Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этническая общность. Этнос. Народ. Нация




Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совмест­ным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

Типы этнических общностей: К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этни­ческой общности: они отличались друг от друга своим проис­хождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до от­носительно высокоразвитой. У каждого племени формирова­лось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытно­общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американ­ского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общ­ности, — народу. Все народы как этнические общности на ста­дии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и от­личаются поныне своими особыми социально-этническими призна­ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этно­графы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры мно­гих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена смени­лись формирующимися древними народами — нациями, дос­тигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи [1,с.150].

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производ­ства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активи­зировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и националь­ного характера.

Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.

Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со вре­мени разложения империи Карла Великого...».

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан спра­ведливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши­вания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители ко­торой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природ­ным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации явля­ется общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводит­ся к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, эконо­мической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность инте­ресов входящих в нее людей. Общность интересов обусловли­вается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью исто­рии и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется бо­лее или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способ­ности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства наро­да, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Рим­ляне, по его словам, имели очень сильный идеал.

Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вы­шли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Авт.) ворот, его душа уже была мертва».[1, с.153]

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и раз­вивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут зна­ния по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обыча­ям.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на­ция как «естественная общность» исходит из «физически обу­словленной наследственности, посредством которой детям пе­редаются свойства родителей». Однако главными отличитель­ными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда об­разует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известны­ми культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Тео­ретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, харак­теризующаяся общностью ее происхождения, языка, террито­рии, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

3.Взаимодействие этносов

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто пе­ремещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами.

3.1. Каковы результаты взаимодействия этносов?

Первый результат — этническая миксация: смешивание разнородных этнических групп и возникновение нового этноса, почти в равной пропорции сочетающего черты обеих исходных групп. Таким путем сформировались латино-американские этносы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов[4,с.161].

Второй результат — ассимиляция, т.е. полное поглощение од­ного этноса другим. Когда мы слышим о вымирании малых наро­дов Севера — чукчей или хакасцев, то речь идет именно об ассимиляции. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привела к запустению места проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практичес­ки не восстановим.

Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество по­степенно принимает или стремится принять привычки, верова­ния, обычаи и образ жизни, присущие доминирующей культуре. После нескольких поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не от­личаются от представителей этнического большинства.

Ассимиляция, или этническое поглощение может идти двумя путями. Представители одной национальности постепенно усваи­вают язык, традиции, нормы и ценности другого народа и с тече­нием времени начинают все больше и больше отождествлять себя с этим народом. Иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно. При этом захватчики могут раствориться в покоренном народе, и покоренный народ может раствориться в захватившем его этносе. История знает примеры того и другого. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим группам использование родного языка в публичной жизни, пре­кращается образование на нем, закрываются книжные издатель­ства и средства массовой информации[4, c.163].

Если ассимиляция неполная, то надо говорить об аккультурации: один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосаб­ливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосоз­нание. В таких ситуация граждане одного государства свободно раз­говаривают на двух языках. Такое явление называется бикультурализм. В России миллионы людей нерусских национальностей владе­ют русским языком наравне с родным. В то же время и культура русского этноса испытывала воздействие всех этих культур.

На уровне языка бикультурализм называется билингвизмом, т.е. двуязычием. Два языка выполняют разную функцию в обществе. Одним языком пользуются газеты, радио, телевидение, государ­ственные органы власти. Он называется государственным языком, а если на нем говорят сразу несколько национальностей, то язы­ком межнационального общения. Им является русский язык в России: без него татарин вряд ли поймет мордву, а чукча — дагес­танца. На другом языке, языке национального меньшинства про­исходит бытовое общение в семье.

Аккультурация — это демократическая форма взаимоотношений наций. Она лучше всего подходит нашему времени. Этнические раз­личия при аккультурации могут сохраняться независимо от того, сколько поколений длиться межэтнический контакт. Если соседство нескольких народов, тяготеющих друг к другу, проходит без насилия и ассимиляции, то постепенно у них вырабатывается такой тип государства, который основывается на плюрализме и национальной терпимости. Результатом аккультурации выступает культурный плюрализм [4, c.164].

При культурном плюрализме невозможна ассимиляция, так как ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в доминирующей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собствен­ную культуру. Культурный плюрализм должен быть поддержан политическим плюрализмом. Политическая система страны должна обеспечивать свободу выражения всем этническим группам. Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации че­ловека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культу­ры без ущерба для ценностей собственной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных