Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 1. Предмет и задачи эстетики




СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 6

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики 6

Введение в учебный курс «Эстетика» 6

Определения эстетики 6

Эстетика и другие науки 9

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 10

Лекция 2. История эстетических учений 10

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н. э.) 10

Эстетика пифагорейцев 11

Эстетика софистов 12

Эстетика Сократа 12

Эстетика Платона 13

Эстетика Аристотеля 14

Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном» 15

Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения 16

Эстетика Византии (IV-XV вв.) 16

Эстетика европейского средневековья 17

Эстетика эпохи Возрождения 19

Эстетика Нового времени 20

Эстетика классицизма 20

Эстетика барокко 21

Эстетика французского Просвещения 22

Эстетика немецкого Просвещения и романтизм 24

Эстетика в немецкой классической философии 25

Эстетика И. Канта 25

Эстетика Г. В.Ф. Гегеля 26

Русская эстетика XIX-XX века 27

Основная проблема эстетики XIX века 27

Эстетика В. Г.Белинского (I) 29

Эстетика Н. Г.Чернышевского (I) 30

Эстетизм и символизм (II) 31

Европейские художественные направления в
XIX-XX веках 32

Натурализм 32

Элитарное и массовое искусство 33

Теория «искусства для искусства» 35

Модернизм 36

Постмодернизм 37

ТЕМА 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 38

Понятие «эстетического» 38

Основные эстетические категории 42

Прекрасное и безобразное 42

Возвышенное и низменное 45

Трагическое и комическое 47

Основные сферы эстетической деятельности 48

Эстетика природы 49

Эстетика труда 50

Эстетика быта и человеческих отношений 53

ТЕМА 4. ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ 56

Лекция 4. Искусство как высшая форма
эстетической деятельности 56

Эстетическая природа и специфика искусства 56

Понятие «искусство» 56

Художественный образ 57

Функции искусства 58

Виды искусства 62

Архитектура 62

Изобразительные искусства 63

Декоративно-прикладное искусство 64

Литература 65

Музыка 66

Синтетические искусства 66

Контрольные вопросы по теме №4 67


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики

Основные понятия:

эстетика; прекрасное; искусство; эстетическое отношение к действительности; познавательное отношение к действительности; нравственное отношение к действительности; философия; культурология; психология; социология; искусствоведение; художественная критика.

Введение в учебный курс «Эстетика»

Учебный курс «Эстетика» имеет своей целью приобщение к эстетической информации для последующего самостоятельного эстетического творчества. Освоение эстетических ценностей предполагает их переход в личностные смыслы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые эстетические учения; специфику эстетического отношения к действительности; понятийно-категориальный аппарат эстетики; сущность искусства, его функции и виды.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

· жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

· жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Определения эстетики

Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.

2. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

3. Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.

Познавательное отношение характеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира.

Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных