ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. В 50-е годы XX в. была проведена полная реставрация всего интерьера Кахрие-Джами, при этом были открыты неизвестные ранее фрески пристройки к храму — такВ 50-е годы XX в. была проведена полная реставрация всего интерьера Кахрие-Джами, при этом были открыты неизвестные ранее фрески пристройки к храму — так называемого пареклесия. Долгое время эту полуразрушенную часть храма считали трапезной, и только после рестатфации было установлено, что это погребальная часовня. Фрески, покрывающие ее купол и стены, полны взволнованной экспрессии п особой силы. Многие пх черты найдут позднее свое художественное завершение . - - -. 269 в живописи Феофана Грека. В целом мозаики и фрески Кахрие-Джами, безусловно, новый этап в развитии пред-ренессансного искусства в Византии, ознаменованный свободным, живописным характером изображений, проникнутый духом чистейшего эллинизма, более глубоким проникновением в мир эмоций 1S. В самом Константинополе с живописью Кахрие-Джами перекликаются некоторые другие произведения предренессансного искусства XIV в., например превосходные мозаики церкви Марии Паммакаристос (Фетие-Джами). Важным центром византийской культуры в XIV— первой половине XV в. стал город Мистра, столица Мо-рейского деспотата на Пелопоннесе. Средневековый город, живописно раскинувшийся по склонам высокой горы, недалеко от древней Спарты, ныне стоит в развалинах, представляя собой единственный в своем роде музей под открытым небом. В период расцвета (в XIV — первой половине XV в.) он был украшен богатыми дворцами мо-рейских деспотов и знати, церквами и монастырями, постройками горожан. Среди сохранившихся памятников i культовой архитектуры Мистры выделяется митрополичья : церковь св. Димитрия, храм монастыря Бронтохион (Афендико), посвященный Богоматери Одигитрии, и две небольшие дворцовые церкви — св. Софии и Богоматери Перивлептос (середина XIV в.). В их архитектуре соединяется старый базиликальный тип постройки с крестово-купольным зданием. Наряду с чисто византийской архитектурой в них, правда, уже встречаются западные черты: стрельчатые арки, колокольни, скульптурные украшения. Еще большее воздействие западной готической архитектуры сказалось на внешнем облике церкви монастыря Пантанасса (XV в.), отличающейся значительным эклектизмом. В живописи Мистры преобладают фресковые росписи, созданные в различное время и отражающие эволюцию византийского искусства XIV — первой половины XV в. Влияние столичного искусства здесь было весьма сильным. В более ранних фресках черты нового, палеологовского стиля соединяются с архаическими элементами. В росписях середины XIV в. окончательно торжествует новый предренессансный стиль, во многом близкий к живописи Кахрие-Джами. Лица персонажей выписаны сочными мазками, преобладает светлый, нежный колорит. Все фрески сложны по композиции и иконографии. В иконографии наблюдается увлечение историческими и апокрифическими сюжетами. Многофигурные сцены отличаются напряженностью, движения порывисты, подчеркивается многоплановость и пространственность композиций. Необычайно усложняются архитектурные фоны, изобилующие деталями, иногда бытового характера. Выдерживается гармоническое сочетание пропорций фигур и пейзажа, различные масштабы фигур на переднем и заднем планах создают впечатление пространственности. В отдельных росписях легкость фигур, динамизм, полетность рождают иллюзию парения. Особенно это ощущается во фресках церкви Перивлептос и Пантанассы. В этих произведениях XV в. все время нарастает драматизм, напряженность, композиции делаются еще более многофигурными, сюжеты разнообразными, возрастает их эмоциональная насыщенность. В изображении отдельных персонажей наблюдаются портретные черты, построение сцен отличается свободой и непринужденностью. Вместе с тем именно в живописных композициях XV в. появляется некоторая сухость, линейность, лица прорисовываются тонкими графическими линиями, одеяния распадаются на мелкие складки. Все эти черты были характерны для общей эволюции предренессансного стиля в Византии в сторону возврата к классическому искусству предшествующего времени. Мистра — последний очаг неоэллинизма на византийской почве — в то же время была и местом создания последней крупной школы византийской живописи, сохранившей в XIV и даже в XV в. лучшие достижения предренессансного искусства. Поздневизантийское искусство в целом остается далеким от реализма, оно сохраняет верность спиритуалистическим традициям, человеческие фигуры, оставаясь в ретроспективе, так и не обретают объема и телесности, красочные плоскости так и не сменяются светотеневой моделировкой, а фантастические декорации фона не вытесняются интерьером. Более того, как известно, в последние десятилетия существования Византийской империи в искусстве, как и во всей идеологической жизни, вновь полностью побеждают реакционно-мистические начала, в живописи сухость, линейная графичность берет верх над сочностью и красочностью некоторых лучших творений палеологовского Ренессанса, динамичная экспрессивность вновь сменяется неподвижностью. Блестящий взлет палеологовского Возрождения оказался кратковременным, и расцветший на почве Мистры и в Кахрие-Джами хрупкий цветок предреиессансного искусства - - - 271 быстро увял под холодным дыханием аскетических идей психазма и канонизированного эстетства господствующей церкви. Византийское искусство накануне гибели империи как бы окончательно застыло в угасающем величии. Сковывающее воздействие традиционализма мешало саморазвитию византийского художественного творчества и, может быть, послужило одной из причин, не давших искусству Византии подняться до вершин западноевропейского Ренессанса. Искусство Византии как бы остановилось на пороге, так и не перейдя заветной черты, отделявшей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного, чувственного реалистического искусства Возрождения. Одним из самостоятельных греческих государств, возникших.после латинского завоевания на территории Византии, была Трапезундская империя (1204—1461). Во главе этого государства встали внуки последнего византийского императора из династии Комнннов Андроника I — Алексей и Давид, принявшие титул Великих Ком-нинов. Культура Трапезундской империи отличалась значительным своеобразием. Известная изолированность от других крупных центров Византии, пестрый этнический состав населения, тесные связи с Грузией, Крымом, мусульманским миром па Востоке и с Италией, особешго с Венецией и Генуей, на Западе — все это определило открытость культуры Трапезунда восточным и западным влияниям, соединявшимся с византийскими традициями. В XIII в. ученые Трапезунда занимаются переводческой деятельностью в широких масштабах — они переводят с персидского и арабского языков на греческий различные трактаты по астрономии, математике, медицине, фармакологии. Им были доступны философские и художественные сочинения армянских, грузинских, персидских мыслителей. Разумеется, знакомство с литературой Востока значительно обогащало и культуру Трапезунда. Однако доминирующая роль в этом синтезе принадлежала все же культуре греков. Литература Трапезунда была преимущественно грекоязычной, хотя со значительными вкраплениями местных диалектов. Византийские традиции, правда подвергшиеся значительной переработке, господствовали почти во всех сферах художественного и науч- 272 - " " " - " ~ -_-_------ иого творчества. *В литературе мы встречаемся с многообразием жанров — историческими сочинениями, житиями местных святых, риторическими произведениями, а в XIV—XV вв.— с философскими трудами полемического характера. XV век для Трапезунда был богат яркими талантами, такими, как ученые и писатели Иоанн Евгеиик, Георгий Амирутци, а в определенный период и Виссарион Никейскпй. Иоанн Евгеник (около 1400 — около 1455) — церковный деятель и писатель, подобно своему брату Марку Евгенику, епископу Эфеса, был ярым антиуниатом и боролся против латинофилов. Среди его многочисленных сочинений богословские трактаты, церковные гимны, поэтические эпитафии и экфрасисы. Он хорошо знал не только богословскую литературу, но и труды античных философов. За свою антиуниатскую деятельность Иоанн Евгеник был сослан из Константинополя, где он жил, в свой родной город Трапезунд. Его перу принадлежит исполненный поэзии и любви к природе экфраспс в честь этого прекрасного города. Трапезунд — «вершину и око всей Азии» — он сравнивает с пиршественным столом, дающим пропитание многим и собирающим для ученых бесед выдающихся мудрецов. После падения Константинополя под ударами турок Иоанн Евгеиик написал «Плач» о гибели столицы Византии, проникнутый глубочайшим горем и наполненный возвышенными патриотическими чувствами. Этот «Плач» был вскоре переведен на славянский язык и пользовался большой популярностью в Русском государстве. Политик, философ, писатель, государственный деятель XV в. Георгий Амирутци (начало XV в.— 1475 г.) — фигура поистине ренессансная, исполненная глубочайших противоречий: карьерист авантюристического склада, любитель земпых наслаждений, ловкий дипломат и беспринципный политик, он не раз менял свою политическую позицию. По поручению византийского императора Иоанна VIII Палеолога Амирутци участвовал в заседаниях Ферраро-Флорентийского собора, где открыто отстаивал идею заключения унии. Вернувшись в Трапезунд, натолкнулся на решительное сопротивление унии со стороны духовенства и двора и тотчас перешел в стан ортодоксов. Он вел переписку и сотрудничал с Марком Эфесским, Иоанном Евгеникой и Георгием Схоларием. Во время осады Трапезунда турками в 1461 г. Амирутци занимал двойственную позицию н после окончательной -_. ■ -.-_---_. - - - _ ■ 273 победы турок, видимо, примкнул к туркофилам. Во всяком случае, он благосклонно был принят при дворе султана и образованностью привлек внимание нового владыки. Султан Мехмед II, рядившийся в тогу мецената и поклонника эллинской мудрости, поручил Амирутци составление карты мира по Птолемею и вел с ним беседы о сущности христианства. Амирутци писал льстивые панегирики в честь султана, сравнивая его с великими героями древности — Ахиллом и Александром Македонским. Как и Критовул, он мечтал, что султан станет мудрым правителем эллпнов. Конформизм, близкий к политической беспринципности, приспособленчество, правда объяснимое тяжкой судьбой греческих государств, павших жертвами турецкого завоевания, соединялись у Амирутци с глубокими научными познаниями, оригинальностью мышления, ярким поэтическим дарованием. В философских трактатах Амирутци, подобно итальянским гуманистам, ставил проблему свободы воли и права выбора человеком пути к спасению, скептически относился к идее мученичества за веру, считая, что многие явления природы обусловлены не божественным провидением, а естественными причинами. Как и гуманисты, он склонялся к рационализму в науке, отводил опытному знанию примат в развитии естествознания, много занимался математикой, астрономией, географией п медициной. Элементы религиозного скептицизма у него сочетались с пантеизмом, а индивидуализм в сфере этики окрашивался порою в эгоистические тона. Негативные стороны мировоззрения Амирутци и его беспринципная жизненная позиция позволяют увидеть в нравственном облике трапезундского мыслителя черты, которые А. Ф. Лосев назвал «оборотной стороной титанизма». Амирутци поддерживал тесные связи с итальянскими гуманистами, в частности с Леонардо Бруни и Франческо Филельфо. Энциклопедизм, широта философско-религиозных воззрений, внимание к человеческой личности, рационалистические взгляды на природу, уважение к античной науке сближают Георгия Амирутци с византийскими и итальянскими гуманистами. Виссарион Никейский, уроженец Трапезунда, на всю жизнь сохранил научные связи с учеными и писателями империи на Понте. Любовь к Трапезунду с особой силой проявилась в его замечательном «Похвальном слове» родному городу. Маленький литературный шедевр в изысканном стиле античных экфраспсов он одновременно проникнут теплым, порою трепетным чувством восхище- 274" ----------- _■,.--__ ния красотой города и его архитектурных памятников, величием его прошлого, красочностью настоящего. А красота Трапезунда, его дворцов и храмов, действительно, заслуживала восхищения и высокой похвалы. В течение всей истории Трапезундской империи в столице нового государства велась широкая строительная деятельность. Стены города отстраивались и укреплялись, город украшался дворцами императоров и знати, домами богатых горожан, множеством церквей. Уже в XIII в. начали складываться специфические черты трапезундской архитектуры. Основным типом церкви стала базилика с одним куполом, чаще всего трехнефная с двумя или тремя апсьдами. Купол опирался на четыре свободно стоящие опоры, причем колонны часто имели резные капители ранневизантийского типа. Именно таким был главный храм Трапезунда — св. София (1245—1255). Эта церковь должна была стать символом могущества новой империи и заменить Софию Константинопольскую. Другим выдающимся памятником трапезундского зодчества был храм св. Евгения, патрона этого города,(40-6 годы XIV в.) — купольная базилика, украшенная портиками и элегантной внешней отделкой. В художественном творчестве Трапезунда наблюдается синтез греческих архитектурных и живописных форм с чертами, характерными для искусства Грузии и стран Востока. Но греческая основа трапезундской культуры явно преобладала, и поэтому культуру Трапезунда справедливо считают одной из самобытных ветвей византийской цивилизации. После падения Константинополя в 1453 г. судьба Трапезундской империи была предрешена. Последние ' годы существования Трапезундского государства прошли в борьбе против турок. Захватив Морею и острова Эгейского моря, султан Мехмед II Фатих стал готовиться к захвату Трапезунда. Богатый город — эмпорий на берегах Понта — был лакомым куском для завоевателя. В августе 1461 г. Трапезунд был сдан без боя после коротких переговоров турецкого визиря с Георгием Ами-рутцп, фактическим правителем государства. Давид Ком-нин, все его родные и знатные вельможи Трапезунда были пленниками отправлены в Константинополь к султану. Через два года Давид Комнин был казнен. Трапезундская империя перестала существовать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|