Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности




 

Основными объектами национальной безопасности законом установлены:

- личность — ее права и свободы;

- общество — мате­риальные и духовные ценности;

- государство — его конституци­онный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность личности - состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объёме свободы совести и политических убеждений.

К сожалению, сейчас безопасность личности гарантированная Конституцией в полной степени не обеспечена.

Прежде всего, не обеспечивается право на жизнь: война в Чечне, заказные убийства, разгул преступности. Угрожающих масштабов достигли терроризм и деятельность наркомафии.

По данным 1999 г. в стране было зарегистрировано:

- 31,1 тыс. убийств или покушений на убийство;

- 8,3 тыс. изнасилований;

- 41,1 тыс. случаев разбоя;

- 139 тыс. грабежей.

По данным опросов 53% жителей России испытывают тревогу, возвращаясь домой в тёмное время суток, 43% не чувствуют себя в безопасности у себя дома.

Нарушаются социально-экономические права граждан, право на труд: большое число безработных (в 1999 г. составило 9,1 млн. человек), низкая пенсия и заработная плата (средняя пенсия в 1999 году составила 73% от прожиточного минимума).

Безопасность общества - состояние нормального функционирования общественных институтов, беспрепятственного циркулирования различных социально-политических доктрин, учений, концепций, а также свободы граждан объединяться на основе общности социальных, профессиональных, национальных, религиозных и других интересов в те или иные общественные формации.

Здесь также далеко от идеала:

- коррупция в России парализовала деятельность правоохранительных органов и привела к симбиозу коррумпированных правительственных чиновников и оргпреступности, помогая им отмывать деньги и получать иные нелегальные доходы;

- СМИ будучи лишенными государственной поддержки, скупаются олигархами и вынуждены поэтому пропагандировать их взгляды, лоббировать их интересы, т.е. свобода печати и других средств массовой информации ограничиваются с точки зрения своего материального обеспечения.

Безопасность государства - состояние нормальной, бесперебойной и эффективной деятельности аппарата управления страной, представляющего собой триединый институт власти законодательной, исполнительной и судебной, опирающийся на соответствующие административные и силовые структуры и обеспечивающие его целостность и управляемость.

В 90-х годах 20-ого века усилилась криминализация общества. По данным силовых структур (1996 г.) в России действовало 3000 отдельных преступных группировок, 70 этнических и 365 межрегиональных. Их численность достигла 210 тыс. человек - это десять полностью развёрнутых общевойсковых армий или три фронта по меркам второй мировой войны. (Кокоткин. Триумфальное шествие криминала. Аргументы и факты. № 30, 1996 г.)

Возрос потенциал сепаратизма:

- очень высокий (15 баллов) в Татарстане, Туве, Чечне;

- высокий: в Башкортостан (14), Бурятии (14), Карелии (14), Калининградской области (14), Коми (12), Сахалинской области (13), Приморском крае (12).

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой облас­ти через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безо­пасности средств связи и информации, таможни, природоо­хранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действу­ющих на основании законодательства.

Субъектами безопас­ности являются граждане, общественные и иные организации и объединения.

Главным объектом и субъектом на­циональной безопасности является человек - самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. Человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение лич­ности определяется состоянием общества, государства.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить се­бе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные орга­низации, действующие на общественных началах, могут обес­печить в какой-то степени безопасность отдельных групп насе­ления. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной от­ветственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет пра­вовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности.

В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных соци­альных групп и личности.

Принципы обеспечения национальной безопасности - это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реали­зацию национальных целей.

Основные принципы обеспечения национальной безопаснос­ти:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства;

- взаимная от­ветственность личности, общества и государства за обеспече­ние безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политичес­ким потенциалом населения, геополитическим положением стра­ны и состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопас­ность.

Обеспечение националь­ной безопасности — долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не стара­лись переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание, проблемы

 

Становление России как федеративного, демократического, правового государства влечет за собой коренные преобразова­ния государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отноше­ний. А это требует переоценки интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в общеми­ровом цивилизационном процессе.

В конце XX века самая богатая страна мира потенциально оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создав­ших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы от­лажены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в.

Таким документом явилась новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятая Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года.

В новой редакции Концепции особо подчеркнуто, что под национальной безопасностью Российской Федерации понима­ется общенародная безопасность, безопасность всего многона­ционального народа как носителя суверенитета и единственно­го источника власти в Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности (как сказано в преамбуле) - это систе­ма взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопас­ности личности, общества и государства от внешних и внутрен­них угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Структурно Концепция национальной безопасности содержит четыре раздела (структура четырех разделов (схема 8).

В первом разделе «Россия в мировом сообществе»дана характеристика России в мировом сообществе, определено ее место после окончания эры бипо­лярной конфронтации.

 

В Концепции обозначены две взаимоисключающие тенденции в мире, по отношению к которым России необхо­димо выработать свою позицию:

- первая: прежде всего укрепляются экономиче­ские и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются меха­низмы многостороннего управления международными процес­сами (Будет ли этому способствовать Россия? Да, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии ста­новления многополярного мира на этой основе);

- вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основан­ной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм меж­дународного права.

В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности:

- в противодействии распростране­нию оружия массового уничтожения;

- в предотвращении и урегу­лировании региональных конфликтов»

- в борьбе с международ­ным терроризмом и наркобизнесом;

- в решении экологических проблем глобального характера;

- в обеспечении ядерной и ради­ационной безопасности.

Негативными тенденциями в мире являются:

- усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях;

- игнорирование интересов России при решении международных проблем;

- обострение проблемы терроризма.

Во втором разделе «Национальные интересы России» определены национальные интересы Рос­сии как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности:

- реализация конституционных прав и свобод;

- обеспечение личной безопасности;

- повышение качества и уровня жизни;

- физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

Интересы общества:

- упрочение демократии;

- создание правового социального государства;

- достижение и поддержание общественного согласия;

- духовное обновление России.

Интересы государства:

- незыблемость конституционного строя;

- суверенитет (полная независимость государства от других государств);

- территориальная целостность;

- политическая, экономическая, социальная стабильность;

- обеспечение законности и правопорядка;

- развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.

Раскрывая содержание интересов личности, общества, госу­дарства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения зашиты этих интересов:

- экономическую;

- внутри­политическую;

- социальную;

- международную;

- информацион­ную;

- военную;

- пограничную;

- экологическую.

Обеспечение национальной безопасности - это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера, реализуемых как государством, так и самим народом.

Оно достигается проведе­нием единой государственной политики обеспечения нацио­нальной безопасности, а также конкретными адекватными угрозам мерами, поддер­живаемыми обществом.

Обеспечение за­шиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями.

В третьем разделе «Угрозы национальной безопасности РФ»представлены угрозы и сферы их влияния.

Источники угроз:

- состояние отечественной экономики;

- темы организации государства и гражданского общества;

- социально-политическая поляризация общества;

- криминализация общественных отношений;

- рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма;

- обострение межнациональных и международных отношений.

В социальной сфере они создают:

- глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу мало­обеспеченных граждан;

- увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

- рост безработицы.

Отмечается, что углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических за­воеваний.

В международной сфере уг­розы национальной безопасности проявляются в попыт­ках других государств:

- противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире;

- поме­шать реализации национальных интересов и ослабить ее пози­ции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Эти явные тенден­ции обусловили усиление угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, возрастание уровня и мас­штабов угроз в военной сфере.

Особо подчеркивается в Концепции угроза ухудшения эко­логической ситуации в стране и истощения ее природных ре­сурсов. Она обусловлена:

- преимущественным развитием топ­ливно-энергетических отраслей промышленности;

- недоразви­тостью законодательной базы ресурсосберегающих технологий;

- низкой экологической культурой.

Ослабление государственно­го надзора, недостаточная эффективность правовых и эконо­мических механизмов предупреждения и ликвидации угроз в России характерны не только для экологической сферы, но и для всех других.

В четвертом разделе Концепции«Обеспечение национальной безопасности»определены основные зада­чи в области обеспечения национальной безопасности. Напри­мер, такие как:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз;

- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- совершенствование системы го­сударственной власти; федеративных отношений; местного са­моуправления и законодательства Российской Федерации;

- формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес­кой стабильности общества;

- обеспечение равноправного и вза­имовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущи­ми государствами мира и др.

Задачи по защите нацио­нальных интересов в экономической сфере являются приори­тетными направлениями политики государства.

Помимо задач в четвертом разделе указываются основные направления деятельности государства по защите националь­ных интересов во всех областях жизнедеятельности человека.

Например, в области охраны и укрепления здоровья граждан необходимо усиление внимания общества, органов государственной власти:

- развитию государственной страховой (федеральной и муниципальной) и частной медицинской помощи;

- осу­ществлению государственного протекционизма в отечественной фармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи.

В разделе рассматривается в целом система обеспечения национальной безопасности. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Основные проблемы, которые не нашли отражение в Концепции национальной безопасности:

- к объектам безопасности не относятся российские граждане, находящиеся за пределами России (по ФЗ «О безопасности» от 5 марта 1992 года государство гарантирует им защиту);

- в некоторых положениях смешиваются функции развития и безопасности (функции реализации интересов с функциями их защиты), что позволяет ведомствам переложить ответственность с себя на силовые структуры и решать проблемы только силовыми методами;

- в перечень угроз не включена демографическая, хотя очевидным явлением в России является депопуляция населения (на начало 2002 года численность постоянного населения составила 144,0 млн. человек против 148,3 млн. человек в 1992 году; в 2001 году число родившихся снизилось до 1,2 млн. человек в год против 1,6 млн. человек в 1992 году);

- проблемы, обусловленные сложным федеративным устройством российского государства.

Решение этих проблем позволит поставить нацио­нальные проблемы в плоскость прямого действия и по возмож­ности, привязать не только к пространству и времени, но и к Президенту РФ, ко всем ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) и обществу (схема 9).

При этом следует руководствоваться следующими положениями:

- во-первых, политика обеспечения национальной безопасности — это основные направления дея­тельности по достижению национальных целей Российской Федерации на определенном промежутке времени;

- во-вто­рых, стратегия обеспечения национальной безопасности — это конкретные действия государства и общества, выражающиеся в использовании ресурсов, органов, сил, средств, методов и форм по нейтрализации реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безусловно, гарантии безопасности обеспечиваются в совре­менном мире в значительной степени по-прежнему силой или yгрозой применения силы (большая часть текста четвертого раздела отведена военной безопасности). И тем не менее все большее значе­ние приобретают в мире научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факто­ры обеспечения национальной безопасности.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных