Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оборонное зодчество ХУ1 – ХУ11в.




 

Рассматриваемые вопросы:

Перестройка Московского Кремля

Монастырское строительство

Крепостное и оборонительное строительство

 

Конец XV в. является сложным пе­риодом творческих исканий, возрожде­ния лучших достижений прошлого и одновременно эпохой новых веяний.. Законченные к началу XVI в. укрепления Кремля, впервые выполненные из кирпича, превратили его не только в композиционный и идейно-художественный центр Москвы, но и в неприступную крепость, не уступавшую по своим техническим качествам лучшим фортификационным сооружениям За­падной Европы. Могучие зубчатые сте­ны с бойницами для ружей и пушек, с приспособлениями для ведения на­весной стрельбы и тайниками, суровые башни с дозорными вышками, прикры­тыми невысокими деревянными шатра­ми, величественные неприступные во­ротные укрепления с металлическими опускными решетками, крепкими ду­бовыми воротами и специальными отвод­ными стрельницами — были возведены в основном за десять лет (с 1485 по 1495 г.) при участии итальянских зод­чих и прежде всего Аристотеля Фиораванти.

Последующие годы, вплоть до 1516 г., ушли на строительство сложнейших гидротехнических сооружений, обеспе­чивавших посредством специальных плотин и прудов наполнение водой ко­лоссального, шириной 36 м, рва со сто­роны Красной площади. Была произведена также расчистка со стороны Неглинной и за Москвой-рекой широких, более 200 м участков. Они не позволяли незаметно подойти к стенам и башням крепости, образуя открытые, сплошь прострели­ваемые пространства, а также пре­дохраняли Кремль от страшных пожаров. Их былые границы определяют те­перь размеры Красной и Манежной площадей.

Построенные с учетом последних достижений военной техники стены и башни Кремля послужили образцом для ряда оборонительных сооружений XVI в. в других городах. Военная уг­роза со стороны ливонских рыцарей и шведов, как и татаро-монголов, не была еще устранена и требовала укреп­ления границ и стратегически важных городов. Русское государство начинает грандиозное оборонительное строи­тельство, осуществляемое специальным органом управления — Пушкарским приказом как общегосударственная сис­тема обороны. Одновременно с возве­дением фортификационных сооруже­ний Кремля перестраиваются и укреп­ляются стены и башни Новгорода.)

Нападения Ливонского ордена вы­зывают необходимость в сооружении «на немецком рубеже» напротив Нарвского замка мощной каменной крепости. Построенный в 1492 г. Иван-город имел редкую для того времени геомет­рически правильную планировку. На важной торговой и стратегической до­роге, в зоне политических интересов Казанского ханства, в 1500—1511 гг. строится каменный кремль Нижнего Новгорода (рис. 4.15). Защищаются мощными крепостями юго-восточные подступы к Москве. Друг за другом со­оружаются каменные укрепления Тулы (1514—1521 гг.), Коломны (1525 1531 гг) Зарайска (1531 г.), Можай­ска (1541 г.), Казани (1555 г.), Серпу­хова (1556 г.), Астрахани (1589 гг.).

Еще шире ведется строительство деревянных укреплений. Далеко в «поле» выдвигаются сторожевые посты и остроги, окруженные крепким ти­пом города с рублеными стенами, соединенные между собой валами, рвами, завалами, образуют целые оборо­нительные линии, преграждавшие путь вражеской коннице. Так, общая длина Тульской засечной черты достигала 700 км. В конце XVI в. создаются города-крепости — форпосты Русского государства на Волге: Самара (Куйбы­шев), Саратов, Царицын (Волгоград). По чертежам, утвержденным в Москве в 1583—1584 гг., был «постав­лен на Двине город для корабельного пристанища». Деревянные стены Ар­хангельска примыкали к Двине, укреп­ленной надолбами, за стенами распола­гался посад с Русским и Немецким Гостиными дворами. Возводятся укреп­ленные населенные пункты и в Сибири: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Пелым (1592 г.), Тара (1594 г.), Сургут (1594г.), Верхотурье (1598 г.) и др.

Завершающим аккордом оборони­тельного строительства XVI в. явился кремль Смоленска (1597—1602 гг.). Эту первоклассную каменную крепость соорудил «городовой мастер» Федор Савельевич Конь. Стены ее высотой до 14 м и длиной свыше 5 км вызывали восхищение у иностранцев, которые пи­сали, что они «выведены опытным ин­женером» очень искусно.

Крепостные сооружения возводились с учетом не только их прямых функций, но и производимого ими эстетического впечатления. Сочетание практического назначения и художественной выра­зительности — одна из характерных черт русского зодчества, подтвержде­нием чему служат слова Бориса Году­нова, осуществлявшего государственный контроль при возведении Смоленского кремля: «Построим мы такую красоту, неизглаголенную, что подобной ей не будет во все поднебесной...».

Строительство проводилось по «чертежам» и «сметным росписям» Разрядного и Пушкарского приказов. Из-за схематичности и условности чер­тежа «роспись» с детальным описанием размеров, особенностей укреплений, указанием необходимого количества ма­териалов и рабочей силы являлась ос­новным документом, который дополняла графическая схема будущего сооруже­ния. Планы крепостей, составлявшиеся в отрыве от конкретной топографичес­кой ситуации, естественно, имели гео­метрический характер, который лишь в общих чертах согласовывался с особен­ностями местности.

В ходе Ливонской войны для укрепления освобожденного Полоцка по ука­зу Ивана Грозного был возведен ряд крепостей. Большая часть этих укреп­лений—Суша (1566 г.), Туровль (1576 г.). Красна (1576 г.) и другие имели регулярный план.

После покорения Сибирского ханства (1582 г.) разворачивается широкая гра­достроительная деятельность в Запад­ной Сибири. Закладка новых городов производилась по «досмотру служилых людей», которые выбирали место «угоже и красно», исходя из соображений как обороны, так и торгово-хозяйственных потребностей, а также эстетики. Ситуационный план с указанием рас­положения будущего города-крепости и его очертаний выполнялся зачастую на месте и с подробной «росписью»— описанием всех топографических и про­изводственных особенностей — посы­лался в Москву. Дьяки, а иногда и сам царь, рассматривали «чертежи», вносили поправки, после чего утвержден­ный «проект» направлялся для его осуществления. Изготовление чертежа на бумаге способствовало геометризации.

Характерен постепенный отход от центрической планировки с внутренней крепостью и устройство только одного внешнего укрепления. Знаменательно также возникновение элементов новой прямолинейной планировки улиц и квар­талов. Черты регулярной застройки име­ли Тюмень, Пелым и Тара. Однако закладываемые регулярные начала в ходе строительства часто теряли свою геометрическую жесткость и приспосабливались к специфике рельефа.

Каменное строительство в монастырях связано с превращением их в крупные феодальные хозяйства. В XVI в. монастырям принадлежало около трети всех пахотных земель. Духовные феодалы, обладая огромными материальными богатствами и почти бесплатной рабочей силой.

Кирило-Белозерский монастырь. У морю в 1523 г. начинают сооружаться кирпичные «святые» ворота, а в конце века — стены и башни «старого города» Кирилла-Белозерского монас­тыря. Как и при строительстве го­родских укреплений, каменщики забо­тятся о прочности стен и об их ху­дожественном облике, тщательно вы­кладывая узорные дорожки из кирпича под грозными бойницами монастырских башен.

На Соловецком острове в Белом море под руководством монаха Трифона соо­ружаются из гигантских валунов ве­сом до 8 т циклопические стены и баш­ни Соловецкого монастыря (1584— 1599 гг.). Даже современного человека поражает мощь и суровость этой север­ной твердыни.

Обносятся каменными стенами Троице-Сергиев (1540—1550 гг.), Борисо­глебский (1545 г.), Иосифо-Волоколамский (1543—1566 гг.), Псково-Печор-ский (1553—1565 гг.) и многие другие монастыри.

Улучшается система передовых ук­реплений и вокруг Москвы. За пределами Земляного города возводятся для защиты главных дорог, в дополнение к уже существовавшим со стороны «приступа» татар, Донской и Новоде­вичий монастыри, усилившие защиту юго-западных рубежей. Полукольцо мо­настырей начиналось Спасо-Андронико­вым монастырем (основан в 1360 г.), который оберегал Владимирскую дорогу; Новоспасский (осн. в 1462 г.) контро­лировал путь на Нижний Новгород; Симонов (осн. в 1379 г.) прикрывал прибрежную полосу Москвы-реки; Да­нилов (осн. в 1272 г.) охранял подходы со стороны Серпухова; Донской (осн. в 1592 г.) следил за Калужской доро­гой, а Новодевичий (осн. в 1524 г.) защищал пути из Литвы (рис. 4.19). Учитывая более совершенную по срав­нению с татарской военную технику западных государств, Новодевичий мо­настырь обносят каменными стенами, дошедшими до нас с перестройками конца XVII в.

Замечательные архитектурные ан­самбли монастырей, сохранившие многом свой первоначальный вид, дают представление о древнерусских города их своеобразии и самобытности. Характерен и общим облик русских крепостных сооружений, лишенных суровости и мрачности замков, словно ощеривших зубцов и шпилей против врага. От городских укреплений и монастырей стен Древней Руси веет эпическим духом, они не столько угрожали, сколько защищали,

Древнерусские города отличались и типом застройки, носившей усадебный характер. Вместо узких улиц с тесной сплошной застройкой, тянущейся вверх, типичной для западноевропейского сред­невековья, в городах Русского госу­дарства улицы были шире, а хоромное строение ставилось «середь двора». Поэ­тому русские города были в три-четыре раза больше по территории, чем евро­пейские.

Государственная собственность на городские земли позволяла легче осу­ществлять русскому правительству гра­достроительные мероприятия. В Москве указом 1585 г. устанавливалась ширина улиц: главных —24 м, второстепенных -12 м. Значение главных улиц подчерки­валось их обязательным мощением де­ревянными плахами или бревнами и большим количеством каменных пост­роек. В силуэте быстро развивающегося города господствовал Кремль с высокими каменными или деревянными зданиями и более плотной застройкой, чем в дру­гих районах.

Развитие русских городов, формирование их планировочной структуры луч­ше всего виднона примере Москвы, превратившейся в течение XVI в. в громадный по тому времени город с на­селением примерно в 100 тыс. человек. Все расширявшаяся территория города с возникавшими вдоль дорог посадами слободами ограждалась кольцами укреплений, защищавших новые районы. Торговый район с обшир­ным Гостиным двором для русских и иноземных купцов, подворьями и монастырями, заселенный богатыми куп­цами и ремесленниками, был окружен мощными стенами и приземистыми башнями, приспособленными для веде­ния артиллерийского огня в 1535-1538 гг. «под смотрением» архитектора Петрока Малого (см. рис. 4.19). Об­щественным центром Китай-города, как его называли, была Красная площадь-народный форум Москвы.

После набега хана Девлет-Гирея (1571 г.), который сжег и разграбил околицы столицы, вокруг нее возводится второе каменное кольцо — Белый город (1585—1593 гг.). Его стены протяжен­ностью свыше 9 км, окружавшие ог­ромную территорию, строил прославлен­ный «городовой мастер» Федор Конь. Не успели закончить Белый город, как началось возведение еще одного кольца укреплений — Земляного города (1591 —1592 гг.), прозванного в народе «Скородом».

Въездные башни Белого и Земляного городов, сооруженные в местах главных транспортных артерий, закрепили ра­диальную планировку города. Большое садовое кольцо Москвы, проложенное после 1812 г. на месте Земляного города зафиксировало для истории границы города на рубеже XVII в.

В ХУ11в заселяюся плодородные окраинные земели. Новые селения сооружались нередко по чер­тежам и имели уже относительно пра­вильную планировку кварталов, что во многом было связано с выделением равных придомовых участков. Так в Острогожске, выстроенном 1652 г была разбита правильная сетка улиц с одинаковыми земельными участками для тысячи семей переселявшихся в город казаков.

Сооружение новых городов связано и с продолжавшимся строительством оборонительных сооружений. Планомерно заселяются и укрепляются порубежные земли на юге и востоке. В 1636 г. начинают возводиться Козловско-Тамбовская и Белгородская обо­ронительные линии, с 1648 г. приступают к сооружению Симбирской засечной черты огромной протяженности, а с 1652 г. ведутся работы на Закамской черте. Одновременно строятся города для освоения богатых земель По­волжья (Пенза, Сызрань, Саранск и др.). В глухих таежных местах Сибири рубят­ся десятки острогов и крепостей: Енисейск, Илимск, Якутск, Красноярск, Нижнеудинск и многие другие.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных