ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Устройство идеального космоса стоиковДревний Египет Диоген Лаэртский: «Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа»[1]. «Ранее в них не было ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог. Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел. То, что они были приведены богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния, пусть останется для нас преимущественным и незыблемым утверждением»[2].
Традиция эфира. Часть I.
Гераклит Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим[3].
Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды [4].
Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог ], судьба же — логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений[5]. Аристотель
Философия «есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе»[6].
«А так как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности согласно ее собственной природе»[7].
«…разум мыслит самое божественное и самое ценное …»[8]
Аристотель видит в философии исследование о «причинах и принципах вещей»
Причины и принципы вещей
«… все возникает из лежащего в основе субстрата и формы»[9].
«… природа двояка: она есть и форма и материя»[10].
I. «Субстрат по числу един, по виду же двойствен. (А именно, человек, золото и вообще исчислимая материя - все это скорее некий определенный предмет, и возникающее возникает из него не по совпадению, лишенность же и противоположность имеют случайный характер) [11].
Я имею в виду следующее: противолежит - необразованное, лежит в основе - человек; бесформенность, безобразность, беспорядок есть противолежащее, а медь, камень, золото - субстрат»[12].
II. «Форма же, с другой стороны, едина, как, например, порядок, образованность или что-либо иное из такого рода предикатов»[13]. «… форма и образец - а это есть определение сути бытия»[14]. Движение как переход материи (возможности) в форму (действительность, актуальность) «А так как в каждом роде мы различали [существующее] в действительности и в возможности, то движение есть действительностьсуществующего в возможности, поскольку [последнее] таково»[15]. «… действительностьсуществующего в возможности, когда [оно] проявляет деятельность, но не само по себе, а поскольку способно к движению, и есть движение»[16]. «А что из перемещений круговое движение является первым — это ясно. Ибо всякое перемещение, как мы сказали раньше, является или круговым, или прямолинейным, или смешанным; и движение по кругу и прямой первее смешанного, так как оно составлено из них. А круговое движение первее прямолинейного: оно проще и более совершенно»[17]. «… круговое движение может быть вечным из других же видов ни перемещение, ни какое-либо другое иное не может, так как должна наступить остановка, а остановка есть исчезнувшее движение»[18].
«Далее, быть равномерным может только одно круговое движение, так как тело, движущееся по прямой, неравномерно движется в начале и в конце, ибо все движется быстрее, по мере того как удаляется от состояния покоя»[19]. Определенная материя (материя+форма) «… Земля, огонь, воздух, вода - эти и подобные им, говорим мы, существуют по природе. Все упомянутое очевидно отличается от того, что образовано не природой: ведь все существующее по природе имеет в самом себе начало движения и покоя»[20].
«Так и элементы надо рассматривать как своего рода материал для сложных [тел]; именно потому, [что они аморфны, элементы] и могут изменяться друг в друга, утрачивая при этом свои качественные различия»[21].
«Теплое и холодное представляются некоторого рода сгущениями и разрежениями»[22].
«Влажное – это то, что не имеет определенной собственной границы, а легко принимает любые очертания, сухое же – то, что легко ограничивается собственными границами, но плохо ограничиваемо другими»[23].
Перводвигатель, Нус (Ум), Бог, Форма форм «Так как все движущееся необходимо должно приводиться в движение чем-нибудь, а именно если нечто перемещается под действием другого движущегося и это движущее в свою очередь приводится в движение другим движущимся, а оно другим и так далее, то необходимо [признать] существование первого движущего и не идти в бесконечность»[24].
«…необходимо должен быть первый двигатель, который не движется другим, и если он первый, то в другом нет необходимости (невозможно ведь, чтобы движущее и движимое другим составляло бесконечный ряд, так как в бесконечном ряду нет первого)»[25].
«При этом разум в силу причастности своей к предмету мысли мыслит самого себя: он становится мыслимым, соприкасаясь [со своим предметом] и мысля [его], так что одно и то же есть разум и то, что мыслится им»[26].
Место
«… Место не есть ни часть, ни устойчивое свойство отдельного [предмета], а нечто от него отделимое»[27].
«…необходимо, чтобы место было … границей объемлющего тела "поскольку оно соприкасается с объемлемым"»[28].
«… первая неподвижная граница объемлющего [тела] - это и есть место»[29].
«… место предпочтительно должно быть неподвижным»[30]. «… земля помещается в воде, вода - в воздухе, воздух - в эфире, эфир - в Небе, а Небо уже ни в чем другом»[31].
Теория эпициклов Аристотеля-Птолемея (тригонометрия)
Душа
«… Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма ] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела» [32].
«Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» [33].
«… умозрение есть то, что приятнее всего и всего лучше. Если поэтому так хорошо, как нам иногда, богу всегда, то это изумительно; если же лучше, то еще изумительнее. А с ним это именно так и есть. И жизнь, без сомнения, присуща ему; ибо деятельность разума есть жизнь, а он есть именно деятельность, и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь»[34].
«Подобная жизнь будет, пожалуй, выше той, что соответствует человеку, ибо так он будет жить не в силу того, что он человек, а потому, что в нем присутствует нечто божественное, и, насколько отличается эта божественная часть от человека как составленного из разных частей, настолько отличается и деятельность, с ней связанная, от деятельности, связанной с [любой] другой добродетелью. И если ум в сравнении с человеком божествен, то и жизнь, подчиненная уму, божественна в сравнении с человеческой жизнью. Нет, не нужно [следовать] увещеваниям «человеку разуметь человеческое» и «смертному – смертное»; напротив, насколько возможно, надо возвышаться до бессмертия и делать все ради жизни, соответствующей наивысшему в самом себе; право, если по объему это малая часть, то по силе и ценности она все далеко превосходит» [35]. «Человек Аристотеля» Галилей писал об одном схоласте, который, будучи у анатома и увидев, что нервы исходят из мозга, а не из сердца, как утверждал Аристотель, сказал: «Вы мне показали так ясно и убедительно, что не будь в тексте Аристотеля сказано прямо противоположное, я должен был бы согласиться с вами».
Процесс пищеварения, например, слагается, по мнению его, из следующих моментов: пища подвергается в желудке предварительной переработке под влиянием животной теплоты, затем из жидкой она становится парообразной; пары эти переходят в сосуды, а оттуда направляются в сердце, где непереваренная кровь превращается в переваренную и, наконец, расходится по всему телу, питая его.
Легкие и жабры служат, согласно Аристотелю, для охлаждения тела, а мозг – для того, чтобы умерять теплоту сердца, которое рассматривается как центральный орган животного, регулирующий его движения и служащий седалищем души.
Аристотель, наконец, путает артерии с венами, считает мускулы («мясо») проводниками раздражения, объясняет работу органов движения деятельностью связок и сухожилий, не знает, к чему сводится роль почек …
Стоики
Сенека: Философия научила нас почитать божество, любить людей, верить, что у богов власть, а среди людей тесное сообщество (Ер. ad. Luc.,90,3). Начала мироздания
«Зенон Китийский говорит, что началами мироздания являются бог и вещество, причем бог - начало действующее, а вещество - то, что подвергается воздействию. Из этих двух начал возникают четыре элемента»[36]. «По их мнению, есть два начала мироздания - действующее и испытывающее воздействие. То, которое испытывает воздействие – это бескачественная сущность, или вещество. А действующее - это присутствующий в ней логос, или бог; он вечен и творит все, что в ней существует»[37].
«[Клеанф] называет истинным богом тот крайний, высший и повсюду разлитой и всеохватывающий, всесоединяющий огонь, который именуется эфиром»[38].
«Зенон и почти все остальные стоики считали верховного бога эфиром, которому свойственен управляющий всем разум»[39].
«В другом месте Зенон говорит, что бог - это эфир»[40].
«Этот первоогонь представляет собой как бы семя, содержащее логосы и причины всех вещей»[41].
Тонус (напряжение)
«Вот и Зенон отделяет мировое вещество от бога и говорит, что бог распространился по веществу как мед по сотам»[42]. «И [таким образом] заключенное в мировом веществе напряжениетого начала, которое вечно творит это круговращение и этот распорядок, никогда не прекращается»[43]. «Феста полагает, что теория «тонического» состояниямировой пневмы была оригинальной разработкой Клеанфа»[44].
Устройство идеального космоса стоиков
«Существует, говорят они, лишь одно мироздание, ограниченное, имеющее шарообразную форму»[45].
«Четыре стихии вместе образуют бескачественную сущность — материю. Огонь — это теплое, вода — влажное, воздух — холодное, а земля — сухое; Выше всего находится огонь, который называют эфиром и в котором сначала возникает круг неподвижных звезд, а потом круг блуждающих звезд. Затем следует воздух, потом вода и, наконец, земля — основание всего, находящееся в центре всего».[46]
«Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть, общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуждающие звезды, исследует, например, такого ли размера солнце, каким оно нам кажется; сходным образом она исследует луну, а также вращение [звезд]. Другая часть, которая касается только физиков и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят ли солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т. д».[47]
«Стоик Зенон в книге о природе говорит, что судьба — это сила; которая приводит в движение материю...»[48].
Оптика – учение о движении светоносного эфира (Аполлоний Пергский «Конические сечения», Диофант «Арифметика»)
Парабола
Гипербола
Эллипс
Душа
«Ведь есть два вида огня: нетворческий, который превращает в себя свою пищу, и творческий, который умножает и сберегает все, присутствует в растениях и животных и, таким образом, является природой и душой»[49].
«Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности [вещей], которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называет голосом, она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи»[50].
«Человек стоиков» (по Галену)
Гален различая пневму физическую, пневму животную, которая управляет вегетативными процессами тела, и, наконец, пневму психическую, душевную, выделяемую мозгом, которая управляет и произвольными движениями, и психическими переживаниями человека. Эта пневма, в его понимании, движется по нервам и переносит ощущения от органов чувств в мозг, а двигательные импульсы— от мозга к мускулам.
Местоположение сердца он ошибочно определял в центре грудной клетки.
Перегородку сердца Гален считал проницаемой для крови, которая могла через нее просачиваться из левого сердца в правое.
В споре о преимуществах личного наблюдения учениками Ибн-Сины (Авиценна) было упомянуто о груде непохороненных тел, погибших от голода. Некто Абд ал-Латиф поехал посмотреть это скопище 40 000 трупов и скелетов. Подняв челюсть с земли, он не поверил своим глазам: Гален писал, что нижняя челюсть состоит из двух костей, а Абд ал-Латиф видел только одну. Он просмотрел 250 челюстей, показал их другим врачам, и все согласились, что нижняя челюсть состоит из одной кости
Эти ошибки вызваны тем, что Гален давал не описание человеческой руки, а описание передней лапы обезьяны.
Гален ошибочно полагал, что сокращение внешних слоев миокарда способствует диастоле желудочков сердца.
Печень Гален считал органом кроветворения й описывал в ней четыре доли, что характерно для строения печени животных.
Кишечная трубка, хотя и описана у него построенной из нескольких слоев, но все же неточно, так будто он описывает нечто среднее по развитию между длиннейшим кишечником травоядных и более укороченным у плотоядных животных.
Крестец Гален считает важнейшей опорной костью, но описывает его состоящим из трех фрагментов, т. е. таким, каким он видел его у свиней. Гален правильно описал ключицу, ребра и другие кости человека, грудину же он описывал не по человеческому скелету, а по скелетам животных. Он считал, что грудина состоит из семи частей и треугольного хряща, т. е. как у собак.
В своем описании анатомии мышц Гален отмечал некоторые мышцы, не существующие у человека. В то же время он неправильно описал точки прикреплений и функцию некоторых существующих у человека мышц.
Гален писал: «Если смерть не прервет моих намерений, я когда-нибудь изложу строение животных, рассекая каждый мельчайший орган, как я это делал у человека».
Только после появления знаменитого труда Везалия, в котором содержится описание более 200 ошибок Галена, этот авторитет был поколеблен.
Декарт
«…слово “философия” обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, якобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них …»[51]
«Всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души - мысль, подобно тому как для тела – протяжение»[52].
«Я мыслю, следовательно, существую». «Не тяжесть, не твердость, не окраска и т.п. составляют природу тела, а одна только протяженность»[53].
Идеальный космос (новый мир) Декарта
«Отрешитесь на некоторое время от этого мира, чтобы взглянуть на новый, который я хочу на Ваших глазах создать в воображаемых пространствах».
«Не вдаваясь слишком в метафизические рассуждения, я установлю здесь два или три основных правила, в соответствии с которыми, надо думать, Бог заставит действовать природу этого нового мира и которые, по-моему, будут достаточны для того, чтобы понять все остальное».
«Хотя все то, что мы когда-либо испытали в настоящем мире посредством наших чувств, кажется явно противоречащим тому, что заключается в этих двух правилах, все-таки основание, приведшее меня к ним, кажется мне столь убедительным, что я считаю себя обязанным предполагать их в новом мире, который я вам описываю».
«Глава VIII об образовании солнца и звезд этого нового мира». «Поэтому необходимо признать, что у людей этого нового мира будет такая природа, что, когда их глаза будут получать толчки подобного рода, они будут испытывать ощущение совершенно сходное с тем, какое вызывает у нас действие света».
«Глава XV о том, что небо этого нового мира должно казаться его жителям совершенно подобным нашему. Выяснив природу и свойства действия, рассматриваемого мною как свет, я должен показать, каким образом через его посредство жители планеты, которую я назвал Землей, могут видеть это небо совершенно похожим на наше».
«Дайте мне материю и движение, - воскликнул он однажды, - и я создам Вселенную!». Три закона декартовской физики (физика абсолютно жесткого эфира)
2. «Всякое движущееся тело стремится продолжить свое движение по прямой». 3. «Если движущееся тело встречает другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении, если же оно встречает слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает». Учение о душе
.«…Легко заметить, что в нас не остается ничего такого, что можно было бы приписать нашей душе, за исключением только мыслей. Последние бывают в основном двух родов: одни являются действиями души, другие - ее страстями»[54].
Первый род: «…Это есть благо, которое впечатления мозга представляют душе как ее собственное, - для того чтобы не смешивать эту радость, которая является страстью, с чисто интеллектуальной радостью. Последняя возникает в душе только от деятельности самой души и является, можно сказать, приятным волнением, вызываемым в ней самой, в коем заключается ее наслаждение благом, которое разумение представляет ей как ее собственное. Правда, в то время, когда душа соединена с телом, эта интеллектуальная радость почти всегда сопровождается другой радостью, которая является страстью»[55].
Второй род: Декарт дает определение страсти «как восприятия, или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней и которые вызываются, поддерживаются и усиливаются некоторым движением духов»[56].
«…Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается (rayonne) во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая, принимая участие в действии духов, может разнести их по артериям во все члены»[57]. Учение о познании «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция, хотя последняя и не может быть плохо построена человеком, как я уже говорил выше. Так, например, всякий может интуитивно постичь умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничивается только тремя линиями, что шар имеет только одну поверхность, и подобные этим истины»[58]. Другой способ познания, заключающийся в дедукции, посредством которой мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Это нужно было сделать потому, что есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения». Спиноза
Философия, в терминах Спинозы, – amor Dei intellectualis, интеллектуальная любовь к Богу. [1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. М.: Мысль. 1986. – с. 57. [2] Платон. Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3. Часть 1. – С-Пб., 2007. - С. 537. [3] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 275. [4] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 275. [5] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 275. [6] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 408. [7] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 408. [8] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 422. [9] Аристотель. Физика. - 190 б 20. [10] Аристотель. Физика. - 194 а 14. [11] Аристотель. Физика. - 190 б 24-29. [12] Аристотель. Физика. - 190 b 10-15. [13] Аристотель. Физика. - 190 б 24-29. [14] Аристотель. Физика. - 194 б 27. [15] Аристотель. Физика. - 201 а 10-12. [16] Аристотель. Физика. - 201 а 26. [17] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 451. [18] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 451. [19] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 452. [20] Аристотель. Физика. - 192 б 10-15. [21] Аристотель. О небе. - 306 б 19-21. [22] Аристотель. Физика - 260 б 10. [23] Аристотель. О возникновении и уничтожении - 329 б 30-33 [24] Аристотель. Физика. - 242 а50-54. [25] Аристотель. Физика. - 256 а 4-6. [26] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 421. [27] Аристотель. Физика. - 209 б 27. [28] Аристотель. Физика. - 212 а 5-8. [29] Аристотель. Физика. - 212 а 20. [30] Аристотель. Физика. - 212 а 17. [31] Аристотель. Физика. - 212 б 19-22.. [32] Аристотель. «О душе». 412а 20-24. [33] Аристотель. «О душе». 412а 30. [34] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 421. [35] Аристотель. «Никомахова этика». 1177b [36] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 44. [37] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 43. [38] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 186. [39] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 71. [40] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 71. [41] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 50. [42] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 71. [43] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 174. [44] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 175. [45] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 483. [46] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 482. [47] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 481. [48] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 490. [49] Фрагменты ранних стоиков. – Т. 1. – М., 1998. – С. 61. [50] Антология мировой философии. – Т. 1, Ч. 1. – М., 1969. – С. 491-492. [51] Декарт Р. Начала философии // Избранные произведения. – М.,1950.– С.411– 426. [52] Декарт Р. Сочинения - СПб., 2006. - С. 489. [53] Декарт Р. Сочинения - СПб., 2006. - С.502 [54] Декарт Р. Сочинение в 2 т. – т. 1 – М. 1989 – с. 490. [55] Декарт Р. Сочинение в 2 т. – т. 1 – М. 1989 – с. 520. [56] Декарт Р. Сочинение в 2 т. – т. 1 – М. 1989 – с. 494. [57] Декарт Р. Сочинение в 2 т. – т. 1 – М. 1989 – с. 497. [58] Антология мировой философии. – Т. 2. – М., 1971. – С. 274-275
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|