Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мультиплицирующий эффект




Увеличение инвестиций вызывает увеличение занятости, следовательно, рост потребительского спроса. Для удовлетворения возросшего потребительского спроса нужны новые инвестиции и т.д. В результате совокупный доход возрастает на величину, кратную приросту инвестиций, а общий прирост занятости превышает первоначальный ее прирост, вызванный увеличением инвестиций.

Кейнс вводит понятие мультипликатора – коэффициента, связывающего один из элементов конечного спроса (инвестиции), и совокупный доход равный агрегированному конечному спросу. Мультипликатор указывает, «что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, доход возрастает на величину, которая в k раз больше, чем прирост инвестиций»[10].

Согласно Кейнсу, первоначальный эффект увеличения конечного спроса полностью зависит от инвестиций, а мультиплицирующий эффект полностью зависит от потребления («предельной склонности к потреблению). И тот, и другой постулат можно принять лишь как существенное упрощение, допустимое на определенной стадии анализа. Коэффициент, определяющий общий рост занятости и дохода в зависимости от роста одной из составляющих конечного спроса (инвестиций), детерминируется динамикой другой составляющей конечного спроса – потребления, а именно предельной склонностью к потреблению. Все зависимости замыкаются в рамках конечного спроса, причем первоначальный импульс росту дает увеличение инвестиций, а механизмом, опосредствующим мультипликативный процесс, является «предельная склонность к потреблению».

Однако, как указывал А.С. Пигу[11], мультипликативный эффект на рост дохода оказывает не только прирост инвестиций, но прирост любого из элементов конечного спроса, включая (наряду с инвестициями), конечное потребление и экспорт продукции. Кейнс выделял инвестиции в качестве единственного экзогенного параметра, по-видимому, потому, что уровень инвестиций в наибольшей мере подвержен колебаниям на разных стадиях делового цикла, на повышение инвестиций направлена экономическая активность государства, а прирост инвестиций оказывает наибольший эффект на рост совокупного дохода.

К сказанному Пигу нужно добавить, что мультипликативный эффект прироста любого из компонентов конечного спроса опосредствуется не только ростом других компонентов конечного спроса, но также промежуточным спросом. При этом мультипликативный эффект добавочных инвестиций, добавочного конечного потребления и добавочного экспорта (в зависимости не только от «предельной склонности к потреблению» но также от интенсивности промежуточного спроса) будет различным для прироста каждого из элементов конечного спроса. Так, мультипликативный эффект прироста сырьевого экспорта, как можно предположить, значительно меньше, чем мультипликативный эффект прироста экспорта продукции машиностроения, потому что прирост, например, добычи газа связан с меньшим увеличением занятости и меньшим промежуточным спросом, чем прирост продукции машиностроения. В целях изучения зависимости совокупного дохода от приращения конечного спроса крупные элементы конечного спроса полезно подразделить на составляющие, например, выделить инвестиции в инфраструктуру, добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство, инвестиции в отрасли, производящие различные потребительские товары, сырьевой и не сырьевой экспорт и т.д. Поэтому, наряду с мультипликатором инвестиций, правомерно говорить о мультипликаторе потребления и мультипликаторе экспорта, причем каждый из этих мультипликаторов является агрегированным показателем, определяемым на основе множества более частных мультипликаторов. Чем более дробные, частные мультипликаторы мы рассматриваем, тем более приближаемся к коэффициентам прямых и полных затрат, вычисляемых на основе таблиц «затраты – выпуск». Зависимость совокупного выпуска, занятости и дохода от экзогенных изменений элементов конечного спроса (причем, дифференцированно по каждому из этих элементов) раскрывает система «затраты – выпуск», разработанная Василием Леонтьевым.

Кейнс замечал в одном месте своей книги, что «в более обобщенном случае мультипликатор является также функцией физических условий производства в отраслях, производящих инвестиционные и потребительские товары соответственно». Это положение сближает позицию Кейнса с методом изучения количественных взаимосвязей в экономической системе, разработанным Леонтьевым.

Мультипликативный эффект повышения совокупного дохода, вызванный экзогенным приростом любого из факторов конечного спроса (инвестиций, потребления, экспорта), зависит от того, как этот экзогенный прирост воздействует на остальные компоненты агрегированного спроса. Если, например, речь идет об экзогенном увеличении инвестиций, их мультипликативный эффект зависит от их воздействия (1) на потребительский спрос, (2) на промежуточный спрос, (3) на экспорт и импорт. Если речь идет об экзогенном увеличении потребления, мультипликативный эффект этого увеличения зависит от того, как оно воздействует на (1) инвестиционный спрос, (2) промежуточный спрос, (3) на экспорт и импорт. Наконец, если речь идет об экзогенном увеличении экспорта, его мультипликативный эффект зависит от того, как оно воздействует на (1) потребительский спрос, (2) инвестиционный спрос, (3) промежуточный спрос.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных