Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности




В ст. 51 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в строй новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и иных объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, а также в процессе эксплуатации этих объектов. В частности, должна обеспечивается экологическая безопасность людей, рациональное использование природных ресурсов и соблюдение нормативов вредных воздействий на окружающую природную среду.

Предприятия, размещающие, проектирующие, строящие, реконструирующие технически перевооружающие, вводящие в строй сооружения и объекты, которые по их оценке могут оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, направляют об этом специальное уведомление в Минэкоресурсов и его органам на местах. Общие требования к планированию территорий, в том числе размещению промышленных предприятий, регламентированы Законом «О планировании и застройки территорий». Планирование территории производится на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

На общегосударственном уровне разрабатывается Генеральная схема планирования территории, которая предусматривает рациональное использование территории Украины, создание и поддержание полноценной жизненной среды, охраны здоровья населения, определение государственных приоритетов развития систем расселения, производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. На региональном уровне планирование территорий заключается в разработке и утверждении схем планирования территорий областей и районов, а также регулировании использования их территорий.

В соответствии со ст. 21 Земельного кодекса, для размещения промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов предоставляются земли несельскохозяйственного назначения, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет нелесных площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площади залегания полезных ископаемых, кроме общераспространенных, производится по согласованию с государственными органами горного надзора, а на площадях залегания общераспространенных полезных ископаемых — по согласованию с областными Советами.

Предприятия, заинтересованные в изъятии (выкупе) земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с собственниками земли и землепользователями и местными Советами, а также специально уполномоченными на то органами государственного управления по охране и использованию земель месторасположение объекта, размер участка и условия его изъятия (выкупа) с учетом комплексного развития территории, который может обеспечивать нормальное функционирование как на этом участке, так и на прилегающих территориях всех других объектов, условия проживания населения и охрану окружающей природной среды. Не допускается финансирование проектных работ до предварительного согласования месторасположения объекта.

При размещении промышленных предприятий, влияющих на состояние атмосферного воздуха, необходимо соблюдение требований Закона «Об охране атмосферного воздуха», в части, мест и условий их размещения и проведения экологической экспертизы. При размещении промышленных предприятий должны соблюдаться требования водного законодательства. Не допускается строительство любых сооружений, кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных, в прибрежных защитных полосах и в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

При проектировании должна учитываться оценка воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье людей. Она осуществляется с учетом: требований законодательства об охране окружающей природной среды; экологической емкости данной территории, состояния окружающей природной среды в месте, где планируется размещение объектов; экологических прогнозов и перспектив социально-экономического развития региона; мощности и видов совокупного воздействия вредных факторов и объектов на окружающую природную среду.

Проектирование производится с учетом нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, строительных и санитарных норм и правил. Технико-экономические обоснования и расчеты, проекты на строительство и реконструкцию предприятий и объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, независимо от форм собственности и подчинения в обязательном порядке подлежат экологической экспертизе. Положительное заключение государственной экспертизы является основанием для открытия финансирования программ и проектов строительства и реконструкции[5].

Для осуществления промышленными предприятиями деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой, использованием, захоронением, уничтожением и утилизацией ядовитых веществ необходимо получение специального разрешения. Оно выдается Минэкоресурсов, в соответствии с Порядком получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе, токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов[6].

Ряд требований по размещению промышленных предприятий содержится в земельном законодательстве. Так, при проектировании предприятий должна обеспечивается рациональная организации территории, предусматриваться меры по защите прилегающих территорий от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения, а также меры по рекультивации и восстановлению земель.

Водное законодательство, в качестве требования к планировочно-строительной деятельности, предусматривает рациональное использование вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Планируемые мероприятия по возведению предприятий и их объектов должны обеспечивать: учет забираемой из водных источников и возвращаемой в них воды; охрану вод от загрязнения, засорения и истощения; предусматривать предупреждение вредного воздействия вод и ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров.

Кодексом о недрах предусмотрены требования по соблюдению природоохранных норм и правил при размещении горного производства, проектировании и строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они включают требования охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также сохранности заповедников, памятников природы и культуры от вредного влияния работ, связанных с использованием недр.

Строительство и реконструкция предприятий осуществляется с соблюдением утвержденного проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должны осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными нормами и правилами. Так, в процессе строительства выполняются мероприятия по снятию, использованию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земельного покрова и временной консервации деградированных сельскохозяйственных угодий.

Предприятия, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, независимо от времени ввода их в эксплуатацию, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, уменьшения воздействия вредных факторов, а также приборами контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и за характеристиками вредных факторов. Ввод в действие предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме экологических требований, предусмотренных проектам.

При эксплуатации предприятий и иных объектов, деятельность которых может вредно влиять на окружающую природную среду, осуществляются меры по предотвращению аварий и ликвидации их вредных экологических последствий. Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике вместе со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов систематически проводят проверки состояния экологически опасных объектов, выполнения соответствующих мер и требований по их безопасной эксплуатации.

Перечень экологически опасных объектов определяется Минэкоресурсов и утверждается Кабинетом Министров Украины[7]. Если не обеспечено в полном объеме соблюдение экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных в проектах строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, их ввод в эксплуатацию может быть ограничен или временно запрещен. Такие меры предусмотрены Порядком ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года.

При ограничении на определенный период, необходимый для выполнения природоохранных мероприятий, устанавливаются сокращённые объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в целом по предприятию или по отдельным его цехам и единицам оборудования. Временное запрещение предполагает приостановление эксплуатации предприятия или отдельных его участков и единиц оборудования до выполнения необходимых природоохранных мероприятий. Основанием для прекращения деятельности предприятий является систематическое превышение ими лимитов использования природных ресурсов, нарушение экологических нормативов и стандартов, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или иным причинам. Решение об ограничении, временном запрещении и прекращении деятельности предприятий в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды принимают в пределах своей компетенции Кабинет Министров Украины, Верховный Совет Автономной республики Крым и местные органы государственной исполнительной власти.

Такие решения могут приниматься Кабинет Министров, Минэкоресурсов, его органы на местах, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие специально уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. Так, в соответствии с требованиями Закона «Об электроэнергетике», случае нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, решение об ограничении, временном запрещении или прекращении деятельности электростанций, магистральных или межгосударственных электрических сетей принимает Кабинет Министров Украины.

Ввод в действие предприятий, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую природную среду, может быть ограничен или временно запрещен при отсутствии на них сооружений, оборудования и приспособлений для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, а также приборов контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и характеристиками вредных факторов, либо нарушения правил эксплуатации указанных сооружений, оборудования, приспособлений и приборов. При эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, осуществляющих выбросы и сбросы вредных веществ и захоронение отходов, допускается на основании разрешений. В разрешениях устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека.

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные объёмы выбросов и сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения нормативов выбросов и сбросов до предусмотренных величин. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ дает право предприятиям осуществлять выбросы определенного количества загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за единицу времени. Такие разрешения выдается органами Минэкоресурсов на основе утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками[8], Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников разрабатываются в соответствии со ст. 8 Закона «Об охране атмосферного воздуха». При этом на предприятия возлагаются обязанности по осуществлению лабораторного определения видов и объемов вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух, а также видов и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на него и ведению их первичного учета[9].

Использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирование, захоронение, хранение или размещение производственных, бытовых и других отходов без соответствующих разрешений, а также превышение предельно допустимых или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов, влечет ограничение, приостановление или запрещение деятельности предприятий, сооружений и иных объектов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных