ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Промежуточный продукт как измеритель эффективности национального хозяйствования. Сущность, методы расчета. Сферы применения. С.27ВОП — сумма валовой продукции отраслей материального производства хозяйственной системы страны, произведенной в этих отраслях за определенный период времени (год, пятилетие, десятилетие и т. д.). . К другим обобщающим, синтетическим показателям воспроизводственного процесса в стране относятся: — национальный (произведенный и использованный) доход (НД); — конечный продукт; — промежуточный продукт. ПП — часть ВОП, расходуемая на возмещение потребленных в процессе материального производства предметов труда. Выделение этого показателя обусловлено особенностями потребления предметов труда в отраслях основного и вспомогательного производства, в смежных и сопряженных отраслях. Промежуточный продукт – товары и услуги, кот. Проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.
Пропорция в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей национальной экономики относится к числу важнейших, синтетических. Эта пропорция отражает структурную политику государства. Ее состояние связано с приоритетами в структурной, инвестиционной, социальной, налоговой и другой политике. Эта пропорция определяет уровень сбалансированности национальной хозяйственной системы, соизмеряя его с размерами потребления и накопления, с решением социальных задач, задач экономической и другой безопасности общества и государства. Поэтому всегда на самых высоких уровнях выработки и принятия макроэкономических хозяйственных решений ставятся вопросы развития базовых сырьевых отраслей национальной экономики, их сбалансированности и связей по цепочке всех отраслей хозяйства. Эту пропорцию выделяют и в ВВП. К добывающим отраслям промышленности относятся: — предприятия по добыче природного сырья для обрабатывающей промышленности; — предприятия по лесоэксплуатации; — предприятия по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов; — водопроводы; — гидроэлектростанции; — предприятия по добыче горно-химического сырья, руд черных и цветных металлов и природного сырья для металлургии, нефтедобывающей — предприятия по добыче неметаллических руд, газа, угля, торфа, сланцев, соли; — предприятия по добыче нерудных строительных материалов, легких не К обрабатывающей промышленности относятся предприятия промышленности, перерабатывающие: — продукцию добывающей промышленности и предшествующих стадий — продукты сельского хозяйства. При делении национальной экономики на обрабатывающие и добывающие отрасли к числу добывающих отраслей относится производство сельскохозяйственного сырья. В целом по национальной экономике пропорция в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей характеризуется соотношением конкретных видов труда по добыче и переработке предметов труда, вовлекаемых в хозяйственный оборот в каждом конкретном хозяйственном периоде. Соотношение территориального производства в добывающих и обрабатывающих отраслях должно складываться в пользу последних при одновременном абсолютном росте объемов производства ВОП, НД, ВВП, ВНП и продукции отраслей промышленности и сельского хозяйства. При формировании соотношений в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей необходимо учитывать принципиальные отличия между восполнимыми и невосполнимыми ресурсами природы. На соотношение темпов роста добывающих и обрабатывающих отраслей национальной экономики оказывают влияние следующие факторы: 1. Снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. п. на производство продукции в отраслях материального производства. 2. Прогрессивные изменения в структуре производства в обрабатывающих отраслях промышленности, рост удельного веса отраслей, производящих более сложную, высокосортную и, следовательно, более дорогую по стоимости (с точки зрения затрат совокупного общественного труда) продукцию. 3. Всемирная утилизация вторичных энергоресурсов, металлолома, макулатуры, тары и других ресурсов. 4. Создание и внедрение в производство малоотходных и безотходных технологий, повышение степени комплексности переработки первичных природных ресурсов. 5. Снижение степени влияния природно-климатических факторов на рост размеров производства сельскохозяйственной продукции, происходящее под влиянием развития НТП. Все мероприятия, входящие в состав макроэкономических хозяйственных решений, должны определять конкретные объемы, темпы и меру опережения роста обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и способствовать закреплению прогрессивных тенденций в развитии этих отраслей. В условиях рынка контроль за состоянием и динамикой пропорции в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей приобретает большую актуальность в связи с тем, что: 1) эта пропорция учитывается при расчетах ВНП (методика ООН); 2) рост открытости национальной экономики РФ, ее вовлечение в мирохозяйственные связи требует, чтобы мы не становились сырьевым придатком мира, рыночным пространством, поглощающим все, что дадут, а соблюдали интересы своей экономической, продовольственной, технологической, оборонной и другой безопасности; 3) у нас должна действовать стратегия и тактика развития, а не выживания. Подход выживания означает пассивную тактику и проигрышную стратегию.
Ее роль определяется тем, что эта пропорция выступает своеобразным «символом» рыночного хозяйства, рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране. Когда рассматривают эту пропорцию в масштабе всей национальной экономики, т. е. на макроуровне хозяйствования, то имеют в виду не конкретный спрос на какой-либо товар или услугу и не на какое-то конкретное предложение товара или услуги, а совокупный спрос и совокупное предложение. В связи с этим в экономической теории и практике хозяйствования принято выделять два взаимосвязанных понятия: «совокупный спрос» и «совокупное предложение». Совокупный спрос — это спрос на весь (общий) объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен на товары и данном уровне тарифов на платные услуги. Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и реализовано (предложено) в соответствии со сложившимся уровнем цен на товары и тарифов на услуги. Оба показателя могут измеряться в текущих и неизменных ценах. Поскольку совокупный спрос и совокупное предложение испытывают при их измерении сильное воздействие колебаний уровней цен на товары и тарифов на платные услуги, то динамику этих показателей необходимо измерять и отслеживать, используя расчеты индексов цен и тарифов (цен на товары, тарифов на услуги). Индексы рассчитываются по отношению к базисному или отчетному периоду. Обычно считают совокупный индекс потребительских цен и тарифов (ИПЦ). ИПЦ используется также и в практике индексации денежных доходов и потребления населения. Практика мирохозяйствования свидетельствует, что чем выше уровень цен и тарифов (выше показатель ИПЦ), тем ниже совокупный спрос (обратная зависимость). В свою очередь зависимость между совокупным предложением и уровнем цен прямая. Растут цены (растет ИПЦ), растет предложение, но не в физическом смысле (т, кв. м и т. д.), а по стоимости, т. е. по суммарному денежному объему возможных, а не реальных продаж или покупок населением товаров и платных услуг. В частности, уровень цен влияет на покупательную активность населения. Чем выше цена товара или тариф на услугу, тем меньше желающих оплатить их. Чтобы пропорция между совокупным спросом и совокупным предложением стала регулятором социально-экономических процессов в национальной экономике, эти показатели следует рассматривать во взаимосвязи, т. е. в системе двуединой совокупности. В реальной практике рыночного хозяйствования нередки случаи, особенно если слаб и неэффективен механизм государственного регулирования национальной хозяйственной системы, когда товаров произведено больше, чем требуется, или такого ассортимента, качества и цены, которые не «потянут» потребители. Либо спрос населения по структуре не совпадает с предложением, так как часть доходов населения идет (помимо покупки товаров и услуг) на рост сбережений (проблема «черного дня» или проблема формирования средств семейного бюджета на отдых, лечение, приобретение дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д.). Мировой опыт свидетельствует о взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения. Графическая интерпретация этого дана на рис. 3.1. Кривая предложения растет снизу вверх, а кривая спроса — сверху вниз. При росте цен растет предложение, снижается спрос. При снижении цен предложение сокращается, но растет спрос. В точке Pq взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения равновесная цена совпадает с равновесной величиной предложения.
В условиях рыночной экономики действует объективный закон соответствия спроса и предложения. Суть этого закона сводится к тому, что объем и структура спроса в каждый конкретный период должны соответствовать объему и структуре предложения. Основным регулятором объемной и структурной сбалансированности этих показателей (совокупный спрос и совокупное предложение) должны быть цены и тарифы. Государство должно с той или иной степенью глубины воздействовать на эти процессы, регулировать их. В рамках «благополучной» национальной экономики должна складываться ситуация, когда совокупный спрос и совокупное предложение примерно равны по размерам и адекватны по структуре. Однако такой ситуации, такого равновесного состояния обычно не бывает, а наблюдаются те или иные отклонения от оптимального соотношения показателей совокупного спроса и совокупного предложения. I вариант. Предложение превышает спрос. Один из трех возможных вариантов. Это бывает, например, при резком увеличении производства сельскохозяйственных продуктов (урожайный год). Цены на продукцию резко падают, издержки производства не покрываются, товар не реализуется. Растут потери, банкротства и т. д. Рыночная экономика выходит из состояния равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Нужны радикальные меры государственного воздействия и государственного регулирования (например, квотирование производства и сбыта сельскохозяйственных продуктов, повышенные государственные закупки, резервы, активизация других сторон патернализма и т. д.). II вариант. Спрос превышает предложение. Это вариант особенно сложный, так как его устранение, как и появление, требует особо крупных, скоодинированных в масштабе национальной экономики и в масштабе мирохозяйственной системы в целом мер. Например, нефтяной кризис 70-х гг., когда цены на нефть резко пошли вверх. Как следствие, возросли издержки производства, цены на продукцию, упала покупательная способность основных жестких валют, нарушилась стабильность хозяйственных систем во многих развитых странах мира и резко возрос ажиотажный спрос на нефтепродукты. Сразу отреагировал III вариант. Цены на товары и тарифы на услуги растут в зависимости не от объективных причин (неурожайный год, крупные аварии на заводах-монополистах, производящих необходимую стране продукцию, и т. д.), а от искусственного применения специальных мер (рост запасов, замедление поставок и т. д.). Здесь должна быть применена система государственной антимонопольной политики. Это подчеркивает роль государства и необходимость воздействия экономического центра на хозяйственную ситуацию в стране. В этом, кстати, проявляется слабость монетаризма, отрицающего все меры воздействия государства на национальную экономику, кроме экономических рычагов, действующих в рыночной стихии.
Ведется для улучшения жизни населения и привлечения инвестиций. Региональная политика направлена не на снижение налоговых ставок, а на поддержку предприятий, помощь им при выходе на иностранный рынок. Факторы складывания территориальной структуры:· Распределение потребительского спроса по территории страны· Необходимость выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных регионов· Распределение источников природных ресурсов, сырья, топлива по регионам· Распределение трудовых ресурсов по территории страны и обеспечение их полной занятости· Необходимость обеспечения обороноспособности страны· Степень самостоятельности регионов в ВЭД·
Уровень развития СЭЗ Под рекреационным комплексом понимается единая система природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных подсистем, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса, распределяются следующим образом: - рациональное размещение рекреационных учреждений с учетом природно-климатических и других условий; - всестороннее и эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов; - формирование оптимальных пропорций между отраслями рекреационного комплекса; - достижение оптимального соотношения между отраслями специализации, сопутствующими отраслями и инфраструктурой; - развитие современной транспортной системы, всех видов связи и современного сервиса, всемерное развитие и рационализация внутрирайонных и межрайонных транспортных связей; Рекреационные ресурсы состоят из совокупности природных и искусственно произведенных человеком объектов, пригодных для создания условий для удовлетворения потребностей населения в активном отдыхе и полноценном лечении. Условия, в которых происходит формирование и развитие рекреационного комплекса, подразделяются на 3 группы. 1. Базисно-ресурсные условия - локальные природно-климатические ресурсы, использование минеральных источников, целебных грязей, солевых пещер и т. п. 2. Пространственно-экономические условия, которые характеризуются двумя моментами: комплексы развиваются либо на базе крупных городских агломератов, либо исходя из специфического географического положения той или иной территории. 3. Социально-экономические условия, характеризующиеся тем, что размещение и уровень развития комплексов диктуются национальными, социальными, некоторыми археологическими, архитектурными и другими факторами. Всего выделяется 6 типов территориально-рекреационных комплексов. • Санаторно-курортный. • Туристско-оздоровительный. • Санаторно-туристско-оздоровительный. • Охотничье-рыболовный. • Туристско-оздоровительно-охотничье-рыболовный. • Всеобъемлющий. В качестве рекреационных ресурсов целесообразно рассматривать и этнографические особенности населения, обладающего самобытной духовной культурой. Таким образом: 1. Рекреационный потенциал является неотъемлемой частью социального блока 2. Рекреация понимается как активный отдых населения. 3. Потребность в рекреационных услугах является. 4. На рекреационную потребность населения действует совокупность факторов как на уровне производительных сил, так и на уровне формирования платежеспособного спроса. 5. Рекреационные ресурсы состоят из совокупности природных и искусственно произведенных человеком объектов.
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ - совокупность мер по бережливому и эффективному использованию фактов производства (капитала, земли, труда). Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; снижения фондоемкости и материалоемкости продукции; повышения производительности труда; сокращения затрат живого и овеществленного труда; повышения качества продукции; рационального применения труда менеджеров и маркетологов; использования выгод международного разделения труда и др. Способствует росту эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности. В индустриально развитых странах наряду с исчерпанием минерально-сырьевой базы, параллельно и одновременно шли два процесса: формирования ресурсосберегающего типа хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг в качестве предложения на мировом рынке для закупки сырья по импорту. В экономике нашей страны ни один из этих процессов не развит. В этом особенность поиска выхода из создавшегося положения в нашей стране. В настоящее время в стране нет ни ресурсосберегающей модели экономики, ни единой государственной ресурсосберегающей политики. Проблема повышен эффективности ресурсосбережения состоит в несоответствии существующей концепции и модели управления ресурсосбережением требуемому уровню его организации. Ресурсосберегающая политика - это система управленческих решений, направленная на постановку и решение крупных ресурсосберегающих проблем, имеющих стратегическое народно- хозяйственное значение, нацеленная на достижение мирового уровня ресурсосбережения, ориентированная на стабилизацию ресурсообеспечения и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Целевой системообразующей задачей здесь выступает триединство задач: достижение мирового уровня ресурсосбережения, стабилизация ресурсообеспечения и повышение эффективности национальной экономики, обеспеченное действиями ресурсосберегающей политики. Этим предопределяются и функции ресурсосберегающей политики. Кроме того, теперь в условиях раз- вития рыночных отношений, предприниматели сами регулируют экономию ресурсов в своем производстве и все намечаемые действия в сфере ресурсосбережения должны быть согласованы с ними. В хозяйственной практике моделей концепций ресурсосберегающей политики можно выделить несколько: базирующихся на традиционной основе: 1)снижение удельной материалоемкости; 2) снижение образования отходов; 3) усиление использования вторичных ресурсов; и базирующихся на новой основе: 4) сокращение потребления 5) саморесурсообеспечение на основе перехода к промышленной воспроизводству сырья.
Впервые эта система была разработана в XVII веке Петти и Кингом, а после 1 мировой войны была усовершенствована в США. Из всех систем, наиболее подходящей для России является система Маршаля, общее и структурное равновесие в которой достигается в этой модели с помощью балансовых соотношений - пропорций валового национального продукта, национального дохода, личного и располагаемого дохода. ЧНП = С+I+G ВНП = ЧНП + d ЛРД = С + S
ЛД = ЧНД – S общества - Взносы на соц страхование - налоги на доход фирмы + трансферты.
Основные черты сохранились от свободного капитализма, однако, есть отличия: • Объединение производителей в межотраслевые монополии • Сохранение частной собственности • Повышение роли государства • Единая технологическая народно-хозяйственная цепочка (добыча-обработка-изготовление-продажа-потребление), которая позволяет снизить цены на тарифы на промежуточную продукцию за счет цены на конечный продукт, позволяет иметь убыточные предприятия, дает улучшать качество продукции. Движущий мотив - получение прибыли Масса прибыли / сумма затрат Хозяйствующие субъекты - национальные и транснациональные корпорации. Появляется иерархия управления. Отличительные черты - появление отделов по маркетингу, что улучшает работу корпорации. Меняется характер связей между участниками - ориентируется на нормативно-правовую базу. Развивается элемент комплексности, повышается степень открытости НХС, прогнозируется развитие транснациональных корпораций.
Появление этой категории обусловлено:
Создание этой категории предполагает формирование компенсации потерь в доходах и сбережениях, вызываемых инфляцией. Также в экономике должны быть созданы условия для регулирования ИП деятельности, дающие возможность всем желающим получать дохода законным путем. Тем, кто по объективным причинам не может сам себя обеспечивать должны быть предоставлены гарантии потребления. Чтобы построить политику, учитывающую эти требования, нужно обязательное выполнение всеми гражданами своих обязанностей. СЗН предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, законодательного, политического, организационного аспектов. Сложность заключается в том, что приходится сводить воедино работу всех уровней НХС. Меры:
Социальная политика государства — система скоординированных мер органов гос-ой власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны. Уровни соц.политики: а) межгосударственный уровень взаимодействия социально-экономических, политических и прочих служб, предусмотренных соответствующими договорами и соглашениями сторон (стран), для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, развития международных спортивных, культурных связей, расширения международного туризма и т. п.; б) федеральный (РФ) уровень; в) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональный уровни; г) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим в стране гражданским законодательством (акционерные общества, ассоциации, союзы, фонды, товарищества всех видов и др.); д) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей и др.); е) личностный и семейный уровни. Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики. Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы.
Социальная политика строится на:
Сейчас действуют такие программы, как:
Социальное нормирование — это мощный рычаг повышения эффективности и интенсификации рыночных преобразований в экономике, способ решения задач в области социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, особенно его малоимущих и малообеспеченных слоев и социально-демографических групп, подъема общего уровня благосостояния в стране. Социальная норма — законодательно утверждаемый показатель максимально допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные или личные потребности социального характера установленного качества. Социальный норматив — более общее понятие, не относящееся к конкретному субъекту (отдельному гражданину, семье, социально-демографической группе) нормирования. Социальный норматив устанавливается либо в процентах, либо в стоимостном выражении. Социальный стандарт – устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Цель создания – установить на всей территории РФ единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. В сфере труда мин размер оплаты труда, стандарты безопасности, льготы работникам, продолжительность рабочего дня, выходные и праздники В сфере занятости защита от безработицы, гос помощь в поддержании, реконструкции и создании рабочих мест В сфере трудового и кадрового потенциала государственные профессиональные стандарты, общероссийская система подготовки кадров. В сфере социального обеспечения размеры и виды пенсий (по старости, инвалидности, за выслугу лет и т.д.) В сфере стипендиального обеспечения минимальные размеры стипендий и стипендиальных фондов В сфере социальной поддержки социальные выплаты и пособия, государственные пособия, нормы предоставления бесплатного жилья, питания, медпомощи, образования, льготы по оплате жилья По времени действия подразделяются на временные, длительные, опытные По содержанию предмета нормирования на материальные, трудовые, финансовые ресурсы. По отраслевому признаку нормы здравоохранения, просвещения и строительства По статусу государственные и ведомственные нормативы.
Благотворительность – добровольная деятельность граждан и юр лиц по бескорыстной передаче лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, услуг, иной поддержки. Она проводит на принципах:
Спонсорская деятельность носит разовый характер и не имеет строго определенных систем управления. Эти виды деятельности объясняются:
Охватывает такие сферы, как:
Эти виды деятельности дополняются работой таких фондов, как Внебюджетный целевой фонд трудовой солидарности, Фонд поддержки правоохранительных органов г. Москвы, территориальные фонды стабилизации экономики
Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Основные функции управления: § Анализ. § Прогноз. § Целеполагание. § Стратегическое планирование. § Планирование § Регулирование. § контроль.
Объектом планирования в национальной экономике служит процесс расширенного воспроизводства, предусматривающий пять стадий: 1)НИОКР; (Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы) 2)производство: а) маркетинг; б) производство; в) логистика; 4)обмен; 5)потребление и сервисное обслуживание; Формы планирования: директивное (решения носят обязательный хар-р), индикативное (не носят обязательный хар-р), перспективное (10,15.20лет), среднесрочное (1-5лет), текущее(1 год), стратегическое, тактическое (создание предпосылок для реализации новых возможностей), оперативно-календарное (процесс реализации новых возможностей). Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в своей сфере, создать новые возможности бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для насыщения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести дела и т. п. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность будущего. С помощью стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения. В условиях плановой экономики, когда внешняя среда, в которой функционировало предприятие, не отличалась динамизмом, стратегическое планирование не получило должного развития ни в теории управления, ни на практике. И только сейчас делаются первые шаги в разработке механизма стратегического планирования.
Межотраслевой баланс (МОБ) — экономико-математическая модель национальной экономики, конкретизирующая важнейшие экономические пропорции и используемая в макроанализе в целях регулирования рыночного хозяйствования. По сути МОБ – это почти то, что мы с вами строили на семинарах. Есть несколько видов МОБа: По единицам измерения выделяются балансы: стоимостные, натуральностоимостные, натуральные. По объекту анализа балансы делятся на национальные и региональные. В такой стране как Российская Федерация, важно создавать модели экономики не только для страны в целом, но и для субъектов Федерации. По цели исследования балансы подразделяются на отчетные и плановые. Каждый из межотраслевых балансов, сгруппированных по единицам измерения и объекту анализа, может быть отчетным или плановым. Отчетные балансы концентрируют статистическую информацию за определенный период времени (как правило, за год). Это по существу — фиксированный портрет национальной экономики. Плановые балансы дают представление об экономике на перспективу, в зависимости от меняющихся экзогенных и эндогенных параметров. По временному признаку балансы делятся на статические и динамические. Статические балансы, как правило, совпадают с отчетными, а динамические — с плановыми. Динамические межотраслевые балансы могут использовать также оптимизационные модели, в которых приоритет отдается одному или нескольким важнейшим показателям. Первый квадрант МОБ по СНС содержит промежуточное потребление и показывает стоимость всех товаров и рыночных услуг, потребленных в производственных целях. Сюда не включаются расходы на реконструкцию и капитальный ремонт; арендная плата за пользование землей и нематериальными активами. Во втором квадранте представлено конечное использование товаров и услуг, валовое накопление и экспорт товаров и услуг. Конечное потребление включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств; организаций общего государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление основного капитала отражает инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ремонт основных фондов. Третий квадрант содержит стоимостную структуру ВВП. Важными стоимостными компонентами БВП по строкам являются оплата труда наемных работников, валовая прибыль, валовой смешанный доход, налоги и субсидии, связанные с производством, потребление основного капитала, налоги и субсидии на продукты.
Природные ресурсы расположены неравномерно, основные промышленные запасы энергоресурсов и золота, фосфора и алюминия расположены на севере страны. Основные трудовые ресурсы находятся в центральной России. В СССР промышленность была расположена в странах СНГ, поэтому после его распада РФ потеряла многие связи. Население сосредоточено в основном в Центральном регионе. На развитие региональных процессов в РФ большое влияние оказывает транспорт. В этих условиях сложившееся разделение труда оказывается неэффективным. По той же причине снижается доходность экспорта многих сырьевых товаров. На развитие регионов оказывают влияние следующие факторы:
Регионы развиваются успешно, если есть товары на экспорт, т.к. цена на мировом рынке выше. Оказывает влияние вливание инвестиций, проведение мероприятий и уровень обслуживания.
Типы СЭЗ: ü комплексные зоны производственного характера (многопрофильны. В Находке, Питере, Калининградской области) ü внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные. Шерри-зон, Московский Франко-порт, Франко-порт терминал); ü отраслевые (Зеленоград – научно-технический характер, туристическо-курортный – МинВоды, оффшорные - Ингушетия) Сущность: - стимулятор деловой активности и предпринимательской инициативы - источник поступления инвестиций - механизм вовлечения в хоз оборот всех видов местных ресурсов - территория нового экономического мышления - экспериментальное поле - пример прогрессивных форм организации процесса производства, управления - внедрения современных технологий, техники и др. - фактор роста доходности не только этой территории, но и всего региона в целом - зона-ускоритель развития всей НХС Исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЭЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
Трудовой потенциал — это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Выступая в качестве обобщающей характеристики количества, качества и меры реализации совокупной способности к труду, трудовой потенциал определяет возможности как отдельных работников, так и различных их групп участвовать в трудовой деятельности. Особую роль в развитии национальной экономики занимает качество трудового потенциала. Качество трудового потенциала — понятие относительное. Оно раскрывается в параметрах и компонентах, таких, как: качество трудоспособного населения, трудовых ресурсов, совокупного работника или рабочей силы. Качественные характеристики трудового показателя могут также быть раскрыты при помощи совокупности демографических, медико-биологических, профессионально-квалификационных, социальных, психологических, идейно-политических и нравственных, научно-технических признаков. Качественная определенность трудового потенциала формируется под воздействием потребностей производства, спроса на рабочую силу, на основе развития системы общего и профессионального образования и воспитания. Мерой качества трудового потенциала выступает степень сбалансированности профессионально-квалификационных характеристик совокупного работника с требованиями динамично развивающихся рыночных отношений национальной экономики. Количественная сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественным приростом, состоянием здоровья, подвижностью и т. д.), потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде. Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т. е. ресурсами труда, которыми располагает национальная экономика в каждый данный период. Следует отметить, что численность населения представляет собой среднегодовую численность, полученную в результате частных подсчетов, каждый из которых относится к определенному моменту времени. Для стран с рыночной экономикой население представляет интерес как минимум в трех аспектах. Во-первых, из него в основном будут рекрутированы кадры, которые будут задействованы в рыночной экономике; во-вторых, из него сложится контингент потребителей товаров и услуг; в-третьих, оно образует ту социальную среду, в которой будет разворачиваться деятельность в условиях рыночных отношений. Особую роль в развитии национальной экономики играют высокопрофессиональные кадры и социальная среда. Кадры — это человеческий фактор экономики, накладывающий жесткие ограничения на любую деятельность. От качества кадров во многом зависит решение глобального вопроса: насколько результаты деятельности будут соответствовать ожиданиям. Заметим, что контингент потребителей важен для прогнозирования спроса, без информации о нем невозможно добиться успеха в сегментировании рынка.
За факторами производства стоят определенные группы людей: за "трудом" - работники, за "землей" - землевладельцы (частник или государство не имеет значения), за "капиталом" - его собственники, за "предпринимательской деятельностью" - организаторы производства, управленцы. Итак, экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Виды факторных доходов Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов - заработную плату; от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;
от знаний - доход от интеллектуальной собственности. В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования. Положение о Фонде социального страхования РФ утв. пост. Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм. и доп.). Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью. В состав системы фондов обязательного медицинского страхования входят: - федеральный фонд обязательного мед страхования - территориальные фонды Основные задачи: - фин обеспечение установленных законодательством прав граждан на мед помощь за счет средств обязательного медицинского страхования - создание условий для фин устойчивости системы обязательного страхования Функции: - разрабатывает и вносит предложения о размере взносов - выделяет средства территориальным фондам - ведет контроль за своевременным перечислением страховых взносов - сбор и анализ информации о фин средствах системы страхования - организует подготовку специалистов для системы обязательного мед страхования - участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного мед страхования - предоставляет проекты об утверждении бюджеты федерального фонда Плательщиками страховых взносов являются: - предприятия, учреждения, организации - филиалы и представительства ин юр лиц - фермерские хозяйства - родовые семейные общины - граждане, занимающиеся ИП деятельностью - лица творческих профессий, не объединенные в союзы Средства перечисляются предприятиями и организациями, независимо от форм собственности в связи с положением о порядке уплаты страховых взносов.
Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования. Положение о Фонде социального страхования РФ утв. пост. Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм. и доп.). Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью. Основные задачи: - обеспечение гарантированных пособий всех видов - участие в разработке гос программ охраны здоровья работников - обеспечение финансовой стабильности фонда - разработка положений о размерах тарифа страховых взносов - организация работ по подготовке и повышению квалификации работников для системы гос соц страхования - сотрудничество с аналогичными фондами Средства образуются за счет страховых взносов работодателей, добровольных взносов граждан и юр лиц. Распределяются по соответствующим направлениям деятельности. Используются на целевое финансирование предприятий. Расходование средств утверждается Правительством Распорядители средств – главбух, председатель. Выплата пособий осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность несет администрация страхователя в лице главбуха и председателя. Для контроля за своевременным начислением и выплатой пособий по соц страхованию создаются комиссии из представителей администрации и профсоюзов. Средства Фонда образуются за счет страховых взносов, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, иных доходов. Средства Фонда расходуются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха; частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе организаций, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда и т.д. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляется через бухгалтерию работодателя. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несут руководитель и главный бухгалтер организации.
Главным отличием от всех других типов НХС является наличие общественной собственности (колхозы, государство, организации) Планирование всего воспроизводственного процесса и всех средств, его обеспечивающих. Централизованное планирование потребления. Высокая степень управления и монополизации всех отраслей национальной экономики Жесткий контроль со стороны органов власти за всей хозяйственной деятельностью. ГОСПЛАН – управление производством. Регулятор НХД = весь НХД / (C1+V1)+(C2+V2) ü Наращивание объемов производства ü Догонять геополитических соперников ü Реализация принципа общественного производства ü Реализация социальной политики ü Мало внимания качеству продукции ü Непозволение использовать инвестиции Роль государства незыблема. Плюсы. является ее способность концентрировать в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции и приоритеты, а также выбирать направления, сценарии, стратегию и тактику национального суверенного развития экономики страны в целом, ее сфер, отраслей и регионов. Это дает возможность определять эффективные соотношения между объемом капиталовложений и темпами экономического роста, между объемом ВОП и НД страны, между фондом потребления и фондом накопления в НД, между спросом и предложением и т. д. Балансы и балансовые расчеты, разрабатываемые в масштабе национальной хозяйственной системы, а также в разрезе ее межотраслевых, отраслевых и региональных составляющих, позволяют формировать и реализовывать единую социальную, техническую, технологическую, структурную, инвестиционную, инновационную и прочую политику. А нормы и нормативы расходования всех видов материальных, трудовых, финансовых ресурсов открывают возможность рационализировать и оптимизировать их использование, избежать «проедания» ресурсного потенциала национальной экономики. Подобный механизм приводит к тому, что цикл обновления основных фондов страны становится примерно в два раза короче, чем при государственно-корпоративном капитализме (примерно 6-7, а не 10-12 лет). Он же ведет к росту степени государственного регулирующего воздействия на процессы функционирования экономики, на укрепление исполнительной дисциплины и рост эффективности управления. Сейчас такую политику ведут Китай, Северная Корея, Куба и социалистический Вьетнам.
ЧНП – наиболее точный измеритель итогов хозяйственной деятельности страны. Это объясняется тем, что ЧНП не включает в себя размер годового объема амортизации основных фондов и косвенные налоги. Таким образом, он отражает общий объем производства товаров, работ, услуг, который потребляется во всех секторах НХС. Так же он показывает объем дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создается ЧНП и осуществляется нормальный воспроизводственный процесс в НХС
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных хозяйственных традиций и ценностей. Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений. Экономическая безопасность — часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: — создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; — расширение рынков сбыта российской продукции; — формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать: — правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны; — усиление государственного регулирования в экономике; — принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения. .Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Национально-государственные интересы – круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп. Экономическая безопасность – надежная, обеспеченная всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национально-государственных интересов. Промышленная безопасность – в чьих интересах проводится распределение богатства страны, приватизация, деиндустриализация, используется экспортный потенциал. Энергетическая безопасность – ограниченность и дороговизна источников энергии. На сегодняшний день это одна из самых важных задач прогнозирования. Инфляционная безопасность – рост цен. Внешнеэкономическая безопасность – конкурентоспособность отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом. Интеллектуальная безопасность – патентная защита и таможенное регулирование. Информационная безопасность – защита информации, информационных технологий в организации современных рынков
Современные тенденции в развитии мирового хозяйства, характеризующиеся глобализацией экономики, ее транснационализацией, криминально-технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии, обусловливают острую необходимость межгосударственного регулирования экономических процессов на основе экономической интеграции. Экономическая интеграция представляет собой форму межгосударственного взаимодействия, осуществляемого в процессе развития экономики группы стран, расположенных, как правило, в одном крупном экономико-географическом регионе. Интеграция (от лат. integer — полный, целый, ненарушенный) — процесс или действия, имеющие своим результатом целостность. Целостность — это свойство системы, означающее существование внутренней взаимосвязи между ее составными частями, которые не самодостаточны и функционируют лишь как элементы подсистемы или блоки единой системы. Целостная взаимосвязь элементов единой системы в случае своей реализации создает так называемый интеграционный эффект, в основе образования которого лежит общественное разделение труда, возможность более полно использовать имеющиеся ресурсы и факторы общественного воспроизводства для достижения определенных результатов. Одна из главных целей экономической интеграции — использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства для достижения общих стратегических и текущих интересов интегрирующихся стран. В связи с этим необходимо отметить особую роль региональных интеграционных объединений, имеющих, как правило, двойственный характер. Анализ мирового опыта регионализации хозяйства показывает, что формирование замкнутых региональных интеграционных группировок может привести к неэффективному функционированию национальных государств. Вместе с тем региональные объединения, открытые для сотрудничества с другими группами, способны обеспечить более рациональное развитие экономики государств-участников таких альянсов и могут успешно способствовать постепенному формированию своего рода федеративных и конфедеративных образований, что отвечает современным мировым тенденциям. 1. Европейский союз — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция. 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)—США, Канада, Мексика. 3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн. 4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Россия, Перу, Вьетнам. 5. «Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. 6. Южноафриканское сообщество развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Замбия, Зимбабве. 7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА)—Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Того, Сенегал, Бенин, Мали. 8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал. 9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия. 10. Содружество Независимых Государств (СНГ) — Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
Чтобы национальная экономика функционировала как наука и область хозяйственной деятельности людей, требуются условия необходимости, возможности и достаточности. Следовательно, должны присутствовать три предпосылки национальной экономики: экономическая, политическая, организационная. Эта предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны. Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования, то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который призван регулировать все вышеперечисленные отношения хозяйствования на территории страны, выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом: а) частную собственность; б) собственность юридических лиц; в) собственность общественных объединений (организаций), граждан; г) государственную и муниципальную собственность; д) собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств. В стране идет «притирка» отношений собственности к условиям рынка. Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги: 1. Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности. 2. Акционирование, т. е. создание АО всех типов. 3. Формирование «среднего класса» собственников. 4. Повышение степени открытости хозяйственной системы, т. е. развитие 5. Создание объектов смешанной экономики — совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ. 6. Рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц. 7. Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ. 8. Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития. 9. Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмерку». Черноморское экономическое сотрудничество и т.д. Все это приводит к росту степени многоукладности экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования.
Сфера действия экономической предпосылки национальной экономики существенно укрепляется и расширяется за счет определения юридического статуса таких понятий и категорий рынка, как «неделимые и делимые вещи», «главная вещь», «сложные вещи», «неделимые виды собственности», «плоды», «продукция», «доходы», «интеллектуальная собственность», «деньги», «валютные ценности», «ценные бумаги» и т. П
Предлагаемые в научных изданиях способы определения качественно-количественных характеристик Совокупного Экономического Потенциала Национальной Хозяйственной Системы Страны (СЭПНХСС) объединяют два общих принципиальных подхода. Первый состоит в оценке ресурсов, которыми располагает национальная экономика. Второй предполагает определение возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов)природных, трудовых, финансовых и т.п.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде. Поэтому СЭПНХСС рассматривают с разных сторон: 1) с позиций его натурально-вещественного состава; 2) с точки зрения его настоящего состояния и перспектив развития и использования; 3) со стороны организационных форм управления этим потенциалом; 4) с позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной (национальной) территории, так и за её пределами; 5) с позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования в итоговые результаты хозяйствования в стране, в процессе поиска, добычи, транспортировки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|