Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный текст. Научный текст (научный труд, доклад, сообщение, лекция) не тре­бует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря одно­значности смысла и определенности

Научный текст

Научный текст (научный труд, доклад, сообщение, лекция) не тре­бует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря одно­значности смысла и определенности значения научных терминов

Практический, деловой текст

Практический, деловой текст (письмо, документ, репортаж), ин­терпретация которого обусловливается коммуникативной ситуацией

Художественный текст

Художественный текст, интерпретация которого предполагает а) выявление его аналогии с действительностью «посредством подо­бия», б) понимание в контексте культурной традиции Художественный текст может иметь множество прочтений Но его многозначность (амплитуда колебаний вокруг «оси» смысла) имеет пределы За предела­ми крайних точек этой амплитуды прочтение становится неадекват­ным тексту Восприятие художественного текста вариативно, но

текст содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую про­грамму художественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации). Для художественного текста характерно: 1) завершенность, невоз­можность вмешательства извне, 2) изменчивость смысла благодаря из­менчивости исторического и культурного контекста, а также благода­ря «диалогу» текста с разными рецепционными группами с разным лич­ностным сознанием; реципиент, воспринимая художественный текст, вовлекается в сотворчество, рождающее дополнительный смысл; 3) об­разование поля сообщения как специфической среды художественного общения, 4) предмет, о котором идет речь в тексте, вне этого текста не существует, 5) поле отношений, на основе которого возникает обще­ние реципиента с художественным текстом, не существует до восприя­тия этого текста Отношение к тексту реципиента — толкование (ин­терпретация).

Знак

Знак — минимальная единица художественного текста. Знак должен быть узнан, а высказывание — понято. Система высказываний составляет художественный текст, несущий художественную концепцию, подлежа­щую интерпретации и оценке.

Художественный текст складывается из художественных образов, а последние — из знаков. Однако на каждом этапе перехода на более высо­кий уровень (от знака — к художественному высказыванию, то есть к об­разу, от системы образов — к художественному тексту) происходит каче­ственный скачок, снятие предшествующего уровня, возникновение и при­ращение нового смысла и новых значений художественной мысли.

Художественный текст — замкнутая система.

2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства. Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). В худо­жественном произведении сочетается знаковое и незнаковое: из знаков путем качественного скачка складывается художественное высказывание — художественный образ (незнаковое образование); из образов склады­вается художественный текст (новый скачок), включение которого в соци­альное функционирование превращает его в произведение (метазнак ху­дожественной культуры). Произведение отличается от текста тем, что оно есть функционирующий разгереметизированный текст, имеющий смысл (художественная концепция) и предметное значение (ценность для чело­вечества). Текст становится произведением, если не ждет своего часа в столе писателя, не пылится на полке книжного магазина или в запаснике музея, а социально функционирует, читается публикой, обретает вокруг

себя поле общественного мнения. Произведение — форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микро­мир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, восп­ринятой сквозь призму культуры. Произведение включает в себя фило­софские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение ни с каким другим феноменом культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система объектов в PowerPoint. | Адамдарды көтеруге арналған жүккөтергіш механизмдердің статикалық күштемесінен асуын қаншаға дейін шектейдіВ) 1,5 есе


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных