ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Список использованных источников. План анализа хоровой партитурыПлан анализа хоровой партитуры I. Общие сведения о произведении и его авторах Общие сведения о произведении: его точное и подробное название. Год создания. Сведения об авторах музыки и текста. Вид хорового творчества (хор а’сареllа или с сопровождением). Хоровой жанр (миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение, часть оратории, кантаты, сюиты, оперный хор, хоровая сцена и др.). Если анализируемое произведение часть более крупного сочинения, следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь представление об общем содержании произведения (составе исполнителей, количестве и названии частей). Краткие сведения о творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества. Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Краткая характеристика творчества. Литературный текст Изложение литературного текста (выписать весь текст, использованный в данном произведении). Содержание литературного текста, его тема, идея. Образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.д.). Сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины. Если использованный композитором текст является фрагментом литературного произведения (стихотворения, поэмы и т.п.), необходимо дать общую характеристику всего произведения. Взаимосвязь литературного текста и музыки. Степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, форме хорового произведения. Взаимосвязь строения литературного текста и формы хорового произведения. II. Музыкально-теоретический анализ Ø Определение формы произведения: одночастная (период), куплетная, куплетно-вариационная, двухчастная (простая, сложная), трехчастная (простая, сложная), строфическая, вариации, рондо, соната, цикл. Особенности использования композитором традиционной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и соотношение частей и др.). Ø Характеристика мелодии-темы: характер, интонация, ритмические и ладовые особенности строения. Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями. Ø Темп, его отклонения, определение смыслового содержания темпа, метроритма и размера произведения. Анализ темповых отклонений. Ø Разбор ладотональных особенностей произведения, характеристика тонального плана (основная тональность, отклонения, модуляции), ладовых особенностей (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов). Ø Потактовая схема гармонического анализа: подробный разбор гармонии с общепринятым обозначением функций и названием каждого аккорда. Ø Характеристика хоровой фактуры (гармоническая, гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная); взаимосвязь ее с содержанием произведения и выразительными средствами хора. Ø Роль и значение аккомпанемента (для произведений с сопровождением). III. Вокально-хоровой анализ Ø Определение типа, вида и состава хора, диапазонов хоровых партий и хора в целом (нотные примеры), тесситуры, степени вокальной загруженности хора и отдельных хоровых партий, роли различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента). Ø Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава хоровых групп, divisi, сопоставление, постепенное включение, дублирование, перекрещивание, колористические приемы). Ø Выявление специфики певческого дыхания (по фразам, цепное), характера звука («светлый», «темный» и др.), приемов звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato). Ø Анализ особенностей хорового строя. (Выявление наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Краткое описание методических приемов преодоления интонационных трудностей. Ø Анализ типов и видов ансамбля (общий и частный, естественный – искусственный, мелодический, динамический, ритмический, дикционный, тембровый, темповый). Ø Анализ дикционных особенностей произведения. На основе анализа литературного текста краткое описание методов работы над дикцией (учет подтекстовки, бестекстового пения и т.д.). Ø Определение количественного состава хора, необходимого для исполнения данного произведения (большой, малый, средний) и его квалификации (профессиональный, опытный, самодеятельный, начинающий). IV. Исполнительский анализ Ø Раскрытие творческого замысла авторов произведения посредством: – сопоставления литературного и музыкального текста на основе взаимосвязи между музыкальными и литературными фразами; – выявления роли и значения использованных композитором музыкально-выразительных средств (темпа, агогики, динамики, фразировки); определение общей динамической и смысловой кульминаций (взаимосвязь общей и частных кульминаций в произведении). Ø Выявление специфических исполнительских трудностей, в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.). Определение характерного (для данного произведения) основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.). Ø Выбор и описание приемов дирижерской техники, необходимых хормейстеру при практической работе с хором, во время концертного выступления, определение характера дирижерского жеста (ауфтакты к вступлению, снятию; приемы исполнения дробленных долей, фермат, дыхания; и т.д.). Ø Изложение собственного исполнительного плана (интерпретация произведения). Ø Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиций, методов эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.). Заключение Ø Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (на примере сравнения одного произведения с другими его сочинениями). Ø Наличие различных редакций партитуры, причины их возникновения и их сравнительный анализ. Ø Сравнение анализируемого произведения с произведениями других авторов, написанными на тот же текст. Ø Впечатление от возможного (живого) его прослушивания. Ø Сравнение различных исполнительских интерпретаций. Ø Выяление собственного отношения к изучаемому произведению.
Список использованных источников
Приложения В содержании приложения должны быть включены партитура анализируемого хорового произведения (приложение І), а также примеры произведений хорового творчества композитора – автора анализируемого произведения, либо примеры хоровых произведений других композиторов, написанных на аналогичный текст (в объеме одной музыкальной фразы, одного предложения) (приложение ІІ).
Общие требования к оформлению письменного анализа хорового произведения Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4, согласно соответствующего стандарту, через полтора–два межстрочных интервала. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм. Текст 14 шрифтом Times New Roman. Общий объем курсового анализа должен быть не менее 15–20 страниц печатного текста, дипломного – 25 страниц. Большую часть работы занимает вокально-хоровой анализ, однако все части должны быть примерно соразмерны друг другу. Использовать в тексте нотные примеры необходимо на нотной бумаге чернилами (пастой только черного цвета), которые потом вставляются (вклеиваются) по ходу изложения текста работы. Все нотные примеры нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом примеры помещают надпись «Пример…» с указанием порядкового номера без значка «№» перед цифрой и без точки после нее. Весь текст работы делится на главы. Заголовки структурных частей работы оформляются с прописной буквы, 16 шрифтом Times New Roman и выделяются полужирным курсивом: «Общие сведения о произведении и его авторах», «Музыкально-теоретический анализ», «Вокально-хоровой анализ», «Исполнительский анализ», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения». Каждая новая глава начинается с новой страницы. Нумерация страниц начинается с 3 страницы и проставляется внизу в центре каждой страницы. Титульный лист и содержание не нумеруются. Анализ хорового произведения должен начинаться титульным листом.
Пример оформления титульного листа Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|