ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные показатели развития системы специального образования в Республике БеларусьСтруктура системы специального образования В Республике Беларусь продолжает формироваться социальная модель государственной политики в реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение образовательных услуг. Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции реформирования специального образования и Программе по ее реализации, в новом пакете нормативных правовых документов Министерства образования Республики Беларусь и закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (№285-3, от 18 мая 2004 года). Республика Беларусь первой среди государств СНГ приняла такой закон. Его принятие явилось важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в общество. Впервые на законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа, создавших условия для получения образования названными лицами (классы интегрированного обучения, специальные классы), на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционно-педагогическую помощь, получение ранней коррекционно-педагогической помощи детьми в возрасте до 3-х лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. В Беларуси создан национальный банк данных о детях с особенностями психофизического развития и сети специальных учреждений образования. Это позволяет отслеживать тенденции в развитии современного специального образования, прогнозировать расширение или свертывание сети специальных учреждений, применять скоординированные меры по улучшению качества управления системой специального образования. В республике заложены основы национальной системы специального образования, успешно реализуются новые подходы к образованию лиц с особенностями. В контексте современных образовательных тенденций обеспечиваются: - всеобщий характер специального образования, позволяющий реализовать образовательный постулат «все дети обучаемы»; - вариативность системы специального образования, что предполагает создание разнообразных специальных учреждений и оказание коррекционно-педагогических услуг широкого спектра; - преодоление отчужденности и закрытости специального образования, свобода выбора и форм организации образования, типа учебного заведения; - обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов; - просоциальный характер обучения с ориентацией на личность ученика, его социально-эмоциональное развитие; - разработка и внедрение специального образовательного стандарта, предполагающего не только достижение ребенком определенного образовательного уровня, но и формирование его жизненной компетенции. В настоящее время лица (в том числе и дети) с особенностями психофизического развития получают образовательные услуги и коррекционно-педагогическую помощь на уровне дошкольного образования: - в республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха; - в 43 специальных дошкольных учреждениях; - в 9 специальных детских домах; - в 1275специальных группах; - в 110интегрированных группах; - на 522пунктах коррекционно-педагогической помощи; на уровне общего среднего образования: - в 64 специальных школах-интернатах; - в 20 специальных школах; - в 146 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - в 250 специальных классах; - в 5113 классах интегрированного обучения; - на 1075пунктах коррекционно-педагогической помощи; на уровне профессионально-технического образования: - в 84 специальных группах; - в 20 интегрированных группах. В основе современной государственной политики образования лежит идея интеграции детей с особенностями развития в общество, обучение не рядом, а вместе со здоровыми сверстниками, обучение в более благоприятных условиях, чем изоляция и обучение среди себе подобных. Для интеграции создана и совершенствуется нормативная правовая база, закрепляющая финансовые гарантии оказания детям с особенностями психофизического развития образовательных услуг. Сегодня отмечается устойчивая тенденция к увеличению групп и классов интегрированного обучения и воспитания. Так, если в 1995 году в системе образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания не было, то в 2005 году на базе дошкольных учреждений открыто 110 интегрированных групп, в системе общего среднего образования функционируют 5113 классов интегрированного обучения.
Классы интегрированного обучения Учитывая, что выбор формы специального образования является приоритетным правом родителей, можно констатировать, что идеи интеграции получают в общественном сознании все большее понимание и признание. В настоящее время 47,6% детей с особенностями психофизического развития интегрировано в среду их нормально развивающихся сверстников. Развитие структур интегрированного профиля обусловило сокращение сети существующих государственных специальных учреждений образования - специальных школ-интернатов. За последние десять лет количество специальных школ-интернатов сократилось на 19 учреждений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|