Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика общественно-политической жизни Германии начала Х1Х века.

План лекции.

1. Характеристика романтизма как направления в 1-й половине Х1Х века.

2. Характеристика общественно-политической жизни Германии начала Х1Х века.

3. Йенские романтики (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Тик): основы эстетической позиции.

4. Гейдельбергские романтики (бр. В. И Я. Гримм, Л. Арним и К. Брентано).

 

Литература:

1. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней: из истории нем. Лит.- М.: Просвещение, 1987.- 223 с.

2. Скурла, Герберт. Братья Гримм. Жизнь и творчество.- М.: Радуга, 1989.- 304 с.

 

1. Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18 и 1-й половины 19 века. Оно получило всемирное значение и распространение. Романтизм явился высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем странам Европы. Его основная социально-идеологическая предпосылка – разочарование в результатах Великой Франц. Революции и в буржуазной цивилизации вообще. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, что нашло отражение первоначально в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Реальность истории оказалась неподвластной разуму, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе. Неверие в исторический прогресс (социальный, промышленный, научный), духовной опустошение, нивелировка личности и т.п. – все это привело к «космическому пессимизму». Это состояние усугублялось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби». Тема «лежащего во зле» «страшного мира» прошла через всю историю романтической литературы.

Вместе с тем романтизму свойственно чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру. Всеобщности разочарования в действительности, неверию в прогресс противополагается романтическая тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтают о целостном разрешении противоречий действительности. Однако разлад между идеалом и реальностью, вызывающий остроту и напряженность, приводит к романтическому двоемирию. При этом у одних романтиков преобладает мысль о господстве непостижимых и мистических сил, о необходимости подчиняться судьбе (Шатобриан, поэты «озерной школы»), а у других – настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла (Байрон, Шелли, А. Мицкевич).

Одна из характерных форм противостояния идеала и действительности была романтическая ирония. Первоначально в ней можно уловить мысль ограниченности любой точки зрения. Впоследствии в ней отразилось сознание неосуществимости романтических идеалов, изначальной взаимовраждебности мечты и действительности.

Романтики в своих произведениях открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них – малая вселенная. Тяга к интуитивному, бессознательному – существенная черта романтиков. Столь же характерна для романтиков и защита свободы, суверенности и самоценности личности

Другая характерная черта романтизма – стремление ко всему необычному, т.к. отвергается бесцветное и прозаическое. Романтиков привлекает фантастика, народные предания и народное творчество, экзотические картины природы, быт и нравы далеких народов.

В области эстетики романтизм противопоставил классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой мир, особый, более прекрасный и истинный, а поэтому более реальный. Романтики защищают творческую свободу художника, отвергают поэтому нормативность в эстетике и регламентацию в искусстве. Отсюда эпоха романтизма знаменуется обновлением художественных форм: создается жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, необычайного расцвета достигает лирика.

 

Характеристика общественно-политической жизни Германии начала Х1Х века.

В послереволюционной Европе (после великой французской революции – 1789 г.) укрепляется господство буржуазии, обнажаются буржуазные противоречия. В германии же продолжают господствовать старые феодально-монархические порядки. Патриотическое движение масс против нашествия Наполеона правительство использовало для укрепления существующего строя. Как считает Лейтес, «мертвое … притворялось живым… Закономерностей исторического развития романтики еще не могли постигнуть – они видели только, что все сдвинулось с места, все смешалось. Оттого в их творчество пришло ощущение брожения действительности» (С. 54).

После Венского конгресса (1814-15 годы), где решалась в том числе и судьба Германии, страна оставалась все еще раздробленной. Раздробленность становилась тормозом для ее капиталистического развития. Вместе с тем в 30- годы начался промышленный подъем. Главными очагами стали – Рейнская область и Саксония. По решению конгресса был создан Германский союз, где главную роль играла Австрия. Сам же союз состоял из 39 германских государств. В большинстве из них сохранился абсолютизм.

 

3. Йенские романтики (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Людвиг Тик): основы эстетической позиции.

Раниий этап немецкого романтизма представлен творческой деятельностью Фридриха Гельдерлина и писателей, составивших кружок романтиков в Иене: это братья Фридрих и Август Шлегели, Новалис, Вильгельм Вакенродер, Людвиг Тик.

В 1798 – 1802 годах вокруг братьев Шлегель в Иене собирается кружок талантливых молодых людей, сыгравших видную роль в становлении романтизма в Германии. Братья основывают свой журнал – «Атенеум», который стал главным органом возникающей романтической школы. Все члены кружка находились под влиянием субъективной философяии Фихте. Фридрих Шлегель становится идейным вдохновителем кружка. Иенцы создали и первые образцы искусства романтизма: комедия тика «Кот в сапогах», лирический цикл «Гимны к ночи» и роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, ряд фантастических повестей.

Основные эстетические взгляды иенских романтиков можно свести к следующему:

(см. в книге Лейтес)

 

  1. Гейдельбергские романтики (бр. Вильгельм И Якоб Гримм, Людвиг Арним и Клеменс Брентано).

 

Второе поколение немецких романтиков, так называемая гейдельбергская школа, отличает интерес к религии, национальной старине и фольклору. Свое название романтики, принадлежавшие к этой группе, получили от немецкого города Гейдельберга, где развернулась деятельность Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано. Здесь ими была создана в 1808 году газета «Газета для отшельников», которую они впоследствии издали отдельной книгой под названием «Утешительное одиночество». В этой газете впервые со своими публикациями выступили в 1808 году и братья Гримм (Вильгельм и Якоб). Арним и Брентано начинают заниматься собирательством народных немецких песен и впоследствии публикуют самый известный свой сборник «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 годы), куда вошли народные немецкие песни, собранные и обработанные авторами. По сути, Брентано и Арним продолжили опыт Гердера по собиранию народных песен. Их историческая заслуга состоит в том, что при обработке авторы сумели сохранить прелесть оригинала. Братья Гримм параллельно занимаются собирательством народных немецких сказок и будучи еще молодыми публикуют сборник немецких народных сказок «Детские и домашние сказки» (1812 год). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого научного направления в фольклористике и литературоведении – мифологической школы. Источником искусства признавалась мифология. Братья Гримм поставили целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора и языка древних германцев. Главный труд Я. Гримма «Немецкая мифология» (1835 год). Это – гигантский труд по описанию немецкой мифологии как самостоятельной части единой германо-скандинавской мифологии, на широком фоне сопоставления ее с мифологиями многих европейских и азиатских народов. Сравинтельно-мифологический метод, разработанный Я. Гримом, во многом связан с идеями романтического универсализма и романтического синтеза. К романтизму восходит также и концепция народа и некоторая идеализация языческой (дохристианской) эпохи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка научной деятельности | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных