ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Некоторые особенности методики обучения и тренировки юных боксеровУчебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подводящую к активной спортивной деятельности. В основе комплектования групп должны быть возраст, физическое развитие и, желательно, весовая категория. Это удобно, потому что можно будет подобрать упражнения для всех занимающихся в группе. В возрасте 14-16 лет главной задачей является всестороннее физическое развитие как основа к успешному овладению боксерскими навыками. В занятиях должны доминировать гимнастические упражнения на координацию, быстроту, гибкость, равновесие, бег, прыжки, спортивные и подвижные игры, бег по комбинированной полосе препятствий и др. Большое внимание должно уделяться упражнениям на снарядах и со снарядами (набивные и другие мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и боксерские снаряды). Юноши 17-18 лет решают более конкретные задачи по овладению и совершенствованию технических и тактических форм боя; к ним увеличиваются требования по физическим и психическим нагрузкам. Старшие юноши уже неплохо воспринимают словесный метод обучения, поэтому более подробно можно останавливаться на объяснении того или иного действия. Во время боевой практики, количество которой увеличивается, даются более сложные задачи, связанные с развитием выносливости, увеличиваются требования к активности в бою. Длительность занятия по боксу возрастает, перерывов для отдыха делают меньше, чем у подростков. В этом возрасте включают больше упражнений на развитие быстроты действий. Увеличивается количество занятий в неделю, вместе с тем больше промоин уделяется технико-тактическому мастерству. Занятия более индивидуализированные, боксер чаще выступает в соревнованиях, а следовательно, целенаправленно подходит к планированию тренировки, к содержанию подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Четкая организация учебно-тренировочного процесса способствует развитию таких необходимых качеств, как дисциплина, внимание, активность и трудолюбие. Следует серьезное внимание уделять строевым упражнениям с четким выполнением команд, соблюдению последовательности в упражнениях. Элементы техники занимающиеся усваивают в упражнениях с партнером. Вольный бой должен быть максимально облегчен. В занятиях надо делать более частые перерывы для отдыха, во время которых указывать на недостатки, увязывать эпизоды изучаемых приемов с применением их в практике. Продолжительность раундов вольного и условного боя, а также других специальных упражнений не должна превышать 2 мин. Овладение техническими и тактическими навыками тесно связано с тренировкой, а следовательно, с длительными физическими и психическими напряжениями. Надо учитывать, что чем моложе боксер, тем больше процессы возбуждения преобладают над процессами активного торможения. Длительные напряжения или получение ударов нередко приводят нервную систему в состояние запредельного торможения. Поэтому перерывы между отдельными упражнениями должны быть чаще и длительней, чем при занятиях со взрослыми, полностью исключены сильные удары во время тренировок. Всякий новый технический и тактический прием воспринимается подростком по-своему и при овладении соответственно трансформируется. Тренер должен уловить индивидуальную манеру боксера, учитывать все его морфологические, физиологические и психологические особенности. Большое искусство требуется тренеру для правильной оценки способностей занимающегося. Найти одаренного юношу, правильно организовать его учебно-тренировочный процесс, оценить индивидуальные возможности, изыскать средства и методы их развития — таков путь подготовки боксера. Ни в коем случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши, они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться, верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским. Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио. Юношей старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия, добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика. Во время тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях, приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при подходе к противнику. В боевых перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно в уязвимое место и ударной площадью кулака. Занятия следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств (эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ, закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того, при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств. Можно практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной части занятия. Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы (15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие тренировки. Важным фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой; этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражненийдля развития тех или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки, последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен вести дневник тренировки и самоконтроля. Задача тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы, упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов. Тренер должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять корректирующие упражнения. Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными. Тренер ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности тренера, его гражданских качествах. На тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают. Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников, следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым и заботливым в своей работе с юными боксерами Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|