ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПЛАВАНИЕ КАК ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТАПЛАВАНИЕ. УЧЕБНИК ■«Физкультура и Спорт»
ПЛАВАНИЕ Под общей редакцией профессора Н.Ж. Булгаковой Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 -«Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ББК 75.717.5 П37 УДК 797.2 Авторский коллектив: профессор В.З. Афанасьев; профессор, член-корреспондент РАО Н.Ж. Булгакова; профессор Л. П. Макаренко; доцент С.Н. Морозов; профессор О.И. Попов; доцент И.В. Чеботарева Рецензенты: Т.М. Абсалямов, зам. начальника Управления науки, инвестиционной политики и государственного регулирования Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, профессор; B.C. Васильев, зав. кафедрой спорта Московского педагогического университета, профессор; С.А. Гониянц, зав. кафедрой теории и методики комплексных форм физической культуры РГАФКа, профессор Издание охраняется в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование, как полностью, так и частично, без согласия правообладателей влечет за собой предусмотренную законом ответственность. ■. J ■ ■ П 37 Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгако.-вой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил. ISBN 5-278-00707-9 В учебнике, подготовленном авторским коллективом кафедры «Теория и методика спортивного и синхронного плавания, аквааэро-бики, прыжков в воду и водного поло» Российской Государственной академии физической культуры, использован богатый научный и методический опыт работы кафедр плавания институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов, отраженный в учебниках, учебных пособиях и статьях, опубликованных в последние годы, а также практический опыт передовых тренеров-преподавателей по плаванию. ББК 75.717.5 ISBN 5-278-00707-9 © Издательство «Физкультура и спорт» — официальный издатель Олимпийского комитета России, 2001 ВВЕДЕНИЕ Учебник написан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» по профессионально-профильному предмету «Плавание и методика преподавания», входящему в дисциплину «Теория и методика базовых видов физкуль-турно-спортивной деятельности». В нем раскрываются специфическая особенность плавания как вида спорта и физических упражнений, связанных с двигательной активностью в водной среде; его гигиеническая, лечебно-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации ампутантов, слепых, больных церебральным параличом и др. В учебнике представлен материал, отражающий современные направления работы по плаванию: обучение плаванию как жизненно необходимому навыку; начальная тренировка в плавании и видах спорта, базирующихся на навыках плавания и ныряния; профессионально-прикладная подготовка в плавании; лечебно-оздоровительное (реабилитационное) плавание; фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка в плавании; проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и праздников на воде. В соответствии с этим выпускник вуза получает знания, умения и навыки по: 1) организации массовых гигиенически-оздоровительных заня 2) проведению массового обучения плаванию детей и подрост 3) организации безопасности в местах купания и массового 4) обучению людей разного возраста навыкам кондиционной 5) внедрению норм грамотного поведения на воде при купании 6) проведению занятий по прикладному плаванию (в особенно 7) проведению занятий по оздоровительно-лечебному плава 8) проведению начальной тренировки спортсменов, специали 9) решению задач профессионально-прикладной подготовки (в 10) пропаганде плавания как жизненно необходимого навыка и 1 ]) сооружению простейших плавательных бассейнов и изготовлению необходимого инвентаря; 12) проведению массовых соревнований, игр, развлечений и праздников на воде. Согласно определившейся логике курса, в учебнике выделены следующие главы: «Плавание как вид физических упражнений и спорта», «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», «Основы обучения и тренировки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обучения технике спортивных способов плавания и совершенствования в ней», «Начальная тренировка в плавании», «Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию», «Основы прикладного плавания», «Техника и методика обучения прикладному плаванию», «Плавание в системе физического воспитания». В главе «Плавание как вид физических упражнений и спорта» раскрывается историческая обусловленность развития плавания как жизненно необходимого навыка, уникального вида физических упражнений, имеющего оздоровительное и прикладное значение. В ней обозначены основные направления работы в плавании, требующие подготовки специалистов разного профиля. В главах «Основы техники спортивного плавания», «Техника спортивных способов плавания», в разделе «Техника прикладного плавания» приводятся сведения о биомеханических закономерностях техники спортивных и прикладных способов плавания и ныряния, требования к рациональным ее вариантам. Содержание этих глав способствует сознательному освоению учебного материала и позволяет будущим преподавателям анализировать технику плавания, доходчиво объяснять занимающимся сущность выполняемых упражнений, тем самым сокращая сроки и повышая качество обучения. Содержание глав «Основы обучения и тренировки», «Средства и методы обучения и тренировки», «Методика обучения технике спортивных способов плавания и совершенствования в ней», раздела «Методика обучения прикладному плаванию» имеет практическое значение. В них раскрываются вопросы организации массового обучения плаванию и обосновываются методические требования к выбору средств и методов обучения спортивным и прикладным способам. Здесь же представлены разнообразные игры и развлечения на воде, направленные на решение учебных задач на различных этапах обучения и совершенствования техники плавания — с учетом возраста и плавательной подготовленности занимающихся. Изучение этих глав необходимо для подготовки студентов институтов физической культуры к практической работе по массовому обучению плаванию. В главе «Начальная тренировка в плавании» раскрываются педагогические основы начальной спортивной подготовки, приводятся требования по планированию и самоконтролю в тренировке оздоровительной направленности, а также типовые программы кондиционной тренировки для людей разного возраста с различным уровнем подготовленности. В связи со спецификой плавания как вида спорта с особой остротой встают вопросы обеспечения безопасности при проведении занятий на воде, рассмотрению которых посвящена глава «Основы прикладного плавания». Вот почему первоочередными задачами обучения студентов являются приобретение необходимых знаний, умений и навыков по предупреждению травм и несчастных случаев, спасению тонущих и оказанию доврачебной помощи пострадавшим на воде, использованию навыков плавания и ныряния в прикладных целях. Все эти направления в учебной работе по плаванию отражают методику профессиональной подготовки студентов в современных условиях. Развитие плавания требует изучения не только вопросов методики обучения и тренировки, но и условий для осуществления учебно-тренировочного процесса. В главе «Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию» освещен практический опыт по использованию естественных водоемов и искусственных бассейнов для обучения плаванию, проведения тренировок, а также соревнований и праздников на воде. В главе «Плавание в системе физического воспитания» рассматриваются вопросы проведения занятий по плаванию в государственных, общественных и коммерческих организациях с различным возрастным контингентом. Здесь впервые приводятся мето- дические материалы для занятий оздоровительно-лечебным плаванием с детьми грудного возраста и правила проведения купаний в домашних условиях. Практическую ценность представляет также информация о структуре и содержании работы Всероссийского общества спасания на водах, подготовке инструкторов по плаванию, а также о юридических нормативах индивидуальной трудовой деятельности в плавании. К каждой главе прилагаются перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки и список рекомендуемой литературы, что повышает дидактическую ценность книги. Глава 1. ПЛАВАНИЕ КАК ВИД ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|