Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звуковой фильм—новый вид синтетического искусства




ГЛАВА II

Кинофильм как вид искусства

Звуковой фильм—новый вид синтетического искусства

 

Сегодня уже всеми признано, что звуковой фильм — это новый вид синтетического искусства За исключением авторов, которые, как Эйслер, желают видеть в кино только сплав драмы, психологического романа, репор­тажа, оперетты, симфонического концерта и ревю [267], или, как польский эстетик Ингарден, считают звуковое кино искусством, занимающим промежуточное положе­ние между искусствами, большинство кинотеоретиков рассматривает кино как новый самостоятельный вид, представляющий синтез многих искусств.

Синтетическим можно назвать искусство, в котором произведение построено на органическом взаимо­действии средств различных, самостоятельно суще­ствующих видов искусства. Так, музыкальные произведе­ния и драмы существуют самостоятельно; но музыка и драма соединяются в оперную постановку, это образует новый тип произведения, специфика которого и состоит именно во взаимодействии музыки и сценического искусства. То же относится и к другим синтетическим видам, как балет пли формы вокальной музыки Поэзия и музыка также существуют автономно, независимо друг от друга, но в песне, в вокальной музыке они действуют сообща и вместе образуют целостность нового, высшего

 

 


порядка. В синтетическом искусстве средства каждого из действующих совместно искусств поддерживают и допол­няют друг друга. Это касается и кино, где объединяются средства выразительности разных видов искусства: зри­тельных — живопись и графика, театр и фотография (также архитектура) — и звуковых — прежде всего му­зыка, а также некоторые жанры литературы, в первую очередь драматические формы. В фильме сюда привхо­дит еще красота природы, которая до сих пор служила скорее объектом искусства. Она могла быть предме­том изображения (десигнатом) в живописи или темой для произведения программной музыки, объектом опи­сания в поэзии. В архитектуре элемент красоты природы имеет значение только как активный впечатляющий фон архитектонического произведения. В фильме впервые красота природы средствами фотографии вовлекается в общий синтез.

Отдельные виды искусства пользуются только своими собственными средствами выражения: в кинофильме эти средства действуют либо параллельно, либо скре­щиваясь, либо в контрапункте. В различные моменты отдельные выразительные средства, принадлежащие к отдельным, здесь взаимодействующим видам искусства, берут на себя основную нагрузку, выдвигаясь на первый план, в то время как остальные несколько отступают назад. Правда, зритель всегда воспринимает фильм как целостность, но более глубокий анализ позволяет нам выделить из этой целостности то, что в данную ми­нуту представляет главный драматургический фактор.

Синтез различных видов искусства возможен на том основании, что все искусства — каждое с друюй сторо­ны, другим способом и другими средствами — изобража­ют человека и его отношение к миру, к своему окру­жению, к действительности. Если каждый автономный вид искусства показывает человека и его отношение к действительности только с одной стороны, то синте­тические искусства — одновременно со многих сторон. Кинофильм делаег это более разносторонне, нежели другие синтетические искусства, ибо он показывает яв­ления, во-первых, в пространстве, во-вторых, во времени, в-третьих, в движении и развитии, в-четвертых, показы­вает человека во взаимодействии с предметами и други­ми людьми, а главное, в-пятых, раскрывает внутреннюю


жизнь человека со всеми его поступками и переживания­ми, его реакцию на окружающий мир, его ощущение действительности.

Таким образом, кино показывает человека более мно­госторонне, при помощи всех тех художественных форм выражения, которые оно унаследовало от автономных видов искусства. Следовательно, оно по-новому ото­бражает действительность.

Итак, фильм показывает человека с внешней сторо­ны и его внутренний мир, его поведение, его реакцию на явления жизни, его поступки и одновременно его духов­ную жизнь. Кино дает это наглядно, прямо, недвусмыс­ленно, литература — только через словесный текст, через значение слов, живопись передает все только косвенно, через одно схваченное и закрепленное выражение лица, а музыка — многозначно, поскольку она может выразить только образность обобщенною типа. Кино объединяет выразительные средства всех этих видов искусства, а по­тому оно может более конкретно показать духовную жизнь человека путем изменения его мимики, характера его движений, через его поступки (действия) и вместе с тем однозначно, ибо к его услугам — слово, уточ­няющее ситуации и переживания; кино может с по­мощью музыки комментировать эмоциональные состояния, всегда опираясь на наглядное изображение человека в кадре, на ситуации,— и все это в движении, а не статично. Задний план, на фоне которого действуют показываемые люди, здесь не условен, как в театральной декорации, не неподвижен, как в живописи, и простран­ственно не гетерономен, как в скульптуре.

Иоффе [148] выдвигает интересный тезис, согласно которому в фильме все элементы целого несут свою семантическую нагрузку и способствуют конкретизации кинопроизведения в его целостности: свет и тени, пред­меты и слова, регистры человеческих голосов, регистры и тембр музыкальных инструментов имеют для кинозри­теля всегда более или менее определенный семантиче­ский характер, и способ их взаимодействия окончатель­но определяет выразительный характер каждой фазы кинопроизведения. Эту «семантику» кино унаследовало от исторически созревших видов искусства.

Синтетический характер кино ныне выдвигает ряд новых проблем, которые необходимо разрешить, чтобы 41


осмыслить специфику кино и принципы взаимодействия различных видов входящих в него искусств. Традиции других видов искусств, имеющих многовековую историю, создали столь же старые теории этих искусств, теории, которые, разумеется, так же подвержены непрерывным изменениям, как и сами искусства, к которым они отно­сятся. Звуковое кино хотя имеет пока очень короткую историю, тем не менее также нуждается в собственной теории, и теория кино музыки должна составить важнейшую ее часть.

Теоретические положения, выработанные на почве эстетики других, а именно автономных искусств, оказа­лись несостоятельными там, где взаимодействие различных искусств составляет сущность жанра. Та­ким образом, теория кино, и в частности киномузыки, должна стать теорией взаимодействия между различны­ми факторами синтетического целого, называемого «ки­нофильмом».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных