ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 9.6 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ НА СВЕТОВОЙ И ЗВУКОВОЙ СИГНАЛЫ
Вводные замечания. Простая сенсомоторная реакция - элементарный вид произвольной реакции. Она осуществляется как простое (например, нажатие кнопки) движение в ответ на простой (например, загорание лампы) сигнал. Соотношение «сигнал-движение» всегда определено инструкцией. Цель данного занятия - на основе измерений времени сравнить быстроту и качество реагирования испытуемого на звуковой и световой стимулы. Оборудование. Занятие проводится в обычном лабораторном помещении, где в отдельных кабинах оформлены рабочие места испытуемого и экг периментатора. Учебная установка включает в себя: блок формирования сигнала с сигнальным устройством (сигнальная лампа или зуммер и наушники), блок управления с кнопкой выдачи сигнала и пуска регистрирующего устройства, блок ответа с кнопкой снятия сигнала и остановки регистрирующего устройства, блок регистрации преждевременной реакции. В качестве световых сигнализаторов могут быть использованы газоразрядные лампы яркостью свечения 80-100 нт. Для звукового сигнала могут быть рекомендованы следующие характеристики: 200-300 Гц и 60-70 Дб. Время реакции - от момента выдачи сигнала до ответного движения включительно - экспериментатор фиксирует по электронному секундомеру с точностью до 0,001 с. Для ведения протокольных записей каждый студент должен заготовить форму протокола занятий (формы 32а и 32б). ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ* Форма 32 Задание (тема)...............................................................…………………………………………….. Дата...........……….. Экспериментатор......................................................................……………………………………………………………. Испытуемый...........................................................................……………………………………………………………… Самочувствие испытуемого...........................................…………………………………………………………………… Измеряемая характеристика..............................................………………………………………………………………… Вид стимула..................................................................…………………………………………………….……………….
Время реакции (в секундах) Форма 32а (записи ведет экспериментатор)
* В каждом из занятий 9.6-9.9 протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим.
Статистические показатели измерений Форма 32б Времени реакций
Порядок работы. Студенты работают на каждой установке по двое, поочередно выполняя функции испытуемого и экспериментатора. Испытуемый сидит за столом в удобной позе. Световой сигнализатор находится прямо перед глазами испытуемого на расстоянии 60-80 см (при работе со звуковыми сигналами наушники надеты на голову). Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Инструкция испытуемому: «Положите руку на панель органов управления установки так, чтобы указательный палец правой руки свободно располагался на кнопке. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь, смотрите на сигнальную лампу и при зажигании лампы как можно быстрее нажмите пальцем на кнопку» (при работе со звуковыми сигналами последняя часть инструкции будет звучать так: «Сосредоточьтесь и при появлении звукового сигнала как можно быстрее нажмите на кнопку»). Перед началом исследования экспериментатор должен сбросить показания со счетчика преждевременных реакций (или записать его исходное значение), проверить включение и выключение предупредительного сигнала (зуммера, если исследуется реакция на световой сигнал, или сигнальной лампы, если исследуется реакция на звуковой сигнал) и установить включение основного сигнала на нужный интервал. После нажатия экспериментатором на кнопку предупредительный сигнал немедленно выдается испытуемому; длительность предупредительного сигнала 1,0 с. Через некоторый интервал времени испытуемому автоматически выдается основной сигнал, при появлении которого испытуемый должен нажать кнопку. Интервал времени, разделяющий предупредительный и основной сигналы, для I варианта опытов постоянный и равен 1,5 с. Для II варианта опытов длительность этого интервала меняется в случайном порядке в пределах от 0,5 до 2,5 с, причем используется не менее пяти градаций. Каждый студент должен выполнить по два варианта опыта на световой сигнал и по два варианта опыта на звуковой сигнал. В каждом варианте должно быть проведено 30 измерений времени реакций. Результаты измерений экспериментатор заносит в протокол (форма 32а). Обработка данных 1. По каждому варианту вычислить следующие статистические показатели времени реакции: а) среднее арифметическое (М), б) среднее квадратичное отклонение (s), в) коэффициент вариативности (CV); коэффициент вариативности рассчитывается как отношение CV = , где s - среднеквадратичное отклонение; М - среднеарифметическая величина. 2. Вычислить по t -критерию Стьюдента (см. Приложение I, на с. 274) достоверность среднего значения по формуле t м = , где s м - ошибка средней, которая рассчитывается по формуле s м = , где п - число измерений. 3. Дополнительно проделать следующие расчеты: а) вычислить среднее значение времени реакции на световой сигнал, общее для I и II вариантов, и определить его достоверность по t -критерию; б) то же - для звукового сигнала; в) определить достоверность различий средних значений времени реакции на световой и звуковой сигналы, предварительно определив значение среднего квадратичного отклонения и коэффициента вариативности (CV). Статистические данные привести в конце протокола (см. форму 32б). По итогам занятий необходимо произвести анализ полученных результатов, при котором обратить внимание на наличие или отсутствие индивидуальных различий, на роль модальности сигнала и на особенности реакций, вязанные с антиципацией момента появления сигнала. Контрольные вопросы 1. Чем объясняется различие величин времени реакции на световой и звуковой сигналы? 2. Каково диагностическое значение индивидуальных особенностей времени реакций? 3. С какой целью в исследованиях времени реакций применяется предупредительный сигнал, каким требованиям он должен отвечать? 4. Одинакова ли способность к антиципации в реакциях на разные сигналы? 5. Влияет ли величина выборки на значение статистических показателей?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|