентации, составленные с соблюдением следующих рекомендаций.

Презентация составляется после тщательного обдумывания и напи­сания текста доклада на защиту: сюжеты презентации иллюстрируют ос­новные положения доклада.

Следует помнить, что при использовании в презентации табличных и иллюстративных материалов ссылки на авторов обязательна.

Основными принципами при составлении подобной презентации яв­ляются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное исполь­зование ярких эффектов).

Главными сюжетами слайдов презентации должны стать:

Титульный слайд, на фоне которого студент произносит вводные фразы доклада и который дает представление о теме диплома, авторе. Фо­ном здесь не обязательно должен быть цвет, намного информативнее вы­глядит изображение, заставляющее зрителя сразу окунуться в суть иссле­дования или перенестись мысленно в изучаемый регион. Это заранее на­страивает на тему и вызывает интерес слушателей.

Цель работы должна быть написана на экране крупным шрифтом (не менее кегля 22). Здесь же, если позволяет место, можно написать и за­дачи. Задачи могут быть представлены и на следующем слайде.

Структура работы - важный сюжет, который может быть пред­ставлен по-разному. Проще всего дать названия всех глав. Можно также представить структуру в виде графических блоков со стрелками или иным образом интерпретировать содержание работы.

Характеристика объекта исследования, суть решаемой проблемы мо­жет быть представлена в виде карт, диаграмм, графиков, фотографий, фраг­ментов фильмов. На эту тему может быть несколько сюжетов и слайдов.

Факторы, влияющие на изучаемый процесс (явление) проще всего показать в виде графических блоков со стрелками. Если необходимо пока­зать значимость факторов, можно использовать диаграммы. Влияние фак­торов можно показать и с помощью карт.

Результаты исследования – выявленные тенденции, закономерности, особенности территориальной организации объекта исследования – можно продемонстрировать разными способами. Выигрышно смотрится итоговая карта или ряд карт, которые характеризуют авторский вклад в исследуемую тему. Это могут быть карты зонирования, инвентаризационные или про­гнозные карты. В этом сюжете студент демонстрирует все свои навыки не только в исследовании, но и в картографии.

Главные выводы целесообразно поместить на отдельном слайде. При этом следует избегать перечисления того, что было сделано – главной ошибки многих студентов – а лаконично изложить суть практической, экономической, социальной значимости полученных результатов.

В конце презентации желательно поместить титульный слайд, что позволит вести дискуссию не на фоне черного экрана, а, находясь еще под впечатлением услышанного, оставаться "в теме".

Рекомендуется не использовать в презентации диплома больших фрагментов текста, особенно выполненного мелким, не доступным для чтения на расстоянии, шрифтом. Речь при этом не идет о легенде карт и графиков. Текст произносит сам докладчик, а перегруженность слайдов текстовыми блоками создает неблагоприятное впечатление.

Опасно излишне увлекаться мультимедийными эффектами. Часто сам докладчик в условиях экзаменационного стресса пугается прыгающих на экране элементов сюжета и теряет нить своего выступления.

Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны чле­нов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных де­ла: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонко­сти визуального преподнесения вами материала исследования.

 

5.2. Защита курсовых работ

 

Аттестация курсовых работ должна быть проведена до начала экзаме­национной сессии. Не аттестованные по курсовым работам студенты не мо­гут быть допущены к экзаменационной сессии.

Аттестация по курсовым работам по специальности (направлению) производится в виде ее защиты на заседании комиссии, назначенной заве­дующим кафедрой, в составе не менее трех преподавателей кафедры и в присутствии руководителя курсовой работы.

Состав комиссии и порядок ее работы определяются заведующим ка­федрой и доводятся до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссии не позднее, чем за неделю до защиты.

Курсовые работы по специальности (направлению) до защиты рецензи­руются. Рецензирование осуществляется аспирантами, преподавателями или приглашенными специалистами. Работа в законченном виде представляется ре­цензенту не позднее чем за 5 дней до защиты. Студент-автор работы, имеет право ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.

Курсовая работа по специальности (направлению) допускается к защите при условии законченного оформления, положительного отзыва научного руко­водителя и наличия рецензии. В случае недопуска курсовой работы к защите (отрицательного отзыва научного руководителя), руководитель проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.

При защите курсовой работы по специальности студенту предоставля­ется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах курсовой работы. После выступления студент отвечает на во­просы комиссии, оглашаются отзывы руководителя и рецензента, студент отвечает на имеющиеся в них вопросы и замечания.

Формой аттестации студента по курсовым работам по специальности (направлению) является дифференцированный зачет. Оценка по курсовой работе по специальности (направлению) объявляется после защиты и вы­ставляется в ведомости и зачетной книжке.

В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы по специальности (направлению) студент должен предста­вить исправленную работу в установленный комиссией срок, но не позднее начала экзаменационной сессии.

Работа оценивается в соответствии с критериями, утвержденными кафедрой, среди которых как наиболее важные, это:

- содержание работы;

- глубина и качество исследования;

- степень самостоятельности выполненной работы;

- уровень профессиональных знаний;

- соответствие содержания работы проблеме и задачам исследования;

- обоснованность теоретических и практических выводов;

- возможность практического применения материалов работы;

- наличие элементов новизны теоретического и практического характера,

- качество оформления;




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных