Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь




Структура системы специального образования


В Республике Беларусь продолжает формироваться социальная модель государственной политики в реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение образовательных услуг.

Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции реформирования специального образования и Программе по ее реализации, в новом пакете нормативных правовых документов Министерства образования Республики Беларусь и закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (№285-3, от 18 мая 2004 года).

Республика Беларусь первой среди государств СНГ приняла такой закон. Его принятие явилось важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Впервые на законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа, создавших условия для получения образования названными лицами (классы интегрированного обучения, специальные классы), на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционно-педагогическую помощь, получение ранней коррекционно-педагогической помощи детьми в возрасте до 3-х лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

В Беларуси создан национальный банк данных о детях с особенностями психофизического развития и сети специальных учреждений образования. Это позволяет отслеживать тенденции в развитии современного специального образования, прогнозировать расширение или свертывание сети специальных учреждений, применять скоординированные меры по улучшению качества управления системой специального образования.

В республике заложены основы национальной системы специального образования, успешно реализуются новые подходы к образованию лиц с особенностями. В контексте современных образовательных тенденций обеспечиваются:

- всеобщий характер специального образования, позволяющий реализовать образовательный постулат «все дети обучаемы»;

- вариативность системы специального образования, что предполагает создание разнообразных специальных учреждений и оказание коррекционно-педагогических услуг широкого спектра;

- преодоление отчужденности и закрытости специального образования, свобода выбора и форм организации образования, типа учебного заведения;

- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;

- просоциальный характер обучения с ориентацией на личность ученика, его социально-эмоциональное развитие;

- разработка и внедрение специального образовательного стандарта, предполагающего не только достижение ребенком определенного образовательного уровня, но и формирование его жизненной компетенции.

В настоящее время лица (в том числе и дети) с особенностями психофизического развития получают образовательные услуги и коррекционно-педагогическую помощь

на уровне дошкольного образования:

- в республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

- в 43 специальных дошкольных учреждениях;

- в 9 специальных детских домах;

- в 1275специальных группах;

- в 110интегрированных группах;

- на 522пунктах коррекционно-педагогической помощи;

на уровне общего среднего образования:

- в 64 специальных школах-интернатах;

- в 20 специальных школах;

- в 146 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- в 250 специальных классах;

- в 5113 классах интегрированного обучения;

- на 1075пунктах коррекционно-педагогической помощи;

на уровне профессионально-технического образования:

- в 84 специальных группах;

- в 20 интегрированных группах.

В основе современной государственной политики образования лежит идея интеграции детей с особенностями развития в общество, обучение не рядом, а вместе со здоровыми сверстниками, обучение в более благоприятных условиях, чем изоляция и обучение среди себе подобных. Для интеграции создана и совершенствуется нормативная правовая база, закрепляющая финансовые гарантии оказания детям с особенностями психофизического развития образовательных услуг.

Сегодня отмечается устойчивая тенденция к увеличению групп и классов интегрированного обучения и воспитания. Так, если в 1995 году в системе образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания не было, то в 2005 году на базе дошкольных учреждений открыто 110 интегрированных групп, в системе общего среднего образования функционируют 5113 классов интегрированного обучения.

 

 
 

Классы интегрированного обучения

Учитывая, что выбор формы специального образования является приоритетным правом родителей, можно констатировать, что идеи интеграции получают в общественном сознании все большее понимание и признание. В настоящее время 47,6% детей с особенностями психофизического развития интегрировано в среду их нормально развивающихся сверстников.

Развитие структур интегрированного профиля обусловило сокращение сети существующих государственных специальных учреждений образования - специальных школ-интернатов.

За последние десять лет количество специальных школ-интернатов сократилось на 19 учреждений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных