ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
· Продолжительность занятия: 4 часов; из них на занятие 4 часа; самостоятельная работа 2 часа __________________________________________________________________ · Место проведения: учебная комната
· Цель занятия знать секреторную, моторную и всасывательную функции пищеварительного тракта и механизмы их регуляции; · уметь оценить качественные и количественные показатели секреторной и моторной деятельности органов системы пищеварения; · уметь определить в процессе решения ситуационных задач возможные изменения секреторной и моторной деятельности пищеварительного тракта и наметить пути их коррекции; · уметь правильно интерпретировать нервные и гуморальные механизмы поддержания уровня питательных веществ в организме с точки зрения деятельности функциональной системы питания. Задачи: · рассмотреть структурно-логические схемы системы пищеварения и функциональной системы питания, остановиться на путях достижения полезного приспособительного результата деятельности этих систем -уровне питательных веществ крови; · остановиться на внутренних звеньях функциональной системы питания, разобрать внешние звенья, включающие моти-вационное и пищедобывательное поведение; детально проанализировать клеточные механизмы регуляции секреторной, моторной и всасывательной деятельности пищеварительного тракта; · количественно и качественно определить участие различных механизмов регуляции (условнорефлекторных, безусловно-рефлекторных, симпатических, местных, системы регуляторных пептидов) в обеспечении нормальной секреторной, моторной, всасывательной деятельности органов системы пищеварения; · еще раз остановиться на конкретном участии каждого пищеварительного органа в обеспечении конечного показателя деятельности системы, подчеркнуть в тоже время невозможность их нормального функционирования без взаимного влияния друг на друга, без координированного взаимодействия друг с другом; · вновь рассмотреть экспериментальные и клинические методы исследования секреторной и моторной деятельности пищеварительного тракта; · разобрать материал занятия для достижения учебных целей с учетом знаний по определенным вопросам и включая ситуационные задачи lll уровня по отдельным вопросам. · оценить знания каждого студента с учётом его работы в течении предыдущих занятий, ответа на основной вопрос, решения задач и степени участия в обсуждении ответов других студентов группы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Система пищеварения, её роль в организме. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от особенностей и локализации гидролиза. 2. Общие принципы саморегуляции пищеварения. Пищевой центр, современные представления о его локализации и функции. 3. Роль рефлекторных, гуморальных, местных механизмов в регуляции секреторной функции пищеварительного тракта. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация, механизмы действия. 4. Роль рефлекторных, гуморальных, местных механизмов в регуляции моторной функции пищеварительного тракта. 5. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Понятие о транспортном тонусе. Механизмы регуляции всасывания воды и солей в кишечнике. 6. Функциональная система питания, анализ её центральных и периферических компонентов. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения. 7. Основные принципы Павловского подхода к изучению функций пищеварительного тракта. Хронические методы изучения секреторной функции пищеварительного тракта у животных. 8. Пищеварение в полости рта. Изменение пищи в полости рта - механическая и химическая переработка. 9. Слюноотделение, методы изучения. Состав и физиологическая роль слюны. Регуляция слюноотделения. 10. Акт жевания, его саморегуляция. Методы исследования. Глотание, его фазы. И.Морфофункциональные особенности пищевода. 12. Пищеварение в желудке. Состав, свойства желудочного сока, роль в пищеварении. Особенности желудочной секреции при переваривании белков, жиров, углеводов. 13. Фазы желудочной секреции. Регуляция желудочной секреции (нервная и гуморальная). 14. Методы изучения секреторной функции желудка у животных и человека. 15. Виды сокращения желудка, их нервно-гуморальная регуляция, методы изучения. 16. Процесс эвакуации содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку, его регуляция. 17. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. 18. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы, её регуляция. Состав и свойства поджелудочного сока. 19. Методы получения панкреатического сока у животных и человека. 20. Роль печени в пищеварении. Состав и свойства желчи. Желчеобразование, механизмы регуляции. 21. Методы исследования желчеобразования у животных и человека. 22. Выделение желчи в двенадцатиперстную кишку, регуляция процесса. Методы исследования желчевыделения у животных и человека. 23. Секреторная функция кишечника. Состав и свойства кишечного сока, роль в пищеварении. Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ в тонком кишечнике. 24. Методы изучения секреторной функции кишечника у животных и человека. 25. Моторная деятельность тонкой кишки. Виды сокращений, роль в пищеварении, механизмы регуляции. Кишечно-кишечные рефлексы. 26. Моторная деятельность толстой кишки. Виды сокращений, роль в пищеварении. Механизмы регуляции. Значение микрофлоры толстого кишечника. 27. Методы изучения моторной функции кишечника у животных и человека.
· РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: ЗАДАЧА 1 Укажите места образования первичного и окончательного секрета в слюнной железе. Что произойдёт с формированием секрета, если в выводном протоке повысить давление, а стимуляция секреции продолжается? ЗАДАЧА 2 Почему при волнении у человека пересыхает во рту? ЗАДАЧА 3 Будет ли происходить секреция желудочного сока при перерезке нервов, иннервирующих желудок? Почему? ЗАДАЧА 4 Как скажется на желудочной секреции введение атропина? Почему? ЗАДАЧА 5 Почему больному, у которого повышена кислотность желудочного сока, не рекомендуется есть жареное мясо? ЗАДАЧА 6 Почему не рекомендуется есть сладкое перед едой? ЗАДАЧА 7 Как изменится секреция поджелудочного сока при перерезке блуждающего нерва? ЗАДАЧА 8 Как изменится процесс гидролиза веществ.в кишке, если в ней отсутствует фермент энтерокиназа? ЗАДАЧА 9 Как изменится секреторная функция тонких кишок после перерезки блуждающего нерва? ЗАДАЧА 10 Ограничено поступление жёлчи в кишку. Как это скажется на процессах пищеварения? ЗАДАЧА 11 Во время дуоденального зондирования с целью получения жёлчи из жёлчного пузыря вызывается пузырный рефлекс. Для этого в 12-ти перстную кишку вводится раствор сернокислой магнезии. В чём сущность пузырного рефлекса и каков его механизм? ЗАДАЧА 12 Какие составные части химуса стимулируют моторику кишечника? ЗАДАЧА 13 Перерезана ветвь блуждающего нерва, иннервирующая кишечник. Как это отразится на моторике? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|