Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития:появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.
В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов(материальных, пространственно-предметных,педагогических, социально-психологических и др.),которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента.
Цель
предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:
- интенсивность образовательной среды;
- эмоционально-психологический климат;
- удовлетворенность образовательной средой;
- демократичность образовательной среды;
- содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение(табл. 1).
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|