Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЛАВАНИЕ КАК ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА




ПЛАВАНИЕ.

УЧЕБНИК

■«Физкультура и Спорт»

 


ПЛАВАНИЕ

Под общей редакцией профессора Н.Ж. Булгаковой

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 -«Физическая культура и спорт»

Москва

«Физкультура и спорт» 2001


ББК 75.717.5

П37 УДК 797.2

Авторский коллектив:

профессор В.З. Афанасьев; профессор, член-корреспондент РАО Н.Ж. Булгакова;

профессор Л. П. Макаренко; доцент С.Н. Морозов; профессор О.И. Попов;

доцент И.В. Чеботарева

Рецензенты: Т.М. Абсалямов, зам. начальника Управления науки, инвестиционной политики

и государственного регулирования Государственного комитета

Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, профессор;

B.C. Васильев, зав. кафедрой спорта Московского педагогического

университета, профессор;

С.А. Гониянц, зав. кафедрой теории и методики комплексных форм физической культуры РГАФКа, профессор

Издание охраняется в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование, как полностью, так и частично, без согласия правообладателей влечет за собой предусмотренную законом

ответственность. ■. J ■ ■

П 37 Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгако.-вой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.

ISBN 5-278-00707-9

В учебнике, подготовленном авторским коллективом кафедры «Теория и методика спортивного и синхронного плавания, аквааэро-бики, прыжков в воду и водного поло» Российской Государственной академии физической культуры, использован богатый научный и ме­тодический опыт работы кафедр плавания институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ву­зов, отраженный в учебниках, учебных пособиях и статьях, опублико­ванных в последние годы, а также практический опыт передовых тре­неров-преподавателей по плаванию.

ББК 75.717.5 ISBN 5-278-00707-9

© Издательство «Физкультура и спорт» — официальный издатель Олимпийского комитета России, 2001


ВВЕДЕНИЕ

Учебник написан в соответствии с Государственным стандар­том высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» по профессионально-про­фильному предмету «Плавание и методика преподавания», входя­щему в дисциплину «Теория и методика базовых видов физкуль-турно-спортивной деятельности».

В нем раскрываются специфическая особенность плавания как вида спорта и физических упражнений, связанных с двигательной активностью в водной среде; его гигиеническая, лечебно-оздоро­вительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется людям, имею­щим существенные ограничения для занятий физической культу­рой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилита­ции ампутантов, слепых, больных церебральным параличом и др.

В учебнике представлен материал, отражающий современные направления работы по плаванию: обучение плаванию как жиз­ненно необходимому навыку; начальная тренировка в плавании и видах спорта, базирующихся на навыках плавания и ныряния; профессионально-прикладная подготовка в плавании; лечебно-оздоровительное (реабилитационное) плавание; фитнес (оздоро­вительное плавание) и кондиционная тренировка в плавании; проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и праздни­ков на воде. В соответствии с этим выпускник вуза получает зна­ния, умения и навыки по:

1) организации массовых гигиенически-оздоровительных заня­
тий и закаливающих процедур с людьми всех возрастов — от груд­
ного до пожилого;

2) проведению массового обучения плаванию детей и подрост­
ков;

3) организации безопасности в местах купания и массового
обучения плаванию;

4) обучению людей разного возраста навыкам кондиционной
тренировки и самоконтроля;

5) внедрению норм грамотного поведения на воде при купании
в естественных водоемах;.....,,, ■■ •■^.. t


6) проведению занятий по прикладному плаванию (в особенно­
сти по спасению тонущих и оказанию им первой помощи);

7) проведению занятий по оздоровительно-лечебному плава­
нию;

8) проведению начальной тренировки спортсменов, специали­
зирующихся в плавании, плавательных многоборьях, водном поло,
подводном спорте, прыжках в воду, синхронном плавании и др.;

9) решению задач профессионально-прикладной подготовки (в
первую очередь — службы в Вооруженных Силах);

10) пропаганде плавания как жизненно необходимого навыка и
оздоровительно-прикладного вида физических упражнений и
спорта, внедрению его в быт каждой семьи;

1 ]) сооружению простейших плавательных бассейнов и изгото­влению необходимого инвентаря;

12) проведению массовых соревнований, игр, развлечений и праздников на воде.

Согласно определившейся логике курса, в учебнике выделены следующие главы: «Плавание как вид физических упражнений и спорта», «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», «Основы обучения и трениров­ки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обу­чения технике спортивных способов плавания и совершенствова­ния в ней», «Начальная тренировка в плавании», «Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию», «Основы при­кладного плавания», «Техника и методика обучения прикладному плаванию», «Плавание в системе физического воспитания».

В главе «Плавание как вид физических упражнений и спорта» раскрывается историческая обусловленность развития плавания как жизненно необходимого навыка, уникального вида физиче­ских упражнений, имеющего оздоровительное и прикладное зна­чение. В ней обозначены основные направления работы в плава­нии, требующие подготовки специалистов разного профиля.

В главах «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», в разделе «Техника прикладного плавания» приводятся сведения о биомеханических закономер­ностях техники спортивных и прикладных способов плавания и ныряния, требования к рациональным ее вариантам. Содержание этих глав способствует сознательному освоению учебного матери­ала и позволяет будущим преподавателям анализировать технику плавания, доходчиво объяснять занимающимся сущность выпол­няемых упражнений, тем самым сокращая сроки и повышая каче­ство обучения.


Содержание глав «Основы обучения и тренировки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обучения технике спортивных способов плавания и совершенствования в ней», раздела «Методика обучения прикладному плаванию» имеет прак­тическое значение. В них раскрываются вопросы организации массового обучения плаванию и обосновываются методические требования к выбору средств и методов обучения спортивным и прикладным способам. Здесь же представлены разнообразные иг­ры и развлечения на воде, направленные на решение учебных за­дач на различных этапах обучения и совершенствования техники плавания — с учетом возраста и плавательной подготовленности занимающихся. Изучение этих глав необходимо для подготовки студентов институтов физической культуры к практической рабо­те по массовому обучению плаванию.

В главе «Начальная тренировка в плавании» раскрываются пе­дагогические основы начальной спортивной подготовки, приво­дятся требования по планированию и самоконтролю в тренировке оздоровительной направленности, а также типовые программы кондиционной тренировки для людей разного возраста с различ­ным уровнем подготовленности.

В связи со спецификой плавания как вида спорта с особой ост­ротой встают вопросы обеспечения безопасности при проведении занятий на воде, рассмотрению которых посвящена глава «Осно­вы прикладного плавания». Вот почему первоочередными задача­ми обучения студентов являются приобретение необходимых зна­ний, умений и навыков по предупреждению травм и несчастных случаев, спасению тонущих и оказанию доврачебной помощи по­страдавшим на воде, использованию навыков плавания и ныряния в прикладных целях. Все эти направления в учебной работе по плаванию отражают методику профессиональной подготовки сту­дентов в современных условиях.

Развитие плавания требует изучения не только вопросов мето­дики обучения и тренировки, но и условий для осуществления учебно-тренировочного процесса. В главе «Организация и прове­дение занятий и соревнований по плаванию» освещен практиче­ский опыт по использованию естественных водоемов и искусст­венных бассейнов для обучения плаванию, проведения трениро­вок, а также соревнований и праздников на воде.

В главе «Плавание в системе физического воспитания» рассма­триваются вопросы проведения занятий по плаванию в государст­венных, общественных и коммерческих организациях с различ­ным возрастным контингентом. Здесь впервые приводятся мето-


дические материалы для занятий оздоровительно-лечебным пла­ванием с детьми грудного возраста и правила проведения купаний в домашних условиях.

Практическую ценность представляет также информация о структуре и содержании работы Всероссийского общества спаса­ния на водах, подготовке инструкторов по плаванию, а также о юридических нормативах индивидуальной трудовой деятельности в плавании.

К каждой главе прилагаются перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки и список рекомендуемой литературы, что повышает дидактическую ценность книги.


Глава 1.

ПЛАВАНИЕ КАК ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных