Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античный символизм. Концепция античности.




 

 

Основой античной культуры для нашего восприятия является символ, при помощи которого мы стараемся постичь всю глубину и многозначность образов, складывающихся в символ. В символических изображениях богов и героев, архитектуре, скульптуре, трагедии, поэзии скрыты образы действительности, которые мы воспринимаем как образец великого стремления к вечности, красоте и гармонии.

Фи­ло­соф XIX ве­ка Шел­линг так оп­ре­де­лил сим­вол, существовавший в античном понимании: Сим­вол есть не­раз­ли­чи­мое то­ж­де­ст­во об­ще­го и осо­бо­го, иде­аль­но­го и ре­аль­но­го, бес­ко­неч­но­го и ко­неч­но­го. Общее в символе не есть единичное частное, а единичное - целое. Подобной же концепции придерживался и Гегель в своем выражении «классической художественной формы» античности и ее символов.

В греческой мифологии вселенная созерцается как космос, а сама космос - как мир духовный. Главное в греческом символе - изображение бесконечного в конечном, то есть космическое бесконечное имеет свое воплощение в материи и потому только она может быть причастной к вечности, если на ней оставлен отпечаток вечности. Красота - печать космоса. В христианской символике стремление человека противоположно - взять конечное в бесконечное. Имеется в виду, что любая материальная форма способна трансформироваться и стать вместилищем бесконечного и вечного начала, тем самым преобразуясь и становясь обладательницей красоты. Но красоты не телесной, а духовной, преображающей телесное. Об этом мы будем говорить в следующем книге «Десять лекций по христианству» из общего курса «100 лекций по культурологии».

Конечное - это философский термин, означающий сотворенный мир, мир видимый, материальный, подвластный смерти. Бесконечное - божественные творческие силы, не подвластные времени и смерти. Конечность существования мыслится человеком как автономное существование без Бога. Из материи, как из символа конечности, временности и нестабильности существования, исходят жизненные принципы и стремления человека, желающего быть в мире полновластным хозяином, подобным Богу, быть самому по себе.

В античной символике это конечное существует само в себе, то есть целостно и замкнуто, потому что довольствуется бесконечным в себе самом и не нуждается во внешнем влиянии и вмешательстве, воспринимаемое как враждебное. В античности конечное мыслится целостным (законченным) и совершенным, заключающим в себе бесконечное. Целостность внешних форм, воспринимаемых совершенными, дает человеку право противопоставлять его божественному.

Конфликт и соперничество с богами, с окружающим миром, по мнению Шпенглера, несет в себе не только желание спокойного и созерцательного состояния, которое дает самосознание совершенства, но и поиски свободы, которые и разрушили по сути античную цивилизацию. Вернее она трансформировалась в другую культуру, основой которой стали поиски и обретение внутренней свободы.

Таким образом, в античности конечное есть подлинный символ бесконечного. И поэтому все, что создала эта культура, воспринимается нами как совершенные образцы, целостные и законченные, совмещающие красоту тела и духовное величие.

Сама мысль и воплощение гре­ков бы­ли спле­те­ны в еди­ный за­кон­чен­ный ор­га­низм жиз­ни. Немецкому ученому Вин­кель­ма­ну при­над­ле­жит одна из значительных кон­цеп­ций античности, ко­то­рая за­тра­ги­ва­ет все су­ще­ст­вен­ные сто­ро­ны этой куль­тур­ы. После него попытка построить систему взглядов времен античности принадлежали перу самых значительных писателей и философов - Шиллеру, Гете, Лессингу, Шпенглеру, Шеллингу, Ницше, Фрейду и многим другим. Эти концепции рассматривали самые разные стороны этой эпохи, но в основном базировались на предложенной Винкельманом, брали ее за основу и при помощи ее основных понятий излагали положения новых.

Основа концепции Винкельмана заключена в его утверждении о сути античной культуры: «Об­щим и пре­вос­ход­ней­шим при­зна­ком гре­че­ских про­из­ве­де­ний слу­жит бла­го­род­ная про­сто­та и спо­кой­ное ве­ли­чие как по­ло­же­ния, так и вы­ра­же­ния. По­доб­но глу­би­не мо­ря, все­гда спо­кой­ной, как бы ни бу­ше­ва­ла его по­верх­ность, вы­ра­же­ние гре­че­ских фи­гур, не­смот­ря на все стра­сти, об­на­ру­жи­ва­ет ве­ли­кую урав­но­ве­шен­ную ду­шу».

Бла­го­род­ст­во и про­сто­та де­ла­ют античную культуру про­из­ве­де­ни­ем муд­ро­сти. Воз­вы­шен­ная кра­со­та и муд­рость созерцаются в едином твор­че­ском акте, который был основополагающим в массовой культуре. Массовость стала возможна благодаря сформировавшемуся мировосприятию, которое затрагивало главнейшие стороны души человека: стремление к красоте, счастью и вечному блаженству. Это мировосприятие показывало путь, которому полагалось следовать, чтобы достичь желанного совершенства. Культивирование идеалов совершенного человека было настолько велико, что приобрело массовое явление. Формирование мировоззрения находилось под влиянием общепринятых норм, берущих свое начало в уникальных культурных топосах, являющихся вместилищем красоты физической и духовной (см. Приложение 9).

