ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 7. Дети и родители. Кто прав, кто виноват?В этой главе мы рассмотрим конфликтные ситуации между детьми и родителями, независимо от их возрастов. Обычными источниками проблем являются попытки родителей сделать своих детей таким, какими они должны быть в соответствии с их ожиданиями. А дети, естественно, сопротивляются давлению родителей, и все вместе испытывают множество острых ощущений. Другой вариант проблем - недовольство детей своими родителями. Возможно, родители действительно слишком много ругаются, выпивают и ведут себя еще как-то неподобающе - с точки зрения детей. В итоге дети, осуждая поведение своих родителей, по третьему принципу кармического "воспитания" начинают вести себя столь же нехорошо. И сами не понимают, почему их жизнь, вопреки их желаниям, во многом повторяет жизнь родителей. Рекомендации нашей методики в этих случаях всегда одинаковы. Успокойтесь, никого переделать нельзя. Примите их такими, какие они есть, и попробуйте строить свое взаимодействие на этих основаниях. И у вас все получится замечательно! Итак, рассмотрим конкретные ситуации. 7.1 Ко мне предъявляют любимые и родные люди сильные претензии. Моя реакция отдалиться от них. Но я их люблю. Полюбить их с претензиями? Вряд ли вы сможете полюбить их с претензиями, поскольку они будут высказывать вам всякие неприятные слова, всячески цеплять и задевать вас. И, скорее всего, будут провоцировать вас на вспышки раздражения либо каких-то еще не очень теплых чувств. И в этой обстановке полюбить ваших родственников будет достаточно сложно. Мы рекомендуем поступить проще. Примите их с их системами ценностей, с их убеждениями и претензиями. Ведь что такое претензии? Претензия - это заявление о том, что ты не соответствуешь моим ожиданиям, ты должен быть другим. Например, ты должна быть более послушной, если это девушка. Ты должна приходить домой вовремя, ты должна лучше учиться, ты не должна так одеваться, ты не должна дружить с этим человеком, ты еще что-то там должна. И все это предъявляется не со зла, а от искреннего желания сделать вас лучше. Только вам все их добрые намерения встают поперек горла. Поэтому можно сказать, что претензия - это высказанная в резкой форме мысль о том, что ты не соответствуешь моим ожиданиям, ты иная, нежели я хочу тебя видеть. Что можно сделать, когда родственники предъявляют к вам много подобных требований? Один из путей - это отдалиться от них, то есть переместиться территориально в другое место, где они не смогут так часто высказывать свое недовольство тем, что вы не соответствуете их ожиданиям. Девушки в подобных ситуациях традиционно выходят замуж за первого встречного, лишь бы уйти из дома. Юноши просто уходят учиться или работать куда-то в другой город, в другую местность, чтобы быть подальше от своих избыточно заботливых родителей. Территориальное отдаление снижает уровень, но не снимает полностью претензий. Вы можете находиться далеко, но при этом в голове у вас будут непрерывно крутиться мысли о том, почему они такие, почему они так поступили, почему они не понимают моих устремлений. В общем, телом вы отдалились, но умом, душой вы остались вместе с ними. Вы продолжаете с ними мысленно препираться, доказывать им свою правоту. В результате идет постоянное заполнение вашего "сосуда кармы" и Жизнь вынуждена будет применить к вам "воспитательные" процессы. Например, подсунуть вам еще кого-то, кто повторит те же претензии, что предъявляли ваши родители. К примеру, вы вышли замуж, стремясь уйти из под непрерывной опеки матери. Но в новой семье муж (или его мать) еще больше контролируют вас, вызывая хронический дискомфорт. То есть, территориальное отдаление решает эту проблему только частично. И у вас может возникнуть дополнительный дискомфорт от того, что вам не хочется жить вдалеке от своих родных. Поэтому более правильный выход - это просто понять, что эти люди и их мысли есть плоды своего времени. Их система ценностей, их ожидания - это их видение лучшего варианта вашей жизни. И, предъявляя к вам претензии, они не хотят сделать вам хуже, они хотят сделать вам лучше. Просто они считают, что если вы будете вовремя приходить, или вы не будете дружить с таким-то человеком, или вы будете лучше учиться, то ваша жизнь будет лучше. Они искренне заботятся о вас, они искренне пытаются сделать вашу жизнь лучше. Но делают это, как умеют, то есть через претензии. При этом они реализуют свое видение того, как должна складываться ваша жизнь. Изменить их видение жизни вы не можете, чтобы вы ни говорили, как бы вы ни ругались, ни раздражались, ни посылали их подальше. Вы не сможете изменить их систему ценностей! Поэтому вам остается один выход: понять, что они есть плоды своего времени, своего воспитания, своего жизненного опыта. Они исходят из тех обстоятельств жизни, в которых они жили, росли и воспитывались. Изменить это невозможно, это было, это в них заложено, они такие есть. Поэтому не стоит пытаться заменить им мысли в голове, это бесполезно. Тем более, что когда вы раздражаетесь, когда вы пытаетесь им что-то доказать, фактически вы пытаетесь изменить их систему ценностей, их опыт. Вы тоже пытаетесь их переделать, то есть влезть им в голову и заменить там их систему ценностей на более удобную вам. Это невозможно. Можно только понять, что они такие странные, поскольку исходят из своего прошлого. Сейчас времена изменились, жизнь изменилась, но они не отследили этих изменений, они живут в своем прошлом. Вы не можете изменить этого, можно только посочувствовать им: "Ну что поделаешь, бедненькие, видимо, вам доживать с этим. Я вам позволяю поучать меня, я вас не осуждаю за это, раз уж так получилось. Наверное, я тоже в старости буду упираться и отстаивать те идеалы, которые я накоплю в течение жизни. Мои дети тоже могут меня посылать, когда я буду навязывать им свое видение их жизни. Поэтому я не осуждаю вас и позволяю вам жить с вашими идеями. Я не пытаюсь вас переубедить, я и не пытаюсь вас переделать. Я просто принимаю вас со всеми вашими заморочками. Говорите, что хотите, вылезайте со своими комментариями, со своими претензиями, со своим недовольством! По мере возможности, я буду даже вам подыгрывать, я буду кивать головой, я буду говорить: да-да, извините, так получилось. Может быть, в какой-то момент я расскажу вам какую-то сказочку - ложь во благо, о том, что вот я была в приятном вам месте. Это я сделаю вместо того, чтобы сказать, где я была в действительности - лишь бы вы не расстраивались, лишь бы ваша нервная система не приходила в упадок, лишь бы вы жили подольше. Я ведь люблю вас и хочу, чтобы у вас все было хорошо, и чтобы вы жили и радовались жизни! А если я доставляю вам большое огорчение, то я постараюсь сделать так, чтобы этих огорчений у вас было меньше. Это не значит, что я буду подстраивать свою жизнь под ваши ожидания, с какой стати. Но на внешнем фоне я хотя бы постараюсь, насколько смогу, удовлетворять ваши требования". Именно такое отношение, спокойное, доброжелательное, сочувственное, поможет вам жить с ними и сохранять внутреннее спокойствие. Исходите из того, что они - это большие дети со своими заморочками, которые за что-то борются, что-то отстаивают. Изменить их вы не можете, поэтому вы будете им понемногу подыграть. Такая позиция позволит вам спокойно относится к ним и, возможно, у вас усилится любовь к ним. Поскольку, сняв претензии к ним, вы поймете, что они не такие уж плохие. Они о вас заботятся, они страдают из-за вас, они думают о вас. То есть они достойны вашего самого теплого отношения. Может быть, вы назовете это чувство любовью. 7.2 Мы с мамой давно уже молимся, чтобы наш папа изменился и стал другим человеком, а он становится все хуже и хуже. Что делать? Видимо, этот вопрос задает ребенок, который вместе с мамой придумал себе некий образ папы: доброго, заботливого, щедрого, внимательного и еще какого-нибудь замечательного. А реальный папа не соответствует этим ожиданиям. И, видимо, мама уже много лет молилась Богу, чтобы Бог переделал папу и сделал его таким, каким бы она хотела его видеть. Но у нее ничего не получилось. Теперь она привлекла к этому занятию своего ребенка, и они на пару молятся: "Господи, измени то, что ты сделал (видимо, по ошибке?)". Каков будет результат этим молитв? Изменится ли папа? Конечно, нет. В данном случае имеет место типичный кармический "воспитательный" процесс. У мамы есть некий идеал, некие ожидания, каким должен быть ее муж. Соответственно, ее муж разрушает ее ожидания. Она не принимает его в новом обличье, она его осуждает. Возможно, она его выгнала из дома, или он сам ушел, устав от бесконечных претензий. Возможно, она просто испытывает к нему длительные претензии, но брак сохраняется - из вопроса непонятна текущая ситуация. Но это не важно, поскольку жена (и мама) совершенно не готова принять своего мужа со всеми его недостатками, она хочет его переделать. И действительно, иногда жене удается с помощью криков, угроз, оскорблений или принуждения заставить мужа поступать так, как ей хочется. И муж с внутренним протестом, недовольством, под страхом будет вести себя так, как ему приказывают. Но при первой же возможности он постарается вырваться из-под такого гнета и даже отомстить своему мучителю. Более слабые женщины, у кого не хватает здоровья использовать этот путь для переделки своего мужа, пытаются привлекать для этой цели Бога. Этот путь избрали мать и дочь. Они обращаются к Богу с просьбой, чтобы он переделал то, что сделал неправильно. То есть Бог создал моего мужа неправильно и переделай его, пожалуйста, так, чтобы он был таким, каким я хочу его видеть. Понятно, что результат этих обращений будет не очень хорошим. Чтобы результат был положительным, им нужно понять, что такой папа появился не просто так в их жизни, что он является разрушителем каких-то идеалов. Поэтому маме и ребенку для начала нужно понять, чем именно их папа их не устраивает, какую модель семейной жизни они себе придумали и борются за нее. А затем нужно простить папу и позволить ему быть таким, каков он есть в реальности. Это удастся сделать только после того, как вы поймете свою систему ценностей, откажитесь рассматривать ее как единственно возможную и поблагодарите Бога за то, что он дал вам такого папу. Ведь он мог не дать никакого и тогда ситуация была бы много хуже. В общем, пока мама и дочь будут сосредоточены над тем, что наш папа не такой, каким он должен быть, ситуация не будет меняться. А папа будет становиться все хуже и хуже по мере накопления переживаний в "сосудах кармы" мамы и ребенка. Это совершенно типичный кармический "воспитательный" процесс и работать нужно не над переделкой папы, а над изменением своей собственной системы ценностей, как ни огорчительно это звучит. 7.3 Правда ли что дети повторяю судьбу своих родителей? Нет, неправда. С одной стороны народная мудрость говорит, что "яблоко от яблони недалеко падает", то есть дети повторяют многие элементы поведения своих родителей. Это вполне понятно, поскольку ребенок сначала наблюдает, как складываются отношения в семье своих родителей, и на этой основе строит свою модель семейной жизни. А затем пытается эту модель отношений применить в своей семье. В этом дети повторяют судьбу родителей, поскольку копируют их модель поведения. Так бывает довольно часто, поэтому несложно прогнозировать модель поведения и идеализации у ребенка, зная, как жили его родители. Но человек есть существо, в некотором смысле разумное. И он может в какой-то момент осознать, что если я жду от мира того-то и того-то, то мир вовсе не обязан мне это давать. Поэтому бороться за свои идеалы - это бессмысленное занятие, поскольку это означает, что я не принимаю объективную реальность такой, какая она есть. Поэтому человек может изменить свою судьбу в любой момент. Конечно, если это человек мыслящий, если он не будет слепо биться за те убеждения и идеалы, которые он вынес из своего детства. Если он будет строить свою жизнь вполне сознательно, то тогда он не будет повторять судьбу своих родителей. Если же человек будет отстаивать те модели отношений, которые он увидел в детстве, то тогда его реальная жизнь будет повторять судьбу его родителей. Но это не обязательно, это его добровольный выбор, неосознаваемый добровольный выбор. Вы можете сделать иной выбор, и ваша жизнь будет такой, какой вы ее закажете. 7.4. Моей дочери пятнадцать лет, учится в восьмом классе. Но уж очень флегматичная ко всему. Абсолютно пассивная к учебе, к чтению, к труду. Как ее заинтересовать? Я за нее очень много думаю и переживаю. Это совершенно типичная ситуация, когда мама очень активна, подвижна и желает, чтобы ее дочь была точно такой же. Она не представляет себе, что нормальный человек может быть пассивным, флегматичным. Что человек может долго обдумывать какие-то решения, принимать их не сразу. Для нее это неприемлемо. Она живет другой жизнью и, скорее всего, именно поэтому у нее появился флегматичный ребенок. По второму способу разрушения наших идеализаций (сведение вместе людей с разными системами ценностей) у матери-холерика с большой вероятностью рождается ребенок-флегматик. И это часто является причиной переживаний для матери, потому что этот замедленный образ жизни, этот способ существования людей для нее кажется чуждым. Судя по словам "я много думаю и переживаю", мама уже придумала для своей дочери жизнь, которой она должна жить: как она должна добиваться успеха в жизни, как она должна карабкаться по всем ступеням жизненного успеха. А дочь в этом не участвует. Дочь пассивна к учебе, к чтению, к труду, чем приводит свою мать в бешенство. Причем, если поговорить с дочерью, обычно это оказывается замечательный, толковый ребенок. Но с точки зрения матери ее дочь избыточно пассивна, избыточно флегматична. В общем, она не соответствует ее ожиданиям. Но это проблема матери, а не ребенка. Ребенок таков, каков он есть, и изменить свой темперамент в угоду матери он не может, даже при всем желании. Может быть, он действительно флегматик. Но, скорее всего, это просто защитная реакция на бесконечные претензии со стороны матери, на бесконечные и быстро меняющиеся пожелания, требования и еще какие-то условия. Если ребенок будет стараться соответствовать всем требованиям своей матери, то у него не будет никакой личной жизни. Поэтому он просто блокирует все усилия матери, ее суету и бесконечные хлопоты, он старается жить своей жизнью. Отсюда возникает впечатление его флегматичности. На самом деле, если подойти к нему без предубеждения, то окажется, что это нормально развитый, успешный ребенок, который просто блокируется от своей суетливой матери. Это проблема матери. Ей нужно успокоиться и понять, что ребенок совершенно не обязан соответствовать ее ожиданиям. Он не обязан быть таким, как она его себе представляет. Он не обязан быть столь же успешным, как она себе вообразила. Он имеет право на личную жизнь и свой собственный выбор. И пока она с этим не смирится, у нее будут проблемы, а у ребенка их может не быть. Во всяком случае, ребенок не будет воспринимать свою жизнь как проблему, хотя мать будет воспринимать его как человека с какими-то недостатками. Но это не более чем ее фантазии. В общем, работать в первую очередь нужно матери над собой, а не над ребенком. Хотя вряд ли она на это согласится. 7.5 Моему сыну двадцать девять лет. Как помочь ему снять напряжение, он как натянутая пружина. Никакие разговоры с ним не получаются, обязательный конфликт. Женитьбу отвергает вообще. Как быть? Не пьет, не курит. Здесь мы встречаемся с ситуацией, когда у матери есть идеализация образа жизни, то есть она представила себе благополучную и успешную жизнь своего сына. Но, поскольку у него что-то не складывается, то ее это очень тревожит. Она практически отказалась от своей жизни, посвятив ее сыну, а жизнь у сына не складывается. В итоге нет нормальной жизни у нее, нет нормальной жизни у сына, и будущее представляется делом совершенно беспросветным. У ее сына, скорее всего, имеется идеализация способностей. То есть он претендует на многое, но никак не может самореализоваться, никак не может самоутвердиться и достичь того, на что он, по его внутренним представлениям, имеет право. То есть он не столь успешен, каким хотел бы быть. Это вызывает его раздражение, вызывает его недовольство собой. Ему нечего предъявить окружающим в доказательство своих способностей, ему нечего предъявить своей матери, которая ждет, что он будет успешен. Возможно, именно ее избыточно восторженные оценки в детстве явились источником его идеализации способностей. Вызывая восхищение матери в детстве, он не может позволить себе не вызывать восхищения во взрослом возрасте. Но, поскольку претензий у него много, Жизнь должна как-то разрушить его притязания, поэтому у него появляется масса проблем на работе и в личной жизни. Он не может спокойно принять свой проигрыш, ситуация повторяется и так далее. Возможно, он рабочий или специалист с высшим образованием, но зарабатывает не столько, сколько считает для себя необходимым, и это его постоянно раздражает. Он не принимает свою жизнь, поскольку она не соответствует его ожиданиям. Поэтому он хронически раздражен, натянут как пружина, обидчив и очень остро реагирует на слова окружающих, видя в каждом их слове подтекст, якобы оскорбляющий его и указывающий на то, что он не достиг того, чего должен был бы достичь. Но это не более, чем его интерпретация чужих слов. Люди его воспринимают таким, каков он есть. А он сам не принимает себя в своей реальности, потому что в мыслях он давно представил себя более успешным человеком, и действительность только раздражает его. К сожалению, это идеализация способностей. Это проблема, часто встречающаяся у мужчин, особенно у нереализовавшихся мужчин. Возможно, отсюда же у него проблемы с девушками. Ощущая себя неполноценным, не достигшим желаемого успеха, ему неудобно подходить к девушкам. Его мысли могут иметь следующий вид: "Как я подойду к девушке, что я могу ей предложить, когда у меня маленькая зарплата, когда я не руководитель, когда я не занимаю какую-то престижную должность. Мне стыдно знакомиться с кем-то, сначала я должен достичь успеха, я должен самоутвердиться, я должен всем доказать, что они ошибались в оценке меня. И только после этого я спокойно выберу достойную меня девушку". Но, к сожалению, эта ситуация может затянуться на всю жизнь. До тех пор, пока человек себя осуждает за неуспешность, Жизнь блокирует все его усилия по достижению успеха. Что можно посоветовать матери, которая очень тревожится по поводу своего сына? Ей можно предложить начать жить своей жизнью. Сейчас она отказалась от своей жизни, она превратила свою жизнь в сплошную опеку над ребенком, над своим сыном. Возможно даже, что именно она явилась в какой-то мере причиной того, что он не очень успешен в жизни. Очень часто родители тотально опекают ребенка и во всем стараются обеспечить ему благополучную жизнь, отдают его в престижную школу, по своим связям находят ему работу, оберегают его от трудностей. В итоге он вырастает в тепличных условиях, не имея возможности развить свои качества бойца, умения преодолевать трудности и достигать свои цели. То есть, если ребенок рос в очень спокойной, комфортной и благополучной среде, то когда он выходит на равнину жизни, где нужно бороться за место под солнцем, выясняется, что он не боец. Он к этому не привык с детства, он привык, чтобы его опекали и решали за него все вопросы. В итоге претензий много, а реальных способностей к достижению успеха нет, каким бы ни было его образование и стартовое место работы. Матери нужно подумать о том, что ее душа и ее жизнь ничуть не менее ценна, чем жизнь ее сына. И когда годы нашего земного существования закончатся и душа вознесется куда-то в Тонкий мир, то там наверняка не спросят, какую должность занимал ваш сын, сколько он зарабатывал и во сколько лет женился. Это его проблема, за это спросят с его собственной души, когда он туда придет. А с души его матери спросят сосем другое. Ей скажут: "Ты была в прекрасном мире, тебя послали на землю, там было много возможностей для того, чтобы полноценно жить, радоваться жизни и говорить слова благодарности Творцу, который создал ваш прекрасный мир. Пользовалась ли ты этой возможностью? Или ты отказалась от своей жизни и бесконечно хлопотала и переживала, что что-то в том мире устроено неправильно? Но осознаешь ли ты, что это была не более, чем твоя идея. В итоге ты всю жизнь посвятила осуждению того мира, который создал Творец. И все потому, что Творец не дал твоему сыну ту работу или тот успех, который он, по вашим фантазиям, должен был получить". Это будет достаточно серьезный упрек, достаточно серьезная претензия и, скорее всего, окажется, что душа матери жила вовсе не своей жизнью, а жизнью своего ребенка. Она отказалась от того дара, что дал ей Творец, и в итоге она окажется далеко не на самом высоком этаже Тонкого мира. Это совсем не означает, что матери должны быть эгоистичными и думать только о себе. Нет, конечно. Раз в семье есть ребенок, родители обязаны о нем заботиться, обязаны ему помогать, обязаны сделать все для того чтобы он был успешным. Но полностью отказываться от своей жизни, посвящать ее только ребенку, поставив на себе крест после его рождения, это неправильно, это нарушение того предназначения, с которым душа приходит в наш мир. Она приходит радоваться жизни, развиваться духовно и во всех других сферах. А когда кумиром становится ребенок и его жизнь, а все остальное зачеркивается, это, конечно, нарушение правил путешественника, пришедшего в нашу жизнь. И за это, к сожалению, будет спрашиваться. И в следующий раз условия рождения и условия существования будут значительно хуже. Так что матери нужно посоветовать немножко отпустить сына - пусть он поживет своей жизнью, не стараясь кому-то что-то доказать. Пусть она поживет своей жизнью. Она еще не так стара и, скорее всего, она еще может успеть выполнить то предназначение, с которым пришла в наш мир. 7.6 Мы живем с сыном. Ему двадцать два года. Он три года один месяц работает, шесть месяцев отдыхает. Сидит дома, не работает. Как мне сделать, чтобы он осознал, что нужно работать? Здесь мы опять сталкиваемся с очевидной идеализацией образа жизни у матери. Мать, видимо, всю жизнь трудилась, скорее всего, это был тяжелый и малооплачиваемый труд. Она не знает другой жизни. Она считает, что человек, родившись, должен идти работать. С утра идти куда-то - к станку, в офис, в контору, на завод. До вечера отработать там, потом вернуться домой. Завтра опять на работу и домой, и так далее. Иной жизни она себе просто не представляет. И когда она видит, что ее сын месяц работает, а шесть месяцев отдыхает, то для нее это совершенно непонятная жизнь, бессмысленная жизнь. Человек должен работать. Суть его жизни в том, чтобы бесконечно трудиться, что-то производить. А когда человек только и делает, что отдыхает - это не человек вовсе, непонятно даже, что это такое. Как можно так жить? Она переживает по этому поводу, она осуждает стиль жизни своего сына. Не понимая, что чем больше она переживает, тем сильнее блокирует ему возможность найти хорошую, спокойную работу. Это кармический "воспитательный" процесс для матери. Ребенок, скорее всего не переживает, он просто радуется жизни. А источник существования у него есть - это мать, которая его кормит. И, возможно, он даже не требует у нее денег, обходится минимумом. Просто он не хочет жить той жизнью, которую видит у своей матери. Он видит, что она всю жизнь ходила на работу с утра до вечера, всю жизнь посвятила труду. А результат никакой. Нет здоровья, возможно, нет хорошего уровня обеспеченности, ничего нет. И он выбирает себе другую жизнь, он ищет другую жизнь. Для нее это неприемлемо, она не может себе представить, что жизнь может быть иной. Хотя, если посмотреть вокруг, то в мире очень много людей живут не ежедневной работой с утра до вечера. Кто-то работает по ночам, кто-то работает от случая к случаю, кто-то работает только на выездах. Это обычно люди творческих профессий, либо люди, добившиеся успеха и позволяющие себе не зарабатывать деньги ежедневным трудом. Либо уровень их дохода позволяет им не заниматься ежедневным трудом с утра до вечера. Но это очень сложно осознать матери. Она тревожится, она переживает. И в итоге ее сын не может ни на чем остановиться. Что же можно порекомендовать матери? Ей нужно понять, что ее сын имеет право на такую жизнь. Что, может быть, в ближайшие десять лет он не найдет себе работу по душе. Он не хочет работать ради денег, он хочет работать ради удовольствия, а заодно получать деньги. Это самый лучший выбор, но его трудно реализовать и люди ищут это годами. Поэтому матери нужно принять своего ребенка таким, каков он есть. Ей нужно понять, что и в таком образе жизни есть что-то положительное, и успокоиться. И как только она успокоится, то, скорее всего, он определится со своей работой. Если даже он не определится через месяц или три, то это не повод для переживаний, он имеет на это право. Он ищет то место, где вместе с деньгами он будет получать удовольствие от работы. Он имеет на это право и нельзя лишать его подобного выбора, не нужно пытаться его переделать. Ведь в самом вопросе заключена просьба помочь переделать сына, помочь сделать так, чтобы он осознал, что нужно работать с утра до вечера. Вопрос состоит в том, как его переделать, как сделать его таким, чтобы он соответствовал моим ожиданиям. Ответ: никак. Чем больше усилий вы к этому прилагаете, тем хуже все будет получаться. Успокойтесь и поймите, что не все люди живут той жизнью, которую вы себе представляете, как нормальную. Люди имеют право и на другую жизнь, хотя она вам может казаться странной. Но это не более, чем разрушение вашей идеи о том, как должна складываться жизнь любого человека, в том числе вашего сына. 7.7 Помогите с формулировкой. У меня беда: я осуждала родителей любимой внучки, то есть моего сына и его жену. Моя агрессия росла как грибы, хотя я по Лазареву училась снимать агрессию к невестке. У нее ко мне тоже росла агрессия и вот настал миг, когда эта агрессия с ее стороны после выпивки моего сына вылилась против меня так, что я больше не могу общаться с любимой внучкой. Четыре года я болею без нее. Я работаю над собой, но хочу изменить ситуацию. Как быть? В данном случае мать имеет достаточно большой набор идеалов и изо всех сил бьется за них. Она знает, как родители (то есть ее сын и ее невестка) должны относиться к ребенку, как они должны его воспитывать. А они, видимо, относятся к ребенку не в соответствии с ее ожиданиями, и она без конца поучает их, вызывая их встречное недовольство, которое со временем переросло в то, что она называет агрессией. Мы не знаем, какую модель отношений она отстаивает, да это и не имеет особого значения. Возможно, она считает, что родители чересчур сухи и слишком заняты делами, не уделяют ребенку достаточного внимания. Может быть, они слишком строги или наоборот, чересчур добрые, или еще какие-то. В общем, они не такие, какими должны быть. В результате она активно осуждала родителей своей внучки, то есть своего собственного сына и свою невестку. В итоге этих конфликтов ее "сосуд кармы" заполнился процентов до 80-85 и жизнь повернулась так, что сын перестал пускать бабушку к внучке. То есть у нее оказалась потерянной возможность контакта и влияния на внучку и ее родителей, что составляло главную ценность в ее жизни. Что же получилось в результате? Оказывается, жизнь течет сама по себе, независимо от наших переживаний. Внучка живет с родителями, ее сын с невесткой тоже существуют вполне благополучно. Только бабушка никак не может принять жизнь в этих изменившихся обстоятельствах! И все потому, что родители неправильно воспитывают своего ребенка! Она знает, как нужно воспитывать ребенка, как с ним обходиться, а ее собственный сын не знает! Разве это жизнь! Совершенно очевидно, что у бабушки имеется идеализация семейной жизни и идеализация отношений между людьми, две совершенно очевидные идеализации, которые привели к вполне закономерному результату. Наверное, не перекрыт и клапан идеализация контроля окружающего мира. Она бесцеремонно вмешивалась в чужую жизнь и в итоге получила то, что имеет сейчас. Интересна последняя фраза в вопросе: "я работаю над собой по Лазареву, но хочу изменить ситуацию". То есть, невзирая на все молитвы, я все-таки хочу сделать из моего сына человека, который будет правильно вести себя с ребенком. Я все-таки хочу сделать из моей невестки человека, который будет относиться ко мне и ребенку так, как я считаю необходимым. То есть я все равно добьюсь своего, пусть даже мне для этого придется привлечь Высшие силы! Я все равно сделаю так, чтобы они поступали в соответствии с моим видением того, как надо относиться к ребенку! Но, как обычно это бывает в жизни, никто не обязан подстраиваться под наши ожидания. Никто не обязан менять свою жизнь в соответствии с теми идеалами, которые имеются у нас в голове. Соответственно, чем больше бабушка переживает, тем хуже складывается ситуация и тем хуже ее здоровье, тем хуже ее отношения с сыном и внучкой. Она не принимает своего сына, не признает его права иметь свою точку зрения на воспитание ребенка. Хотя, возможно, ее сын воспитывает своего ребенка по иному только потому, что в детстве натерпелся от своей матери и не хочет, чтобы это же повторилось с его ребенком. Понятно, что чем больше бабушка будет упорствовать в отстаивании своих идеалов, тем все хуже будет складываться. Она уже четыре года не видит внучки, а сколько таких лет у нее впереди! Единственный выход из этой тупиковой ситуации - это понять, что ее сын и его жена имеют право на свою модель воспитания ребенка. Что имеет право на существование не только та модель воспитания, которой придерживается бабушка, но и многие другие. И что душа ребенка знала, как будут ее воспитывать родители, это был ее добровольный выбор. Душе ребенка зачем-то нужно было пройти через эту ситуацию. Бабушка этого не понимает и сражается за свои идеалы. А пора бы подумать о душе и стать немного более мягкой, не накапливать новых грехов. Для этого ей нужно почистить накопленные переживания, например, с помощью медитации прощения. Тогда ситуация может измениться. Без этого ситуация, к сожалению, будет всегда оставаться такой и будет только ухудшаться. Это полностью вытекает из нашей теории, и содержание записки подтверждает ее. Причем, что интересно, все эти страсти, похоже, не имеет под собой особых оснований. Если бы родители издевались над ребенком, избивали его, морили бы голодом, то, наверное, бабушка об этом бы написала. Но об этом не говорится не слова. Поэтому, видимо, все эти страсти - не более, чем борьба амбиций. В рамках нашей методики - идеализаций. 7.8. Как помочь сыну, чтобы он захотел учиться, чтобы у него появился интерес к учебе? Здесь опять мы сталкиваемся с ситуацией, когда у родителей есть некий идеал того, как должна складываться жизнь их сына. Сын должен хорошо учиться, должен хорошо закончить школу, потом поступить в институт, закончить его и занять престижное место. А потом уже пускай живет, как хочет, но вот до того времени, когда он добьется успеха в жизни, мы должны ему помогать. И если он с этого пути сбивается, это становится поводом для бесконечных переживаний. То есть на самом начальном этапе ребенок должен хотеть учиться. Это идеализация образа жизни и идеализация образования, имеющиеся у родителей. Они переживают, что ребенок не соответствует их ожиданиям, у него нет явного интереса к учебе. А ребенок живет своей жизнью. Может быть, ему интересней спорт или путешествия, может быть, он увлекся компьютером или ему вообще ничего не интересно. Может быть, он сидит и медитирует, раздумывая о смысле жизни, даже неосознанно не желая соответствовать тем требованиям, которые предъявляют ему родители. Скорее всего, жизнь его родителей не очень успешна, и они очень хотят, чтобы ребенок не повторил их ошибки. А ребенок видит, что, хотя его родители хорошо учились в школе и получили высшее образование, но результат всех этих усилий огорчительный. И он делает вывод: "С какой это стати я должен повторять их путь? Я пойду по своему пути, я попробую построить жизнь по-своему и не собираюсь идти той дорогой, на которую заталкивают меня родители. И хотя это стандартный путь, но он не гарантирует успеха. Мои родители прошли по нему, но результат всех усилий не сделал их счастливыми. Этого нет, и я на множестве примеров вижу, что люди с высшим и престижным образованием не удовлетворены жизнью и все у них не так, как им хочется. Поэтому почему я должен повторять их ошибки? Я буду искать свой путь жизни". Так или примерно так может рассуждать ребенок, пусть даже не осознавая этого. Он видит проблемных людей, имеющих высшее образование, и их опыт не вдохновляет его, он не испытывает тяги к учебе. Возможно, он видит людей, не имеющих особого образования, но живущих интересной и вполне устраивающей их жизнью. Ему нравится такая жизнь без особых затрат времени и усилий на образование, но для родителей это неприемлемо. У них есть идеальная модель жизни ребенка, они всеми силами пытаются затолкать его в эту колею. Результат их усилий довольно огорчительный. Что можно им посоветовать? Для начала им нужно успокоиться и принять жизнь такой, какая она есть - с ребенком, который не испытывает особой тяги к учебе. Затем рекомендуется прокрутить данную ситуацию по "ежику событий" и понять, что если ребенок не хочет учиться, то это не самое худшее в этой жизни. Жизнь очень многообразна и вариантов ухудшения ситуации может быть очень много. Так что лучше позволить ему учиться не так хорошо, как бы вы хотели. Возможно, после этого что-то изменится, может быть, и нет. Но это не повод для переживаний, а всего лишь повод для размышлений о том, что через вашего ребенка Жизнь разрушает вашу идеализацию образования и образа жизни. Успокойтесь и позвольте ему жить своей жизнью. Если ему нужно будет образование, он сможет получить его в двадцать, тридцать, сорок и пятьдесят лет. Однако все эти рассуждения вовсе не значат, что мы рекомендуем махнуть рукой на образование ребенка и ничем не помогать ему. Конечно, нужно ему помогать, подталкивать, может быть, настаивать на чем-то. Но это не должно быть идеализацией и не должно приводить к вашим длительным, негативным переживаниям. Успехов нам на этом пути. 7.9. Как положительно влиять на судьбу своих детей? Как оказать помощь в выборе профессии? Для меня это очень важно. Здесь мы вновь сталкиваемся с ситуацией, когда родители уже придумали для своих детей ту жизнь, которой они должны жить. А дети по той или иной причине сходят с этого пути. Пытаются отстаивать какие-то свои идеалы, какие-то свои принципы. Это вызывает бесконечные переживания родителей, которые уже наметили, как в данном случае, профессию для своего ребенка. Чем больше родители будут переживать по этому поводу, тем хуже все будет получаться. Скорее всего, ребенок выберет совсем не то, что хотят родители. Если же родители силой толкают на этот путь, то очень мала вероятность того, что ребенок примет эту жизнь и будет ее доволен. Мне часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда волевые родители заставляли детей поступать в престижные институты. Закончив, сами устраивали их на высокооплачиваемые и престижные, с их точки зрения, работы, а ребенку было это чуждо, он не желает заниматься этим делом. В результате он либо бросает свою престижную работу, либо тихо ненавидит ее и заливает свою ненависть алкоголем. Приведем пример подобного развития событий. Мама адвокат, юрист, преподаватель престижного вуза, а дочь имеет тягу к животным. После школы ребенок хочет поступать в ветеринарный институт, но мать говорит, что никогда не бывать такому, чтобы ее дочь стала фельдшером. Она устраивает дочь в престижный институт. Ребенок действительно отучился в институте, а потом принес диплом, отдал матери и сказал: "На, это твой диплом, мне он не нужен". Мать, женщина очень волевая, устроила ее работать в очень престижное место. Но дочь вскоре бросает эту работу, мать устраивает ее на другое место, она снова бросает, и так много раз. В результате девушка спилась, связалась с очень сомнительными компаниями. Ей была очень чужда, очень противна та жизнь, в которую затолкала ее мать. Сегодня мать это поняла, но прошло уже двадцать лет и вернуться к стартовым позициям, чтобы позволить ребенку жить и радоваться жизни, будучи даже фельдшером, она уже не может. Потому что спившаяся девушка уже потеряла всякий интерес к жизни, и она уже не помнит о том, что когда-то любила животных. В общем, жизнь ее совершенно поломана. И поломана суперволевыми усилиями матери, которая очень хотела, чтобы жизнь ее ребенка была успешной - с ее точки зрения. Поэтому, конечно, оказывать помощь ребенку нужно. Нужно с ним разговаривать, нужно обращаться к его разуму и доказывать правильность ваших позиций. Нужно позволить ему попробовать себя в разных сферах деятельности, для этого существуют различные клубы, кружки, где он может испытать себя в разных ипостасях. Но придумывать ему какую-то одну жизнь и силой заталкивать ребенка туда, это самое худшее, что можно сделать. В итоге либо ребенок будет пассивен, он не бросит навязанную вами работу, но жизнь не будет доставлять ему удовольствия, поскольку он с удовольствием занялся бы чем-то иным, но ему не позволили сделать этот выбор. Возможно даже, что он начнет пить и бросит все. Либо он, в конце концов, бросит ту работу, которую ему навязали родители, и вернется к тому, к чему тянется его душа. Поэтому будет значительно лучше, если уже на стадии обучения в школе родители поймут, к чему тянется душа их ребенка, и помогут ему сделать так, чтобы он занимался этим любимым делом. Их коррекция должна состоять в том, что они должны научить ребенка сделать так, чтобы любимое дело давало не только моральное удовлетворение, но и материальный доход. То есть, если у ребенка есть явно выраженная тяга к чему-то, то лучше позволить ему сделать выбор самому. Позвольте ему, пусть даже он ошибется, но это будет его ошибка, и если он опомнится через какое-то время, то тогда вы поможете ему сделать другой выбор. Но если вы силой будете заталкивать туда, куда вы считаете нужным, результат, скорее всего, будет очень негативным. Подумайте об этом. Если же у ребенка нет никакой тяги к чему-либо, то вы можете давать ему свои рекомендации, но окончательное решение должно приниматься вами совместно. Тогда ребенок никогда не предъявит вам претензий в том, что вы сломали ему жизнь. И это никогда не станет источником конфликтов между вами. 7.10. У меня проблемы. Моя мама идеализирует мое совершенство. Можно ли каким-нибудь образом повлиять на ее идеализацию, если она не хочет ничего слушать? Как видим, это обращение уже с другой стороны, со стороны "объекта воспитания", то есть ребенка. Мама придумала своей дочери жизнь, в которой она очень успешна, у нее все получается. Она идеализирует совершенство дочери и поневоле требует от нее, чтобы у нее все было лучше всех. Если ребенок будет принимать все восторги матери всерьез и будет стараться всегда "быть на высоте", чтобы не разочаровать маму, то очень возможно возникновение так называемого "комплекса отличника" у ребенка. Этот комплекс возникает у детей, которые хотят всегда и везде быть первыми. А если у них это не получается, они погружаются в переживания по поводу своего несовершенства. Им кажется, что они всегда и везде должны быть идеальны. Понятно, что никто не может быть первым во всем, поэтому оснований для недовольства собой появляется более чем достаточно. В нашей методике такое хроническое недовольство собой квалифицируется как идеализация своего совершенства. А источником идеализации была мама, которая бесконечно много хвалила и восторгалась своей дочерью в детстве. Но в нашем случае, похоже, дело обстоит не так. Ребенок не хочет подстраиваться под восторги матери, он хочет пожить сам, своей жизнью. Но ей это непозволительно, мать всячески будет добиваться, чтобы дочь была лучше всех. Поэтому дочь спрашивает, как можно образумить свою мать. Конечно, если невозможно изменить ребенка, то еще более невозможно изменить родителей, которые уперлись в какую-то идею. Что же делать ребенку, как выживать в этой ситуации непрерывного давления со стороны матери? Выход здесь совершенно обычный. Ребенку нужно позволить матери иметь идею, что ее дочь лучше всех. Ей нужно снять осуждение матери и прекратить попытки доказать ей свою позицию, особенно через конфликт, через крик, через ссоры. После этого можно попробовать обратиться к разуму матери, но вполне возможно, что она окажется глуха к словам ребенка. После этого ребенку можно просто построить свою жизнь так, чтобы жизнь его радовала, чтобы он получил то, что хотел. Если родителей это не будет устраивать, это их проблема. Это их идеализация, и если они сами не хотят от нее отказываться, то со стороны что-либо с ними сделать невозможно. Поэтому ребенок должен допустить, что родители должны получить свою порцию переживаний. Это их выбор, это их жизнь и они получают от Жизни свои уроки. И он, в общем-то, должен относиться к этому более спокойно. И совершенно не обязательно, чтобы ребенок подстраивал свою жизнь под требования родителей только для того, чтобы они были более спокойны. Нет, душа ребенка пришла в этот мир со своими задачами, своим предназначением. Родители дали ему тело и помогут прожить первые восемнадцать-двадцать лет, но дальше ребенок будет жить своей жизнью, и он не обязан отвечать всем требованиям родителей. Поэтому уже сейчас ему нужно научиться прощать их претензии к себе, научиться принимать их во всем их несовершенстве. Но беспрекословно следовать их указаниям и требованиям - это прямой путь к тому, чтобы попасть в дискомфортную ситуацию самому. И к тому, что жизнь станет совершенно неприятной и будет испорчена надолго, а то и навсегда. Чтобы она не была испорчена, попробуйте пожить своей жизнью, невзирая на то, что ваши родители настаивают на чем-то ином. Но это вовсе не означает, что мы рекомендуем ребенку посылать своих родителей подальше, считая все их требования идеализациями. В таком случае уже у ребенка возникает идеализация своих способностей, поскольку он будет считать, что только он способен принять правильное решение, а родители во всем ошибаются. Разумное решение лежит где-то посередине. Конечно, ребенок должен слушать своих родителей. Но если он видит, что родители своими требованиями делают его жизнь совсем невыносимой, то он может принять меры к защите своих интересов, но без гнева и обиды на родителей. Он может попробовать доказать им свою правоту, либо просто тем или иным способом отстаивать свои интересы. Но мы об этом уже говорили. 7.11. Почему и что можно сделать с сыном тридцати семи лет, отвергающим мать, желающий с ней разделить жилье, хотя мать старается делать для него только хорошее? Скорее всего, в данном случае у матери имеется типичная идеализация контроля окружающего мира. Она тотально опекает своего ребенка, хотя ему уже тридцать семь лет. Она все время старается сделать для него что-то хорошее. Но ему хочется пожить своей жизнью. Годы идут, а, находясь под тотальной опекой своих родителей, сын не может самореализоваться. Он не может почувствовать себя хозяином, творцом своей жизни. Потому что все его шаги, все его поступки обсуждаются и контролируются матерью, она постоянно в них вмешивается, пусть даже с самыми добрыми намерениями. Сыну все это ужасно надоело, ему хочется избавиться от этой навязчивой опеки. Поэтому он хочет получить свое жилье, пожить отдельно, пожить своей жизнью. Он имеет на это полное право. Матери нужно осознать, что эта ее тотальная забота о ребенке есть идеализация контроля окружающего мира, дополненная идеализацией образа жизни своего сына. Именно поэтому он пытается с ней разделиться и уйти из-под ее контроля. Именно поэтому он пытается жить своей жизнью, и жизнью совсем не такой, как навязывает ему мать. Тем самым он разрушает идеализацию матери, он дает ей урок, который она не хочет усваивать. Она ходит и везде пытается узнать, что ей нужно сделать, чтобы сын наконец-то ее послушался. Что можно ей посоветовать? Ничего в этой ситуации сделать нельзя. Единственное, что можно сделать - это перестать тотально опекать и контролировать своего сына, позволить ему жить своей жизнью. А в освободившее время подумать о себе. Ведь ваша жизнь ничем не хуже жизни вашего сына, и ваша душа тоже пришла в этот мир радоваться, обучаться, получать духовное развитие. А вы посвятили всю свою жизнь сыну, тем самым отказавшись от своей жизни. Это не очень хорошо, поэтому вам можно порекомендовать начать думать и о себе. Внешне это будет выглядеть как более эгоистичная жизнь, в которой вы думаете больше о себе, позволив сыну жить своей жизнью. Но сыну уже тридцать семь лет, уже пора, наверное, оставить его в покое и позволить ему самому распоряжаться своей жизнью. Если вы это не примете, то он силой все равно этого добьется. Не надо доводить это дело до конфликта. В итоге затяжного конфликта заполнятся его и ваш "сосуды кармы", и Жизнь будет вынуждена применить к вам более суровые "воспитательные" процессы. Вряд ли вам стоит продолжать инициировать их возникновение. 7.12. Мой сын профессионально занимается спортом, бальными танцами. Заметила такую закономерность: когда он не переживает, какое место он займет, то несмотря на обстоятельства, он первый. Когда он напряжен, переживает, то результат может быть значительно хуже, несмотря на высокий уровень танцевания. В чем проблема? Как его подготовить себя к конкурсу? В данном случае мы сталкиваемся с типичной идеализацией цели у сына. Ведь что такое переживание по поводу того, какое место я займу? Это мысли о недопустимости проигрыша: "Я должен занять первое место, во что бы это ни стало! Я не позволяю себе его не занять, я не могу проиграть! Если я не займу первое место, это будет не жизнь. Жизнь имеет смысл только тогда, когда я побеждаю". Как видите, это типичные мысли человека, имеющие идеализацию цели, идеализация результата. А если человек считает, что жить невозможно и нет смысла, если цель не будет достигнута, то тогда Жизнь вынуждена будет как-то разрушить эту идею. Именно поэтому, чем больше ее сын переживает по поводу своей победы, тем хуже у него получается. Когда он спокойно относится к результату, он побеждает. Когда он не позволяет себе проиграть, он проигрывает. Это происходит не только с ним, это происходит со всеми, кто идеализирует свой результат. Это типичная идеализация цели. Что можно посоветовать в такой ситуации сыну? Нужно спокойнее относиться к результатам и понимать, что какое бы место вы ни заняли, все равно жизнь продолжается. Конечно, в соревнованиях всегда хочется занять первое место, это совершенно нормальное желание. Но если ситуация складывается так, что вы занимаете второе, третье или совсем никакое место в соревнованиях, то это не повод для переживаний. А всего лишь повод для того,чтобы повышать свое мастерство и более спокойно относиться к жизни. Для сохранения подобного отношения рекомендуем использовать жизненную ситуацию "Жизнь есть игра". Вы игрок, а игре всегда возможен как выигрыш, так и проигрыш. Но проигрыш есть не повод для переживаний, а всего лишь повод для размышлений о том, что вы еще не сделали, чтобы победить. И тогда у вас все получится. 7.13. Сына уволили с работы. Целый месяц он спит днем, гуляет ночью, дома ничего не делает и не ищет работу. На все мои попытки узнать, почему он даже не ищет работу, получаю один ответ - не лезь в мою жизнь. Я не хочу вмешиваться, при этом оставлять его без еды, равносильно выворачивать себе руки. Он много денег у меня не просит, только на сигареты. Если я начинаю ворчать, он меня обрезает: Ты либо даешь, либо не даешь, только не бубни. Как себя вести? Понятно, что у матери имеется идеализация образа жизни. То есть у нее существует устойчивая идея о том, что мужчина должен ходить на работу, должен зарабатывать деньги. Ночью спать, днем трудиться, гулять, видимо, по вечерам. Ей сложно представить себе, что кто-то может жить иной жизнью, поэтому она ворчит и достаточно сильно переживает, что у него жизнь не складывается. Ребенок, похоже, доволен жизнью, поскольку он сумел вырваться из того жизненного стереотипа, в котором существует большинство людей: работа - дом, работа - дом, работа - дом. Он попробовал иной жизни, когда днем спишь, ночью что-то делаешь. Ему это понравилось, он пробует, он ищет для себя другую жизнь. Возможно, он найдет работу, не требующую ежедневного восьми - девятичасового пребывания на рабочем месте. То есть он ищет другую жизнь, но для матери это неприемлемо. Она переживает, ворчит. Она не представляет себе, как так можно жить. Поскольку у матери есть идеализация образа жизни, сын вынужден ее разрушать. Поэтому у матери остается один выбор - успокоиться, принять, что не все люди обязаны работать с утра до вечера. Существует и другая жизнь и, может быть, ее ребенку суждено пожить иной жизнью. Нужно порадоваться за него, нужно позволить ему сделать жизнь такой, какой он хочет. Пусть он поищет, пусть на это уйдет несколько месяцев. Тем более, что особых материальных претензий у него нет. Он ничего не требует от матери. Кроме того, судя по его фразе: "Ты либо даешь, либо не даешь, только не бубни", у него имеется идеализация своих способностей. Возможно, он потерял работу именно из-за того, что был недоволен своим положением, имел претензии к окружающим, которые его не ценили. И сейчас он проходит свои кармические уроки, а поведение матери мешает ему получить эти уроки полноценно. Значит, нужно позволить ребенку пожить той жизнью, какой он хочет. Конечно, нужно ему советовать, подсказывать, какое-то время помогать. Но, в целом, это не повод для переживаний. Миллионы людей живут без того, чтобы ходить каждый день на работу. И ничего, живут, и многие из них радуются жизни. Может быть, у вашего сына будет именно такая жизнь. Поэтому главная задача матери состоит в том, чтобы успокоиться и понять, что сын может не найти работы еще месяц, два, год, пять лет. Но что тут поделаешь, если жизнь так складывается? Вы можете его кормить, можете его не кормить, в конце концов, это ваш выбор. Если не будете кормить, скорее всего, он начнет предпринимать какие-то шаги к зарабатыванию денег. Но если вы перестанете его кормить через озлобленность, недовольство, через попытку навязать ему какой-то образ жизни, то результат будет не очень хороший. Если же жизнь сложится так, что у вас просто не будет денег, чтобы кормить его, то он поневоле вынужден будет суетиться и искать источники существования. Конечно, хотелось бы, чтобы до этого не дошло. Хотя может дойти, если вы будете кормить его и ругать себя и его за это. Поэтому поживите спокойней, порадуйтесь жизни. Порадуйтесь тому, что у вас есть возможность прокормить вашего сына, поблагодарите Высшие силы за эту возможность. Порадуйтесь, что ваш ребенок хотя бы днем имеет возможность поспать и иногда погулять, поскольку многие дети этой возможности не имеют. Если вы снимете к нему претензии, то, скорее всего, ситуация вскоре выровняется. Но даже если она не выровняется, это тоже не повод для переживаний, потому что он имеет право на свою жизнь. И эта жизнь может быть совсем не такой, какой вы бы ее хотели видеть. Ну что поделаешь, у него своя душа, свой жизненный путь, своя жизненная программа. Вы ее не знаете, и его программа, скорее всего, не будет соответствовать тому идеалу, который вы придумали для него. Это ваша проблема, это ваша избыточно-значимая идея, поработайте с ней. Ну, а сыну, конечно, нужно помогать и делать все, чтобы его жизнь наладилась. 7.14. Можно ли заочно разрядить конфликтную обстановку в семье между родителями и детьми? Например, по фотографии или по какому-то другому методу? Собственно, из вопроса непонятно, кто задал его, то ли родители, то ли дети, то ли знакомые. Но в целом понятно, что существует затяжной конфликт между детьми и родителями. Родители бьются за свои идеалы, дети бьются за свои, отстаивая право иметь свою точку зрения на жизнь. Они не могут прийти к соглашению, конфликт затянулся и, возможно, что кто-то из знакомых этих людей хотел бы разрядить этот конфликт, вмешавшись путем различных магических или экстрасенсорных влияний, по фотографии или как-то еще. На наш взгляд, такие попытки стороннего вмешательства достаточно бесполезны в силу того, что каждый из участников конфликта отстаивает свои принципы, свои модели жизни, и совершенно не собирается их менять. Нередко люди отказываются даже от жизни во имя своих идей. В этом конфликте никто не собирается меняться внутренне, поэтому очень сложно воздействовать на ситуацию со стороны, принудительным путем. Возможно, что существуют определенные процедуры, с помощью которых можно внешне пригасить конфликт. Это будет похоже на действие таблеток. Например, если всем участникам конфликта дать успокаивающих таблеток, транквилизаторов, то они будут замедленны, станут малоэмоциональны и перестанут столь же активно отстаивать свои позиции. Но конфликт не разрядится внутренне, он всего лишь перейдет в другую форму. Затяжную, хроническую форму, где участники пассивны и, может быть, даже не осознают, в каком состоянии они находятся. Так лечат психиатрические заболевания. Существуют и внешние магические приемы, которые могут так же очень сильно стукнуть по голове, по психике людей, и ввести их в заторможенное состояние. Тогда внешне они вроде бы перестанут бороться, но, в силу того, что никто из них не вышел из этого конфликта сознательно, эта ситуация просто отложится на некоторое время. Так будет, поскольку никто не осознал, что конфликт возник не просто так. А это идет процесс разрушения идеализаций каждого из участников этой ситуации с помощью второго способа кармического "Воспитания" - путем сведения вместе людей, имеющих разные точки зрения на один и тот же вопрос. Никто не усвоил уроков, которые дает им Жизнь, поэтому "воспитание" должно продолжиться. Если конфликт не разрядится в ближайшее время, то он возобновится через год, два, три пять, либо просто перейдет в следующую жизнь. На наш взгляд, воздействовать извне на участников конфликта, когда они сами этого не желают и бьются до последнего за свои идеалы, это совершенно бесполезное дело. Просто конфликт откладывается на следующие годы, либо, может быть, даже до следующей жизни, поскольку между участниками завязывается кармический узел. Поэтому они сами должны понять, что конфликт возник не просто так, что это урок, который им дает Жизнь, и нужно научиться уважать чужое мнение, даже если оно противоречит вашему. Нужно уважать чужие идеалы и признать, что ваша модель жизни, за которую вы так отчаянно сражаетесь с родственниками, не единственно правильная. В результате оказывается, что, если посмотреть со стороны, не существует единственно правильно правильного решения по любому вопросу, поскольку на ваше мнение всегда можно найти человека, имеющего совершенно другую точку зрения на этот вопрос. Так что, скорее всего, вмешательство извне не даст никакого длительного и полезного результата. Конфликт можно затушить, но, поскольку люди не усвоят уроки, которые им дает Жизнь, то ничего хорошего из этого не получится. Во всяком случае, технология Разумного пути не предполагает вмешательства извне, этим занимаются другие, магические и экстрасенсорные школы. 7.15. Как избавиться от идеализации ребенка, чтобы не мешать жить ему и себе? Собственно, мы предлагаем три способа отказа от идеализации. Можно попробовать любой из них. Первый способ - это волевое усилие. Его рекомендуется применять, когда вы осознаете, что ваша бесконечная забота о ребенке мешает ему жить, что ваша тотальная опека делает его не самостоятельным, зависимым от вас. И что вы можете так опекать его до двадцати или двадцати пяти лет, а потом выпустить его в жизнь. Казалось бы, вы обеспечили ему хорошую, спокойную юность и дальше у него все должно быть так же. Но обычно выходит совсем не так. Оказывается, что ваш ребенок не умеет принимать самостоятельных решений, не умеет отстаивать свои права, не умеет выживать и преуспевать в той жесткой среде, в которой живут люди. И хорошо, если его возьмет "под свое крыло" властная и самостоятельная жена, которая будет продолжать заботиться о нем. Вероятнее всего, что он займет какую-нибудь должность служащего и будет постоянно недоволен жизнью, потому что достигать своих целей он не умеет. Не умеет потому, что с детства не научился отстаивать свои позиции, добиваться своего, поскольку ему это не было нужно. Его тотально опекала мама, она все делала за него, и в итоге ребенок получился очень домашний. А домашний ребенок, к сожалению, не боец. Если, конечно, вы можете обеспечить ему жизнь до пенсии, если у вас достаточно денег и вы можете устроить его руководителем собственного предприятия, то тогда это хорошо. Тогда вы можете тотально опекать своего ребенка. Но это редкий случай. В основном, конечно, родители опекают ребенка, чтобы его детство прошло хорошо и радостно. Они исходят из понятной логики, что жизнь жестока и ты еще успеешь набороться, сейчас пока отдыхай. На самом деле, учиться преодолевать трудности и добиваться своих целей нужно с самого детства. Если ты не имеешь такого навыка, то потом у тебя мало что получится. То есть, если вы осознаете, что чересчур тотально опекаете ребенка, что видите в нем идеал и не можете на него нарадоваться, и тем самым внушаете ему идею собственной исключительности, то нужно остановить себя усилием воли. Поскольку вы прививаете ему идеализацию собственного совершенства и идеализацию способностей, от которых у него в будущем возникнут несомненные проблемы То есть, осознав ошибочность своего поведения, вы должны решить, что ребенок должен сам научиться выживать, должен научиться сам принимать решения и отстаивать их. И вы будете усилием воли тормозить себя, когда вам в очередной раз захочется либо сказать ему какие-то восторженные слова, либо влезть в его жизнь и проконтролировать, куда он пошел, что он делал и так далее. То есть попробовать любыми усилиями заставить себя не вмешиваться тотально в его жизнь, не мешать ему с тем, чтобы он учился самореализоваться. Это не значит, что вы должны стать черствой и перестать обращать внимание на ребенка, вовсе нет. Просто нужно больше с ним советоваться и иногда даже позволять ему настоять на своем, пусть даже ошибочном мнении. Настояв на своем и получив пару шишек в результате исполнения своих требований, он начнет прислушиваться к вашим рекомендациям, советоваться с вами. В общем, станет более осознанным и самостоятельным. Это первый способ. Второй способ борьбы с идеализациями - это сделать то, что вы считаете для себя недопустимым. Как это может выразиться в отношениях с ребенком? Если вы его тотально опекаете, значит, вы не можете оставить его в какой-нибудь сложной ситуации. Вы не можете позволить ему одному вечером добираться домой, либо послать его куда-то с неопределенным заданием. Чтобы применить второй способ, вы сознательно должны это сделать, хотя бы раз-два, и не иметь при этом страшных душевных судорог. Вы должны поставить его в ситуацию испытания, когда он сам должен найти выход. И при этом вы должны не вмешиваться, не опекать. Например, он вошел в конфликт с кем-то из своих соучеников в школе или в детском саду. Попробуйте не вмешиваться, а сказать, чтобы он сам разбирался с этой проблемой. Сделайте так, хотя ваша душа будет против этого протестовать, вас будет сжигать желание пойти и всех отругать, разобраться с преподавателями, с воспитателями, с обидчиками вашего ребенка. А вы скажите - нет, сам разбирайся, это твое дело, ты заварил кашу, ты ее и расхлебывай. Он может приходить домой с подбитым глазом, а вы не вмешивайтесь. Понятно, что это очень тяжело, но если вы через это пройдете и он достойно выберется из этой ситуации, то вы поймете, что он достаточно самостоятельный человек и не очень нуждается в вашей опеке. То есть второй способ - это сделать то, что вы считаете для себя недопустимым. Третий способ - это использование аффирмации для изменения внутренних программ. В рассматриваемом случае аффирмация может иметь вид: "Мой ребенок - самостоятельная личность, я позволяю ему жить своей жизнью. Моя жизнь не менее ценна, чем жизнь ребенка, и я живу, в том числе, ради себя. Мой ребенок - нормальный человек, и я позволяю ему жить той жизнью, которую он выберет сам. Я вижу не только достоинства, но и недостатки моего ребенка. Он самостоятельный человек, я позволяю ему жить так, как он хочет. Я больше занимаюсь собой. Я тоже божественное создание и достойна любви и почитания. Я не могу отказывать от своей жизни ради моего ребенка. Я живу своей жизнью, и даю моему ребенку самостоятельность и возможность самому строить свою жизнь так, как он хочет". Вы составляете примерно такие или какие-то другие аффирмации, учитывающие вашу специфику взаимоотношений с ребенком, и много-много раз их повторяете. И каждый раз, глядя на него, вы должны повторять, повторять и повторять эту аффирмацию. В конце концов, она должна несколько охладить ваш пыл по отношению к своему ребенку. Выберите то, что вам больше подходит, и попробуйте строить отношения с ребенком по новому. 7.16. У моей свекрови избыточная идеализация высшего образования. Она считает, что ее внук обязательно должен получить престижную профессию. Как мне реагировать? Реагировать, естественно, положительно. Это нормально, когда родители, или бабушки и дедушки мечтают, чтобы их внуки прожили лучшей жизнью, чем они сами. Это неплохо. Другое дело, что на этой почве иногда возникает идеализация образования или идеализация образа жизни. Она появляется, когда бабушки и дедушки не могут себе представить, что жизнь их внука сложится как-то иначе, нежели так, как они себе это представляют. Если они не могут себе представить иной жизни, то тогда внуки вынуждены будут разрушать идеализации своих бабушек и дедушек. Если же родители тоже к этому подключаются и очень сильно тревожатся о будущем своего сына, разделяя взгляды уже своих родителей, то тогда внуки просто вынуждены будут разрушать идеализации бабушки, дедушки и своих родителей. Если же бабушки и дедушки тревожатся, а родители относятся к этому спокойно, предполагая, что ребенок тоже имеет право на выбор, то ситуация может быть вполне благополучной. Если родители рассуждают примерно так: "Хотелось бы, чтобы наш ребенок получил престижное образование. Но если ты сделаешь другой выбор, мы будем его уважать. Мы готовы помочь тебе на том пути, который ты выберешь сам, лишь бы тебе было хорошо". При таком отношении родителей и детей проблем, скорее всего, не возникнет (конечно, речь идет о возрасте не менее 10-12 лет). Влияние разумных родителей окажется более значимым, чем идеи бабушек и дедушек. Конечно, родители тоже попадут в разряд "безумных" с точки зрения бабушки и дедушки, но они должны принять это без переживаний. Поскольку родители позволили ребенку самому думать о своем будущем, то тогда бабушки и дедушки, очень тревожащиеся о своих внуках, получат кармический "воспитательный" процесс по полной программе. То есть их внук, скорее всего, выберет себе какую-нибудь самую непрестижную (с их точки зрения) профессию. Он сделает именно такой выбор, даже не осознавая, почему он это сделал и доставил тем самым неограниченные переживания своим бабушкам и дедушкам. Они не позволяют людям жить своей жизнью, и в результате мир поворачивается к ним совсем не той стороной, которой они ожидали. Но это их проблема. А у ребенка может быть вполне счастливая жизнь, только без престижного образования и престижной (с их точки зрения) работы. И все потому, что само по себе престижное образование ни в коем случае не является гарантией будущей успешности. Имеется масса людей, получивших самое престижное образование, но крайне неудовлетворенных своей жизнью. И наоборот, масса людей с самым простым образованием живут очень успешно и счастливо. Поскольку само по себе образование никогда никого не сделало счастливей. 7.17 Как можно заставить мужа понять, что у зятя и у нашей дочери своя жизнь? Муж очень негативно относится к ним. Мы с ним любим друг друга, но наша семейная жизнь на грани распада. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|