ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные сферы жизни общества.Лекция 8. Социальная философия. 1. Коллективизм или индивидуальность? 2. Как построить гармоничное государство? Каким должен быть идеальный правитель? Цивилизационный и формационный подходы к проблеме прогресса общества. Гражданское общество и государство. Функции государства. Основные сферы жизни общества. 1. Коллективизм или индивидуальность? Конфуцианство и высокая роль гармонично устроенного общества в нем оставались популярны на протяжении многих столетий. Вера в то, что гармония общества важнее, чем личные желания, преобладает во многих азиатских странах и сегодня (успех коммунизма в Китае). Западное общество более индивидуалистично. Европейцы считают себя свободными, независимыми личностями и не привязаны к своему положению в коллективе. Жители восточных стран, напротив, по большей части коллективисты, они думают о себе прежде всего как о части общества. Ценности демократии – свобода и равенство – лучше всего отражают дух западного индивидуализма. Это значит, что при определении своего поведения человек не смотрит на других, чтобы определить свою роль. Он заглядывает в себя и пытается понять, что же он хочет. Первая отрицательная черта индивидуализма – забвение человеком других людей, их поддержки. Таких людей называют эгоистами и неблагодарными. Вторая – индивидуализм развивает в людях дух соревнования, а не сотрудничества. Индивидуалист отвечает за себя, часто в ущерб другим. Несколько факторов поддерживали европейский индивидуализм на протяжении веков: 1. Христианство – это религия личных отношений с Богом; 2. Европейская философия от Платона до восемнадцатого века занималась личным поиском истины; 3. Европейский капитализм стремится к личной выгоде и рассматривает индивида как рабочую силу; 4. Демократия в Америке считает всех индивидов равными и свободными, а не связанными друг с другом какими-либо обязательствами; 5. Европейская наука, основанная на эмпиризме, следует скорее личным, а не коллективным открытиям. Наука заменяет божественный закон естественными, физическими законами. Эти законы должны отражать «объективное» положение вещей, т.е. независимое от взглядов общества и общественной морали. Выбор между индивидуальностью и коллективизмом во многом связан с пониманием общественного согласия. Приносит общественное согласие вред или пользу? Вот точки зрения разных философов: Конфуций: следуйте общественной пользе ради гармонии в обществе; Платон: действуйте так, чтобы ваши поступки соответствовали добродетели; Декарт и рационалисты: не соглашайтесь с мнением большинства и доверьтесь разуму; Локк и эмпирики: соглашайтесь с обществом, чтобы избежать неприятностей; Кант и идеалисты: подчиняйтесь только принципу: относитесь к другим так же, как хотите, чтобы относились к вам; Кьеркегор и экзистенциалисты: не обращайте на общество внимание, ищите себя; Маркс: поймите, что общество поддерживает определенный экономический строй, и восстаньте против него; Фуко и постструктуралисты: продолжайте сражаться с обществом, хотя способа избежать власти большинства нет. 2. Как построить гармоничное государство? Каким должен быть идеальный правитель? Философия Конфуция основана на ответственности людей за свою роль в обществе. Конфуций считал, что людей не следует подчинять своей воле насильно. Они сами будут уважать и подчиняться тому правителю, который хорошо овладел искусством управления государством и понимает трудности обыкновенных людей. Для Конфуций идея влияния на людей своим примером работала так: не только правители должны быть примером для подражания, но и люди должны показывать правителю, как ему управлять, поддерживая его идеи. Это значит, что люди должны пользоваться своей способностью суждения (ли) и отказываться подчиняться глупым или несправедливым приказам, но поддерживать все другие распоряжения. Чтобы пользоваться своей способностью суждения, человеку – неважно, обыватель он или правитель – необходима хорошая организация ума. Дела людей требуют внимания, концентрации и целеустремленности, чтобы делать их правильно. Кроме того, любое дело, прежде чем будет сделано, требует внутреннего согласия от человека. Согласие помогает решить, как и когда делать работу. Делая свое дело внимательно и с согласием, люди будут причинять меньше неприятностей себе и другим. Таким образом, Дао Конфуция означает правильное соотношение между личными желаниями и общим делом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|