«Вы­ра­же­ние та­кой воз­вы­шен­ной ду­ши пре­вос­хо­дит да­ле­ко вос­про­из­ве­де­ние пре­крас­ной при­ро­ды: ху­дож­ник дол­жен был в се­бе са­мом чув­ст­во­вать при­сут­ст­вие той си­лы ду­ха, ко­то­рую за­пе­чат­ле­ва­ет», - пишет Винкельман. Одухотворенность художников переходила в их произведения, а они источали ее на человечество, поражая своим совершенством.

Ни один на­род не при­да­вал та­ко­го зна­че­ния кра­со­те как гре­ки и римляне, кра­со­та счи­та­лась дос­то­ин­ст­вом, да­вав­шим пра­во на бес­смер­тие. Это право на бессмертие и причастность к нему привлекали на протяжении всего тысячелетия многих творческих личностей, чье влияние оказывало подавляющее значения для каждой эпохи.

 

 

Заключение

 

Образ совершенства, внесенный античностью в мировую культуру, - есть основной критерий и двигатель цивилизации прошлых I и II тысячелетий. В наступающем III тысячелетии, несмотря на противоречия в культуре, различие ее проявлений, сиюминутных и вечных форм, образ совершенства остается в душе человека тем же неиссякаемым источником вечности, что и был во времена античности.

Цивилизованность в современном ее понимании, дающая человеку не знание, а комфорт, не сможет погубить те стремления в человеке, которые не дают ему покоя в многообразном мире вещей. Материальность стремлений не сможет заменить внутреннего стремления к осмысленному существованию, к пониманию назначения человека. Только этому посвящена вся история человечества: выяснению своего положения в мире. Это положение для человека определяется пониманием высшего начала, который сотворил великие закономерности, наполнил все окружающее духом. Для многих людей это высшее начало именуется Богом.

Культура во всех ее проявлениях - это поиски воплощения того, что причастно к Богу, разговор с Ним, история отношений. И история эта прекрасна потому, что на этом долгом пути человек приобретает то, к чему он так стремится.

Конфликт между материальным и идеальным в душе каждого человека гораздо более глубок, чем кажется на первый взгляд. Начало этого конфликта было положено в античности, до сих пор человек не решил для себя, склоняясь то в одну, то в другую сторону, какое же начало мира для него первостепенно. Отчего должен зависеть его образ жизни: от материальных наслаждений, которые мгновенны, или от духовного миросозерцания, вечного и неизменного состояния.

«Сытость и комфорт - основные мерила совершенства цивилизации», - так определяет ее художник и мыслитель ХХ века Казимир Малевич. Это своего рода итог стремлений и достижений человека в культуре и цивилизации к концу тысячелетия. Материализм, как преобладающее мировосприятие сегодня, казалось бы не оставляет ничего для человека, кроме мира вещей. Но этот мир был сделан нами и с желанием воплотить так выстраданное счастье для души и тела.

Полнота времен, так желаемая всем человечеством, когда все стремления духа и души воплощаются в совершенных материальных формах, возможно наступает. Но созданная человеком цивилизация не отражает ее. Полнота времен - это время пришествия Христа. Именно так были названы времена Его рождества. От Его рождения мы ведем отсчет времени, ожидая в конце тысячелетия нового проявления полноты.

Возврат к античности, к ее формам сегодня, возможно, одни из поисков идеального существования, «рая на земле», стремлением к которому был насыщен весь ХХ век. Хотя под этой полнотой понимали «мир вещей». Во всяком случае, так называет ее провозвестник приходящего «мира вещей» поэт Владимир Маяковский. Этот мир был описан им в комической поэме космогонического характера «Мистерии Буфф».

На смену «мира вещей», не содержащих совершенства в своих формах, не выражающих причастности к высшему, должен прийти совершенно иной мир, возможно, мир отказа от сытости, который и будет восприниматься полнотой духовной. Целостность мировосприятия этого мира, когда все подлинные душевные стремления выражаются в прекрасной форме, была заложена в античности. Возможно было заложено первоначальное понимание целостности, которое раскрывалось два тысячелетия. Мы должны подвести итоги и создать новые формы, более совершенные образцы, имея такое богатство знаний. Вероятно, нас ждет еще один возврат к античности, может быть самый прекрасный и одухотворенный, в котором дух, а не тело будет мерилом всех вещей в мире.

 

Приложения

В приложения к данному учебному пособию входят материалы, краткие очерки, хронология эпохи, литературные тексты видных деятелей античности, которые помогут читателю наиболее полно представить себе эту эпоху. Каждое приложение относится к какой-либо главе и иллюстрирует теоретический материал. Мы включили историко-культурный очерк, очерк об искусстве и краткий очерк о развитии науки, но несколько обошли стороной театр и литературу античности. Все богатство эпохи античности невозможно поместить в приложениях, поэтому в основном они состоят из очерков, описывающих развитие искусства, как наиболее известных нам об эпохи античности. Мы включили небольшой отрывок из очерка об античности Лосева А. Ф., выдающегося русского философа, объясняющего некоторые мотивы драмы, также включили краткие отрывки из трактатов выдающихся личностей античности и небольшой поэтический коллаж, иллюстрирующий литературу. В приложения также вошла общая хронология эпохи и персоналии наиболее значительных деятелей искусства и науки.

Приложение 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных