![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III.Учебно-материальное обеспечениеКафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
Для студентов I курса лечебного и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов на практическое занятие по учебной дисциплине «Репаративная нейрогистология с нейротранспланталогией»
на тему: «Нейроглия: классификация, источники развития, структурно-функциональная характеристика, обновление, реактивность, репарация, культивирование, трансплантация»
Составитель: канд. мед. наук, ст. преподаватель Мустафина Л.Р.
Томск – 2012 г. I. Учебные цели Изучить микроскопическое и ультраструктурное строение клеток нейроглии, а также их происхождение и закономерности развития согласно рабочей программе по репаративной неврологии с нейротрансплантологией по специальности 060101 «лечебное дело» и «Педиатрия» Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства здравоохранения и социального развития. В связи с освоением специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и предстоящей профессиональной деятельностью врача в ходе практического занятия студентам необходимо систематизировать знания общей и частной гистологии, углубить знания, касающиеся цито- и гистофизиологических характеристик нейроглиальных клеток. Студент должен уметь идентифицировать на микроскопическом уровне отдельные клетки нейроглии; знать возрастные и функциональные изменения нейроглиальной ткани; что необходимо для использования в дальнейшем обучении и будущей врачебной практике. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях нейроглии с нейронами, эндокринной, иммунной и кровеносной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения. Осваивая современные методы гистологического изучения биопсийного и аутопсийного материала, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, авторадиографии, качественной и количественной морфометрии, иммуногистохимических методов, автоматической обработке структур, цито- и гистохимических методик выявления биологически активных веществ в органах и тканях, обучающиеся должны идентифицировать и уметь описать клетки нейроглии. Знать общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нейроглиальной ткани; принципы развития и взаимодействия клеток нейроглии; светооптическое и ультраструктурное строение нейроглиальных клеток для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении; возрастные, функциональные изменения нейроглии и ее структурных элементов; основную медицинскую международную гистологическую терминологию. Уметь использовать данные о микроскопическом строении и развитии нервных клеток для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология». Иметь навык микроскопирования, описания и зарисовки гистологических препаратов нейроглиальных клеток; чтения гистологических микрофотографий, схем и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий; пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме. II.Учебные вопросы 1. Глия, классификация, источники развития. Структурно-функциональная характеристика эпендимоцитов, астроглии и олигодендроглии. 2. Шванновские клетки, их роль в миелинизации. 3. Строение и функция микроглии. Мультипотентный глиальный элемент. 1. Обновление нейроглии. Прогрессивно- пролиферативные и регрессивные глиальные реакции. Изменения глии при некоторых патологиях. III.Учебно-материальное обеспечение Литература: Основная литература: 1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с. 2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с.
Дополнительная литература: 1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с. 2. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.- (Учебное пособие). 3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник / ред.: Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с. 4. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И.С.Малиновская, С.В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с. 5. Патология [Текст]: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с. 6. Логвинов, С. В. Циркадианная система и адаптация. Морфофункциональные и радиобиологические аспекты [Текст]: монография / С. В. Логвинов, А. В. Герасимов; Сибирский медицинский университет (Томск).-Томск: Печатная мануфактура, 2007.- 200 с.
Материальное обеспечение: а) Таблицы: - глиоциты (№ 180) б) Схемы: - взаимодействие нейронов и клеток нейроглии - клетка микроглии - взаимодействие нейронов, кровеносных сосудов и клеток астроглии - взаимодействие нейронов с олигодендроцитами в) Микропрепараты: - Нейроглия (демонстрационный). Импрегнация нитратом серебра по методу Гольджи. г) Микрофотографии: - Эпендимоциты в желудочках головного мозга. Окраска гематоксилин-эозин. - Астроциты и олигодендроциты. Окраска толуидиновой синью. - Астроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. - Микроглия. Импрегнация азотнокислым серебром. - Патологические изменения астроцитов. Окраска по Нисллю, гематоксилин-эозин. - Реактивно измененные астроциты. Положительная ИГХ реакция с антителами к активированному фактору транскрипции NF-kB. - Посттравматический глио-мезодермальный рубец или реактивный глиоз. Окраска по Масону. д) Технические средства обучения: - микроскопы, компьютеры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|