ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСАМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики Декан факультета
Протокол № 1 к.ю.н., доцент Лях С.М.
«1» Сентября 2011г. _________________________ Зав. кафедрой д.ю.н., профессор Ляхов Ю.А.
_______________________ «2» Сентября 2011г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Судебная психиатрия» и «Судебно-медицинская экспертиза» вузовского компонента цикла ОПД по специальности 030501 юриспруденция Ростов-на-Дону 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
Содержание …………………………………………………………………....
I. Программно-планирующий блок Рабочая программа 1. Информация об авторах 2. Пояснительная записка …………………………………………..……...… 3. Учебно-тематический план ………………………………..….…………… 4. Содержание дисциплины Учебные модули…………………………………………………..…….……... Учебный модуль № 1 ………………………………………………………….. Учебный модуль № 2 …………………………………………………...……… Учебный модуль № 3 …………………………………………………...……… Учебный модуль № 4 …………………………………………………...……… Учебный модуль № 5 5. Система мониторинга ………………………………………… Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов … 6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы … II. Учебно-методический блок 1. Глоссарий ……………………………………………………………...….. 2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.. III. Ресурсно-сопровождающий блок ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК
Рабочая программа
1. Информация об авторах Бухановская Ольга Александровна – к.м.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии, юридического факультета ЮФУ, главный врач ЛРНЦ «Феникс», стаж научно-педагогической деятельности – 11 лет, стаж врачебной деятельности – 16 лет. Березовский Дмитрий Павлович – к.м.н., доцент, зав кафедрой судебной медицины с курсом правоведения РостГМУ, судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории, стаж научно-педагогической деятельности – 14 лет, стаж врачебной деятельности 18 лет. 2. Пояснительная записка
I. В последнее десятилетие вступили в действие Закон «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании», Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», произошло обновление процессуальных норм в уголовном и гражданском судопроизводстве, в семейном и трудовом праве, что не только видоизменило процедурные основы судебно-психиатрической экспертизы, но и предопределило появление нового круга юридически значимых ситуаций, в которых оказываются востребованными психиатрические знания. К тому же за эти годы произошли и изменения в трактовке некоторых психопатологических состояний, расширились познания в отношении отдельных форм психической патологии, введены новые принципы классификации психических расстройств. В связи с вышеописанным среди важных дисциплин, с которыми должны знакомиться студенты, обучающиеся по специальности «юриспруденция», серьезное место занимает судебная психиатрия в приложении к уголовному, гражданскому, семейному и трудовому праву и процессу, а также в понимании и исполнении Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании. Они должны знать особенности назначения, проведения и осмысления результатов судебно-психиатрических экспертиз, принудительного лечения и пр. Настоящая программа представляет собой основной учебный документ, определяющий содержание и объем теоретических знаний и практических навыков по судебной психиатрии для студентов очной и вечерней форм обучения юридического факультета ЮФУ. Программа курса содержит основные положения по теоретическим, организационным и процессуальным вопросам судебной психиатрии, а также общую характеристику причин и условии возникновения психических расстройств, динамику их развития, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку. Особое внимание в программе курса уделяется вопросам производства судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации, ее роли в уголовном и гражданском процессах. Помимо основных положений, программа курса содержит рабочие программы для очной и вечерней форм обучения, список основной и дополнительной литературы, перечень вопросов к зачету. Настоящая программа подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ЮФУ. В программе предусмотрены следующие разделы: · Правовые и организационные вопросы судебной психиатрии. · Методологические и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе. · Принудительные меры медицинского характера и профилактика опасных действий лиц с психической патологией. · Пенитенциарная психиатрия · Основы общей психопатологии. · Клинические проявления основных психических расстройств и их судебно-психиатрическая оценка. · Исполнение Закона РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании · Защита психически больных и Закон РФ о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании II. Следователь, судья, прокурор, адвокат, работники дознания и оперативно-розыскных подразделений должны иметь основательную подготовку по судебной медицине. Без нее невозможно правильно и в должном объеме ставить вопросы судебно-медицинскому эксперту, понимать и оценивать выводы заключения судебно-медицинского эксперта как доказательство. Судебно-медицинские знания необходимы для полноценного сбора объектов, подлежащих судебно-медицинскому, судебно-химическому, судебно-биологическому и медико-криминалистическому исследованиям; во время осмотра места происшествия и трупа, при освидетельствовании потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Они нужны при построении следственных версий, допросах свидетелей, подозреваемых, других участников уголовного процесса, а также в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; выявлении причин и условий совершения преступлений Судебная медицина - это самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая медицинские вопросы, возникающие в правовой практике. Практическим выражением судебной медицины является судебно-медицинская экспертиза. Обучение судебной медицине юристов всех специальностей тесно связано с изучением правовых дисциплин, особенно уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики и других. Успех любого, особенно заочного обучения зависит от умения работать самостоятельно с литературой и рационального использования встреч с преподавателем на лекции, семинарах, консультациях. Этому предназначены также публикуемые программа и методические разработки. Знания судебной медицины позволят квалифицированно и целенаправленно проводить следственные действия; изымать и направлять на экспертизу вещественные доказательства и образцы; иметь правильное представление о возможностях судебно-медицинской экспертизы; назначать судебно-медицинскую экспертизу и квалифицированно взаимодействовать с судебно-медицинским экспертом; формулировать цели, задачи и вопросы для решения; наконец правильно оценивать результаты экспертизы. Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ: "...В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения". Об этом же говорится и в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан": "Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда". Еще одним важным нормативным документом, регламентирующим экспертную деятельность является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации 16 мая 2001 года. Основной целью преподавания судебной медицины является обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ СПЕЦКУРСА Цель курса состоит в углубленном изучении важнейших теоретических и практических вопросов судебной психиатрии и судебной медицины; повышении роли и значения судебно-психиатрических и судебно-медицинских знаний в системе подготовки специалистов юридического профиля.
Задачами курса «Судебная психиатрия» и «Судебная медицина» являются: 1. Усвоение слушателями основ по теоретическим, процессуальным и организационным вопросам судебной психиатрии и судебной медицины 2. Овладение знаниями и навыками назначения, проведения и оценки результатов судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертизы в уголовном и гражданском процессах. 3. Овладение основами знаний по клиническим проявлениям психических расстройств, подходов к их судебно-психиатрической экспертной оценке 4. Овладение основами знаний по выбору принудительных мер медицинского характера
Исходя из целей и задач курса «Судебной психиатрии», студенты должны знать: 1. понятие, предмет, задачи и методологию судебной психиатрии; 2. организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации; 3. формы участия судебного психиатра в работе судебно-следственных органов и пределы его компетенции при проведении судебно-психиатрической экспертизы; 4. основные законодательные документы, регулирующие назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы; 5. случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе; 6. принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные действия, и порядок их применения; 7. основные клинические симптомы и синдромы психических расстройств; 8. современную типологию психических расстройств, основные клинические формы и их судебно-психиатрическую оценку в гражданском и уголовном процессе. Исходя из целей и задач курса «Судебной медицины», студенты должны знать: - Организационные основы судебно-медицинской экспертизы. - Уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертиз, права и обязанности судебно-медицинских экспертов, положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий. - Правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинского определения вреда, причиненного здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее. - Основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии. - Общие вопросы судебно-медицинской травматологии: экспертизы повреждений тупым, острым, огнестрельным оружием, транспортной и другой механической травмы. - От других видов внешнего воздействия: действия крайних температур, электричества, отравлений, механической асфиксии. - Иметь представление о лабораторных методах судебно-медицинского исследования объектов биологического происхождения, экспертизе крови, спермы, волос, экспертизе идентификации личности. - Уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.
В результате изучения курса студенты должны уметь: 1. составить текст постановления (определения) о назначении судебно-психиатрической и судебно-медицинской экспертизы или мотивированного направления о проведении психиатрического и судебно-медицинского освидетельствования; 2. оценить и интерпретировать экспертное заключение судебных психиатров и судебных медиков, те положения и выводы, на основании которых оно строится; 3. в процессе решения практических задач выявлять основные клинические симптомы и синдромы, морфологические признаки, констатировать нозологические формы и давать им судебно-психиатрическую и судебно-медицинскую оценку в уголовном и гражданском процессе.
Учебный план предполагает проведение аудиторных занятий в форме лекций и семинаров. Студенты в конце семестра сдают зачет по дисциплине.
Учебно-тематический план курса
Демонстрация пациентов с психическими расстройствами во время лекций.
Содержание дисциплины УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Учебный модуль № 1 «Теоретические принципы судебной психиатрии, организационные основы судебно-психиатрической экспертизы и психиатрическая пропедевтика» (тема 1-2, 6 – 8 аудиторных часов)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|