ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности
Основными объектами национальной безопасности законом установлены: - личность — ее права и свободы; - общество — материальные и духовные ценности; - государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность личности - состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объёме свободы совести и политических убеждений. К сожалению, сейчас безопасность личности гарантированная Конституцией в полной степени не обеспечена. Прежде всего, не обеспечивается право на жизнь: война в Чечне, заказные убийства, разгул преступности. Угрожающих масштабов достигли терроризм и деятельность наркомафии. По данным 1999 г. в стране было зарегистрировано: - 31,1 тыс. убийств или покушений на убийство; - 8,3 тыс. изнасилований; - 41,1 тыс. случаев разбоя; - 139 тыс. грабежей. По данным опросов 53% жителей России испытывают тревогу, возвращаясь домой в тёмное время суток, 43% не чувствуют себя в безопасности у себя дома. Нарушаются социально-экономические права граждан, право на труд: большое число безработных (в 1999 г. составило 9,1 млн. человек), низкая пенсия и заработная плата (средняя пенсия в 1999 году составила 73% от прожиточного минимума). Безопасность общества - состояние нормального функционирования общественных институтов, беспрепятственного циркулирования различных социально-политических доктрин, учений, концепций, а также свободы граждан объединяться на основе общности социальных, профессиональных, национальных, религиозных и других интересов в те или иные общественные формации. Здесь также далеко от идеала: - коррупция в России парализовала деятельность правоохранительных органов и привела к симбиозу коррумпированных правительственных чиновников и оргпреступности, помогая им отмывать деньги и получать иные нелегальные доходы; - СМИ будучи лишенными государственной поддержки, скупаются олигархами и вынуждены поэтому пропагандировать их взгляды, лоббировать их интересы, т.е. свобода печати и других средств массовой информации ограничиваются с точки зрения своего материального обеспечения. Безопасность государства - состояние нормальной, бесперебойной и эффективной деятельности аппарата управления страной, представляющего собой триединый институт власти законодательной, исполнительной и судебной, опирающийся на соответствующие административные и силовые структуры и обеспечивающие его целостность и управляемость. В 90-х годах 20-ого века усилилась криминализация общества. По данным силовых структур (1996 г.) в России действовало 3000 отдельных преступных группировок, 70 этнических и 365 межрегиональных. Их численность достигла 210 тыс. человек - это десять полностью развёрнутых общевойсковых армий или три фронта по меркам второй мировой войны. (Кокоткин. Триумфальное шествие криминала. Аргументы и факты. № 30, 1996 г.) Возрос потенциал сепаратизма: - очень высокий (15 баллов) в Татарстане, Туве, Чечне; - высокий: в Башкортостан (14), Бурятии (14), Карелии (14), Калининградской области (14), Коми (12), Сахалинской области (13), Приморском крае (12). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства. Субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения. Главным объектом и субъектом национальной безопасности является человек - самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. Человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства. Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность. Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности. Принципы обеспечения национальной безопасности - это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей. Основные принципы обеспечения национальной безопасности: - законность; - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; - взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; - интеграция с международными системами безопасности. Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Обеспечение национальной безопасности — долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку. 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: структура, содержание, проблемы
Становление России как федеративного, демократического, правового государства влечет за собой коренные преобразования государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отношений. А это требует переоценки интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в общемировом цивилизационном процессе. В конце XX века самая богатая страна мира потенциально оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отлажены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в. Таким документом явилась новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятая Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года. В новой редакции Концепции особо подчеркнуто, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается общенародная безопасность, безопасность всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Концепция национальной безопасности (как сказано в преамбуле) - это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Структурно Концепция национальной безопасности содержит четыре раздела (структура четырех разделов (схема 8). В первом разделе «Россия в мировом сообществе» дана характеристика России в мировом сообществе, определено ее место после окончания эры биполярной конфронтации.
В Концепции обозначены две взаимоисключающие тенденции в мире, по отношению к которым России необходимо выработать свою позицию: - первая: прежде всего укрепляются экономические и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются механизмы многостороннего управления международными процессами (Будет ли этому способствовать Россия? Да, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии становления многополярного мира на этой основе); - вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности: - в противодействии распространению оружия массового уничтожения; - в предотвращении и урегулировании региональных конфликтов» - в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом; - в решении экологических проблем глобального характера; - в обеспечении ядерной и радиационной безопасности. Негативными тенденциями в мире являются: - усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях; - игнорирование интересов России при решении международных проблем; - обострение проблемы терроризма. Во втором разделе «Национальные интересы России» определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Интересы личности: - реализация конституционных прав и свобод; - обеспечение личной безопасности; - повышение качества и уровня жизни; - физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Интересы общества: - упрочение демократии; - создание правового социального государства; - достижение и поддержание общественного согласия; - духовное обновление России. Интересы государства: - незыблемость конституционного строя; - суверенитет (полная независимость государства от других государств); - территориальная целостность; - политическая, экономическая, социальная стабильность; - обеспечение законности и правопорядка; - развитие взаимовыгодного международного сотрудничества. Раскрывая содержание интересов личности, общества, государства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения зашиты этих интересов: - экономическую; - внутриполитическую; - социальную; - международную; - информационную; - военную; - пограничную; - экологическую. Обеспечение национальной безопасности - это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера, реализуемых как государством, так и самим народом. Оно достигается проведением единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также конкретными адекватными угрозам мерами, поддерживаемыми обществом. Обеспечение зашиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями. В третьем разделе «Угрозы национальной безопасности РФ» представлены угрозы и сферы их влияния. Источники угроз: - состояние отечественной экономики; - темы организации государства и гражданского общества; - социально-политическая поляризация общества; - криминализация общественных отношений; - рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма; - обострение межнациональных и международных отношений. В социальной сфере они создают: - глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан; - увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; - рост безработицы. Отмечается, что углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. В международной сфере угрозы национальной безопасности проявляются в попытках других государств: - противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире; - помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти явные тенденции обусловили усиление угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере. Особо подчеркивается в Концепции угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Она обусловлена: - преимущественным развитием топливно-энергетических отраслей промышленности; - недоразвитостью законодательной базы ресурсосберегающих технологий; - низкой экологической культурой. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации угроз в России характерны не только для экологической сферы, но и для всех других. В четвертом разделе Концепции «Обеспечение национальной безопасности» определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Например, такие как: - своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз; - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; - совершенствование системы государственной власти; федеративных отношений; местного самоуправления и законодательства Российской Федерации; - формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; - обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира и др. Задачи по защите национальных интересов в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Помимо задач в четвертом разделе указываются основные направления деятельности государства по защите национальных интересов во всех областях жизнедеятельности человека. Например, в области охраны и укрепления здоровья граждан необходимо усиление внимания общества, органов государственной власти: - развитию государственной страховой (федеральной и муниципальной) и частной медицинской помощи; - осуществлению государственного протекционизма в отечественной фармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи. В разделе рассматривается в целом система обеспечения национальной безопасности. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Основные проблемы, которые не нашли отражение в Концепции национальной безопасности: - к объектам безопасности не относятся российские граждане, находящиеся за пределами России (по ФЗ «О безопасности» от 5 марта 1992 года государство гарантирует им защиту); - в некоторых положениях смешиваются функции развития и безопасности (функции реализации интересов с функциями их защиты), что позволяет ведомствам переложить ответственность с себя на силовые структуры и решать проблемы только силовыми методами; - в перечень угроз не включена демографическая, хотя очевидным явлением в России является депопуляция населения (на начало 2002 года численность постоянного населения составила 144,0 млн. человек против 148,3 млн. человек в 1992 году; в 2001 году число родившихся снизилось до 1,2 млн. человек в год против 1,6 млн. человек в 1992 году); - проблемы, обусловленные сложным федеративным устройством российского государства. Решение этих проблем позволит поставить национальные проблемы в плоскость прямого действия и по возможности, привязать не только к пространству и времени, но и к Президенту РФ, ко всем ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) и обществу (схема 9). При этом следует руководствоваться следующими положениями: - во-первых, политика обеспечения национальной безопасности — это основные направления деятельности по достижению национальных целей Российской Федерации на определенном промежутке времени; - во-вторых, стратегия обеспечения национальной безопасности — это конкретные действия государства и общества, выражающиеся в использовании ресурсов, органов, сил, средств, методов и форм по нейтрализации реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безусловно, гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире в значительной степени по-прежнему силой или yгрозой применения силы (большая часть текста четвертого раздела отведена военной безопасности). И тем не менее все большее значение приобретают в мире научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|