Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Празднично обрядовые традиции древней Руси.

Истоки относят культуру на 7-13 века. Основное событие было Крещение Руси. Именно оно определило весь последующий характер. Оно характеризуется тес что на месте бывших традиций др. славянских кАпищ стоят храмы. Функции прежних славянских богов постепенно переходили в ново- православный пантеон, и в праздничную обрядовость постепенно проникали духовно- православные традиции.

Религиозную функцию теперь осуществляла церковь, а прежняя, религия славян постепенно обретала художественно-поэтическое содержание. Трансформировалось народное творчество, фольклор.

Святки(25декабря-6 января)-(7января-19 января)- период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день. В святки входили светлые и страшные вечера.

Первым денем святок назывался Овсень сейчас же этим днем является Рождество.

Серединой святочной недели назывался Щедрый вечер- народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года 31 декабря (13 января). во время святок проходили Колядки-традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству[1] и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов). Колядки обозначали первый день месяца. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.

Неотъемлемой частью Рождественских Святок было Гадание, которое сопровождалось песнями. Основными гаданиями были - бросание валенка, спрашивание имен у прохожих, гадания на перекрестках, с зеркалом, с курицей. Также эта пора считалась пробуждением нечистой силы, которое препятствовало рождению солнца и именно изза этого взрослые гуляли ряженные. Основные герои ряжения были- медведь, коза, журавль. В финале ряженые люди должны были искупаться в проруби, дабы смыть с себя грехи. Т.е. последний день был Крещением.

Масленица- народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

1 день- Встреча- Большое чучело катили с горки и встречали ее внизу со словами «Масленица приехала»

2день- Заигрыши- братья делали своим младшим сестрам катальни, а так же дети звали в гости родственников.

3день- Лакомка- пекли блины. Тещи кормили своих зятей, женщины обменивались рецептами.

4день- Разгуляй- построение снежных крепостей и их взятие, кулачные бои.

5день –Тещины вечерки- затья звали свою тещу в гости.

6день- Золовкины посиделки- золовка звала родственников к себе в гости.

7день- Прощенное воскресенье- просили прощения друг у друга и целовались.

Жаворонки- В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется(равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта). В этот день выпекались жаворонки в галаза были изюм или горох. Иногда плелись из соломы. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну.

Кра́сная го́рка — народный весенний праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) — первому дню Радоницкой недели. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года. Игрались свадьбы.

Вьюнец- русский календарный обычай коллективного чествования и поздравления молодожёнов, вступивших в брак в течение года. Вьюнишник завершает длительный период послесвадебных обрядов. Закрепляющий переход молодожёнов в новую социальную категорию путём их «окликания», или публичного оглашения.

Радоница- поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой недели. В этот день убирались на кладбище, трапезничали. Смысл воссоздния целостности рода.

Семик- народный праздник весенне-летнего календарного периода, отмечается в четверг передТроицей

(седьмой четверг после Пасхи, откуда и название). Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Знаменует окончание весны и начало лета. День поминовения «заложных» покойников, которые умерли неестественной или преждевременной смертью — самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников. Происходило завивание березы, кумления и гадания.

Иван Купала- связан с летним солнцестоянием. Костер зажигали и тушили старейшины. Так же было поверье что травы наделялись особой лечебной силой и ночью без звука и смеха надо было собрать 12 трав. Парни дожны были испугать девушек, потом же девушки в ответ мотали нитки чтоб женихи не ушли. Так же молодежь катала колесо с горы. Купались в реках и прыгали через огонь.

Петровки- отмечаемый 29 июня (12 июля). Назван в честь святыхапостолов

Петра и Павла. День памяти двух апостолов известен со времён раннего христианства.

Спасы - (Медовый)- народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение.

(яблочный)- По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после6 (19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

(Хлебный) день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня.

Дожинки- день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, выпадающий на 15 (28) августа. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

Осенины- славянский праздник, отмечаемый 8 (21) сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы[1]: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Кузьминки- в этот день проводились посиделки с товарищами по работе. Воровали кур и первым делом поминали хозев ворованной птицы.

Покров- пора осенних свадеб. Родственники собирались и подводили итоги прошедшего года, а так же строили планы на будущее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крем – приготовление | Духовное наследие Л.Н.Толстого


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных