Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры уголовного

процесса и криминалистики Декан факультета

 

Протокол1 к.ю.н., доцент Лях С.М.

 

«1» Сентября 2011г.

_________________________

Зав. кафедрой

д.ю.н., профессор Ляхов Ю.А.

 

_______________________ «2» Сентября 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Судебная психиатрия» и «Судебно-медицинская экспертиза»

вузовского компонента цикла ОПД по специальности 030501 юриспруденция

Ростов-на-Дону

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание …………………………………………………………………....

 

I. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

1. Информация об авторах

2. Пояснительная записка …………………………………………..……...…

3. Учебно-тематический план ………………………………..….……………

4. Содержание дисциплины

Учебные модули…………………………………………………..…….……...

Учебный модуль № 1 …………………………………………………………..

Учебный модуль № 2 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 4 …………………………………………………...………

Учебный модуль № 5

5. Система мониторинга …………………………………………

Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов …

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

II. Учебно-методический блок

1. Глоссарий ……………………………………………………………...…..

2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов..

III. Ресурсно-сопровождающий блок


ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

 

Рабочая программа

 

1. Информация об авторах

Бухановская Ольга Александровна – к.м.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, юридического факультета ЮФУ, главный врач ЛРНЦ «Феникс», стаж научно-педагогической деятельности – 11 лет, стаж врачебной деятельности – 16 лет.

Березовский Дмитрий Павлович – к.м.н., доцент, зав кафедрой судебной медицины с курсом правоведения РостГМУ, судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории, стаж научно-педагогической деятельности – 14 лет, стаж врачебной деятельности 18 лет.

2. Пояснительная записка

 

I. В последнее десятилетие вступили в действие Закон «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании», Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», произошло обновление процессуальных норм в уголовном и гражданском судопроизводстве, в семейном и трудовом праве, что не только видоизменило процедурные основы судебно-психиатрической экспертизы, но и предопределило появление нового круга юридически значимых ситуаций, в которых оказываются востребованными психиатрические знания. К тому же за эти годы произошли и изменения в трактовке некоторых психопатологических состояний, расширились познания в отношении отдельных форм психической патологии, введены новые принципы классификации психических расстройств.

В связи с вышеописанным среди важных дисциплин, с которыми должны знакомиться студенты, обучающиеся по специальности «юриспруденция», серьезное место занимает судебная психиатрия в приложении к уголовному, гражданскому, семейному и трудовому праву и процессу, а также в понимании и исполнении Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании. Они должны знать особенности назначения, проведения и осмысления результатов судебно-психиатрических экспертиз, принудительного лечения и пр.

Настоящая программа представляет собой основной учебный документ, определяющий содержание и объем теоретических знаний и практических навыков по судебной психиатрии для студентов очной и вечерней форм обучения юридического факультета ЮФУ.

Программа курса содержит основные положения по теоретическим, организационным и процессуальным вопросам судебной психиатрии, а также общую характеристику причин и условии возникновения психических расстройств, динамику их развития, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку. Особое внимание в программе курса уделяется вопросам производства судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации, ее роли в уголовном и гражданском процессах. Помимо основных положений, программа курса содержит рабочие программы для очной и вечерней форм обучения, список основной и дополнительной литературы, перечень вопросов к зачету.

Настоящая программа подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ЮФУ.

В программе предусмотрены следующие разделы:

· Правовые и организационные вопросы судебной психиатрии.

· Методологические и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе.

· Принудительные меры медицинского характера и профилактика опасных действий лиц с психической патологией.

· Пенитенциарная психиатрия

· Основы общей психопатологии.

· Клинические проявления основных психических расстройств и их судебно-психиатрическая оценка.

· Исполнение Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании

· Защита психически больных и Закон РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании

II. Следователь, судья, прокурор, адвокат, работники дознания и оперативно-розыскных подразделений должны иметь основательную подготовку по судебной медицине. Без нее невозможно правильно и в должном объеме ставить вопросы судебно-медицинскому эксперту, понимать и оценивать выводы заключения судебно-медицинского эксперта как доказательство. Судебно-медицинские знания необходимы для полноценного сбора объектов, подлежащих судебно-медицинскому, судебно-химическому, судебно-биологическому и медико-криминалистическому исследованиям; во время осмотра места происшествия и трупа, при освидетельствовании потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Они нужны при построении следственных версий, допросах свидетелей, подозреваемых, других участников уголовного процесса, а также в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; выявлении причин и условий совершения преступлений

Судебная медицина - это самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая медицинские вопросы, возникающие в правовой практике. Практическим выражением судебной медицины является судебно-медицинская экспертиза.

Обучение судебной медицине юристов всех специальностей тесно связано с изучением правовых дисциплин, особенно уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики и других. Успех любого, особенно заочного обучения зависит от умения работать самостоятельно с литературой и рационального использования встреч с преподавателем на лекции, семинарах, консультациях. Этому предназначены также публикуемые программа и методические разработки.

Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить следственные действия; изымать и направлять на экспертизу вещественные доказательства и образцы; иметь правильное представление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; назначать судебно-медицинскую экспертизу и квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом; формулировать цели, задачи и вопросы для решения; наконец правильно оценивать результаты экспертизы.

Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ: "...В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения". Об этом же говорится и в "Основах законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан": "Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях госу­дарственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда". Еще одним важным нормативным документом, регламентирующим экспертную деятельность является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации 16 мая 2001 года.

Основной целью преподавания судебной медицины является обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА

Цель курса состоит в углубленном изучении важнейших теоретических и практических вопросов судебной психиатрии и судебной медицины; повышении роли и значения судебно-психиатрических и судебно-медицинских знаний в системе подготовки специалистов юридического профиля.

 

Задачами курса «Судебная психиатрия» и «Судебная медицина» являются:

1. Усвоение слушателями основ по теоретическим, процессуальным и организационным вопросам судебной психиатрии и судебной медицины

2. Овладение знаниями и навыками назначения, проведения и оценки результатов судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертизы в уголовном и гражданском процессах.

3. Овладение основами знаний по клиническим проявлениям психических расстройств, подходов к их судебно-психиатрической экспертной оценке

4. Овладение основами знаний по выбору принудительных мер медицинского характера

 

Исходя из целей и задач курса «Судебной психиатрии», студенты должны знать:

1. понятие, предмет, задачи и методологию судебной психиатрии;

2. организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации;

3. формы участия судебного психиатра в работе судебно-следственных органов и пределы его компетенции при проведении судебно-психиатрической экспертизы;

4. основные законодательные документы, регулирующие назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы;

5. случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;

6. принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные действия, и порядок их применения;

7. основные клинические симптомы и синдромы психических расстройств;

8. современную типологию психических расстройств, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку в гражданском и уголовном процессе.

Исходя из целей и задач курса «Судебной медицины», студенты должны знать:

- Организационные основы судебно-медицинской экспертизы.

- Уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий.

- Правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинского определения вреда, причиненного здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее.

- Основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии.

- Общие вопросы судебно-медицинской травматологии: экспертизы повреждений тупым, острым, огнестрельным оружием, транспортной и другой механической травмы.

- От других видов внешнего воздействия: действия крайних температур, электричества, отравлений, механической асфиксии.

- Иметь представление о лабораторных методах судебно-медицин­ского исследования объектов биологического происхождения, экспертизе крови, спермы, волос, экспертизе идентификации личности.

- Уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.

 

 

В результате изучения курса студенты должны уметь:

1. составить текст постановления (определения) о назначении судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертизы или мотивированного направления о проведении психиатрического и судебно-медицинского освидетельствования;

2. оценить и интерпретировать экспертное заключение судебных психиатров и судебных медиков, те положения и выводы, на основании которых оно строится;

3. в процессе решения практических задач выявлять основные клинические симптомы и синдромы, морфологические признаки, констатировать нозологические формы и давать им судебно-психиатрическую и судебно-медицинскую оценку в уголовном и гражданском процессе.

 

Учебный план предполагает проведение аудиторных занятий в форме лекций и семинаров.

Студенты в конце семестра сдают зачет по дисциплине.

 

Учебно-тематический план курса

  Тема Часы
Аудиторная работа Самостоятельная работа
1. Судебная психиатрия: предмет и задачи    
2. Судебно-психиатрическая экспертиза: правовая основа, виды, общие принципы проведения, задачи СПЭ в уголовном и гражданском процессах, структура экспертного заключения СПЭ.    
3. Невменяемость. Ограниченная вменяемость.    
4. Принудительные меры медицинского характера. Пенитенциарная психиатрия    
5. Недееспособность. Ограниченная дееспособность.    
6. Психиатрическая семиотика. Симптомы и синдромы психических расстройств. Виды психических расстройств.    
7. Закон «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»    
8. Психические расстройства у лиц с серийными агрессивными сексуальными опасными действиям: динамика, судебно-психиатрическая оценка.    
9. Симуляция: определение, условия возникновения, классификация.    
10. Эндогенные психические расстройства на примере шизофрении    
  Итого:    

 

 

Демонстрация пациентов с психическими расстройствами во время лекций.

  Тема Часы
Аудиторная работа Самостоятельная работа
1. Введение в судебную медицину. История развития судебной медицины. Организация судебно-медицинской службы в РФ    
2. Вопросы танатологии    
3. Трупные явления    
4. Судебно-медицинская травматология. Судебно-медицинская экспертиза в случаях повреждений наносимых тупыми предметами.      
5. Транспортная травма. Виды автомобильной и железнодорожной травмы.  
6. Судебно-медицинская экспертиза в случаях повреждений наносимых острыми предметами.  
7. Огнестрельная и взрывная травма  
8. Механическая асфиксия.    
9. Судебно-медицинская токсикология  
10. Экспертиза новорожденных    
  Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Определение степени тяжести причиненного вреда здоровью человека.    
  Итого:    

Содержание дисциплины

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Учебный модуль № 1 «Теоретические принципы судебной психиатрии, организационные основы судебно-психиатрической экспертизы и психиатрическая пропедевтика» (тема 1-2, 6 – 8 аудиторных часов)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных