Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфіка німецького романтизму. Романтична творчість Г. Гейне.

1. Этапы и школы немецкого ром-ма.

2. Краткая характеристика творчества Гейне.

3. «Книга песен» как отражение творческой эволюции поэта

- романтическая поэтика «Юношеских страданий»;

- ироническое изображение любовного чувства в «Лирическом интермеццо»;

- специфика лирического героя в цикле «Опять на родине»;

- философские мотивы образы природы в цикле «Северное море».

 

1. Немецкий ром-м зарождается в Германии, раньше чем в других странах Европы. Это самобытное культурное явление, вызванное Французской буржуазной революцией.

В развитии НР выделяют 4 этапа:

1) 1796 – 1805 – творчество иенских романтиков (ун-т г. Иена). Братья Август и Фридрих Шлегели разработали эстетические принципы и теоретическую концепцию романтизма. Их поддержали поэт и прозаик Новалис (Гарденберг), драматург Людвиг Тик, философы Фридрих Шеллинг и Иоганн Фихте. Стремление к духовной революции, попытка существовать в сфере худ. тв-ва. Реальный мир не достоин воплощения в тв-ве, поэт возвышается над действ-ю, углубляется в экзотику, историю и собственную личность. Художник – микрокосм в макрокосме. Отсюда универсализм (попытка осмыслить бытие в его полноте); интерес к вечным вопросам бытия; личность с ее чувствами – центр худ. тв-ва; внимание к мифу, символике; синтез искусств; вера в возможность достижения идеала, который не противопоставляется действительности.

2) 1806 – 1815 – тв-во гейдельбергских романтиков. Наполеоновские войны => французская оккупация => освободительное движение => в литературе развивается народно-фольклорное течение. Центр романтического движения – ун-т в Гейдельберге, лидерами – Клеменс Брентано и Людвиг фон Арним, также братья Гримм. Цель – изучение и собирание нем. фольклора, мифологии, языка и истории. Универсальное уступает место национальному.

3) 1815 – 1848 – центр - Берлин. Арним и Брентано, Клейст, Гофман, Шамиссо, Гейне. Основные фигуры – Гофман и Гейне. Ром-е движение распадается на локальные школы и индивидуальные художественные системы. Усиление гос. власти, буржуазных отношений, утрата идеалов, отчуждение личности. Развитие гротескно-фантастичного ром-ма в тв-ве Гофмана. Связь с проблемами современности, утопические идеи, оптимизм. Герой – чел-к своего времени и своей нации, может бороться с несовершенством бытия. Позднее тв-во Гейне.

 

2. Г.Гейне – немецкий поэт-романтик, прозаик, публицист, эссеист (1797-1856). «Последний романтический принц» своей «неромантической эпохи». Родился в семье купца, не преуспел на экономическом и юридическом (окончил ун-т) поприще, зарабатывал на жизнь поэзией. В связи с усилением цензуры в Германии, Гейне уезжает в Париж. После этого только дважды бывал на родине. С 1848 г. паралич и «матрацная могила».

Тв-во Гейне можно условно разделить на 4 периода:

1) 1816-1831 – становление романтического метода в ранней лирике. Гейне заявил о себе как поэт с выходом сборника «Книга песен» (1827), куда вошли его стихи прошлых лет (13 только прижизненных переизданий).

2) 1831-1839 – социально-политическая публицистика. Памфлет «Людвиг Берне», поэма «Ата Троль» - ироническое обыгрывание немецкой идейной и литературной жизни.

3) 1839-1848 – политическая лирика. Поэма-путешествие «Германия. Зимняя сказка» – политическое и романтическое произведение субъективно-публицистического характера. Сатира и высокий позитивный пафос, попытка пробудить нац. самосознание немцев.

4) 1848-1856 – сборник «Романсеро». Сюжетная лирика, поэтический обзор истории чел-ва. Доминирует субъективно-лирическое начало, трагизм, пессимистичные настроения.

 

3. Поэтический сборник «Книга песен» автобиографичен. В его основе – несчастная юношеская любовь Гейне к кузине Амалии (предпочла аристократа). Название сб-ка отсылает к творчеству Петрарки, продолжает традиции европейской любовной лирики, а кроме того, указывает на интерес Гейне к немецким народным песням. Структурно сб-к состоит из 4 лирических циклов со знаковыми названиями – «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море». Сборник обладает тематическим единством: главная тема – тема любви. В первых трех циклах она интерпретирована по-разному, в четвертом – она уступает место теме природы, увиденной через призму философии. В художественно-стилевом аспекте относительно едины второй, третий и некоторые стихи первого цикла. Последний оригинален. Сборник отличается музыкальностью, огромное кол-во переложений на музыку.

- Цикл «Юношеские страдания» отмечен сильным влиянием романтической традиции на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, инфернальные силы) и худ. приемов (контрасты, фантастика, ром-е двоемирие, сны, символика). Но это лишь внешняя атрибутика, а не мировосприятие. Герой – немецкий интеллигент своего времени.

Структурно в цикле выделяются жанровые подциклы: сновидения, песни, романсы, сонеты (излюбленные жанры нем. ром-й поэзии). Если в «Песнях» Гейне имитирует безыскусность народной поэзии, то в «Сновидениях» и «Романсах» обыгрывает традиции и мистику кладбищенской лирики. Образ возлюбленной дан в привычных романтических категориях: неземная, прекрасная, бледная, холодная, зачаровавшая героя. Конфликт поэта с действительностью, вызванный отвергнутым чувством, приобретает соц. окраску («Мне снился франтик…»). В цикле выделяются стихотворения «Гренадеры» и «Разговор в Падерборнской степи». В первом из них звучит тема Наполеона: солдаты, возвращающиеся из плена, фанатично хранят верность императору. Отрефлексирован культ личности Наполеона, которому в юности отдал дань Гейне, и намечается его ироничное обыгрывание. Во втором объектом иронии поэта становится само романтическое мироощущение с его внешней атрибутикой.

- Цикл «Лирическое интермеццо» построен по законам данной музыкальной формы как поэтический рассказ о любовном романе с самостоятельным сюжетом. (Интермеццо - небольшая музыкальная пьеса, служащая вставкой между двумя разделами произведения и имеющая иное построение и иной характер. Исполняется обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены). В цикле воссоздается вся история любви от ее зарождения через период счастья и взаимности до расставания и сожалений о прошлом. Но любовь уже не фатальная сила, а вполне земное чувство. Образ любимой условный, созданный с помощью традиционных штампов, но индивидуализируется за счет иронии.

И розы на щёчках у милой моей,
И глазки её незабудки,
И белые лилии, ручки малютки,
Цветут всё свежей и пышней…
Одно лишь сердечко засохло у ней!

В этом цикле впервые появляются иронические концовки, снижающие все предыдущее стихотворение.

С уходом любви появляется тема света, ханжеской общественной морали, убивающей настоящее чувство («За столиком чайным…»), об утрате которого горюет лирический герой («Они меня истерзали…»).

Форма стихотворений – 3-4 катрена с мягким ритмом и перекрестной рифмовкой, приближенные к народной поэзии. Гейне активно использует худ-е средства народной песни – повторы, сравнения, психологический параллелизм.

- В цикле «Возвращение на родину» повествование смещается в обыденно-бытовую плоскость. Лирический герой, переживший разочарование любви, возвращается в город своей страсти, но уже повзрослевшим. Ему свойственна ироническая отстраненность. В стихах романтические элементы (образ двойника – «Город уснул, я брожу одиноко…») сочетаются с реалистическими – изображение городских пейзажей, увидеть которые раньше герою мешала любовь. Образ возлюбленной конкретизируется, у нее появляется семья, соц. положение. Старый роман обретает темпоральную и пространственную определенность. Лирический герой изображен изменяющимся во времени, он уже способен замечать других женщин, по-новому подходит к теме тв-ва. Самое известное стихотворение цикла – «Не знаю, о чем я тоскую…» («Лорелея»), ставшее народной песней. Образ сказочной красавицы, несущей гибель – поэтическое воплощение иррациональной природы любви. Содержание баллады – не в развитии действия, а в развитии чувства.

- Последний цикл «Северное море» - наиболее насыщенный философскими мотивами и самый новаторский в плане формы. Он написан верлибром, свободным стихом (тип стихосложения, для которого характерно отсутствие рифмы, размера, его строки не упорядочены по длине), передающим своеобразный ритм морского прибоя. Образ моря является главным образом цикла. Это воплощение природных стихий, вечного поиска, беспокойной души человека. Море, его жизнь, связанные с ним мифы и культурные представления, символика моря как безбрежного океана жизни становятся предметом интереса лирического героя,. Конструируя мир Северного моря, Гейне активно обращается к мифотворчеству, создавая свои собственные мифы. Для Гейне Северное море – реальная Балтика и одновременно Таласса (древнегреческая богиня моря). Для поэта важны не античные, а германские ассоциации, связанные с морем, попытка постижения «что есть человек, откуда пришел он? Куда он идет». Вопросы вечны и вечен ритм морских волн.

Цикл – иллюстрация изменившегося мировосприятия лирического героя – его прежняя любовь и страдания изображены то элегически, то иронически.

Структурно цикл состоит из двух подциклов, содержащих размышления о поэте, его роли в мирозданиии. Тема страсти становится периферийной, любовь воспринимается как философская категория, приравнивается к вечности, природе, смерти.

В аспекте стилистики возвышенно-патетические интонации часто переплетаются с разговорными, ироническими – так Гейне высмеивает сентиментальные мечтания немецкого филистера (обывателя).

 

Таким образом, лирический герой книги песен проходит путь от ультраромантизма первого цикла через углубление оригинального, более трезвого мировосприятия во втором и третьем циклах к трансформации романтического сознания, дистанцированию от его основ в заключительном цикле. «Книга песен» представляет собой как бы сжатый конспект эволюции романтического сознания первой трети 19 в. – романтическое бегство от действительности в любовь, разочарование в идеале возлюбленной и любви как таковой, и как результат – ирония, направленная на весь мир и самого себя.

Т.е., романтический энтузиазм и утопические надежды на воплощение высших идеалов в реальности постепенно уступают место отрезвлению, осознанию неодолимости исторических и социальных обстоятельств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поддержка самостоятельной работы (сборники тестов, задач, упражнений и др.) | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных