Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЕРГИЛИЙ. Отрывок из первой книги «Энеады».




Мы приводим отрывок, в котором герой троянской войны Эней видит картину, изображенную на стене храма, сражения под стенами Трои. Вергилий описывает те чувства, которые нахлынули на Энея. В этом отрывке Вергилий говорит о славе героев, достойных вечного блаженства.

 

Только лишь храм меж дерев очам пришельцев открылся,

Страх Энея утих: на спасенье надеяться снова

Смеет герой и средь бед опять в грядущее верить.

В храма преддверье войдя, в ожиданье прихода Дидоны

Смотрит диковины он, изумленный богатствами царства,

Ловким рукам мастеров и трудам их искусным дивится.

Тут одну за другой илионские битвы он видит,

Слух о которых молва разнесла по целому свету:

Здесь и Атрид, и Приам, и Ахилл, обоим ужасный.

Став перед ними, Эней со слезами молвит Ахату:

«Где, в какой стороне не слыхали о наших страданьях?

Вот Приам. Он и тут награжден хвалою посмертной.

Слезы – в природе вещей, повсюду трогает души

Смертных удел; не страшись: эта слава спасет нас, быть может».

Молвит и душу свою услаждает картиной бесплотной,

Плачет, и слезы лицо орошают обильным потоком,

Ибо видит он вновь под Пергамом грозные битвы:

Вот ахейцы бегут, а юноши Трои теснят их,

Вот на фригийцев Ахилл налетел в своей колеснице,

Шлемом косматым блестя; а там со слезами узнал он

Белые Реса шатры на картине: многих, объятых

Первым предательским сном, тут убил Диомед кровожадный,

В греческий лагерь увел горячих коней, не успевших

С пастбищ троянских травы и воды из Ксанфа отведать.

Вот на картине другой Троил, свой щит обронивший:

Отрок несчастный бежит от неравного боя с Ахиллом,

Навзничь упал он, но мчат скакуны колесницу пустую;

Не выпуская вожжей, по земле он влачится затылком,

И наконечником пыль бороздит копье боевое.

К храму идут между тем беспощадной Паллады троянки,

Кудри свои распустив, несут покрывало богине,

Скорбно молят ее, ладонями в грудь ударяя;

Но отвернулась от них и потупила взоры Минерва.

Гектора трижды влачит Ахилл вкруг стен илионских,

Тело его продает он за золото старцу Приаму,–

Громкий вырвался стон из груди Энея, едва лишь

Он увидел доспех, колесницу и друга останки,

Только узрел, как Приам простирал безоружные руки.

Также узнал он себя в бою с вождями ахейцев,

Рядом – пришельцев из стран Зари – Мемноновы рати.

Вот амазонок ряды со щитами, как серп новолунья,

Пентесилея ведет, охвачена яростным пылом,

Груди нагие она золотой повязкой стянула,

Дева-воин, вступить не боится в битву с мужами.

 

ГОРАЦИЙ. Мы приводим одно из стихотворений Горация, посвященное его мечте о блаженной жизни (перевод А. Семенова-Тян-Шанского).

 

К АРИСТИЮ ФУСКУ

Кто душою чист и незлобен в жизни,

Не нужны тому ни копье злых мавров,

Ни упругий лук, ни колчан с запасом

Стрел ядовитых.

 

Будет ли лежать его путь по знойным

Африки пескам, иль в глуши Кавказа,

Иль в стране чудес, где прибрежье лижут

Волны Гидаспа.

 

Так, когда брожу я в лесу Сабинском

Без забот, с одной только песней к милой

Лалаге моей,- с безоружным встречи

Волк избегает.

 

Равного ж ему не кормили зверя

Давние леса, не рождала даже

И пустыня та, что всех львов питает

Грудью сухою.

 

Брось меня в страну, где весны дыханье

Не живит лесов и полей увялых,

В тот бесплодный край, что Юпитер гневно

Кроет туманом;

 

Брось меня туда, где бег солнца близкий

Знойностью лучей обезлюдил землю,-

Лалаги моей разлюблю ль я голос

Или улыбку?

 

ОВИДИЙ. Отрывок из книги «Наука любви». В этой книге повествуется о достоинствах, которые пробуждают любовь. Там Овидий приводит образ юного Цезаря, уподобляя его подвиги подвигам богов и достойного с ними разделить вечность и великое блаженство (перевод М.Л. Гаспарова).

 

Ныне же Цезарь ведет полки на окраины мира,

Ныне и дальний ему будет покорен Восток!

Жди расплаты, парфянин! Ликуйте, павшие с Крассом!

Снимется с римских орлов варварской власти позор.

Мститель грядет, с юных пор обещающий быть полководцем,

Мальчик правит войну - долг не мальчишеских лет.

Робкие души, божественных лет не считайте по пальцам -

В Цезарях доблесть цветет раньше расцветной поры.

Дар небесный в душе пробуждаться умеет до срока,

И не преграда ему - леность медлительных лет.

Новорожденный тиринфский герой, двух змей удушая,

И в колыбели своей сыном Юпитера был;

Вакх и поныне юнец - каким же юнцом он когда-то

Индию в страхе поверг под побеждающий тирс?

Годы и счастье отца в твоем начинании, отрок,

Годы и счастье отца будут в победе твоей.

Имя такое нося, ты не можешь начать по-иному:

Ныне ты юношам вождь, будешь и старцам вождем.

 

Приложение 9.

Хронология.

 

В конце нашего цикла лекций об античности нам бы хотелось привести хронологию основных событий истории и культурных событий для большей структуризации материала.

 

Хронолог Основные исторические события Философия Литература Театр Искусство
VIII-VI вв. до Р. Х. «Темные века». Возникновение полисов. Великая колонизация - статусы колонии и метрополии. Первые законодательства. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах. Законы Драконта (621 г.) и реформы Солона (594 г.). Реформы Клисфена. Политическое устройство Спарты. Пифагор и его школа. Греческий эпос: Гомер, Гесиод - влияние на лирику. Элегии Солона. Оды Пикдара. Фиогнид, Алкей, Сапфо. Возникновение прозы: законы и «научная» проза.   Геометрический стиль: вазы и скульптуры. Ранняя архаика (VIII - VII вв.): вазопись, коринфские сосуды. Атлет-Победитель. Зрелая архаика (VI) дорический периптер, декоративная храмовая скульптура (куросы). Храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Милете. Во времена Солона древнейшие храмы в Акрополе. Коры Акрополя. Статуи афинских героев. Чернофигурные и краснофигурные амфоры.
V - IV вв. до Р. Х. Борьба с персами. Создание Эллинского союза. Афинский союз. Перикл и расширение афинской демократии. Афины и Спарта. Пелопонесская война. Никеев мир. Алкивиад. Возобновление греко-персидских войн. Возвышение Фив. Возвышение Македонии. Демосфен. Александр Македонский: покорение Малой Азии, Сирии, Иудеи, Египта; поход в Индию (смерть323 г.). Государство диадохов. Сократ, сократики и возникновение постоянных философских школ. Платон и Академия. Аристотель и Ликей. Демокрит. Софисты: развитие прозы и образования. Греческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия: Аристофан, Менандр. Эллинские фронтоны. Строгий стиль в скульптуре и вазописи. Ранняя классика: святилища Олимпии и Дельф. Храм Зевса в Олимпии. Сокровища афинян в Дельфах. Скульптор Мирон. Высокая классика. Перикл. Акрополь. Парфенон, Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Иктин. Фидий. Фриз, метопы и фронтоны Парфенона, их сюжеты. Агро-сикионская школа - Поликлет. Вазопись свободного пышного стиля. Деметрий из Алопеки. Архитектура IV в. Галикарнасский мавзолей. Скульптор Пракситель. Скульптор Скопас. Искусство протоэллинизма (эпоха Александра Македонского). Леохар, Лисипп, Пирготель. Бриаксид. Живопись: Аполлодор (V в.), Тименф, Никий (IV в.), Апеллес (IV в.).
III -I вв. до Р. Х. Эпоха эллинизма. Египет. Династия Птоломеев. Начало Римского влияния. Самнитские войны. Поражение царя Пирра (272 г.). Покорение народов великой Греции и южноитальянских городов. 1-ая Пуническая война (264-241 гг.) Новый Карфаген в Испании. Ганнибал. 2-ая Пуническая война (218-201 гг.) Поражение Карфагена. Судьба Ганнибала. 3-я Пуническая война (149-146 гг.) Разрушение Карфагена. Корнелий Сулла. Союзнические войны. Помпей и Красс. Марк Тулий Цицерон. Заговор Катилины. Гай Юлий Цезарь. Триумвират. Победы Цезаря в Египте, Малой Азии и Африке (130 г.). Диктатура и смерть Цезаря. Октавиан и второй Триумвират. Принципат Октавиана Августа. Черты правления. Эпикурейская (Эпикур 341-270 гг.) и стоическая (Зенон, 336-264 гг.) философские школы. Римские школы эллинистического периода (323-30 гг.) «Александрийская» литература. Каллимах. Аполлоний Родосский («Аргонавтика»). Феокрит, Герод. Римская литература III - II вв., связь с греческой литературой. Золотой век Римской литературы: проза, поэтические жанры. Цицерон, Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий. Лукреций, Катулл, Элегики. Гораций, Вергилий, Овидий. Тибулл и Проперций. Римская комедия. Плавт. Теренций. Эллинистическое искусство. Акропль в Пергаме. Большой и малый фриз Пергамского алтаря. Портрет в эллинистическом искусстве. Фаросский маяк. Ника Самофракийская. Афродита Мелосская. Искусство Рима. Римский форум. Инженерные сооружения. Декоративные росписи: вилла Мистерий. I и II Помпеянские стили. Круглая скульптура. Рельефные фризы. Скульптурный портрет. Маски предков. Искусство Римской империи: триумфальные арки времен Августа. Акведуки, мосты. Архитектура Алтаря Мира. Третий Помпеянский стиль. Фрески Помпеи и Геркуланума.
I - VI вв. по Р. Х. Династия Августа: Тиберий (14-37 гг.), Калигула (37-41 гг.), Клавдий (41054 гг.), Нерон (54-67 гг.). Начало христианства. Марк Аврелий. Константин Великий и торжество христианства. Разделение империи (395 г.). Расширение империи: завоевание Британии, Дании. Нападение готов (410 г.) 476 г. - падение Римской империи, низложение последнего императора Ромула Августина. Греческая философия на римской почве. «Платонизм» II в.: философские жанры, учебники. Плутарх, Апулей, Марк Аврелий. Вторая софистика: Лукиан. Философские школы поздней античности: Плотин, Прокл. Образование и культура III-VI вв. Литература Серебряного века: Сенека, Стацит, Марциал, Ювенал. Римская трагедия: Сенека. Римская модель по сравнению с греческой. Римские амфитеатры. Монументальный формы архитектуры: своды и арки. Колизей. Триумфальная арка Тита. IV Помпеянский стиль. Триумфальные мемориальные колонны (II в.). Скульптурные портреты. Архитектура времен Антонинов. Расцвет скульптурного портрета. Искусство поздней империи. Термы Каракаллы. Трехпролетные триумфальные арки. Искусство Римских провинций. Архитектура Пальмиры. Мозаики Антиохии и фрески Дура-Эвропос. Ахитектура II-III вв. в Южной Галлии и Британии. Искусство III-IV вв. Дворец Диоклетиана в Спальто. Кризис принципа античной пластичности. Росписи в христианских катакомбах.

 

Персоналии

В данном разделе учебного пособия мы приводим краткие биографии самых значительных представителей эпохи античности.

Алкей. Греческий лирик из Митилены на Лесбосе, около 600 г. до н.э. современник Сапфо; в своих одах («алкаические строфы») громил тиранов, воспевал храбрость. В его стихах преобладают мотивы гражданской войны (воспринимаемой с позиции аристократа), а также застольного веселья. Оказал влияние на Горация.

Апеллес. Древнегреческий живописец 2-й пол. 4 в. до н. э. Друг Александра Македонского, славился грацией своих Венер и Диан, благородством идеальных изображений Александра и других героев. Писал темперой на деревянных досках; искусно владел светотенью («Афродита Анадиомена»). Произведения не сохранились. Выражение «черта Апеллеса» означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом.

Аполлодор. Архитектор, построивший Форум императора Траяна (109-113 гг.). Его площадь - 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. Построил грандиозный форум Траяна, одеон, цирк и термы Траяна в Риме, мост через Дунай.

Апулей. (ок 125 ок. 180 н. э.), в Африке. Древнеримский писатель, блестящий представитель, мистик. сатирик. обличитель современных нравов. Автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы в XI книгах» («Золотой осел»), проникнутый эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры и религиозной мистики; юмористического романа «Амур и Психея», философского сочинения «О боге Сократа», «Об учении Платона», «О мире» и «Апологии» (речи в собственную защиту против обвинения в магии). Издавался неоднократно: собрание сочинений в 1469, потом в 1786-1823 и в 1842.

(Аристотель)

Аристотель (384-322 до н.э.)- древнегреческий философ и ученый. С точки зрения последующей европейской науки Аристотель - одна из значительных фигур античности. Родился в Стагире. В 367-347 до н.э. учился в Академии Платона в Афинах, в 343-335 был воспитателем Александра - сына царя Македонии Филиппа (будущего полководца Александра Македонского). В 335 г. до н.э. возвратился в Афины, где основал философскую школу перипатетиков (Лицей). Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении форме и материи, действующей причине и цели. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум» (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек существо общественное. Наилучшие формы государства монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства подражание (мимесис), цель трагедии «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». А также физические трактаты: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Опираясь на учение о четырех элементах (вода, воздух, огонь, земля) и исходя из представления о двух испарениях – сухом и влажном – Аристотель обнаруживает единство явлений огромного диапазона: ветра, дождя, землетрясений, комет, болидов, Млечного Пути. Рассуждения основаны на установке: объяснить как можно больше эмпирических фактов исходя из единого теоретического принципа. В этой и других книгах «физического блока» встречаются удивительные по точности описания атмосферных и оптических явлений.

(Архимед)

Архимед (287-212 до н.э.). Родился в Сиракузах (Сицилия). Он объединил в своем лице гениального математика, наметившего принципиально новые пути развития этой науки, и замечательного инженера, превосходившего в отношении технического мастерства всех своих предшественников и современников. При этом его теоретические занятия и его инженерная деятельность дополняли друг друга. Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъема больших грузов, военных метательных машин и т. п. Разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. В сочинении «О плавающих телах», дошедшем до нас в переводе, содержатся основные положения гидростатики, в частности ее основной закон (закон Архимеда). С помощью этого закона Архимед решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. В этом же сочинении он исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавающих тел. Известен описанный самим Архимедом прибор для определения видимого диаметра Солнца. Этот прибор можно считать первой известной нам из литературы научно-измерительной установкой. По преданию, Архимед сжег римский флот близ Сиракуз с помощью «зажигательных вогнутых зеркал». Сохранились четыре письма Архимеда к одному александрийскому математику («Квадратура параболы», «О шаре и цилиндре», «О коноидах и сфероидах», «О спиралях»), которые можно причислить к числу важнейших математических работ Архимеда. В этих письмах величайший ученый древности предвосхищает идеи интегрального и дифференциального исчисления нового времени.

(Аристофан)

Аристофан (ок. 445 ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии». Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к индивидуалистической философии софистов («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана отклики на актуальные события, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»).

Вергилий Марон Публий (70-19 до н. э.), римский поэт. Сборник «Буколики» («Пастушеские песни», 42-38 до н. э.), дидактическая поэма «Георгики» («Поэма о земледелии», 36-29); героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея (римская параллель античному эпосу) вершина римской классической поэзии. Эпикурейские и идиллические мотивы сочетаются с интересом к политическим проблемам, идеализируется Римская империя. Задуманная как поэма о деяниях Августа и панегирик роду Юлиев, представители которого связывали свое происхождение с сыном прародителя римского народа Энея Асканием-Юлом, «Энеида» стала литературным эпосом, прославляющим судьбу и высокую миссию римского народа. Вергилий работал над «Энеидой» 11 лет. Содержание ее имеет много параллелей с поэмами Гомера: скитания и невзгоды героя, посещение им царства мертвых, изготовление ему богом-кузнецом чудесного оружия, война из-за женщины, месть за гибель друга и др. Однако повествование «Энеиды» значительно более сжато: 12 книг по сравнению с 48 книгами Гомера. Эпическая неторопливость и отступления уступают место четкой композиции, где каждая книга представляет собой отдельный законченный драматический эпизод, подчиненный единому целому теме судьбы, которая ведет Энея, спасшегося из-под разрушенной ахейцами Трои, к основанию нового царства, а его потомков к власти над миром.

(Гераклит)

Гераклит Эфесский (кон. 6 нач. 5 вв. до н. э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Первоначало сущего мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»). Противоположности пребывают в вечной борьбе («раздор есть отец всего»), в то же время в космосе существует «скрытая гармония».

Геродот (между 490 и 480 ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, прозванный Цицероном «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Гесиод ( 8-7 вв. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т. е. родословная богов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Гиппарх. Родом из Никеи (северо-запад малой Азии). Его деятельность относилась примерно к середине II века до н.э. (между 160 и 120 гг. до н.э.). Основным местопребыванием был остров Родос, астрономические наблюдения проводил в разных местах, в том числе и в Александрии. От многочисленных сочинений Гиппарха до нас дошли лишь «Комментарии к Арату», но о его астрономических достижениях достаточно подробно сообщает Птолемей в «Альмагесте». Гиппарх подробно разработал теорию движения Солнца, разработал теорию движения Луны. Он составил также каталог неподвижных звезд, содержавший 850 звезд, разделил их по блеску на 6 классов. Ввел географические координаты.

(Гомер)

Гомер. Древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Иллиады», «Одиссеи» и других произведений, повествующих о временах Троянской войны и о ее героях. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов («Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» - говорится в одной греческой эпиграмме; на самом деле список этих городов был более обширен). Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса (о. соотношении в нем фольклора и собственно литературного творчества).

Гораций. Квинт Гораций Флакк (65 8 до н. э.), римский поэт. В сатирах, лирических «одах», посланиях философские рассуждения, наставления житейско-философского характера в духе эпикуреизма и стоицизма. Трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Знаменитый «Памятник» Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. умер в глубокой старости), из Абдер (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Евклид (III в. до н. э.) Биографические данные о нем весьма ограничены, известно лишь, что его деятельность проходила в Александрии в начале III в. до н. э. Является автором первого дошедшего до нас трактата по математике, в котором подведен итог предшествующему развитию древнегреческой математики, в частности, изложены планиметрия, стереометрия и ряд вопросов по теории чисел. Создатель геометрической системы (евклидовой геометрии), на которой основывается вся классическая физика. Капитальный труд Евклида «Элементы» - наложил отпечаток на все последующее развитие европейской науки. В этом труде основные достижения греческой математики были изложены в дедуктивно-аксиоматической форме, которая являлась впоследствии образцом и идеалом научной строгости. Этой формой впоследствии пользовались не только математики. Спиноза написал свою «Этику», имея перед глазами «Элементы» Евклида. Ньютон создавал «Математические начала натуральной философии», опираясь на «Элементы» Евклида не только по существу (геометрия классической картины мира – это эвклидова геометрия), но и по характеру изложения.

(Еврипид)

Еврипид (ок. 480 до н. э. 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные в духе софистов интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в «Вакханках» и особенно в «Геракле»). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит»). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них на европейскую драматургию.

Зенон из Китиона (на о. Кипр) (между 336 и 332 между 264 и 262 до н. э.), древнегреческий философ. Ок. 300 в Афинах основал школу стоиков.

Катулл Гай Валерий (ок. 87-ок. 54 до н. э.), римский поэт. Любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства. Друг Цицерона, Гортензия, враг и обличитель Юлия Цезаря.

Левкипп (5 в. до н. э.), древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита.

Леохар древнегреческий скульптор сер. 4 в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики («Артемида Версальская», «Аполлон Бельведерский», сохранились в копиях).

Лисипп древнегреческий скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского сохранились в копиях).

Лукиан (ок. 120 ок. 190), древнегреческий писатель-сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики. Основное содержание зрелого творчества философская сатира (см. «Мениппова сатира» направленная против традиционного почитания олимпийских богов, идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых»). Оказал влияние на сатирическую литературу Возрождения (Эразм Роттердамский, У. Гуттен, Ф. Рабле) и Просвещения (Дж. Свифт, Вольтер).

Лукреций Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), римский поэт и философ 1 в. до н. э. Дидактическая поэма «О природе вещей» единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности; популяризирует учение Эпикура.

Марк Аврелий (121-180), римский император с 161 из династии Антонинов. Опирался на сенаторское сословие. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162-166 с парфянами; в 166-180 вел т. н. Маркоманскую войну. Представитель позднего стоицизма (философское сочинение «Размышления»).

Марциал (ок. 40 ок. 104), римский поэт. Эпиграммы Марциала (15 кн.) отличаются меткостью и остроумием. 15 книг эпиграмм, рисующих развращенные правы времен упадка. Марциал принадлежит первенство в эпиграмме, как Вергилию в эпической поэзии, Горацию в лирике.

Менандр (342 292 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Менандр достигал тонкости индивидуальных характеристик. Написал быолее 100 комедий, известных по латинским переделкам Теренция и Плавта.

Мирон древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол», «Афина и Марсий», сохранились в копиях). Знаток анатомии, изобразитель тела в движении.

Никий древнегреческий живописец 4 в. до н. э. Росписи, надгробные стелы, картины не сохранились, их сюжеты («Ио и Аргус», «Персей и Андромеда») отражены в помпейских и римских росписях.

Овидий Публий Овидий Назон (43 до н. э. ок. 18 н. э.), римский поэт из знатного всаднического рода, был на государственной службе, потом исключительно занялся поэзией, был близок к Августу, потом сослан в Томы (у Черного моря), где и умер. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Самый популярный мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) дали ему мировую славу. В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

(Перикл)

Перикл (ок. 490-429 до н. э.), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), знаменитый оратор и полководец. вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Стремился к усилению Делосского союза; руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

 

Пифагор. Знаменитый греческий философ-математик, жил около 580-500 до н.э., основал в Кротоне этико-религиозное пифагорийское товарищество, получившее большое распространение и имевшее целью нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. Впоследствии оно подвергалось жестоким преследованиям. О личности Пифагора и о его собственном учении известно очень мало достоверного. Приписываемое же ему учение сложилось из позднейших наслоений и принадлежит отчасти его ближайшим ученикам, отчасти новопифагорейцам. Ознакомившись в молодости с некоторыми достижениями Фалеса и собрав сведения в Вавилонии и в Египте у жрецов, Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел. Эти наблюдения были связаны в том числе и с музыкой. Решающую роль сыграло открытие, что если длины струн в музыкальном инструменте относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что мы теперь называем октавой, квинтой или квартой. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например, в геометрии и астрономии. Существуют легенды об открытии пифагорейцами несоизмеримых отрезков, что привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины - геометрической алгебры. Ему же приписывают в особенности сочинение по геометрии (теорема Пифагора), теории чисел и астрономии. Пифагорейская философия представляет собою попытку свести все явления на числовые отношения и рассматривать числа, как непреходящую сущность вещей; как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соединяют в себе противоположности, из которых основные - «предел» и «беспредельное»; в то же время каждая вещь есть примирение противоположностей - «гармония». Пифагорейцы признавали бессмертие душ и их постепенное очищение посредством переселения. Пифагорейцы принимали шарообразность земли и ее движение вокруг центрального огня, источника света и тепла; вокруг него же движутся и другие светила, которые своим движением производят музыкально-благозвучный шум, так называемую «гармонию сфер». Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом. Соединение результатов музыкальных и астрономических исследований привели к знаменитой концепции «гармонии сфер», которая пользовалась колоссальной популярностью в дальнейшем, особенно в средние века.

Плавт Тит Макций (сер. 3 в. до н. э. ок. 184), римский комедиограф. Перерабатывая новую аттическую комедию, то есть комедию нравов среднего сословия, восполненную оригинальными замыслами и подробностями римских нравов, в стиле карикатуры и буффонады, создал характеры-маски в стихотворных комедиях «Ослы», «Горшок», «Хвастливый воин» и многих других. Очень живое действие, меткая обрисовка характеров, грубоватый юмор. Многие комедии Плавта послужили источником для Мольера, из 130 комедий сохранилось 20.

(Платон)

Платон (428 или 427 до н. э. 348 или 347), древнегреческий философ. Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, законодатель Солон. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Излагал свою философию в форме диалогов и лекций. Дошло до нас более 40 диалогов. Философию Платона можно подразделить на три части: учение об идеях или истинном бытии (диалектика), учение о чувственном мире (физика) и учение о правильной жизни (этика). Платон придает метафизическую реальность родовым понятиям, означающим то общее, что присуще различным единичным вещам; в этих понятиях мы познаем, по его учению, непреходящую сущность вещей, называемую им идеей. Идеи образуют вечный, чисто духовный мир истинного неизменного бытия; единичные же вещи, возникающие и преходящие, представляют собой лишь чувственные проявления идей, их копии, призрачные изображения. Поэтому мир единичных вещей имеет лишь относительную действительность; он «подобие» бытия, отображение мира идей. Между этими двумя, резко друг от друга обособленными мирами-отношение телеологическое: идеи являются причинами единичных вещей как цели, реализующиеся в них. Все идеи объединяются в идее блага, отожествляемой Платоном с божеством. Находящаяся в теле душа состоит из трех частей: божественной или разума, причастной истинному бытию, и двух низших, одаренных чувствованиями. Первой Платон приписывает предсуществование и бессмертие, связанные с понятиями нравственного воздаяния, переселения; две другие части смертны. На тройном делении души основано учение Платона о четырех главных добродетелях: мудрость, мужество, самообладание, соответствующие трем частям души, и справедливость-совершенство души, взятой в ее целом. Для развития добродетелей необходимое средство-государство, цель которого воспитание граждан в добродетели, ведущей к блаженству. Государство должно быть так организовано, чтобы в нем господствовал разум, что соответствует господству науки или философов; им надлежит устанавливать, по своему разумению, принципы законодательства и управления. Кроме этого правящего класса, в государстве существуют еще два сословия (в соответствии с двумя низшими частями души): воинов и ремесленников, задача которых охранять государство и доставлять ему материальные блага. Платон требовал полного слияния личности с государством, самой строгой регламентации всей жизни граждан, включая сюда брак и воспитание детей, запрещал частную собственность. Школа, основанная Платоном, продолжала существовать после его смерти в «Академии». Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель»; предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Плотин (ок. 204/205-269/270), греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название «Эннеады» («Девятерицы»). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом «число»); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир космос; материя неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей форм (эйдосов). Путь человеческой души восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.

(Плутарх)

Плутарх (ок. 46 ок. 120), древнегреческий писатель и историк. (ок. 46 ок.120), древнегреческий писатель, автор морально-философских и историко-биографических сочинений. Из огромного литературного наследия Плутарха, составлявшего ок. 250 сочинений, сохранилось не более трети произведений, большая часть которых объединена под общим названием «Моралий». Другая группа «Сравнительные жизнеописания» включает 23 пары биографий выдающихся государственных деятелей Древней Греции и Рима, подобранных по сходству их исторической миссии и близости характеров.

Поликлет древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

Прокл 412-485), древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Основное сочинение «Начала теологии».

Проперций (ок. 50 до н. э. ок. 15 до н. э.), римский поэт. Проникнутая меланхолическими настроениями любовная лирика оказала влияние на развитие элегического стиля.

Пракситель (ок. 390 ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» известны по копиям).

Птолемей Клавдий (II в. н. э.)- великий геометр и астроном из Александрии, автор трактата «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» (получившая впоследствии известность под арабизированным названием «Альмагест»), который более тысячелетия оставался сводом астрономических знаний. Этот труд явился высшей точкой античной астрономии и одновременно ее последним крупным достижением. В «Альмагесте» Птолемей определил продолжительность года, дал методы расчета лунных и солнечных затмений, описание астролябии, поместил каталог 1028 звезд, объяснил явление прецессии, первым ввел поправку на рефракцию и т.д. Придал завершенный вид геоцентрической теории мироздания (птолемеева система мира), разрабатываемую до него Эвдоксом Книдским, Аристотелем и Гиппархом. Со временем птолемееву систему заменила система мира Николая Коперника. Основной характер деятельности Птолемея можно охарактеризовать скорее как завершителя, чем как пролагателя новых путей. Его система мира была итогом усилий многих греческих ученых (начиная с Эвдокса), направленных на построение рациональной геоцентрической модели мира, которая позволила бы объяснить все факты по поводу движения небесных тел. Птолемей был энциклопедически образованным человеком, работы его относились к различным областям, в частности, географии и оптике. Он написал труд «Оптика» в пяти книгах.

Саллюстий (86 ок. 35 до н. э.), римский историк. Из сочинений дошли письма к Цезарю, монографии «О заговоре Катилины» и «Югуртинская война», во фрагментах «История» в 5 книгах, охватывающая события 78-66 до н. э. в Риме.

Сапфо (7-6 вв. до н. э.), древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Лирика Сапфо отличается метрическим богатством; один из введенных ею размеров носит название «сапфической» строфы. Сапфо приписывается воспевание лесбийской любви.

(Сенека)

Сенека (ок. 4 до н. э. 65 н. э.), римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона; обвиненный в заговоре, по его приказу покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этическое сочинение «Письма к Луцилию», трактаты («О благодеяниях», «О снисходительности», «О спокойствии духа») и полные риторического пафоса трагедии: «Эдип», «Медея» и др. В духе «Менипповой сатиры» сатирическое описание кончины императора Клавдия.

Скопас древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов.

(Сократ)

Сократ (ок. 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов так называемых сократического метода. О жизни его известно немногое. Сократ отличался большой кротостью в обыденной жизни (обращение Сократа со сварливой женой Ксантиппой) и необычайным мужеством в борьбе за истину своих убеждений; Сократ учил обыкновенно на улицах и площадях и, начиная беседу с ничтожных, по-видимому, вопросов, он стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи и раскрывало бы сущность понятия. Беседа его касалась вопросов о сущности общих понятий: добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и пр. Сократический метод есть дедуктивный прием, состоящий в определении понятий путем исключений. Прямота суждений Сократа и обличение им своих современников создали ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Защитительную речь пред судом сохранил Платон. Приговоренный к смерти Сократ мужественно и спокойно выпил чашу с ядом, отказавшись от предлагавшегося ему друзьями бегства. От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом. Философия Сократа явилась протестом против субъективизма софистов с их теорией относительности нравственых понятий. Философия Сократа послужила точкой отправления для последующего развития мысли. Его последователи: Платон, представителей школ киренайской, цинической, мегарской и элидо-эритрейской. Великое значение имела и личность философа, явившая своей жизнью и своей смертью редкий пример для целого ряда философов. Цель философии: самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель - знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Солон (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.), афинский законодатель, военачальник и поэт. Провел реформы (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др.). Все граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к 7 греческим мудрецам.

(Софокл)

Софокл (ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. В свои трагедии Софокл внес психологическую мотивировку действий вместо слепого следования року, как у Эсхила, группировку пьес в трилогии с внутренним развитием действия, ввел третье лицо (вместо двух Эсхила) в диалоги, оживляя этим действие, привел хор в более близкую связь с действием, возвысил язык трагедий до величайшего пафоса. Главная сила Софокла - в глубине психологического изображения страстей, в мотивировке роковых законов судьбы. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Написано им около 130 трагедий, известны около 100; но в целом виде сохранилось 7: «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.

Теренций (ок. 195-159 до н. э.). римский комедиограф. Используя сюжеты и маски Новой аттической комедии, выходил за рамки традиционных комедийных схем, вводя этические и гуманистические мотивы и создавая психологически очерченные типы (комедии «Евнух», «Девушка с Андроса»). Оказал влияние на европейскую драматургию.

Тибулл (ок. 50-19 до н. э.), римский поэт. Мечты об идиллической жизни в деревне составляют основное содержание любовных элегий.

Тит Ливий римский историк, автор «Римской истории от основания города» (142 кн.: сохранилось 35 о событиях периода до 293 до н. э. и 218-168 до н. э).

Фалес (ок. 625 ок. 547 до н. э.), древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы. Один из 7 греческих мудрецов, родом из Милета, первый греческий философ. Первоначалом всего сущего Фалес признавал воду: все рождается из влаги и питается ею. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии воде. Фалес славился своими познаниями по математике и астрономии и предсказал затмение 585 г.

Фидий (нач. 5 в. до н. э. ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе золото, слоновая кость) не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

Харес (4-3 вв. до н. э.), древнегреческий скульптор и литейщик из Линдоса (Родос), ученик Лисиппа. Создатель колоссальной статуи Гелиоса для гавани в Линдосе и колоссальной головы этого бога в Риме, именуемый Колосс Родосский. Это гигантская статуя на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове он был по преданию его создателем. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м. Создание ее длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.

(Цезарь)

Цезарь Гай Юлий (100 или 44 до н. э.), римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 пожизненно. Полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки, занимая должности военного трибуна в 73, эдила в 65, претора в 62. Добиваясь консулата, в 60 вступил в союз с Г. Помпеем и Крассом (1-й триумвират). Консул в 59, затем наместник Галлии; в 58-51 подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. В 49, опираясь на армию, начал борьбу за единовластие. Разгромив Помпея и его сторонников в 49-45 (Красс умер в 53), оказался во главе государства. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т. п.), стал фактически монархом. Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (Юлианский календарь). С его именем связана одна из величайших историй любви с египетской царицей Клеопатрой; а также и история вероломного предательства, которое в последние дни его власти потрясла Цезаря, связанная с именем юного соратника Брута (считавшегося его незаконным сыном). С правлением Цезаря, установившего режим единоличной власти, связаны последние годы римской республики. Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова «царь», «кесарь», немецкое «кайзер».

(Цицерон)

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, величайший оратор и писатель. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Эпикур (341-270 до н. э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура живи уединенно. Цель жизни отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

(Эсхил)

Эсхил (ок. 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Ювенал Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок. 127), римский поэт-сатирик. Известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоев римского общества от низов до придворных слоев.

 

Библиография

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции., М., 1987.

2. Античная литература. Греция. Антология. Часть первая. М.,1989.

3. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х тт., М., 1975.

4. Асмус В. Ф. Античная философия., М., 1976.

5. Бабенкова Т.Н. История физики., Бийск, НИЦ БиГПИ, 1999.

6. Богомолов В. С. Античная философия., М., 1988.

7. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа., М., 1992.

8. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли., М., 1988.

9. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции., М., 1972.

10.Время римской империи». Гнозис, серия «Пирамида», М., 1996.

11.Всеобщая история архитектуры., в 2-х тт., М., 1973.

12.Всеобщая история искусства., М., 1956.

13.Геродот. История в девяти книгах. М.,1979.

14.Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала ХХ в.). М., 1989.

15.Гомер. Идиада; Одиссея. М.,1957 (пер. Н.И.Гнедича).

16.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов., М., 1979.

17.Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки., М., 1988.

18.Дорфман Я.Г. Всемирная история физики от древнейших времен до середины ХХ века. В 2 т., М., 1974, 1979.

19.Древние цивилизации. под. Ред. Г. М. Бонгард-Левина., М., 1989.

20.Жизнь мифа в античности. Сб. статей., М., 1988.

21.Изобразительное искусство и архитектура Древнего Рима. Сп-б., 1987.

22.Искусство Эгейского мира. Искусство и архитектура., М., 1978.

23.История зарубежного театра. под ред. Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой. М.,1981.

24.Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности., М., 1977.

25.Культура и искусство античного мира. Сб. статей., М., 1980.

26.Культурология. Под.ред. Радугина А. А., М., 1997.

27.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима., М., 1990.

28.Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963-1988.

29.Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука., М., 1993.

30.Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос., М., 1993.

31.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

32.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель., М., 1993.

33.Марк Аврелий Антонин. Размышления. С-Пб., 1993.

34.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

35.Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М.,1990.

36.Ницше Фр. Рождение трагедии из духа и музыки., М., 1997.

37.Образ-смысл в античной культуре. Сб. статей., М., 1990.

38.Платон. Сочинения в четырех томах. т.1. М.,1990.

39.Поэзия Эллады и древнего Рима.Л.,1977.

40.Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию., Кемерово, 1986.

41.Софокл. Драмы. М.,1990.

42.Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

43.Философия. Под.ред. Радугина А. А., М., 1997.

44.Фрагменты ранних греческих философов., Ч. 1., М., 1989.

45.Шпенглер О. Закат Европы. Соч. В 2-х тт., М., 1993.

46.Эллинские поэты. Библиотека античной литературы. М., 1963.

47.Эсхил. Трагедии. М.,1989.

48.Ясперс К. Смысл и назначение истории., М.,1987.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных