Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика «Сказка» Луизы Дюсс

ПЕРВАЯ СКАЗКА: «ПТЕНЕЦ»

Цель - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей, или от обоих вместе.

"В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"

Типичные нормальные ответы:" Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку", "Полетит к маме, потому что испугался", "Полетит к папе, потому что он сильней", "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его".

Проблемные ответы: "Не умеет летать, поэтому останется на земле", "Попытается лететь, но не сумеет", "Умрет во время падения", "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)","О нем все забудут и кто-нибудь на него наступит" и т.д.

 

ВТОРАЯ СКАЗКА: «ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ»

Цель сказки - понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, иными словами, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать некоторые вопросы, приведенные после сказки.

"Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любит друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?"

Типичные нормальные ответы: ."Пошел за цветами для мамы", "Пошел немного поиграть", "Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один", "Ему надоело находиться на празднике", "Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.)". Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные и встречаются довольно часто.

Проблемныеответы: "Ушел, потому что разозлился", "Хотел остаться один", "Загрустил", "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".

К такого рода ответам вам необходимо поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Может случиться, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснить свои ответы, или же может сказать: "Это праздник мамы и папы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания", "Было слишком шумно", "Ему не давали играть в игры", "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл", "Ему не дали конфетку", "Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот)","На праздниках он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.

ТРЕТЬЯ СКАЗКА: «ЯГНЕНОК»

Здесь проводится контроль за тем как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант этой сказки дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант: "Жила была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?"

Типичные нормальные ответы: "Будет есть больше травки", "Заплачет, а потом станет есть больше травки", "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".

Проблемныеответы: "Умрет от голода", "Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме", "Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока", "Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет ему где-нибудь молока и принесет ему".

Второй вариант: рассказывается та же самая история до фразы о том, что ягненку очень нравится молоко, хотя он уже ест травку. Далее следует такое продолжение: "Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?"

Типичные нормальные ответы: те же самые, что и в предыдущем варианте, плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки", "Немного покапризничает, но любит маленького ягненка, поэтому будет есть только травку" и т.д.

Проблемные ответы: те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Пойдет есть травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму", "Постарается прогнать маленького ягненка", "Притворится послушным, а потом унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко", "Найдет другую маму для маленького ягненка", "Будет бить маленького ягненка" и т.д.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА: «ПОХОРОНЫ»

Как вы наверное уже догадались, эта сказка-тест должна выявить отношение ребенка к смерти, а это значит, к агрессивности, разрушительности и тесно взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.

"По улице идет похоронная процессия и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?"

Типичные нормальные ответы: "Неизвестный человек", "Дедушка (бабушка) какого-то ребенка", "Человек, который был очень болен", "Очень важный человек", "Старик (старушка)" и т.д.

Проблемные ответы: "Мальчик (девочка)","Папа одного мальчика", "Мама одного мальчика", "Младший (старший) брат одного мальчика" и т.д.

Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые вследствие маленького возраста не совсем точно понимают идею смерти.

"Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и вес дети пошли на станцию и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?"

Типичные нормальные ответы: "Кто-то из них", "Дедушка (бабушка)","Не известно кто" и т. д. Может быть даже назван человек, не являющийся членом семьи, что указывает на игнорирование основного сюжета рассказа, т.е. что на поезд сел кто-то из членов семьи.

Проблемные ответы: те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

 

ПЯТАЯ СКАЗКА: «СТРАХ»

Как и предыдущая, это ненастоящая сказка в прямом смысле слова. На этот раз речь идет о прямом вопросе, искусно замаскировано и имеющем очевидную познавательную цель.

"Один мальчик говорит себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится? "

Типичные нормальные ответы: "Вел себя плохо и теперь боится наказания", "Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать", "Боится темноты", "Боится какого-то животного", "Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.

Проблемные ответы: на все эти ответы вы должны просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы и задавая их спокойным и ободряющим тоном. "Боится, что его украдут", "Чудовище хочет украсть его и съесть", "Боится остаться один", "Боится дьявола", "Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать", "Боится, что придет вор и ударит его ножом", "Боится ,что умрет мама (папа)"и т.д.

Помните, что подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а следовательно, вызывают у него чувство вины и самобичевание. Этот тест тесно связан с предыдущими (сказка о похоронах и о поезде).

 

ШЕСТАЯ СКАЗКА: «СЛОНЕНОК»

Цель теста - выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, а в частности его отношение к так называемому "кастрационному комплексу".

"У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с, хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?"

Типичные нормальные ответы: "Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет", "Слоненок не изменился, он только вырос", "Слоненок намочил в постель", "Он ушел, потому что ему надоело оставаться все время в закрытой комнате", "Он сломал игрушку мальчика, который побьет его за это" и т.д.

Проблемные ответы: "У слоненка нет больше хобота, потому что его у него отрезали","Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот", "Хобот уме мешает и он не знает, что делать", "Слоненок плачет, потому что ему плохо и никто ему не помогает", "Слоненок умер", "Вместо слоненка было другое животное" и т.д. Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончания рассказов, придуманные им самим, как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали, или обвинит кого-нибудь в желании обидеть слоненка, мальчика или обоих.

СЕДЬМАЯ СКАЗКА: «ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК»

Целью этой сказки является контроль за тем, как правильно ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность. Предлагается проводить с детьми от двух до четырех лет. Ребенок старшего возраста может оказаться более гибким в ответах, допуская возможность обмена или дарения вещей как признак любви и привязанности к кому-то. "Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одномувнутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?"

Типичные нормальные ответы: "Немножко поиграет, а потом подарит домик маме", "Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе (здесь ребенок может называть бесконечное число лиц, которых сможет вспомнить)","Поделит его с мамой","Отдаст маме, но иногда будет просить обратно , чтобы поиграть" и т.д.

Проблемныеответы: "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый", "Никому его не отдаст", "Поиграет, а потом разрушит его"."Будет жить в домике всю жизнь", "Почему он должен отдавать домик маме?" и т.д.

 

ВОСЬМАЯ СКАЗКА: «ПРОГУЛКА»

Этот тест надо проводить дифференцированно, в зависимости от пола ребенка. Цель теста - контроль за уровнем так называемых "эдиповых" отношений, то есть выявление степени привязанности ребенка к родителям противоположного пола, и соперничества с родителями своего пола.

Лучше всего, если тест с ребенком проведет родитель противоположного пола. Это значит, что мальчику должна рассказывать сказку мама.

"Один мальчик идет с мамой в лес. погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?"

(девочке рассказывается, что одна девочка пошла гулять с отцом и т.д.)

Типичные нормальные ответы: "У него довольное лицо, потому что они вернулись домой", "У него усталое лицо, потому что он работал", "У него было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали и он беспокоился за них", "Пока они отсутствовали, ему принесли плохую новость", "Пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина, ваза и т.д.)".

Проблемныеответы: "Он болеет", "Он заболел, пока они отсутствовали", "У нею озабоченное лицо, потому что он увидел, что мальчик простудился во время прогулки и у него поднялась температура", "Он раздражен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против", "Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся, что они потерялись" и т.д.

 

 

ДЕВЯТАЯ СКАЗКА: «НОВОСТЬ»

Как и сказка о страхе, этот тест проводится для выявления у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, а так же невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

"Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, со двора, где он играл в футбол, из дома друзей или родственников - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенку), и мама ему говорит: "Наконец, ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость". Какую новость хочет сообщить ему мама?"

Типичные нормальные ответы: "К обеду придет гость", "Придут гости", "Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление, рождение ребенка и т.д.)","Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься или принял ванну", "Мама узнала, что-то важное по радио или по телевизору" и т.д.

Проблемные ответы: "Кто-то в семье умер", "Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день", "Мама хочет что-то запретить мальчику", "Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать ему , что больше не выпустит на улицу" и т.д.

 

ДЕСЯТАЯ СКАЗКА: «ДУРНОЙ СОН»

Проводится контроль по всем предыдущим тестам. Вам необходимо выяснить взаимосвязь ответов поэтому тесту с ответами, полученными в предыдущих тестах.

"Однажды утром один, мальчик резко просыпается и говорит: "Я видел очень плохой сон." Какой сон увидел мальчик?"

Типичные нормальные ответы: "Я не знаю", "Ничего на ум не приходит", "Ему приснился страшный фильм", "Ему приснилось плохое животное", "Ему приснилось, что он заблудился" и т.д.

Проблемные ответы: "Ему приснилось, что мама (папа) умерла", "Ему приснилось, что он умер", "Ему приснилось, что пришли забрать его", "Ему приснилось, что его хотели бросить под машину" и т.д.

Помните, что ничего патологического в том, что иногда ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина и т.д. Изредка дурные сны снятся всем. Здесь речь идет о том, указывает ли один из приведенных в примерах проблемных ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное, с уже выраженными, прямо или косвенно, в предыдущих тестах.

Еще раз хотим порекомендовать вам проявлять спокойствие и дружелюбие во время проведения тестов и относиться к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать как точные данные.

Опираясь на эти общие указания, вы сможете с большим чувством ответственности и более широкими познаниями выбрать наиболее правильное поведение в Ваших отношениях с ребенком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маленькая теоретическая главка 13 | 

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных