Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды эмоциональных процессов и состояний




Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного про­цесс и результаты практической деятельности, направленной на удов­летворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнооб­разных потребностей, постольку любые проявления активности челове­ка сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции зак­репились как своеобразный способ поддержания жизненного процес­са в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем ха­рактере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребнос­ти, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмо­ции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный моменд потребности, значения для ее удовлетво­рения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызы­ваться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопе­реживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его обще­нии с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окру­жающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкре­пить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настро­ениями.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, кото­рый их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более силь­ным является исходный мотивационный стимул поведения и чем боль­ше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем мень­ше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникаю­щий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими измене­ниями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации пове­дения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмо­ций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оператив­ной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональ­ной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровож­дается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств,, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

СЛ. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потреб­ности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффектив­но-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувстви­тельности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и не­удовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органи­ческих потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием опре­деленными предметами и занятиями отдельными видами деятельнос­ти. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на мате­риальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхи­щении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвра­щении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

Теории эмоций

Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоцио­нальных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигна­лов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологиче­ская теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни живот­ного мира.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как от­дельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положи­тельной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельнос­ти, а повторные неудачи в получении запрограммированного результа­та вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски но­вых более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие воз­никновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточ­ным. Это положение явилось отправной точкой для построения П.В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогно­стически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается фор­мулой: Э = П (Н — С).

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если по­требность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной ин­формации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, про­гностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и разме­ров дефицита или прироста прагматической информации, необходи­мой для достижения цели (удовлетворения потребности).

Джеймс и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлени­ем — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мыш­цах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческо­го акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное пове­дение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферента-ция вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадок­сом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, со­гласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызы­вает тенденцию действовать, что будучи выраженным в различных те­лесных изменениях переживается как эмоция и может привести к дей­ствию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее пря­мое производное.

Далибор Биндра после.критического анализа существующих тео­рий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграни­чение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типич­но-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существова­ние какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию «центрального мотива-ционного состояния» — комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определен­ного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» со­здает избирательное внимание к определенному классу побудитель­ных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного клас­са типично-видовых действий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных