Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь Преображения




Церковь в с. Янидор (в переводе с коми-пермяцкого «ени-дор» – «божий край» или «божий дом») указывает на то, что церковь была возведена на месте языческого святилища. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)

Согласно «Дозорной книге» Чердынского уезда (1707 г.), являющегося уникальным источником для изучения деревянного зодчества Северного Прикамья, в котором имеются описания всех церквей Чердынского уезда (2 каменных и 37 деревянных) с указанием на годы постройки о церквях в погостах Вильва, Вильгорт, Покча и Янидор указано «строены в давних годах» т.е. в XVI в. Однако в той же «дозорной книге» указано время постройки церкви в Янидоре в 1706 г.

Согласно данным паспорта памятника архитектуры «Церковь Преображенская, деревянная, теплая в с. Янидор Чердынского района Пермской области» она была построена в 1702 г. /по Ончукову/ или в 1707 г. /по Кривощекову/.

Эти данные согласуются с данными из «Клировой ведомости существующей в селе Янидор Чердынского уезда во имя Преображения Господня» за 1896 год, в котором есть описание каменной и деревянной церквей во имя Преображения Господня: «…церковь в том же селе стоящая отдельно от первой, построена неизвестно когда, и освящена 1707 года, зданием сия церковь деревянная, обшитая тесом и окрашена белой краской, кровля на ней железная, окрашена малахитом, без колокольни».

Во 2-й половине XIX в. сгнившее тесовое и лемеховое покрытие кровли и глав было заменено на железное. Деревянные рубленые стены были зашиты тесом и окрашены, на углах были сделаны пилястры, вокруг окон – резные наличники.

Деревянная церковь с. Янидор (в переводе с коми-пермяцкого «божье место») находилась на открытой площади, в центральной части села.

Восприятие ее начиналось исподволь. При подходе к Янидору с открытых полей можно сначала было увидеть крест, затем главу, крещатую бочку, она открывалась полностью, стоило только поравняться с первыми домами. На высоком подклете покоились три сруба: высокий четверик с плавными повалами, трапезная и пятигранная апсида. Апсиду с расширенным верхом венчает изящная бочка и главка с крестом. Над высокой двухскатной клинчатой кровлей с полицами возвышается завершение в виде крещатой бочки с главой.

Подобную конструкцию можно увидеть только на этом памятнике.

Сложные покрытия кровли выполнены из осинового лемеха и красного теса. Вероятно, в прошлом такое покрытие было и в других церквях «древян клецки». Украшала церковь и открытая галерея, размещенная на выпусках бревен подклета с северной и западной стороны.

Постройка вознесена на высокий подклет – хозяйственный этаж, где, по словам старожилов, хранили пушнину. Поднявшись на высокое крыльцо, человек, попадал сначала в трапезную, которая играла важную роль в жизни села, здесь прихожане ожидали начало службы, решали мирские дела, устраивали пиры – кануны – по престольным праздникам. На втором этаже проходили богослужения.

=Интересен интерьер здания. Великолепный портал ведет из трапезной в храмовую часть. Его пропорции и декор (вырезные сережки, жгутообразная порезка косяков) повторяются в обработке окон и алтарных косяков. Потолок из толстых плах, добротные скамьи вдоль стен, резные косяки алтарной преграды – все говорит о незаурядном вкусе строителей, местных плотников, одинаково хорошо владевших навыками возведения жилых, хозяйственных и культовых построек.

Церковь Преображения завершает собой эволюцию клинчатых храмов местного деревянного зодчества. Завершение ее клинчатой кровли крещатой бочкой, увенчанной главой; богатый портал бокового входа в подклет, своеобразная обработка бревен в месте их примыкания к косякам, своеобразная конструкция и декорация галереи со спаренными окнами по углам, необычная светская трактовка алтарной преграды – позволяют говорить о наличии местной школы – своеобразной ветви русского деревянного зодчества.

Удаленный уголок чердынской земли манил к себе многих поклонников традиционной русской культуры: о церкви Спасо-Преображения из с. Янидор писали составители географических описаний Чердынского уезда Ончуков и Кривощеков, а также известный исследователь древнерусского искусства И.Э. Грабарь в своей монументальной монографии по истории русского искусства; Спасо-Преображенскую церковь с. Янидор исследовали в 1940-е гг. инспектор по охране памятников отдела архитектуры при Молотовском облисполкоме Л.Н. Златогорский; в 1950-е гг. московский архитектор Б.В. Гнездовский, разработавший проект реставрации церкви, предусматривающий разборку позднейших наслоений.

Архитектурно-археологический обмер, проведенный в 1956 г. архитектором Б.В. Гнездовским, показал, что была изменена форма обеих глав. Разобрана, оказалась также и стена, первоначально отделявшая, трапезную от молельни, с прорезанной в ней косящатой дверью и двумя волоковыми оконцами. Растёсанными оказались все оконные проемы, и два оконных проема были прорезаны вновь. Обхватывающая сооружение с северного и западного сторон трапезной галерея, с северной стороны была разобрана, при этом оказались спилены пропускные венцы стен трапезной – консоли, на которые опиралась галерея; западная часть галереи – переделана и служила как притвор. В 1958-1960 гг. здание памятника архитектуры церковь Преображения с. Янидор было реставрировано на месте Пермской специальной научно-производственной реставрационной мастерской по проекту, разработанному в 1957 г. московским архитектором Б.В. Гнездовским. В связи с проведением реставрационных работ были удалены, как позднейшие «наслоения»: тесовая обшивка стен, пилястры, оконные наличники. Железное покрытие глав, крещатой бочки над молельной и бочкообразной кровли апсиды было заменено лемеховым; железное покрытие нижних частей /свесов/ кровель над молельной и апсидой заменено тесовым с полицами.

В начале 1980-х гг., в связи с почти полным запустением деревень Северного Прикамья (этот процесс, начатый еще в 1970-е гг., в связи с укрупнением колхозов и массовой миграцией трудоспособного населения в города, к началу 1980-х гг. – стал не обратимым) церковь Спасо-Преображения из с. Янидор в связи с почти полным запустением села, по предложения профессора ПГУ Г.Н. Чагина и специалиста-реставратора В.Ю. Барановского была перевезена в АЭМ «Хохловка», где она была собрана по проекту, разработанному в 1984-1985 гг. пермскими специалистами реставраторами М.Ф. Артеменко, Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

В 1983 г., в связи с запустением села Янидор и невозможностью сохранить памятник архитектуры на прежнем месте, по предложению пермского ученого, историка и этнографа Г.Н. Чагина, здание церкви было разобрано и перевезено на территорию Пермского района в АЭМ «Хохловка», где в 1984-1985 гг. было заново собрано в режиме реставрации по проекту пермских архитекторов М.Ф. Артеменко, Г.Д. Канторовича и Г.Л. Кацко. Здание церкви Преображения из с. Янидор стало основой композиции сектора Северного Прикамья.

Композиционное построение церкви Преображения Господня с. Янидор решено традиционно для русской культовой архитектуры – «кораблем»: повышенный четверик главного храма с востока и запада имеет два прируба – алтарь и трапезную.

«Клетский» храм рублен из бревен с остатком в «обло». Церковь поднята на высокий подклет. С севера и запада трапезную опоясывает низко посаженная галерея – каркас из брусьев с забиркой из плах, установленных «елочкой».

Центральная храмовая часть завершается повалом с клинчатой крышей, увенчанной единственной сохранившейся на церкви такого типа «крещатой» бочкой. Пятигранный алтарный прируб с мощными углами, рубленными в «обло», увенчан прорисованной бочкой, несущей малую главу. Главы деревянные, покрыты осиновым лемехом.

Заключение.

Главной задачей курсовой, было изучение техники создания маркетри.

Маркетри, вид мозаики из различных по цвету и текстуре шпон, которые наклеиваются на основу. Это орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок, ценных пород дерева, наклеивающиеся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель).

В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно. Техника маркетри является более простой в исполнении, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины.


Список литературы.

1. http://www.bankreferatov.ru/referats/4A53C7987F541742C32572F1006E0965/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B%20%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%2019%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8.doc.html

2. Барабошина Д.А., Фиталева С.В. Основы технологии художественно – оформительских работ.-М.: издательский центр «Академия».

3. Быков В.В. Материалы и техника художественно – оформительских работ. М., 1986.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9)

5. Демиев П.Г., Черемных Г.В.. Художественное оформление школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М. Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004

6. http://liberiam.ru/?p=109

7. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.

8. http://www.newreferat.com/ref-636-5.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных