Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиции и обычаи рутульцев

Рутульцы строго соблюдали законы гостеприимства. Гость пользовался всеобщим уважением. Отказ в гостеприимстве строго осуждался. Чтобы не навлечь на свой дом несчастья, хозяин должен был накормить гостя, проявить радушие. В случае необходимости он защищал гостя даже ценой своей жизни.

Правом гостеприимства могли воспользоваться даже кровники, если приходили в дом искать защиты и покровительства. Спрашивать гостя о цели визита считалось неприличным. Гость, в свою очередь, должен был вести себя скромно, не доставлять беспокойства хозяевам.

Практически в каждом доме, даже небогатом, устраивалась особая гостевая комната, которую обставляли лучшей мебелью и украшали коврами. Гость мог пользоваться гостеприимством три дня, затем он считался практически членом семьи и должен был включиться в хозяйственные заботы. Часто мужчины, принадлежавшие разным родам, становились кунаками.

Кунаки были связаны тесными дружескими отношениями. Они обязаны были оказывать друг другу всяческую помощь и поддержку. У человека могло быть несколько кунаков, но главным считался тот, с кем первым были заключены отношения куначества, или кунак отца.

 

Отказ принять кунака рассматривался как позор не только для семьи, но и для всего рода. Кунаки обменивались подарками, называли детей именами друг друга. Дружественные отношения между кунаками переходили из поколения в поколение и соблюдались как святой долг перед памятью предков. На протяжении долгого времени сохранялись и обычаи кровной мести.

Вступление в брак считалось у рутульцев обязательным. Основными критериями при этом было материальное и общественное положение будущих жениха и невесты. Родители при участии близких родственников определяли брачный выбор. Как правило, это происходило на заседании совета родственников, состоявшего из глав семей рода. Мнение детей практически никогда не учитывалось.

Оптимальным брачным возрастом считалось 15 – 16 лет для девушек и 17 – 18 лет для юношей. Если невесту выбирали не из родственного клана, то непременно из уважаемой семьи. После обсуждения достоинств невесты решался вопрос о направлении сватов к родителям избранницы.

В сватовстве принимали участие два самых уважаемых и близких человека, умеющие вести разговор. Первый визит не гарантировал положительного ответа со стороны невесты. Сваты приносили угощения и могли приходить несколько раз вплоть до получения согласия на брак. Отец девушки не принимал участия в переговорах со сватами.

В назначенный день родственники жениха с подарками приходили в дом невесты для решения вопроса о предстоящей свадьбе. Они приносили обручальное кольцо, украшения, одежду, еду и сладости. Сторона невесты готовила приданое. В него входили наборы домашних вещей, одежды, мебели. Период между сватовством и свадьбой мог достигать трех лет. Родственники жениха заботились о невесте, преподносили ей подарки по праздникам. Жених и невеста избегали не только общения между собой, но и встреч с родителями и родственниками каждой из сторон.

Родители жениха готовили к свадьбе продукты и отправляли их в дом невесты. Свадьба продолжалась от трех до семи дней в зависимости от состоятельности семьи жениха. Торжества в ознаменование заключенного религиозного брака с участием священнослужителя – муллы проходили в доме жениха.

При заключении брака вносилась определенная сумма в качестве потенциальной компенсации в пользу женщины на случай смерти мужа или развода. Тогда же подносили подарки родителям жениха и невесты.

Главными событиями праздника были появление жениха и переход невесты в его дом. Жених и его шаферы, один из которых был другом, а другой – родственником, за два дня до свадьбы и после нее находились в доме соседа под охраной специальных людей (чтобы не допустить похищения жениха). В случае похищения его возвращали только за выкуп.

Невеста, находившаяся в доме родителей, перед выходом облачалась в свадебное одеяние и красный платок, закрывавший ее лицо. По поверьям рутульцев, красный цвет защищал невесту от порчи злыми духами-джиннами.

В сопровождении наставниц, музыкантов, молодежи невеста направлялась к дому жениха. Мужчины устраивали по пути конные состязания и танцы. Процессию встречали ружейными залпами, невесту осыпали рисом, орехами, сладостями, мелкими монетами и желали ей благополучия. По представлениям рутульцев, это делало брачную жизнь счастливой.

У входа в дом невесту приветствовали родители жениха. Перед ее ногами клали металлический предмет, на который она должны была наступить, так как, по рутульским поверьям, «первый шаг невесты должен быть прочным, как железо». В течение нескольких дней свадебного торжества невеста пребывала с закрытым лицом. На четвертый день ее лицо открывали в присутствии родственниц. В этот день невесту одаривали платками, тканью, деньгами.

Спустя несколько недель совершался обряд первого выхода новобрачной за водой. Процессия во главе со старшей родственницей мужа под песни и музыку направлялась к источнику. Встречных одаривали сладостями.

Примерно через два месяца молодожены по приглашению родителей невесты посещали их вместе с родными мужа. Затем муж и жена могли свободно бывать в этом доме. Во время первого посещения дочери дарили скот.

Жена не должна была садиться за один стол с мужем при людях, а также называть его по имени. Она вела домашнее хозяйство, занималась полевыми работами, обработкой шерсти. В то же время у рутулок не было обычая затворничества, они не носили чадры – покрывала, закрывающего лицо. Многодетные женщины пользовались большим уважением в обществе.

Особо почиталось рождение мальчика как продолжателя рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Ребенка нарекали именем через несколько дней после рождения. Часто ему давали имя умершего авторитетного родственника. Воспитание детей в раннем возрасте осуществляли мать и бабушка.

После семи лет воспитание детей начинали мужчины. Приобщение детей к адатам (нормам обычного права) происходило через их участие совместно со взрослыми в обрядах, традиционных праздниках, посещениях мечети, молениях. Для предохранения новорожденного от болезней и сглаза под его подушку клали ножницы или какой-нибудь железный предмет.

Взаимоотношения внутри семьи основывались на повиновении старшим. При входе старших присутствующие вставали, уступали им место. Посторонние люди, как и близкие родственники, почтительно называли стариков «отец», «мать».

Похоронный церемониал осуществлялся по исламским нормам. О смерти человека гонцы сообщали родственникам, знакомым и жителям отдаленных селений. Люди, получившие скорбную весть, навещали семью умершего, оказывали ей материальную помощь. Женщины плакали, выражая тем самым горечь утраты.

Поминки отмечали в течение нескольких траурных дней в присутствии родственников и близких. Они сопровождались молениями и совместной траурной трапезой. Мужчины на протяжении всего траура не брили бороду, не развлекались. Женщины, в частности близкие родственницы, носили траурную одежду, не посещали праздников, свадеб, иных торжеств. Специфика похоронного обряда заключалась в том, что на могилу часто клали камень, принесенный родственниками со священного места – «пира».

Праздник весны сопровождался прыжками через костры и бросанием в воздух глиняных шариков с воткнутыми в них горящими палочками. Одним из элементов праздника был ритуальный выход с плугом на поле для проведения символической борозды. В действительности пахоту начинали позже в зависимости от наступления тепла и состояния почвы.

Так же торжественно отмечали возвращение чабанов с зимних пастбищ и спуск женщин с крупным рогатым скотом – с летних.

Окончание сбора урожая и стрижка овец тоже отмечались торжественно. Устраивался общий праздник, на котором жители каждого рутульского «квартала» поочередно собирали в складчину продукты и веселились.

В праздниках и обрядах отражались традиционные древние верования, связанные с культами природы, плодородия. Рутульцы поклонялись священным рощам и источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружались «пиры» – небольшие купольные помещения. В засушливые периоды у пира проводились коллективные моления, после чего участники обливали друг друга водой.

Существовали также особо почитаемые приметы. Так, клятва, данная на наковальне, считалась самой крепкой. При затмениях солнца или луны стучали в металлические предметы и стреляли в воздух.

Поклонялись и «зиярату» в селении Мишлеш – месту погребения шейха Султана – эмира, скончавшегося в 1650 г. К нему приходили многочисленные паломники. «Зиярат» представляет собой одноэтажное строение с тремя отдельными, прилегающими друг к другу помещениями. Одно из них – жилая комната, убранная роскошными коврами. В другом помещении, по преданию, погребен шейх. В третьем находятся три погребения и хранятся мусульманские книги. «Зиярату» приносили щедрые дары пищей и вещами.

У рутульцев издавна получила развитие ашугская поэзия, имеющая продолжение и в наши дни. Ашугами называли певцов-импровизаторов, которые сами исполняли свои сочинения. «Ашуг» – означает влюбленный. Это название объясняется любовной тематикой песен. Но ашуги сочиняли стихи и на другие темы, призывали в них к честности и трудолюбию.

Рутульский фольклор включает многочисленные легенды и предания. Воплощенный в них героический эпос, повествует о борьбе рутульцев с персидскими полчищами в XVIII в.

Традиционными музыкальными инструментами являются чунгур и тар (струнно-щипковые) и бубен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ АРМЯНСКОГО НАРОДА | In the very short June night, the youth jumped over the fire, the girls are allowed wreaths of flowers on the water. This romantic holiday of Ivan Kupala.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных