Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Проблемы развития туризма в Республике Марий Эл и обоснование необходимости их решения программно-целевыми методами
Имеющиеся в республике туристские и рекреационные ресурсы, включающие в себя природные, исторические, социально-культурные объекты, являются важной составляющей для развития внутреннего и въездного туризма. Однако данные ресурсы не являются единственным достаточным условием для успешного развития въездного и внутреннего туризма. Основные проблемы отрасли туризма, затрагиваемые настоящей Программой, приведены приложении № 1.
Несмотря на потенциал внутреннего туризма в Республике Марий Эл и имеющиеся преимущества для развития некоторых видов туризма, существует комплекс проблем, сдерживающих развитие отрасли туризма в республике.
К основным факторам относится несовершенство нормативной правовой базы туризма, отсутствие единого туристского бренда республики и постоянно действующих туристских маршрутов, отсутствие комплексной рекламной кампании туристских возможностей Республики Марий Эл, ее малая известность как туристской дестиниции, следствием чего является сложность продвижения отдельных туристских продуктов, создаваемых туроператорами республики.
Существенной проблемой, сдерживающей развитие отрасли, является недостаточность, а в ряде районов отсутствие качественных средств размещения туристского класса, моральный и физический износ существующей инфраструктуры туризма и, как следствие, высокие издержки на ее содержание и высокая конечная стоимость туристского продукта при несоответствующем качестве, долгая окупаемость вновь создаваемых объектов туристской инфраструктуры. Необходимо привлечение частных инвесторов в сферу туризма путем создания благоприятного инвестиционного климата и снижения сроков окупаемости туристских объектов, составляющих в настоящее время по оценке специалистов в среднем 7 - 10 лет, тогда как вложения в строительство офисов и жилья окупаются через 2 года, а также участие государства на основе государственно-частного партнерства в создании и развитии в Республике Марий Эл современной инфраструктуры туризма в наиболее перспективных территориях.
Проблему представляют также низкая культура туризма, отсутствие четкого представления всех участников рынка о стандартах безопасности, качества и честной конкурентной цене, когда потребитель получает туристский продукт соответствующего качества за соответствующую стоимость. Решение данного вопроса связано с добровольной сертификацией и стандартизацией туристских услуг.
Таким образом, для создания на территории Республики Марий Эл современной конкурентоспособной туристской отрасли необходимо решить комплекс проблем. Современные требования, предъявляемые туристом, предполагают создание качественного туристского продукта, включающего проживание в комфортных условиях, разнообразие и доступность услуг, качественное обслуживание, безопасность туризма, конкурентоспособную цену. Создание такого туристского продукта требует проведения последовательной государственной политики и координирующего участия со стороны государства, комплексного решения проблем туризма на основе государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, общественных и научных организаций и бизнеса. Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Программа является инструментом реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214, и мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. № 102, в части развития туризма в Республике Марий Эл.
Программа разработана на основе анализа современного состояния сферы туризма, носит комплексный характер и призвана укрепить влияние государства, увеличить приток инвестиций и интенсифицировать развитие туристской индустрии Республики Марий Эл.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются:
формирование на территории Республики Марий Эл современных конкурентоспособных туристско-рекреационных комплексов и туристской инфраструктуры;
создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма;
обеспечение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Республики Марий Эл за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения республики в городах и районах, участвующих в мероприятиях Программы.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих комплексных задач:
подготовка нормативной правовой базы для развития в Республике Марий Эл системы государственно-частного партнерства в сфере туризма;
создание экономических условий для притока частных инвестиций в туристскую отрасль и увеличения ее доходности;
развитие и совершенствование базовой и сопутствующей инфраструктуры туризма;
обеспечение необходимого контроля за соблюдением норм и стандартов качества услуг, приведение качества туристских услуг в соответствие с принятыми международными стандартами;
модернизация отрасли и сокращение издержек для обеспечения доступности туристского продукта;
создание бренда, формирование узнаваемого конкурентоспособного республиканского туристского продукта;
интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры (автотуризм, круизный туризм и другие). Продвижение туристских ресурсов Республики Марий Эл на российский и мировой туристский рынок.
| Цели и задачи Программы подчинены долгосрочным стратегическим приоритетам и направлены на встраивание стратегических проектов и инициатив в систему программных мероприятий. При этом цели и задачи Программы приведены в соответствие со стратегическими целями и задачами Правительства Российской Федерации, определенными в отношении туристской отрасли в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. № 51, и в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» (далее - Концепция). В соответствии с Концепцией развитие инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг являются одними из условий улучшения качества жизни российских граждан и соответственно перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
Программа предполагает достижение основных целей к 2016 году. Показателями достижения целей Программы являются:
численность российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения республики, - гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха. К 2016 году планируется увеличение данного показателя в 1,3 раза, с 112,3 тыс. человек до 145 тыс. человек;
количество койко-мест в коллективных средствах размещения республики - санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, гостиницах и аналогичных средствах размещения. Планируемое значение показателя на момент окончания Программы - 6 000 мест;
объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями республики. Рост объема платных туристских услуг является показателем решения задач, направленных на повышение качества туристских услуг, и планируется к 2016 году на уровне 200 млн. рублей, что в 1,7 раза превышает значение данного показателя до начала реализации Программы;
объем платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения. Рост объема платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, является показателем решения задач по продвижению туристского продукта. К 2016 году ожидается удвоение данного показателя по отношению к 2010 году и достижение им отметки в 650 млн. рублей.
Индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий Программы приведены в приложении № 5.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов предусмотренных Программой мероприятий.
В рамках Программы предполагается выделение 2 этапов:
первый этап 2011 - 2013 годы - подготовительный, предусматривающий проведение работы по созданию системных условий, необходимых для привлечения инвестиций в сферу туризма. На этом этапе предполагается сбор дополнительной информации и изучение перспектив развития видов туризма в Республике Марий Эл и отдельных ее районах, выработка единого бренда Республики Марий Эл, совершенствование нормативных правовых актов в сфере туризма, направленных на укрепление влияния государства и создание условий для государственно-частного партнерства в туристской отрасли. Одновременно задачей этапа является поиск инвесторов и начало реализации ряда инвестиционных проектов по созданию в республике современных туристских комплексов в отдельных наиболее перспективных с точки зрения развития туризма районах;
второй этап 2014 - 2016 годы - формирование конкурентоспособной туристской отрасли в республике посредством реализации инвестиционных проектов и реализации мероприятий, направленных на повышение качества туристского продукта. Продвижение туристского бренда и интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры.
3. Система программных мероприятий
| Достижение поставленных целей и решение комплексных задач Программы определяет необходимость реализации системы программных мероприятий, отраженных в приложении № 2 к настоящей Программе.
Система программных мероприятий представляет собой 4 раздела, объединяющих мероприятия, сходные по своей направленности.
1. Формирование современной нормативной правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности.
Мероприятия данного раздела включают:
разработку нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих сферу туризма;
совершенствование деятельности Совета по туризму при Министерстве физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл;
реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и повышение качества туристских услуг;
содействие организациям туристской индустрии в реализации инвестиционных проектов;
обеспечение безопасности сферы туризма;
поддержание и развитие базы данных туристских организаций, коллективных средств размещения и объектов туристской индустрии Республики Марий Эл;
отбор инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий развития сферы туризма к реализации на втором этапе Программы;
классификацию коллективных средств размещения в Республике Марий Эл.
2. Формирование современного туристского комплекса.
Раздел представляет собой перечень мер, способствующих становлению в республике современной туристской инфраструктуры:
разработка схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Марий Эл с указанием зон развития приоритетных видов туризма;
реконструкция имеющегося санаторно-курортного комплекса Республики Марий Эл;
создание кластера сельского туризма «Просторы» в Республике Марий Эл;
создание туристско-рекреационного кластера «Волжский»;
создание кластера «Марий Эл на Волге»;
предоставление субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма;
строительство, реконструкция и ремонт автодорог к объектам туристического показа;
приобретение автотранспорта для обслуживания туристских групп;
создание биосферного резервата «Кугу Какшан» на базе заповедника «Большая Кокшага» и развитие экологического туризма в Республике Марий Эл;
строительство павильона «Старинная отечественная техника в пгт Новый Торъял Республики Марий Эл»;
организация стоянок для туристских автобусов в популярных местах экскурсионного показа в г. Йошкар-Оле, городах и районах республики;
развитие сети предприятий общественного питания, специализирующихся на выпуске национальных блюд;
благоустройство главных въездов в туристские центры республики, организация и развитие «зеленых стоянок» на автомобильных и водных магистралях республики и озеленение туристских зон.
3. Мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта Республики Марий Эл.
Перечень мер по этому направлению:
проведение маркетинговых исследований в сфере туризма Республики Марий Эл;
информационная поддержка и рекламное продвижение туристского потенциала Республики Марий Эл;
формирование брендовых центров и разработка новых маршрутов по территории республики с максимальным использованием туристских ресурсов Республики Марий Эл;
организация и проведение информационно-рекламных туров по Республике Марий Эл;
широкое использование традиционных праздников народа мари и событий культурной, спортивной и общественной жизни в продвижении туристских возможностей республики;
участие в выставочных мероприятиях, конференциях, форумах по туризму, проводимых на различных уровнях;
поддержка мероприятий республиканского информационного, туристского, культурного и делового центра Республики Марий Эл и туристских организаций, направленных на продвижение туристских ресурсов республики на межрегиональном уровне;
проведение республиканских конкурсов среди субъектов туристской индустрии, направленных на стимулирование развития.
4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения в сфере туризма:
| повышение квалификации специалистов туристской индустрии, проведение тренингов и семинаров, организация непрерывного обучения;
совершенствование деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для туристской индустрии республики, развитие научной учебно-методической базы туризма;
организация обмена опытом и стажировок специалистов сферы туризма;
разработка мероприятий по совершенствованию экскурсионно-методической работы, подготовке, переподготовке и повышению квалификации экскурсоводов, гидов-переводчиков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|