Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Порядок проведения спуско-подъемных операций с применением АПР




Подъем труб. Оператор подает к устью скважины подвешенный на крюке элеватор, надевает его на трубу, удерживаемую слайдером автомата, и захлопывает створку элеватора. Тракторист поднимает колонну до выхода следующей муфты; при этом муфта должна быть поднята на высоту, достаточную лишь для подкладывания вилки. Оператор подкладывает вилку, и колонна труб опускается; колонна удерживается клиновым захватом. После этого вилка вытаскивается. Оператор устанавливает стопорный ключ на муфту трубы, заклиненной плашками клинового захвата (при подъеме последних 8... 10 труб), надевает трубный ключ и переключателем включает автомат. После полного развинчивания трубы и снятия ключа тракторист поднимает трубу и затем опускает ее; оператор, удерживая трубу за нижний конец, передает ее своему помощнику и снимает стопорный ключ (при подъеме последних 8... 10 труб). Помощник оператора отводит трубу и укладывает ее на мостик. Оператор снимает с трубы элеватор и подает его опять к автомату, после чего операции повторяются.

Спуск труб. При спуске труб, работая с автоматом, подкладная вилка не используется, так как ее функции выполняет элеватор. Работы ведутся в следующем порядке. Оператор и помощник оператора оттягивают элеватор, подвешенный на крюке, в сторону мостков. Оператор надевает элеватор на трубу, захлопывает его створку на защелку, поворачивает элеватор створкой кверху. Тракторист поднимает трубу с мостков, и помощник оператора, придерживая трубу рукой или железным крючком, передает ее оператору. Оператор, приняв трубу, очищает резьбу щеткой, направляет конец трубы в муфту опущенной в скважину трубы. Помощник оператора устанавливает (при спуске первых 8... 10 труб) стопорный ключ на муфту трубы, зажатой клиновым захватом. Оператор надевает ключ на трубу и, «зарядив» его, ручкой переключателя включает автомат на свинчивание. После чего он переключает автомат на обратный ход для отжатая сухаря трубного ключа, выключает автомат и снимает трубный ключ, а затем стопорный. Тракторист приподнимает колонну для расклинивания ее от автоматического клинового захвата, опускает трубы в скважину, а затем плавно опускает элеватор, загруженный колонной труб, на подвеску автоматического клинового захвата. Оператор открывает элеватор, снимает его с трубы. Далее операций повторяются.

 

Подъемные лебедки

Для обслуживания скважин при спуско-подъемных операциях, которые, как уже отмечалось, являются обязательными при подземном и капитальном ремонтах, применяются стационарные и самоходные агрегаты. В настоящее время применяются два вида комплексов для выполнения спуско-подъемных операций:

- стационарная вышка, оборудованная стационарными мостками для укладки труб и штанг, и передвижная лебедка, смонтированная на тракторе;

- передвижной агрегат, несущий на себе вышку и лебедку, установленные либо на гусеничном тракторе, либо на машине высокой проходимости.

И те и другие агрегаты комплектуются инструментами для свинчивания - развинчивания колонны штанг и труб. Агрегаты, предназначенные для капитального ремонта скважин, имеют также и ротор.

Наиболее широко применяются тракторные подъемники J И11-8, заменившие подъемник АзИНмаш-43П. и подъемники J11 LP-110Э и ЛПР-60 для ремонта скважин на морских основаниях.

Лебедка подъемная ЛПТ-8. Монтажной базой этого подъемника является гусеничный трактор Т-130.1.Г (рис. 5.33.), обеспечивающий ремонт скважин глубиной до 2500 м.

Основные узлы подъемной лебедки - силовая передача, электропневматическая лебедка и пневматическая система управления. Лебедка однобарабанная. Все узлы и механизмы лебедочного блока - бараб^шный вал в сборе, вал силовой передачи, тормозная система, храповое устройство, ограничитель подъема талевого блока, кожухи и ограждения - собраны на цельносварной станине коробчатого типа. Барабан включается посредством собранной внутри тормозной шайбы фрикционной муфты. Шайба крепится к ребордам барабана. На правом конце барабанного вала по ходу установлена безопасная шпилевая катушка, на левом цепное колесо привода ротора.

Тормозная лента выполнена из пружинной стали с наклеенным на ее внутреннюю поверхность фрикционным материалом. Для длительного удержания колонны труб или штанг на весу в лебедке предусмотрено храповое устройство.

 

Рис. 5.33. Подъемная лебедка ЛПТ-8: 1 -рама; 2 - топливный бак; 3 - воздушные баллоны; 4 - компрессор; 5 - пульт управления; б - лебедка; 7 - карданный вал; 8 - консольная рама; 9 - коробка передач; 10- безопасная катушка; 11 - механизм привода ротора; 12- съемная приставная лестница; 13 - откидной винтовой упор

Фрикционная муфта одно дисковая, пневматическая. Для включения барабана лебедки воздух от пневмосистемы подается в вертлюжок, ввернутый в торец вала барабана.

Пневмосистема подъемника предназначена для управления фрикционной муфтой привода тормозной системы лебедочного блока при ножном управлении или срабатывании ограничителя подъема талевого блока. Пневмосистема питается от двухцилиндрового одноступенчатого компрессора, привод которого осуществляется от двигателя трактора посредством карданного вала и ременной передачи. Сжатый воздух из компрессора 4 подается в воздушные баллоны 3, из которых в процессе работы необходимо удалять жидкость. Компрессор и топливный бак 2 расположены спереди трактора на удлиненной части рамы перед радиатором. Для крепления подъемника в рабочем положении имеются два откидных винтовых упора 13.

Универсальный винтовой ограничитель подъема талевого блока 21 приводится от барабана цепной передачей (рис. 5.34.). Привод навесного оборудования подъемника осуществляется от тягового двигателя трактора 2 через коробку отбора мощности 22, установленную на задней по ходу стенке корпуса бортовых фрик ционов 23, карданный вал 4 и коробку передач 20, прикрепленную к станине лебедочного блока 3.

У шестискоростной коробки передач КП-100 четыре прямые скорости и две обратные. Такая компоновка создает лучшие условия для ее обслуживания, обеспечивает доступ к прицепному устройству и бортовым фрикционам трактора.

Привод воздушного компрессора / осуществляется от ходового двигателя трактора с помощью карданного вала 4 и ременной передачи 25. В корпусе коробки передач на роликовых подшипниках установлены ведущий I, промежуточный II, ведомый III валы и ось паразитной шестерни заднего хода TV. На бронзовых втулках ведущего вала установлены шестерня 19 первой и третьей скоростей, шестерня 17 второй и четвертой скоростей, между которыми размещена муфта переключения скоростей 18. На ведущем валу также установлена подвижная шестерня 16. На промежуточном валу неподвижно смонтированы шестерни 14, 13 и 12, на бронзовых втулках ведомого вала - шестерня11 первой и второй скоростей и шестерня 9 третьей и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения 10. На оси IV коробки передач 20 на двух роликовых подшипниках установлена шестерня 15, при работе которой совместно с подвижной шестерней 16 осуществляется обратное вращение барабана

 

 

Рис. 5.34. Кинематическая схема подъемной лебедки ЛПТ-8: 1 - компрессор; 2 — двигатель; 3 - лебедочный блок; 4—карданный вал; 5, 7-шестерни; 6, 8—шестерни конические; 9- шестерня 3-й и 4-й скоростей; 10-муфта; 11 - шестерня 1-й и 2-й скоростей: 12, 13, 14 - шестерни промежуточного вала; 15, 16 — шестерни обратного вращения барабана; 17 -шестерня 2-й и 4-й скоростей; 18 - муфта переключения скоростей; 19- шестерня 1-й и 3-й скоростей; 20 - коробка передач; 21 - ограничитель подъема талевого блока; 22 — коробка отбора мощности; 23 — бортовой фрикцион; 24 — карданный вал; 25 - передача ременная; I- ведущий вал; И- промежуточный вал; III - ведомый вал; IV- ось шестерни заднего хода; V- вал силовой передачи; VI- вал барабана

Каждая из четырех скоростей коробки достигается одновременным включением обеих муфт. На свободном конце ведомого вала III установлена коническая шестерня 8 для передачи конической шестерне 6 трансмиссионного вала V лебедочного блока.

Трансмиссионный вал, помещенный в герметичной масляной ванне станины, передает через шестерни 7 и 5 вращение барабанному валу 14. Барабан включается посредством фрикционной муфты.

Лебедка подъемная ЛПР-60 предназначена для выполнения спуско-подъемных операций с трубами и штангами в процессе ремонта и освоения нефтяных скважин глубиной до 1500 м, которые расположены на морских основаниях и приэстакадных площадках, оборудованных стационарными вышками и мачтами. Применяется в макроклиматических районах с умеренным климатом (рис. 5.35.).

Рис. 5.35. Кинематическая схема ЛПР-60: 1,4- зубчатые муфты; 2, 3 - звездочки цепного редуктора; 5, б, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 13 - шестерни коробки передач; 14, 15 - шестерни конической передачи; 16, 17- шестерни привода вала; 18, 19 — звездочки цепной передачи механизма противозатаскивателя талевого блока; 20 - ходовой винт противоза-таскивателя; 21 — фрикционная муфта лебедки

Лебедка смонтирована на раме, состоящей из двух частей: нижней - основания и верхней - поворотной, которая с помощью трех катков, размещенных по окружности, может поворачиваться на оси основания и фиксироваться в нужном положении.

Вместе с поворотной частью рамы разворачивается все оборудование, смонтированное на ней: лебедка, коробка передач, цепной редуктор, дизельный двигатель привода лебедки, компрессор с автономным электродвигателем и кабина с управлением.

Основные узлы и механизмы лебедки ЛПР-60 полностью унифицированы с аналогичными узлами и механизмами лебедки ЛПТ-8.

Управление лебедкой электропневматическое, из специальной кабины с вентиляцией и обогревом. Запуск дизельного двигателя лебедки электрический, от промысловой сети через выпрямительное устройство. Привод лебедки - от специального дизельного двигателя через цепной редуктор (звездочки 2, 3), коробку передач (шестерни 5... 13), конические шестерни 14, 15 и цилиндрическую пару шестерен 16, 17 на вал барабана. Привод механизма противозатаскивания - от вала барабана через цепные звездочки 18, 19 на ходовой винт противозатаскивателя 20.

Лебедка подъемная ЛПР-110Э предназначена для спуско-подъемных операций с насосно-компрессорными и бурильными трубами, а также для привода ротора в процессе освоения, текущего и капитального ремонтов скважин глубиной до 5000 м, оборудованных стационарными вышками и расположенных на призе-такадньгх площадках или на отдельных морских основаниях. Применяется в умеренном макроклиматическом районе.

Лебедка смонтирована на раме и состоит из барабанного вала, гидромеханического тормоза, силовой передачи и электрооборудования. В качестве сцепных муфт использованы шинно-пневматические, пневматические дисковые муфты и кулачковая муфта для включения гидродинамического тормоза. Тормозная система лебедки состоит из двухшкивного ленточного тормоза с колодками от буровых лебедок. Шкивы расположены симметрично на ребордах барабанного вала. В силовую передачу лебедки входит двухскоростная коробка передач, в том числе двухскоростная цепная передача и цепная передача на ротор.

Привод электрический включает асинхронный электродвигатель и станцию управления. Управление лебедкой электро-пневмо-механическое, осуществляется с пульта бурильщика.

Коробка перемены передач (рис. 5.36.) приводится от электродвигателя I через зубчатую муфту 2.

В корпусе коробки передач на конических подшипниках установлены два вала I яП. На бронзовых подшипниках качения ведомого вала II установлены две шестерни 3 и 20 (первая и вторая скорости), включаемые зубчатой муфтой 5. Управление муфтой пневматическое, с помощью двух пневмоцилиндров.

На валу II консольно размещены звездочки 4 и 19, от которых через звездочки 6 и 18 цепной передачей передается вращение на вал III силовой передачи, установленный на двух сферических подшипниках. На нем смонтированы звездочки 17 и 7 повышающей и понижающей передач. Звездочки установлены на шариковых подшипниках качения и включаются посредством двух кулачковых муфт. Кулачки звездочки 7 понижающей передачи рассчитаны на прямое и обратное вращение для привода ротора.

 

Рис. 5.36. Кинематическая схема ЛПР-110Э: 1 - электродвигатель; 2 — зубчатая муфта; 3, 20-шестерни 1-й и 2-й скоростей; 4, 6, 18, 19- звездочки цепной передачи; 5 - зубчатая муфта; 7, 17- звездочки повышающей и понижающей передач; 8, 13 - шинно-пневматические муфты; 9 - блок звездочек барабанного вала; 10 - ведомая звездочка; 11 — звездочка промежуточного вала; 12 —звездочка привода барабанного вала; 14 -звездочка барабанного вала; 15 - звездочка движения винтового ограничителя; 16—винтовой ограничитель; I— ведущий вал; II — ведомый вал; III— вал силовой передачи; IV— вал барабана; V— промежуточный вал

На валу силовой передачи консольно с одной стороны жестко крепится звездочка 17 привода барабанного вала, с другой -на шариковых подшипниках установлена звездочка 7 привода ротора, включаемая шинно-пневматической муфтой 8 типа МП-500.

Барабанный вал IV вращается на двух сферических роликовых подшипниках качения. От звездочки 12 привода барабанного вала, установленной на шариковых подшипниках, вращение передается на вал через шинно-пневматическую муфту 13 типа МП-1070.

Со стороны тормозных шкивов на барабанном валу консольно на шариковых подшипниках установлен блок 9 из двух звездочек, от ведомой звездочки вращение передается цепной передачей на звездочку 11 промежуточного вала V привода ротора. С этой же стороны вала консольно смонтирована кулачковая полумуфта для присоединения гидравлического вспомогательного тормоза. На промежуточном валу V жестко крепятся две звездочки; от ведомой звездочки 10 цепной передачей вращение передается на ротор. От звездочки 14, установленной на левом конце барабанного вала, вращение передается звездочке 15, приводящей в движение винтовой ограничитель 16 подъема талевого блока.

Пневмосистема лебедки включает в себя компрессор, воздухопроводы, пульт пневмоуправления, тормозные цилиндры и др. Пневмосистема предназначена для привода следующих исполнительных механизмов: шинно-пневматической муфты барабана лебедки; пшнно-пневматической муфты ротора; тормозной системы при ручном управлении или при срабатывании; ограничителя подъема талевого блока; пневмоцилиндров для переключения скоростей коробки перемены передач и кулачковых муфт; пнев-мораскрепителей.

 

Подъемные агрегаты

Агрегат АзИНмаш-37А (рис. 5.37), смонтированный на шасси автомобиля КрАЗ-255Б, предназначен для текущего ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин глубиной до 2900 м. Имеет следующие основные узлы: лебедку, вышку с талевой системой, переднюю и заднюю опоры вышки, кабину оператора, а также гидравлическую, пневматическую и электрическую системы управления агрегатом и другие вспомогательные узлы и механизмы.

Лебедка агрегата включает конический редуктор, барабанный и приводной валы, смонтированные на общей сварной коробчатой станине. Барабан сварной конструкции установлен на подшипниках качения. Муфта включения барабана фрикционная, пневматическая, с дисковыми вкладышами из ретинакса смонтирована внутри тормозного шкива.

 

Рис. 5.37. Агрегат АзИНмаш-37А: 1 - талевая система; 2 - вышка; 3 — силовая передача; 4 - передняя опора; 5 - кабина оператора; б-лебедка; 7 - гидроцилиндр подъема вышки; 8 – задняя опора

Вышка сварная, решетчатой конструкции, телескопическая, двухсекционная, с открытой передней гранью; в транспортном положении опирается на переднюю и заднюю опоры. Подъем вышки осуществляется гидравлическими домкратами, выдвижение верхней секции - лебедкой с гидроприводом через блочно-канатную систему. Выдвинутая верхняя секция фиксируется на пневматически управляемых упорах. В процессе работы на скважине вышка закрепляется четырьмя оттяжками. Она снабжена также ограничителями подъема верхней секции и подъема крю-коблока. При достижении крюкоблоком критического верхнего положения ограничитель отключает фрикцион лебедки и включает тормоз.

Телескопические опорные винтовые домкраты задней опоры вышки можно фиксировать по высоте в трех различных положениях. Опорные домкраты опускаются под действием своего веса при вытаскивании фиксирующего пальца. В транспортном положении опорные домкраты поднимаются гидравлическими подъемниками, установленными внутри ног задней опоры.

Талевая система состоит из одноосного трехроликового кронблока и одноосного двухроликового крюкоблока с трехрогим крюком. Неподвижный конец талевого каната закреплен на боковой стенке станины лебедки.

Гидравлическая система агрегата обеспечивает подъем вышки и опорных домкратов задней опоры, привод лебедки, выдвижение верхней секции вышки и автомата АПР-ГП для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб.

Пневматическая система агрегата предназначена для усиления тормоза, управления муфтами включения барабана, гидронасоса, упоров вышки, дистанционного управления сцеплением двигателя и тормозом при срабатьюании противозатаскивателя. Воздух в пневмосистему агрегата подается от компрессора автомобиля через его масловлагоотделитель и три воздушных баллона, последовательно соединенных с целью улучшения условий выпадения конденсата.

Электрооборудование в сочетании с пневматической и гидравлической системами предназначено для управления механизмами при установке и снятии агрегата на скважине, для проведения спуско-подъемных операций и освещения вышки и рабочей площадки устья.

Управление механизмами агрегата при проведении спуско-подъемных операций осуществляется из кабины, расположенной между лебедкой и ездовой кабиной автомобиля (рис. 5.38.).

Рис. 5.38. Кинематическая схема АзИНмаш-37А: 1 - коробка отбора мощности; 2 — шестерни коробки отбора мощности; 3,17- шестерни передачи вращения промежуточному валу; 4, 5, 7,8— шестерни вторичного вала; 6-коробка передач; 9, 12 - шестерни конические; 10, 11 — шестерни передачи вращения барабанному валу; 13, 14, 15, 16- шестерни промежуточного вала; 18-шестерня паразитная; 19-шестерняраздаточной коробки; 20- коробка раздаточная; 21-лебедка; 22 - лебедка выдвижения верхней секции вышки; 23 - автомат свинчивания и развинчивания НКТ; I- ведущий вал; II, VII — карданные валы; III- первичный вал; ГУ- вал привода гидронасоса; V- промежуточный вал; VI-вторичный вал; VIII- вал конического редуктора; IX— вал конической передачи; Х-приводной вал; XI - вал барабана

Управление установкой вьппки в рабочее положение осуществляется с выносного пульта, соединенного с общей электросистемой агрегата кабелем, что позволяет машинисту располагаться в любом удобном и безопасном для него месте на расстоянии до 10 м от вышки. Привод навесного оборудования агрегата лебедки 21 осуществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку скоростей, включенную напрямую, и раздаточную коробку. Шестерня 19 раздаточной коробки автомобиля 20 находится в постоянном зацеплении с шестерней 2 коробки отбора мощности 1, свободно сидящей на валу 1. Включением зубчатой муфты вращение передается валу /, от него через карданный вал // - первичному валу /// коробки передач б и далее через шестерни 3 и 17 - промежуточному валу V. Шестерни 13, 14, 15 и 16, неподвижно посаженные на промежуточном валу V, находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 8, 7, 5 я 4, свободно сидящими на вторичном валу VI, причем шестерни 16 и 15 зацепляются через паразитную шестерню 18, а остальные - непосредственно. Включением зубчатых муфт валу VI сообщаются три скорости прямого хода и одна скорость обратного хода. От вала VI через карданный вал VII вращение сообщается валу VIII конического редуктора и через пару конических шестерен Р и 12-валу IX. Приводной вал X, соединенный зубчатой муфтой с валом IX, передает вращение барабанному валу XI через шестерни 10 и 11. Вращение барабану, свободно сидящему на валу XI, сообщается через фрикционную муфту. Внутри полого промежуточного вала V проходит вал IV привода гидронасоса, включаемый осевой фрикционной муфтой.

Гидравлическая система обеспечивает подъем вьппки и опорных домкратов задней опоры, а также служит приводом лебедки 22 выдвижения верхней секции вьппки и автомата АПР-2ГП 23 для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб.

Установка АзИНмаш-37А1 монтируется на автомобиле КрАЗ-260 с относительно повышенной мощностью двигателя. В отличие от АзИНмаш-37А эта установка имеет в тормозной системе ретинаксовые колодки, вместо лент с фрикционным материалом «феррадо», а в системе противозатаскивателя талевого блока использован новый винтовой механизм, более надежный и удобный в эксплуатации.

Освещение агрегатов, рабочей площадки и мостков осуществляется взрывобезопасными светильниками.

Агрегаты комплектуются автоматами АГГР-2ВБ или АПР-ГП для работы с насосно-компрессорными трубами, АШК-ТМ или КШЭ для работы с насосными штангами

Агрегаты АзИНмаш-37А и АзИНмаш-37А1 могут иметь устройство для безъякорного крепления вышки. Это устройство обеспечивает устойчивость агрегата при проведении спуско-подъемных операций на полную грузоподъемность без установки и крепления оттяжек вьппки к внешним якорям.

Проведение спуско-подъемных операций агрегата без крепления оттяжек вьппки достигается путем исключения влияния рессор на устойчивость агрегата. Оно частично исключается при установке двух передних откидных домкратов, а также домкратов задней опоры вьппки, с помощью которых рама автомобиля, минуя рессоры, опирается на рабочую установочную площадку. Для полного исключения влияния рессор необходимо снизить давление в шинах автомобиля до минимально допустимого значения (0,05 МПа). Верхние концы грузовых и установочных оттяжек вьппки крепятся соответственно к верхним частям верхней и нижней секций вышки, а их нижние концы через винтовые стяжки соединяются с передним бампером автомобиля. При этом грузовые оттяжки крепятся к внутренним, а установочные к внешним ушкам.

Подъемная самоходная установка УПА-32, созданная на базе агрегата АзИНмаш-3 7А1, применяется при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин с совмещением спуско-подъемных операций и свинчивания - развинчивания, вертикальной установки труб и подвески штанг с участием верхнего рабочего. Транспортной базой установки УПА-32 служит автомобиль высокой проходимости КрАЗ-260.

По сравнению с агрегатом АзИНмаш-3 7А1 установка УПА-32 дополнительно включает следующее оборудование:

- раздвоенную талевую систему, обеспечивающую совмещение работ при спуско-подъемных операциях, вертикальной установке труб и подвеске штанг; оснастка раздвоенной талевой системы четырехструнная (2 х 3);

- балкон верхнего рабочего с магазинами для труб и штанг; -оборудование механизации, включающее дистанционно

управляемый трубный ключ-манипулятор, центратор, спайдер, трубодержатели и штангодержатели с вспомогательной лебедкой, элеваторы трубный и штанговый.

Все операции вьшолняются с централизованного пульта управления. Центратор служит для центрирования и удержания насосно-компрессорной трубы в вертикальном положении. Подвеска центратора состоит из направляющих труб, шарнирно подвешенных к кронблочной раме, нижние концы которых снабжены упорами, расположенными в пазах площадки верхнего рабочего. Каретки центратора перемещаются по направляющим. В верхней части левой направляющей трубы имеется дополнительный упор для установки центратора в транспортное положение.

Трубодержатель состоит из корпуса, двух эксцентрических кулачков с ушками и рукоятки и подвешивается цепями к грузовому канату, который через блок связан с лебедкой. Система управления лебедкой размещена на площадке верхнего рабочего. Трубодержатели грузоподъемностью 0,65 т выполнены сменными для труб диаметрами 48, 60, 73 и 89 мм,

Штангодержатель грузоподъемностью 0,15 т состоит из сменной плиты под квадрат штанг, стопорного кольца, направляющих и подпружиненного стакана. Штангодержатель также подвешивается к грузовому канату и выполняет работы со штангами диаметрами 16,19, 22 и 25 мм.

Элеватор трубный для захвата труб под муфту состоит из кольцевого замкнутого корпуса, внутри которого помещена сменная втулка, двух откидных створок со сменными вкладышами с рукояткой. Элеватор посредством штропов подвешивается к талевому блоку и используется для работы с насосно-компрессорными трубами диаметрами 48, 60, 73 и 89 мм. Скорость подъема элеватора 0,34 - 1,45 м/с.

Спайдер СГ-32 имеет грузоподъемность 32 т и состоит из клиновой подвески и сменных плашек, имеющих косые насечки, которые позволяют стопорить колонну при свинчивании и развинчивании труб. Клиновая подвеска управляется гидравлически с пульта управления.

 

Рис. 5.39. Подъемная установка УПА-32: 1 - передний домкрат; 2 - передняя опора; 3 - кабина оператора; 4 — лебедка; 5 - гидроцилиндр подъема вышки; б- задний домкрат; 7 - задняя опора; 8 - талевый блок; 9 — полати; 10 — вышка; 11 - кронблок

Манипулятор трубный МТ-3 для свинчивания - развинчивания насосно-компрессорных труб состоит из вращателя с гидроприводом, сменного захвата и стопорного устройства.

Узел подвески ключа состоит из телескопического поворотного кронштейна с кареткой, вертикальной направляющей с гидроцилиндром и седловины с пружиной для подвески ключа. Пульт управления расположен на левом борту установки у ноги вышки и имеет три рукоятки: первая - для управления манипулятором МТ-3, вторая - для управления цилиндром подвески ключа, третья - для управления спайдером СГ-32.

Для вертикального расположения труб подъемная установка снабжена подтрубником.

Подъемная установка УПГА-32 предназначена для выполнения спуско-подъемных операций с вертикальным размещением труб и штанг при ремонте скважин. Применяется В макро-климатических районах с умеренным и холодным климатами.

Подъемная установка самоходная, смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-260, создана на базе установки УПА-32, но в отличие от нее оснащена гидравлическим приводом ко всем целевым механизмам (подъемной лебедке, средствам подъема и выдвижения верхней секции вьппки, манипулятору для свинчивания и развинчивания труб, трубодержателю, слайдеру и др.).

Установка состоит из следующих основных узлов: лебедки, вышки с талевой системой и системой механизаггии, задней и передней опор вышки, системы управления и гидравлической системы (рис. 5.40.).

Отличительной особенностью установки является обеспечение подъемной лебедки гидравлическим приводом и дискоколо-дочными тормозами. Кроме того, вышка, оснащенная системой механизации с вертикальным размещением труб и штанг, позволяет совмещать спуско-подъемные операции со свинчиванием и развинчиванием труб.

Лебедка установки имеет принципиально новую схему. К барабану, выполненному с нарезкой под укладку каната, с торцов прикрепляются реборды с приваренными кожухами, в которых утоплены два гидромотора с наружным ротором (вращающейся частью).

К кожухам на болтах прикреплены тормозные диски, зажатые между четырьмя парами колодок с каждой стороны. Нормаль-нозамкнутые тормозные диски пружинами зажаты между колодками, которые при вращении барабана отжимаются гидравлическими поршнями. Неподвижная внутренняя часть гидромоторов покоится на сварных опорах кронштейна, установленных и закрепленных на раме лебедки.

Вышка с талевой системой и системой механизации, задняя опора и другие части вышечного сооружения аналогичны соответ ствующим узлам установки УПА-32. Вспомогательные механизмы подъема вьппки и выдвижения верхней секции, опорные домкраты, манипулятор, трубо- и штангодержатели имеют гидравлический привод.

 

 

Рис. 5.40. Подъемная установка УПГА-32: 1 - передняя опора; 2 - шасси автомобиля КрАЗ-260; 3 - лебедка; 4 - задняя опора; 5 - вышка; б~кронблок; 7- балкон верхнего рабочего; 8-механизм центрирования; 9—талевый блок; 10- трубный элеватор; 11 - манипулятор МТ-3; 12- спайдер СГ-32; 13 - подтрубник

К раздаточной коробке автомобиля прифланцовывается коробка отбора мощности / - зубчатая муфта. От нее через карданный вал 3 вращение передается трехвальному цилиндрическому редуктору гидропривода, на валах малых шестерен которого консольно размещены два гидронасоса TGCC (рис. 5.41., поз. 5). Жидкость от этих гидронасосов нагнетается в гидромоторы 7, насаженные непосредственно на вал барабана, и в цилиндры 6 тормозной системы лебедки. От насосов Р14Р (поз. 4) и PV-15 (поз. 2) жидкость нагнетается в гидромоторы 8 и редукторы 9 для привода вспомогательных лебедок 11 и 12, манипулятора 10 и гидродомкратов подъема вышки и опор.

Установка УПТ-32. смонтированная на гусеничном тракторе Т-130МГ-1, предназначена для проведения текущего и капитального ремонтов скважин глубиной до 2400 м. Она состоит (рис. 5.42.) из однобарабанной лебедки 5, установленной на специальном основании под оборудование 3; вышки 8 с талевой системой 7 и Я задней б и передней 1 опор вышки; кабины водителя; гидродомкрата 2 подъема вышки и коробки передач 4.

Установка укомплектована механизмом для свинчивания и развинчивания труб, устройством противозатаскивания талевого блока, взрывобезопасной системой освещения рабочей площадки и пути следования талевого блока. Привод лебедки и других механизмов осуществляется от двигателя трактора, подъем вышки и механизма для свинчивания и развинчивания труб - от гидравлической системы; включение фрикционной муфты осуществляется пневматической системой.

Рис. 5.41. Кинематическая схема установки УПГА-32: 1 - коробка отбора мощности; 2 — гидронасос PV-15; 3 - карданный вал; 4- гидронасос PI4P; 5 - гидронасосы TGCC; б—тормозные цилиндры; 7-гидромоторы EMF-75; 8- гидромоторыМК-43-06800; 9—редукторы РЧ-100; 10 — манипулятор МТ-3; 11, 12 - вспомогательные лебедки

Лебедка состоит из барабана, свободно сидящего на опорах качения на валу, установленном также на опорах качения в сварной станине коробчатой конструкции. Левая от водителя реборда барабана с зубьями по окружности одновременно является колесом храпового механизма останова.

На правой реборде барабана болтами по окружности закреплен шкив одноленточного тормоза со сменными колодками. Внутри шкива расположена однодисковая фрикционная муфта пневматического действия. Вышка телескопическая, двух секционная, ферменной конструкции с открытой передней гранью; устанавливается в рабочее положение двумя гидродомкратами. Верхняя секция выдвигается с помощью специальной лебедки с гидроприводом через канатно-блочную систему. В рабочем положении вышка расчаливается четырьмя оттяжками.

 

Рис. 5.42. Установка подъемная УПТ-32: 1 — передняя опора; 2 - гидродомкрат; 3 - основание; 4 - коробка передач; 5 - лебедка; 6 — задняя опора; 7,9- талевая система; 8 – вышка

Задняя опора вьппки, служащая ее опорой в рабочем положении, состоит из двух телескопических винтовых домкратов-ног, связанных между собой ферменной конструкцией. Домкраты опускаются под действием собственного веса и могут фиксироваться. Поднимаются домкраты гидравлическими цилиндрами, встроенными в ноги задней опоры.

Талевая система состоит из одноосного трехроликового кронблока, одноосного двухроликового крюкоблока с трехрогим крюком. Неподвижный конец талевого каната прикреплен с помощью пальца и зажимов к кронштейну на станине лебедки.

Все механизмы установки управляются из кабины водителя. Подъем вышки осуществляется с пульта, расположенного у ноги задней опоры. Привод лебедки и других механизмов осуществляется (рис. 5.43.) от тягового двигателя трактора 4 через коробку отбора мощности 23, установленную на задней по ходу стенке корпуса бортовых фрикционов 24, карданный вал б и коробку передач КП-100 22, прикрепленную к станине лебедочного блока 5.

 

Рис. 5.43. Кинематическая схема подъемной установки УПТ-32: 1 - ременная передача; 2 — компрессор; 3,6- карданный вал; 4 — двигатель; 5 - лебедочный блок; 7,9- шестерни передачи вращения барабанному валу; 8, 10-шестерни конические; 11 - шестерня 3-й и 4-й скоростей; 12, 20 —муфты; 13 —шестерня 1-й и 2-й скоростей; 14, 15, 16-шестерни промежуточного вала; 17,18- шестерни обратного вращения барабана; 19- шестерня 2-й и 4-й скоростей; 21 - шестерня 1-й и 3-й скоростей; 22 - коробка передач; 23 - коробка отбора мощности; 24 — бортовой фрикцион; I- ведущий вал; П - ось паразитной шестерни; III— промежуточный вал; ГУ- ведомый вал

У шестискоростной коробки передач КП-100 - четыре прямые скорости и две обратные. Такая компоновка создает лучшие условия для обслуживания коробки передач, обеспечивает доступы к прицепному устройству и бортовым фрикционам трактора.

Привод воздушного компрессора 2 осуществляется от ходового двигателя трактора с помощью карданного вала 3 и ременной передачи 1.

В корпусе коробки передач на роликовых подшипниках установлены ведущий /, промежуточный III, ведомый IV валы и ось II паразитной шестерни заднего хода.

На ведущем валу на бронзовых втулках крепятся шестерня 21 первой и третьей скоростей, подвижная шестерня 18, шестерня 19 второй и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения скоростей 20.

На промежуточном валу III неподвижно смонтированы шестерни 16, 15 и 14, на ведомом валу IV на бронзовых втулках установлены шестерня 13 первой и второй скоростей и шестерня 11 третьей и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения скоростей 12.

АзИНмаш-43А предназначен для проведения спуско-подъемных операций. Он смонтирован на тракторе Т-100МБГС с увеличенной длиной опорной поверхности гусениц. Агрегат снабжен двухсекционной телескопической вышкой высотой 18 м. При работе вышка расчаливается четырьмя оттяжками. Кинематическая схема агрегата приведена на рис. 5.44.

На оси II коробки передач 22 на двух роликоподшипниках установлена шестерня 17, при работе которой совместно с подвижной шестерней 18 осуществляется обратное вращение барабана. Каждая из четырех скоростей коробки передач достигается одновременным включением обеих муфт.

На свободном конце ведомого вала установлена коническая шестерня 10 для передачи вращения конической шестерне 8 трансмиссионного вала V лебедочного блока. Вал силовой передачи, помещенный в герметичной масляной ванне станины, передает через шестерни 9 и 7 вращение барабанному валу VI. Барабан включается фрикционной муфтой.

Рис. 5.44. Кинематическая схема АзИНмаш-4ЗА: 1 - редуктор привода масляных насосов; 2 — коробка скоростей; 3 - приводной вал; 4 - барабан лебедки: 5- кронблок; б— талевый блок; 7-трубный ключ (автомат АПР); 8 - привод лебедки выдвижения вышки; 9- двигатель трактора

Агрегат А-50М (рис. 5.45.) предназначен для освоения и ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин с проведением спуско-подъемных операций с насосно-компрессорными и бурильными трубами; промывки песчаных пробок; глушения скважин; циркуляции промывочного раствора при бурении, фрезеровании и разбуривании цементных стаканов; проведения ло-вильных и других работ по ликвидации аварий в скважинах. Все механизмы агрегата, кроме промывочного насоса, смонтированы на шасси КрАЗ-250 с подогревателем ГТЖД-44-П. Промывочный насос 9МГр смонтирован на двухосном прицепе.

В качестве привода навесного оборудования используется ходовой двигатель: в агрегате А-50У - шасси КрАЗ-257, а в А-50М - шасси КрАЗ-250. Коробка отбора мощности 23 установлена на раздаточной коробке автомобиля. Карданный вал 21 коробки отбора мощности соединен с раздаточным редуктором 20, смонтированным на раме 22. От раздаточного редуктора мощность отбирается при помощи клиновых ремней на компрессорную установку 4, питающую пневмоуправление 16 сжатым воздухом, а также на силовую передачу 29 через карданные валы 27 и 28. Через силовую передачу мощность передается на промывочный насос 26 при помощи карданного вала. Цепной передачей 30 в кожухе 32

Рис. 5.45. Агрегат А-50М: 1 - передняя опора; 2 - средняя опора; 3 - электролебедка; 4 - компрессорная установка; 5 - гидросистема; 6-лебедка; 7-домкрат; 8 - индикатор веса; 9- талевый канат; 10- талевый блок; 11 - подвеска ключей; 12- подвеска бурового рукава; 13-вертлюг; 14 —мачта; 15-домкратнаяштанга; 16- пневмо-управление; 17—гидроротор; 18-домкрат; 19- зубчатая муфта; 20—редуктор; 21 - карданный вал; 22 - рама; 23 - коробка отбора мощности; 24 - силовые оттяжки; 25 - манифояьд; 26-промывочный насос; 27. 28 —карданные валы; 29- силовая передача; 30- цепная передача; 31 - гидрораскрепитель; 32-кожух; 33 - промежуточный вал; 34 - электрооборудование; 35 - площадка оператора; 36-узелуправления и освещения шасси

осуществляется привод лебедки 6, а через промежуточный вал 33 - привод бурового ротора. Переключение коробки отбора мощности на промежуточный вал выполняется при помощи рычагов управления зубчатыми муфтами 19.

В рабочем положении мачта 14 одной стороной опирается на лебедку, другой через домкрат 18 - на грунт. Установка мачты из транспортного положения в вертикальное рабочее и обратно проводится посредством домкратов 7, цилиндры которых защищены кожухом. Кронблок мачты и талевый блок 10 оснащены талевым канатом 9. На мачте размещены подвеска ключей 11 и подвеска бурового рукава 12, который соединяется с насосом при помощи манифольда 25. При необходимости к талевому блоку можно подвесить вертлюг 13 с квадратной штангой 15. Нагрузка на крюке определяется при помощи индикатора веса 8, устанавливаемого на «мертвом» конце талевого каната. В транспортном положении мачта опирается на переднюю опору 1, размещенную на переднем буфере, где также находится балка для крепления силовых оттяжек 24, и на среднюю опору 2, на которой установлена вспомогательная электролебедка 3. Гидросистема 5 обеспечивает питание гидрораскрепителя 31 и гидроротора 17. В состав установки входит также электрооборудование 34, узел управления и освещения шасси 36, установка запасного колеса и площадки оператора 35.

Агрегат А-50М, кинематическая схема которого представлена на рис. 5.46., в отличие от А-50У, имеющего один насос М-20, снабжен двумя масляными насосами 2МН-250/100.

Привод навесного оборудования агрегата и насосного блока осуществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку скоростей, включенную напрямую, и раздаточную коробку. Шестерни 16 и 17 раздаточной коробки автомобиля находятся в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 2 коробки отбора мощности 1, свободно сидящими на валу /.

При включении зубчатой муфты две скорости передаются валу /, затем через карданный вал II - первичному валу III раздаточного редуктора 14 с коническими шестернями 4 и 13. От вала III вращение передается через встроенный редуктор масляным насосам 11, питающим гидромотор 10 привода ротора 9 и гидроцилиндры подъема вышки. Масляные насосы включаются в работу посредством зубчатых муфт. От шкива, сидящего на первичном валу III, вращение клиновыми ремнями передается компрессору 12. От вторичного вала раздаточного редуктора вращение карданным валом IV сообщается валу V, на который посажена звездочка 5 цепной передачи привода лебедки 7. На консоли вала V на под-ппшниках качения установлен фланец, включаемый зубчатой муфтой; к фланцу прикреплен карданный вал VI привода промывочного насоса 6. Включение промывочного насоса выполняется зубчатой муфтой, посаженной на тот же консольный конец вала раздаточного редуктора.

От вала V вращение цепной передачей передается валу VII силовой передачи, которьш, в свою очередь, соединен цепными передачами с валом VIII подъемного барабана 8. Лебедка 7 имеет две шинно-пневматические муфты. Цепные передачи включаются пневмо-пневматическими муфтами и передают валу подъемного барабана две скорости - большую и малую.

Рис. 5.46. Кинематическая схема агрегатаА-50М: 1 - коробка отбора мощности; 2, 3 — шестерни коробки отбора мощности; 4, 13 — шестерни конические; 5 - звездочка цепной передачи; 6— промывочный насос; 7 - лебедка; 8 - подъемный барабан; 9 - ротор; 10- гидромотор; 11— масляный насос; 12 - компрессор; 14 - раздаточный редуктор; 15 - раздаточная коробка; 16, 17 — шестерни раздаточной коробки; I — ведущий вал; II, IV, VI — карданные валы; III — первичный вал; V- вал цепной передачи; VII-вал силовой передачи; 1ЧП — вал подъемного барабана; DC-промежуточный вал

В сочетании с двумя скоростями вала силовой передачи они обеспечивают четыре скорости вращения подъемного барабана, жестко сидящего на шпонках барабанного вала. При работе на первой скорости коробки отбора мощности посредством шинно-пневматических муфт лебедки можно включить первую или третью скорости подъемного барабана, при работе коробки отбора мощности на второй скорости - вторую или четвертую.

Вал силовой передачи с помощью цепных передач, включаемых шинно-пневматической и зубчатой муфтами, передает две скорости вращения промежуточному валу IX бурового ротора. Ввиду того, что раздаточный редуктор агрегата получает от коробки отбора мощности две скорости вращения, ротор и промывочный насос также имеют две скорости вращения.

Установка вышки в вертикальное и горизонтальное положение производится при работе коробки передач автомобиля на первой передаче и при одном включенном маслонасосе.

Подъемная установка УПА-50 (рис. 5.47.) предназначена для выполнения спуско-подъемных операций при ремонте и освоении нефтяных и газовых скважин глубиной до 3500 м, не оборудованных стационарными вышечными сооружениями, а также для проведения работ по промывке скважин, ликвидации аварий, разбуриванию цементных пробок, монтажу-демонтажу устьевого оборудования. Применяется в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатами.

Рис. 5.47. Подъемная установке УПА-50:

1 - шасси автомобиля; 2 - распределительный шкаф; 3 — цилиндрический редуктор; 4 - топливный бак; 5 — конический редуктор; 6 - лебедка; 7 - рабочая площадка; 8 - задняя опора; 9-мачта; 10— балкон; 11 - талевый блок; 12- кронблок

Установка самоходная, смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-250. Состоит из следующих основных узлов: подъемной лебедки, установленной на специальной раме, вышечного сооружения с талевой системой и системой механизации, задней опоры, трансмиссии и монтажной базы. Отличительные особенности установки: моноблочная конструкция мачты, что позволяет работать как с вертикальным размещением труб, так и с укладкой их на мостки; возможность совмещения элементов спуско-подъемных операций, что сокращает продолжительность ремонта в целом; относительно высокий уровень механизации как основных, так и вспомогательных операций в процессе ремонта.

Лебедка однобарабанная, двухскоростная с цепными приводами; смонтирована в сварной раме, прикрепленной болтами к лонжеронам автомобиля. Оснащена двумя дисковыми фрикционными муфтами пневматического действия, тормозными шкивами, симметрично размещенными на концах барабанного вала, а также винтовым механизмом противозатаскивателя.

Мачта установки моноблочная. На ней размещены устройства комплексной механизации спуско-подъемных операций с вертикальным расположением. Из конструкции мачты убрана вторая секция, что существенно снизило ее массу и исключило необходимость в механизмах, связанных с выдвижением и креплением мачты.

Талевая система - с четырехшкивным кронблоком с перекрещивающимися осями и раздвоенным талевым блоком с поперечным расположением среднего шкива. Задняя опора установки представляет собой двухопорную конструкцию с телескопическими гидравлическими домкратами. Домкраты имеют подпятники с винтовой нарезкой для контакта и крепления с фундаментом.

Управление навесным оборудованием и механизмами производится с пульта, размещенного на рабочей площадке и задней опоре установки.

Привод лебедки, насоса, ротора и других механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, установленную на раздаточной коробке, а также цилиндрический и конический редукторы (рис. 5.48.). Барабанный вал лебедки получает вращение через звездочки /, 2 или 3, 4 цепного привода и дисковую фрикционную муфту, ведомый диск которой посажен посредством шпонки на вал барабана Стол ротора приводится во вращение от ведомой шестерни 5 конического редуктора через карданные и промежуточный валы.

Рис. 5.48. Кинематическая схема подъемной установки УПА-50:

1, 2, 3, 4- звездочки цепного привода лебедки; 5 - ведомая шестерня конического редуктора; 6- ведомое колесо конического редуктора; 7, 8 —звездочки цепного привода механизма противозатаскивателя

Приводной вал промывочного насоса получает вращение от ведомого колеса 6 конического редуктора через соединительную муфту и карданный вал. Привод механизма противозатаскивателя - от конца барабанного вала через звездочки 7 и 8 цепного привода и зубчатую муфту на винтовой вал механизма.

Подъемная установка УПТ1-50 предназначена для проведения спуско-подъемных работ с насосными штангами, насосно-компрессорными и бурильными трубами в процессе текущего и капитального ремонтов скважин, не оборудованных стационарными вышками и мачтами. Она представляет собой самоходную установку грузоподъемностью 50 т, смонтированную на базе трактора Т-130Г-1 (рис. 5.49.), состоит из следующих основных узлов: коробки передач, однобарабанной лебедки, вышки с талевой системой, передней и задней опор вышки, а также гидравлической, пневматической и электрической систем управления агрегатом, узлом привода ротора и других вспомогательных узлов и механизмов.

Рис. 5.49. Установка подъемная УПТ1-50:

1 - коробка передач; 2 - однобарабанная лебедка; 3 — компрессор воздуха; 4- передняя опора вышки; 5 — фара; 6-вышкас талевой системой; 7-управление; 8 - кабина машиниста; 9 - гидродомкрат; 10- задняя опора вышки

Привод лебедочного блока 25 и других механизмов установки (рис. 5.50.) осуществляется от тягового двигателя 2 трактора через коробку отбора мощности 3 КОМ-ЧТЗ, установленную на задней стенке корпуса бортовых фрикционов трактора, карданный вал 26 и коробку передач КП-100, прикрепленную к стенке лебедочного блока.

Ведущий / и ведомый // валы коробки отбора мощности, смонтированные на шарикоподшипниках, находятся на одной оси и соединяются при помощи зубчатой муфты 20. Включение и выключение муфты осуществляется рычагом, установленным в кабине трактора. В корпусе 22 шестискоростной коробки передач четыре прямые и две обратные скорости.

На роликовых подшипниках 16 установлены три вала /,- II, III и одна ось IV. На ведущем валу на бронзовых втулках установлены шестерни 21 первой и третьей скоростей и 19 второй и четвертой скоростей, между которыми находится муфта 20 переключения скоростей. На ведущий вал также крепится подвижная шестерня 18. На промежуточном валу II неподвижно установлены три шестерни 15, 14 к 23. На ведомом валу на бронзовых втулках установлены шестерни 13 первой и второй скоростей и шестерня 11 третьей и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения 12. На оси IV коробки на двух роликовых подшипниках смонтирована шестерня 1 7, включением которой с подвижной шестерней 18 осуществляется обратное вращение барабана.

Получение любой скорости коробки достигается одновременным включением обеих муфт на ведущем и ведомом валах. На свободном конце ведомого вала III коробки установлена коническая шестерня 10 для передачи вращения конической шестерни 24 вала силовой передачи лебедочного блока.

Вал силовой передачи, помещенный в герметичной масляной ванне станины, передает вращение через шестерни 9 и 4 барабанному валу VI. Включение барабана осуществляется фрикционной муфтой 6.

 

Рис. 5.50. Кинематическая схема установки УПТ1-50:

1- компрессор; 2 - двигатель; 3 - коробка отбора мощности; 4,9- шестерни передачи вращения барабанному валу; 5 - талевый блок; 6 - фрикционная муфта; 7- фрикционная муфта дисковая; 8 - реверсивный редуктор; 10. 24 - шестерни конические; 11 — шестерня 3-й и 4-й скоростей; 12 —муфта; 13 - шестерня 1-й и 2-й скоростей; 14, 15, 23 — шестерни промежуточного вала; 16-роликовые подшипники; 17, 18- шестерни обратного вращения барабана; 19— шестерня 2-й и 4-й скоростей; 20-муфта; 21 — шестерни 1-й и 3-й скоростей; 22 - корпус коробки передач; 25 - лебедочный блок; 26- карданный вал; I - ведущий вал; II — промежуточный вал; III- ведомый вал; VI— ось

Лебедка установки однобарабанная. Все узлы и механизмы лебедочного блока - барабанный вал в сборе, вал силовой передачи, тормозная система, храповое устройство, ограничители подъема талевого блока 5, кожухи и ограждения - собраны в цельносварной станине коробчатого типа, механизм ограничения высоты подъема регулируется в зависимости от длины наматываемого на барабан талевого каната.

Включение барабана выполняется посредством фрикционной муфты 6, консольно установленной на роликовых сферических подшипниках на барабанном валу.

На валу V силовой передачи консольно посажена фрикционная дисковая муфта 7 с цепным колесом для привода ротора. Конструкция муфты аналогична конструкции фрикционной муфты привода барабанного вала. Фрикционные муфты установки однодисковые, пневматические. На зубьях муфты посажены два ведущих диска. Между ведущими дисками располагается ведомый диск, жестко связанный с барабанным валом. Ведомый диск имеет по окружности круглые отверстия, в которые вставлены фрикционные вкладыши. Для включения барабана лебедки от пневмоси-стемы установки в вертлюжок, ввернутый в торец фрикционной муфты, подается воздух.

Тормозная лента выполнена из стальной полосы с прикрепленными на ее внутренней поверхности формованными тормозными колодками из ретинакса. /Для удержания колонны труб и штанг на весу в лебедке предусмотрено храповое устройство.

В пневмосистему воздух подается от компрессора 1, привод которого осуществляется от двигателя трактора 2 через карданный вал. Компрессор аналогичный установленному на подъемнике ЛПТ-8.

Гидравлическая система установки обеспечивает привод гидравлических домкратов подъема вышки, гидромотора привода выдвижения верхней секции вышки, гидромотора привода автомата АПР-2ГП для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб, подъема ног задней опоры вьппки, гидравлического щминдра раскрепителя.

Привод ротора осуществляется от вала силовой передачи через реверсируемый редуктор 8 и цепную передачу. Реверсирование ротора предусмотрено для возможности работы с бурильными трубами как с левой, так и с правой замковыми резьбами. Для оперативной перестройки работы ротора независимо от привода подъемной лебедки служит цепное колесо привода ротора, расположенное на выходном валу редуктора, которое включается пневматической фрикционной муфтой.

Коробка передач установки четырехскоростная, трехвальная, реверсивная, с механическим ручным управлением, которое при спуско-подъемных операциях осуществляется из кабины тракториста.

Подъемная установка типа УПТ1-50Б обладает повышенной устойчивостью и проходимостью за счет использования в качестве базы болотоходного гусеничного трактора Т-130МБГ и приближения центра тяжести навесного оборудования к центру тяжести трактора.

Установка УПТ1-50Б в отличие от УШ1-50 имеет следующие особенности:

- управляемый с земли механизм фиксации вышки в транспортном положении;

- площадку для обслуживания «мертвого» конца талевого каната;

- улучшенную видимость устья скважины из кабины машиниста;

- повышенную надежность конической передачи привода лебедки;

- установку компрессора под капотом двигателя трактора. Установка УПТ1-50Б может иметь гусеницы как нормальной ширины 500 мм, так и увеличенной - 920 мм.

Комплекс оборудования КОРО1-80 состоит из самоходной подъемной установки и передвижных блоков: рабочей площадки, мостков, насосного блока, противовыбросового оборудования, передвижной дизельной электростанции и инструментальной тележки (рис. 5.51.).

Подъемная установка предназначена для спуско-подъемных операций. Смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости МАЗ-537. Состоит из следующих основных узлов: лебедки, вьппки с талевой системой, силовой передачи, гидросистемы и системы управления. Установка оснащена системой механизации вертикальной установки труб с частичным совмещением операций, выполняемых верхним рабочим.

Лебедка установки однобарабанная, сварной конструкции. К ребордам бочки барабана приварены цапфы вала, установленные на двух сферических роликовых подшипниках, размещенных в жесткой сварной станине. Лебедка имеет механический и электропорошковый тормоза. Механический тормоз расположен на одном конце барабанного вала, а со стороны приводной шестерни-колеса консольно установлен ротор электропорошкового тормоза. Бочка барабана по поверхности цилиндра имеет винтовую нарезку для правильности укладки талевого каната.

Рис. 5.51. Комплекс оборудования КОРО1-80:

1 - автомобиль МАЗ-53 7; 2 - вспомогательная силовая установка; 3 - лебедка; 4—гидроцилиндры подъема вышки; 5 — вышка; б — балкон верхнего рабочего; 7 - талевый блок; 8—рабочая площадка; 9 - стволовая часть противовыбросового оборудования; 10- приемные мостки; 11 — пульт управления противовыбросовым оборудованием; 12 - передвижная дизельная электростанция; 13 - насосный блок; 14- инструментальная тележка

Фрикционная муфта лебедки однодисковая, пневматическая, размещена консольно на валу силовой передачи. Второй конец этого вала с помощью карданного механизма выведен за пределы станины для привода насоса, закачивающего жидкость в скважину. Лебедка оснащена механизмами противозатаскивания талевого блока автоматического действия и пневмоостановом вращения барабана лебедки.

Вышка установки телескопическая, двухсекционная, ферменной конструкции с открытой передней гранью; поднимается двумя гидравлическими домкратами. Верхняя секция выдвигается специальной лебедкой с гидроприводом через канатно-блочную систему. Балкон верхнего рабочего, шарнирно закрепленный на третьем поясе верхней секции, разворачивается с помощью поли-спастной системы вокруг шарнирного крепления одновременно с выдвижением верхней секции в рабочую позицию.

Кронблок установки пятишкивньш с тремя перекрещивающимися осями. Талевый блок установки раздвоенный, четырех-шкивный; к нему подвешивается сменный трехрогий крюк со штропами для укладки труб на мостки или специальный элеватор для проведения спуско-подъемных операций с размещением труб вертикально за «палец».

Привод лебедки осуществляется от двигателя через его раздаточную коробку, коробку отбора мощности, карданный вал, раздаточную коробку установки, конический редуктор, вал силовой передачи и цилиндрическую передачу на вал барабана лебедки. От вала силовой передачи движение передается на привод насоса, а от раздаточной коробки - на ротор через редуктор и цепные передачи. Привод исполнительных органов механизации в подъемной установке гидравлический.

Гидросистема установки питается от двух гидронасосов. Один насос установлен на валу раздаточной коробки и питает гидромоторы катушечного вала, механизированного ключа и цилиндра труб о держателя. Второй насос работает от индивидуального электродвигателя через редуктор и приводит в движение гидроцилиндры подъема вышки, ног задней опоры, гидрораскре-пителя и спайдера.

Система управления установкой преимущественно дистанционная с использованием электрических, пневматических и гидравлических средств.

Рабочая площадка - на рамном основании; состоит из верхней рамы с настилом из рифленого листа и нижнего основания, сваренного из труб диаметром 168 мм. Рама и основание имеют связку из несущей фермы с восемью опорами. Для повышения устойчивости площадки крайние опоры ее имеют дополнительные аутригеры, а консольный конец верхней рамы с помощью винтовых шаровых упоров упирается в соответствующие шаровые подушки, расположенные на задней опоре вьппки.

Площадка имеет верхний и боковые проемы. На балконах верхнего проема устанавливается и крепится подроторная рама в сборе с ротором. Боковые проемы служат для эвакуации или под вода устьевого оборудования (фонтанной арматуры, превентерного оборудования) при монтажно-демонтажньгх работах. Для указанных целей на крайней передней опоре площадки установлена поворотная кран-балка.

Мостки смонтированы на полозьях и состоят из двух решетчатых пространственных ферм, собранных между собой встык В середине мостков проходит желоб для труб, выполненный из уголкового проката. Стеллажи для укладки труб сделаны в виде трехгранных форм, размещенных сбоку мостков (по три с каждой стороны). Предусмотрены приставные площадки для рабочих, подающих трубы на мостки.

Насосный блок НП-15А предназначен для нагнетания в скважину технологических жидкостей в процессе ремонта. Блок, смонтированный на прицепе МАЗ-8926, состоит из гидравлического насоса 9МГр и приводного двигателя с коробкой передач.

Блок противовыбросового оборудования ОШа-180*35 предназначен для герметизации устья скважины при капитальном ремонте. Он состоит из комплекта оборудования, собранного по типовой схеме 1а, двух плашечных превенторов ПП-180Х35 с двумя линиями манифольда МПБ2-80х350 и одной крестовиной, из комплекта установки гидравлического управления ГУП-ЮОБр-1 со вспомогательным пультом и комплекта установки ручного управления.

Дизельная электростанция ЭСД-ЮО-Т/400-АРК-У1, смонтированная на двухосном прицепе, предназначена для автономного питания потребителей электроэнергии как отдельных частей комплекса - электропорошкового тормоза, системы освещения, системы охлаждения тормозов, электродвигателя гидронасоса, так и другого оборудования, используемого в отдельных технологических процессах ремонта скважин (глиномешалки, вибросита и др.).

Инструментальная тележка служит для перевозки вспомогательного оборудования и комплекта инструмента, применяемого в процессе ремонта. В качестве тележки используется автомобильный прицеп МАЗ-8926 грузоподъемностью 8 т. На тележке размещено также оборудование для охлаждения тормозной системы лебедки. Привод лебедки, ротора и других подобных механизмов осуществляется от тягового двигателя (монтажной базы) автомобиля МАЗ-537 через коробку отбора мощности, карданный вал и раздаточный редуктор.

Рис. 5.52. Подъемная установка АКИ-80:

1 - трактор К-701М; 2 - лебедка; 3 – задняя опора; 4 - домкрат подъема вышки; 5 — вышка: 6 - кронблок; 7 - трубодержа-тель; 8 — центратор; 9 - балкон верхнего рабочего; 10 —талевый блок; 11 - элеватор; 12-рабочая площадка: 13 - ключ КПР-12; 14- ротор (спайдер)

Подъемная установка АКИ-80 (рис. 5.52.) предназначена для выполнения спуско-подъемных операций при ремонте и освоении нефтяных и газовых скважин глубиной до 5000 м, не оборудованных стационарными вышечными сооружениями, а также для проведения работ по промывке скважин, ликвидации аварий, разбуриванию цементных пробок, монтажу-демонтажу устьевого оборудования. Применяется в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатами.

Установка самоходная, смонтирована на модернизированном шасси трактора К-701М. Состоит из следующих основных узлов: подъемной лебедки, вышечного сооружения с системой механизации и монтажной базы с трансмиссией.

Лебедка установки сварная, однобарабанная, с резьбовой нарезкой на бочке барабана для укладки каната. К ребордам барабана на болтах прикреплены тормозные шайбы, а к щекам - ступицы, которые насажены на вал с помощью шпоночного соединения. Вал покоится на сварной раме на двух двухрядных ролико-сферических подшипниках. На валу с одной стороны консольно расположены дисковая фрикционная муфта пневматического действия и колесо привода лебедки, а с другой - колесо привода гидродинамического тормоза. Тормозная система лебедки состоит из механического двухленточного тормоза с колодками и гидродинамического тормоза типа ТСМ-22.

Вышка установки телескопическая, двухсекционная, ферменной консфукции с открытой передней гранью. Подъем и выдвижение верхней секции производятся с помощью гидродомкрата. Балкон верхнего рабочего шарнирно закреплен у первого пояса верхней секции.

Кронблок установки пятшпкивный, с тремя перекрещивающимися осями.

Талевый блок установки раздвоенный четырехшкивный; к нему подвешивается трехрогий крюк со штропами для укладки труб на мостки или специальный элеватор для спуско-подъемных операций с размещением труб вертикально за «палец». Для этого вышка оснащена системой механизации спуска, обеспечивающей совмещение по времени спуска и подъема со свинчиванием - развинчиванием на базе механизации по принципу УПА-32.

Задняя опора - пространственная ферма - является продолжением конструкции ног вышки. Опорные ноги установки состоят из шести гидродомкратов (двух передних, двух средних и двух задних).

Отличительными особенностями установки являются: -специальная монтажная база высокой проходимости, созданная путем модернизации шасси трактора К-701М (удлинением рамы с применением двухосной тележки) под монтаж навесного оборудования; - система механизации с установкой свечей (труб) за «палец», обеспечивающая совмещение элементов спуско-подъемных операций; -использование в трансмиссии гидравлической коробки скоростей, необходимой в условиях дискретных режимов спуско-подъемных операций. Привод технологического оборудования (рис. 5.53.) осуществляется от коробки скоростей 1 типа «Аллиссон» через карданный вал 2, конический редуктор 3, цепной привод 10 и дисковую фрикционную муфту 11.

Привод гидродинамического тормоза 7 также от цепного привода 8, размещенного на конце барабанного вала 9, через фрикционную муфту б. Движение на ротор 15 передается от ведущего вала конического редуктора 3, ограничительную фрикционную муфту 4, цилиндрический редуктор 5 карданных и промежуточных валов 12, цепной редуктор 13 и карданный вал 14.


 

Рис. 5.53. Кинематическая схема установки АКИ-80:

1 - коробка скоростей «Аллиссон»; 2, 14- карданные валы; 3 - конический редуктор; 4 - фрикционная муфта; 5 - цилиндрический редуктор; б - фрикционная муфта гидродинамического тормоза; 7 - гидродинамический тормоз; 8- цепной редуктор; 9 — барабанный вал; 10- цепной привод; 11 — дисковая фрикционная муфта; 12- карданные и промежуточные валы; 13- цепной редуктор привода

ротора; 15- ротор

Гидросистема установки, питающаяся от насоса, установленного на коробке скоростей типа «Аллиссон», приводит в действие следующие исполнительные органы: шесть гидроцилиндров опорных домкратов, гидроцилиндр подъема вышки, гидроцилиндр выдвижения верхней секции вышки, гидроцилиндр раскрепления труб, гидромотор лебедки трубодержателя, гидромотор вспомогательной лебедки, а также гидромотор ключа для свинчивания -развинчивания труб.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных