Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Передача ритма, движения

Ритм и метр

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

 

Ритм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же.

Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические. «В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства».

Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции.

Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет: «Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.

Ритм — это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от художественности». К вышесказанному можно сделать некоторые уточнения и добавления.

 

Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.

 

 

Наиболее простым типом ритма является метрический повтор. Это неоднократное повторение какого-либо элемента при одинаковом интервале. Типичный пример метра - расположение окон в жилом доме, клавиши на клавиатуре пишущей машинки и т. д.

Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор статичен. Простейший ритмический ряд основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании, как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. Иначе появляется ощущение случайного, хаотичного. В удачной композиции ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их.

Некоторые наиболее общие закономерности, связанные с метрическим повтором, рассмотрим на условных моделях. На рис. 3,а изображены три кубика с равными интервалами, но это фактически еще не метрический ряд, так как число элементов невелико. Если к этим кубикам добавлять новые, то ряд превратится в завершенный, а затем в бесконечный, после чего дальнейшее добавление принципиально уже не изменит характера его восприятия (рис. 3,б). В связи с этим важно установить пределы: когда элементы читаются как ряд, а не поштучно, и когда они могут восприниматься как завершенность, а не бесконечность.

Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются уже как группа.

Следовательно, при шести и более элементах на восприятие воздействует закономерность многократного повтора.

Восприятие метрических повторов зависит от активности самих элементов. Например, объемные элементы прочитываются в перспективе и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные.

Труднее определить момент, когда ряд элементов при добавлении к нему новых воспринимается не как целостный, а как бесконечный. Это зависит не только от количества элементов, но и от того, как они оформлены в совокупность.

 

Рис. 3. Метрические повторы

Например, ряд элементов на рис 3,д. ограничен полями, которые по величине равны интервалам между элементами, а на рис. 3,е - полями более крупными. В первом случае возникает ощущение случайного ограничения части ряда, во втором ряд воспринимается композиционно завершенным.

Метрические ряды могут иметь различную сложность. Простые основаны на одинаковом повторе одного элемента, в более сложных могут сочетаться, например, три ряда, в очень сложных может одновременно развиваться несколько метрических повторов. В последнем случае между системами повторов необходимо находить такие связи и переходы, чтобы композиция не теряла стройности и ясности рис 3,ж, з, и.

Может оказаться так, что конструкция изделия требует отступления от принятого шага метрического ряда или изменения его элемента. В принципе это допустимо, но необходимо, чтобы такие отступления не были случайными. Для этого их нельзя делать малозаметными. Они должны быть явными, но композиционно обоснованными.

Для того чтобы композиция на основе метрического повтора была завершенной, ряд должен иметь начало и конец.

Их можно оформить различными приемами. Например, можно акцентировать крайние или близкие к ним элементы.

 
 

Если сильный акцент расположен внутри ряда, можно завершить композицию делением ряда в определенном отношении. Количество элементов и размеры пространства, в котором организуется метрическая композиция, могут быть различными.

Если повторяющиеся элементы должны располагаться близко друг от друга, метрический ряд может оказаться перенасыщенным. Тогда элементам тесно, фон их не держит и повтор не воспринимается. Сохранить целостность ряда могут помочь нюансные решения элементов, например уменьшение насыщенности их цвета. Использование контрастных приемов, наоборот, будет способствовать перенасыщению композиции. При разреженной композиции элементы ряда будут теряться. Чтобы повтор как закономерность смог выполнить свою организующую роль, элементы разреженного ряда должны быть сильными, предельно активными. Это особенно важно в тех случаях, когда метрический ряд является основой композиции. Если же повтор играет второстепенную роль, элементы можно не подчеркивать.

Роль метрического повтора особенно велика в тех дизайнерских разработках, где применяются унификация элементов и модульные сетки.

Более сложную картину представляет ритмический повтор. Это закономерность композиции, которая основана на постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов (нарастание или убывание объема или площади элементов, сгущение или разрежение структуры и т.д.).

Самый простой ритм - это последовательное чередование двух элементов. Более сложный ритмический ряд образуется тогда, когда количество участвующих в нем элементов увеличивается и порядок их сочетания между собой усложняется. По сравнению с ритмом даже сложный метрический повтор воспринимается проще. Мотивы ритма показаны на рис. 4.

Активность ритма в композиции зависит от силы проявления этой закономерности. Если изменения чередований незначительны, то проявление ритма выражено слабо. Наоборот, при явном чередовании элементов ритм может служить главным началом композиции. Многое зависит также от протяженности ряда. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов, так как три еще не создают впечатления закономерного повтора.

Рис. 4. Закономерности проявления ритма:

а - ритм проявляется только в закономерном уменьшении сторон квадратов;

б - активность ритма возрастает с убыванием толщины решетки к центру;

в - ритм предельно активен;

г - ритм нарушен при изменяющемсяинтервале и неизменных толщинах решеток

При использовании ритма как средства композиции очень важно уметь правильно завершить ряд, иначе может возникнуть впечатление случайного его обрыва. В этом смысле задача решается сложнее, чем при использовании метрического повтора.

Разная степень учащения элементов ритмического ряда дает разную степень динамики. Например, прямоугольник, разделенный в первом случае на равные части, воспринимается как статичный (рис. 5.).

Во втором случае, сдвигая части влево и соблюдая при этом ритмическую закономерность членения, в прямоугольной форме появляется направленность, эффект движения влево. В третьем случае - активнее учащение ритма членения и потому интенсивней и динамичней эффект направленности и движения. В четвертом случае при том же ритмическом делении прямоугольника впечатление направленности больше, динамический эффект усилен нарастающим тональным соотношением.

В процессе проектирования эти особенности могут встретиться, как частный случай, в общем круге задач композиционного решения (например, при членении корпуса какого-либо транспортного средства или при организации элементов на плоскости приборной панели, т.е. там, где нужно ориентировать форму в каком-либо направлении или расположить и организовать элементы формы с ритмической направленностью к главной оси, к композиционному центру).

 

Рис. 5. Примеры использования ритмического членения формы для создания

направленности и динамичности

Применение ритма как средства композиции в значительной мере обусловливается объективными факторами. Так, ритм используется в тех случаях, когда его предопределяет конструктивная основа или когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики.

Метр и ритм обычно выступают в неразрывном единстве друг с другом, а также с другими средствами композиции. Поскольку метр и ритм связаны с соотношениями элементов предмета, то они всегда связаны и с его пропорциональным строем - соответствуют или не соответствуют какому-то определенному пропорциональному ряду. Важно отметить, что метр и ритм могут быть связаны, с одной стороны, с пропорциями, а с другой - с модульной сеткой. В дизайне в ряде случаев эта зависимость определяется жесткой связью метрических рядов с конструктивной системой.

Метроритмические ряды способствуют выделению главного в композиции, выявлению характерных, особенно для динамических композиций, акцентов и их закономерного чередования с пассивными интервалами, служащими как бы фоном.

Метроритмические соотношения-это повторы или чередования, которые могут быть равномерными, убывающими или нарастающими, и повторность эта может быть двух типов: метрическая и ритмическая.

Передача ритма, движения

Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Например, примеры из мира живой природы, которые, так или иначе, связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. В декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета и т.п. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью, которой можно передать движение на плоскости.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Декоративно-прикладное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда говорится о передаче движения на плоскости, то подразумевается его иллюзия.

Основными видами ритмических построений являются:

1. Нарастающий ряд.

2. Убывающий ряд.

3. Нарастающе-убывающий ряд.

4. Убывающе-нарастающий ряд.

5. Расширяющийся ряд.

6. Сужающийся ряд.

7. Сужающе-расширяющийся ряд.

8. Расширяюще-сужающийся ряд.

9. Ряд с параллельным изменением одинаковых свойств элементов.

10. Ряд со встречным изменением элементов.

11. Ряд с параллельным изменением разных свойств элементов.

12. Ряд со встречным изменением разных свойств элементов.

13. Однопериодный ряд.

14. Разнопериодный ряд.

15. Ряд с параллельным изменением форм и интервалов.

16. Ряд со встречным изменением форм и интервалов.

 

Какими же еще средствами можно передать динамику? Известно много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Способы передачи движения:

1. если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.

2. эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

3. для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является как бы его кульминацией;

4. изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы. Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает двигаться вместе с ним;

5. подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка;

6. ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане;

7. особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, так оно нам кажется быстрее;

8. большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение;

9. изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Способы передачи покоя:

1. если на картине отсутствуют диагональные направления;

2. если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

3. если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

4. если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина "Зимой", несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Места прохождения производственной (профессиональной) практики | Введение –краткие сведения о возникновении метрологии

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных