ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ШОУОсновные характеристики поп-психологии наиболее рельефно проступают при ее соотнесении с академической и практической психологией. Наиболее очевидны ее отличия от академической психологии. Они состоят в языке, на котором преподносится психологическое знание, в основных точках опоры при его построении, в его адресате, в представлениях об области возможного, в способах доказательства и верификации утверждений, в базовых установках и т.д. Язык академической психологии хотя и не формализован в такой степени, как язык физики или математики, но пестрит сложными терминами, в то время как язык поп-психологии мало отличается от обыденного языка и поэтому понятен обывателю. Адресатом академической психологии служит научное психологическое сообщество, адресатом поп-психологии — «человек с улицы», не имеющий профессиональных психологических познаний. Для академической психологии область возможного ограничена научными представлениями о мире, для поп-психологии — практически не ограничена. Академическая психология опирается на научную психологическую литературу, накопленные в психологической науке данные и ее традиции, а поп-психология, хотя иногда и отдает должное этим данным и теориям научной психологии, при этом сильно упрощая их, все же имеет основные точки опоры в личном опыте авторов поп-текстов. Академическая психология уделяет первостепенное внимание доказательству и верификации утверждений, которые осуществляются в соответствии с принятыми в науке стандартами (хотя эти стандарты и различаются в рамках разных исследовательских традиций, например, в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах), в то время как и поп-психологических текстах подобная верификация, как правило,
с.8
вообще отсутствует. Для поп-психологии характерна установка «зачем ждать?» пока академическая и практическая психология накопят знание, достаточное для психологической помощи человеку, когда помочь ему можно и на основе имеющегося знания, заполняя существующие пробелы здравым смыслом и т.п. Поп-психология в отличие от академической психологии характеризуется прагматической установкой на решение психологических проблем, возникающих у читателей поп-психологических текстов, совершенствовании их психологических навыков, развитие их общей психологической культуры. Для поп- психологии характерна перспектива, которую можно условно назвать экзистенциальной, направленность на расширение представления человека о своих психологических возможностях, выработку им собственной жизненной философии и т.п., в то время как академическая психология реализует более свойственную науке инструментальную перспективу. Наконец, поп-психология, как правило, дает однозначные интерпретации обсуждаемых проблем и однозначные рецепты их решения8, в то время как для научной психологии характерны множественные объяснения изучаемых ею явлений и гипотетический характер этих объяснений. Как известно, научное знание развивается путем подтверждения или опровержения гипотез (это подчеркивают К. Поппер и другие наиболее известные представители философской методологии науки), а читающему поп-психологические книги «человеку с улицы», как и человеку, приходящему к врачу, нужны не гипотезы, а однозначные рецепты, такие как «научитесь отличать то, что вам нужно, от того, что вам хочется» [11; 97], «главное, чтобы ваша мысль была изложена четко, понятно и убедительно» [7; 18] 8 Поп-психология явно не придерживается принципа, обозначенного С.С. Степановым: «настоящие психологи прямых советов и указаний никогда не дают» (11; 7). Ее кредо точно выражено тем же автором: «нажми на кнопку - получишь результат»
Перечисленные различия между академической психологией и поп-психологией, которые можно отнести к числу когнитивных, дополняются их социальными различиями, например, в социальной организации соответствующих сообществ. Сообщество академических психологов более организовано и иерархизировано, а для представителей поп-психологии, иногда занимающих определенное место и в академической иерархии, все же более характерны позиции «одиноких волков» или представителей локальных сообществ практикующих психологов. Следует упомянуть и то обстоятельство, что поп-психологические тексты, будучи ориентированы на массовую аудиторию, выходят куда большими тиражами, нежели труды академических психологов, и именно они, как правило, становятся психологическими бестселлерами. При этом дистанцию между поп-психологией и академической психологией не следует преувеличивать. Поп-психология весьма активно использует и накопленное академической психологией знание, а поп-психологические тексты часто содержат описания психологических экспериментов и данные научных исследований, хотя эти данные подаются в них не так, как принято в научных текстах (со ссылкой на источники, описанием применявшихся методик, размеров изучавшихся выборок и пр.), а в упрощенном, популяризированном и адаптированном к восприятию обывателя виде. Например, теория когнитивного диссонанса, для изложения которой ее автору потребовалось около 200 страниц [17], в поп-психологических текстах может быть сведена лишь к одной фразе: «Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, описывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбора: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других» [5; 258]. А поп-версия многочисленных результатов исследований интеллекта может выглядеть так: «Пуская воинствующие эга-
с.9 литаристы с этим не согласны, но одни люди умнее других» |11; 301 В поп-текстах знание научной психологии не только сильно упрощается, но подчас и искажается по смыслу, что нередко приводит к формулированию в них фактически неверных утверждений, якобы вытекающих из научных данных. При-меры таких утверждений приводит опровергающий их С.С. Степанов: «чтобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать», «сдерживать свои чувства неправильно и вредно», «если вы пребываете в дурном расположении духа, то почувствуете себя лучше, переключив свои мысли на что-нибудь приятное» [12; 12—13]. За ними действительно стоят результаты научных исследований, причем не единичных, а многочисленных, однако подвергшиеся не только сильному упрощению, но и смысловому искажению, истоки которого надо искать в типовых механизмах поп-психологической трансформации научного знания. Вместе с тем поп-психология опирается не только на научное, но и на другие виды психологического знания (или на то, что она преподносит в качестве такового), включая знание, накопленное практической психологией (отметим, что авторы пон- психологических текстов, как правило, работают и в качестве практикующих психологов), их «личное знание», сопоставимое с «личным знанием», описанным М. Полани [8], и др. Например, как признается один из авторов книги «Читать человека как книгу», являющейся типичным образцом поп-психологической литературы, «умение "читать" людей — Для поп-психологии характерно отсутствие хотя бы относительно выраженных границ между знанием и тем, что трудно признать таковым, свойственных научной психологии, в традициях которой — пропускать знание сквозь «сито» верифицирующих процедур, таких как специально организованное подтверждение эмпирическим опытом. В результате поп-психология с неизбежностью более «всеядна», нежели научная психология, даже в условиях «либерализации» последней в результате распространения постмодернистской методологии [15]. В частности, в поп-психологию проникают не только сомнительные психологические технологии, такие как НЛП, преподавание которого запрещено в американских вузах, но и всевозможные виды эзотерики. В поп-психологических текстах находится место и для данных, полученных научной психологией, и для рекомендаций практической психологии, и для таких понятий, как аура, чакры, карма и др., а их авторы мало заботятся о том, стоит ли за подобными понятиями какая-либо реальность, предлагая читателю смесь вполне научных утверждений, эзотерики и «синтетических» — научных по форме, но странных по содержанию — заявлений, например: «по сути, все науки, которые мы с вами знаем: психология, экономика, биология, физические науки, — являются науками о коллективном бессознательном, они исследуют внутренние характеристики нашего всеобщего сна» [5; 98], «холотропное состояние сознания позволяет получить опыт того, что мы вечны, бессмертны. Мы вообще не умираем. Мы просто переходим в разные формы» [5; 83]. Для поп-психологии несущественны разграничительные линии между знанием и не-знанием — мифами, заблуждениями и др. Их главные задачи — сформулировать наиболее интересную для «человека с улицы» версию психологического знания, предложить ему способы решения его пси-
с.10 хологических проблем и отсутствие особой заботы об адекватности и научной обоснованности этих способов. В результате поп-психология является самым универсальным из всех направлений психологии, не признающим барьеров между различными школами и направлениями, которые существуют в академической психологии, различными парадигмами воздействия на человека, характерными для практической психологии; поп-психология объединяет не только эти школы, направления и парадигмы, но также западные и восточные психотехники, научные и религиозные представления, в каком-то смысле действительно выступая «универсальным интегратором» всех подходов к пониманию человеческой психики и воздействия на нее, сформировавшихся в истории человечества. Поэтому вполне симптоматично, что психологи, проявляющие наибольшую активность в интеграции психологической науки, нередко выступают и авторами поп-психологических текстов, а предлагаемые ими программы интеграции включают эзотерическую составляющую. Например, В.В. Козлов пишет: «Только в настоящее время, к началу третьего тысячелетия, когда знания о психике человека пополняются не только за счет чисто научных исследований (в общем понимании), а еще и за счет всегда остававшихся скрытными эзотерических знаний, можно говорить о более целостном понимании, что такое человек и его сознание» [5; 46]. При этом в качестве одного из основных направлений интеграции психологии он предлагает «улучшение реального взаимопонимания <...> между научной психотерапией и теми ветвями психотерапии, которые не относятся к традиционной академической науке (трансперсональная, религиозная, мистическая, эзотерическая и т.п.» [5; 52]. Для поп-психологии очень характерно и отсутствие критической позиции, являющейся одним из краеугольных камней научного познания со времен, когда было сформулировано знаменитое кредо Р. Де карта «подвергай все сомнению». Если научные тексты построены как подтверждение одних взглядов, критика и опровержение других, то в поп-текстах представления, подвергаемые сомнению и опровергаемые их авторами, как правило, отсутствуют. Здесь в чистом виде применяется кредо, сформулированное П. Фейерабендом [13]: «годится все». Практические рецепты, предлагаемые поп-психологами, формулируются ими, во-первых, в контексте, предполагающем знание того, «как надо» (в этом плане дискурс поп-психологии очень напоминает дискурс советского обществоведения), хотя далеко не все психологические ситуации таковы, во-вторых, в виде предписаний, которые непременно дадут желаемый эффект, хотя общеизвестно, что его дает лишь небольшая часть психологических технологий. Когнитивная «всеядность» поп-психологии находит естественное отображение и в ее жанровой раскованности. Поп-психологические тексты пишутся не в соответствии с достаточно строгими канонами научной психологии, а в весьма свободной форме9. Для них характерен такой язык, как «Вселенная беременна человеческим сознанием. Вселенная вечно возрождается в человеческом сознании. Вне воли, чувства, осознания — пуст орех бытия» [5; 145], сильно отличающийся от языка академических текстов. В поп-психологических текстах явственно выражена и их личностная составляющая, которая в научных трудах в соответствии с нормами их написания, заложенными еще в пору формирования оснований науки Нового времени [2], предельно редуцирована. Эти тексты изобилуют обращениями авторов к их личному опыту, упоминанием фактов своей биографии, а также своих знакомых, друзей, 9 В.В. Козлов формулирует подобное жанровое кредо следующим образом: «Используя метафору Ивана Петровича Павлова, можно сказать: пришла пора ученых-художников, целостно "захватыпающих действительность" и при этом не теряющих аналитическую рефлексивность» [5; 54].
с.11 родственников и т.п., например: «после 20 лет работы в практической психологии и я вдруг заметил, что основная функция психолога (если он и вправду психолог) — это функция учителя жизни, а в предельном выражении — духовного наставника, передающего свое глубинное знание своему клиенту» [5; 95], «у меня есть друг в Московском университете, который занимается буддизмом, и у него есть тайная надежда, что через несколько рождений он станет просветленным» [5; 92], «когда я была ребенком, то во время частых зва-нных обедов у нас в доме устраивалась на верхних ступеньках лестницы под гости-ной родителей» [3; 6], «как-то раз моего знакомого адвоката пригласили защищать грубого и упрямого арестованного, которому было предъявлено обвинение в пьянстве» [7; 9], «я объяснил девушке, что ее пораженчество и пессимизм чрезмерны» [7; 16]. Описанные жанровые особенности сближают поп-психологические тексты с автобиографической и с художественной литературой. Эти тексты подчас выглядят как «психологическое шоу», реализуемое в яркой и живой форме, а поп-психологию можно охарактеризовать как перенесение того жанра шоу, в котором живет современная западная цивилизация, на «территорию» психологии. Подобные обстоятельства обусловливают неадекватность трактовки поп-психологии как популяризированной версии практической психологии, которая тоже достаточна далека от академической психологии (вспомним про «схизис» между ними). Хотя поп-психология намного ближе к практической, нежели к академической психологии, она имеет немало отличий и от первой. Они не сводятся только к большей «демократичности» поп-психологии, которая в виде соответствующих книг доступна для массового потребителя — в отличие от дорогих услуг психологов-практиков, а включают также жанровые и прочие ограничения практической психологии, которых нет у поп-психологии. Среди различий следует упомянуть «школьный» характер практической психологии, представленной, как и академическая психология, различными школами и направлениями, как правило, игнорирующими друг друга, в результате чего «всеядности» поп-психологии здесь противостоит другая крайность — обилие разделяющих эти школы и направления барьеров. Существенным различием является и то, что если в условиях практической психологии субъектом терапевтической процедуры является профессиональный (более или менее) психолог, то поп-психология предполагает, что таким cyбъектом будет он сам, освоив содержащиеся в поп-текстах знания и рекомендации. Это различие относительно, поскольку практическая психология тоже предполагает достаточную высокую активность пациента, в том числе и в плане самотерапии, однако все же ситуации «психолог - пациент», характерные для практической психологии, весьма существенно отличаются от ситуаций «"человек с улицы" - текст», являющихся основой поп-псилогического воздействия. При этом и психологической знание, и интерпретация психологических состояний, и практические рекомендации формулируются в поп-психологических текстах в терминах обыденного языка, а не в таких терминах практической психологии, как «компенсация», «сублимация», «катарсис», «аутизм», малопонятных обывателю. Подобные различия дают основание характеризовать поп- психологию не как популяризированную версию практической психологии, a как самостоятельную отрасль психологии. В то же время при существовании ряда общих характеристик поп-психологии ее тексты неоднородны, делятся на типы, выражающие индивидуальные особенности авторов, их образование, принадлежность к различным стратам психологического сообщества и т.п. Наиболее заметные различия можно проследить между поп-текстами, которые принадлежат перу профессиональных психологов, имеющих
с.12 психологическое образование 10, причем «настоящее» а не предоставляемое различными «сокращенными» психологическими курсами, и текстами непрофессионалов. Профессиональные психологи, в том числе и отечественные, тоже не брезгуют написанием поп-психологических текстов, что вполне понятно, так как это — более верный способ приобрести широкую известность и заработать деньги, нежели занятие академической психологией, и едва ли заслуживает осуждения. Тексты, написанные психологами, которые обладают профессиональным психологическим знанием, содержат и это знание, хотя и в упрощенном, адаптированном к восприятию обывателя, виде. А если в них и присутствует эзотерика, такая как чакры, ауры, кармы и т.п., то она обычно преподносится в смягченном «научным мировоззрением» виде, иногда с упоминанием гипотетического характера подобных понятий. Другой полюс поп-психологической литературы образуют тексты, написанные непрофессиональными психологами. В них научное психологическое знание, как правило, вообще отсутствует, а их ядро составляет некритически подаваемая эзотерика. В результате в потоке поп-психологической литературы можно выловить и откровенную эзотерику, и вполне рационалистичные тексты, но большая ее часть представляет собой смесь и того и другого. Основная установка поп-психологии, как уже отмечалось, состоит не в том, чтобы подвергнуть психологическое знание или то, что выдается за таковое, критике, не отделить зерна от плевел, истину — от мифов, предрассудков и т.п., а предложить обывателю все, что есть под рукой. Однако эта установка по-разному выражена в различных разновидностях поп-психологических текстов, а тексты, написанные профессиональными психологами, 10 Образцы подобных текстов — прекрасно написанные, выходящие большими тиражами и быстро распродаваемые книги Н.И. Козлова, С.С. Степанова и других, не содержащие эзотерики и продолжающие лучшие традиции популярной психологии. заметно отличаются от творений непрофессионалов, восполняющих недостаток психологических познаний эзотерикой или здравым смыслом. ТРЕТЬЯ СОЦИОДИГМА Не просто отделить зерна от плевел и в самой поп-психологии. (Здесь автор хотел бы напомнить читателю свое намерение не заклеймить поп-психологию как очередной вид «мракобесия» или новую форму деградации науки, а разобраться в этом явлении.) В ней есть немало рационального, например, научное психологическое знание, которое поп-психология доводит до обывателя в доступном ему виде, продолжая лучшие традиции популярной психологической литературы. Она преподносит ему и знание практической психологии, которое та использует как товар, продаваемый за деньги, причем, как уже отмечалось, немалые. Она служит средством распространения того «личного знания», которое авторы поп-текстов накапливают в своей собственной психологической практике и саморефлексии. Наконец, она содействует повышению общественного интереса к психологической науке и практике, что небесполезно для них обеих.
Вместе с тем поп-психология легализует и преподносит обывателю «от имени» науки знание (а нередко и псевдознание), не получившее научной сертификации. Она предоставляет прибежище откровенной эзотерике, превращая порожденные ею мифы в рабочие понятия и схемы для психологического самоанализа, внося вклад в, перефразируя известное выражение М. Вебера, «иррационализацию всей общественной жизни», которая и так слишком характерна для современной России [14]. Поп-психология предлагает «человеку с улицы» немало психологических рецептов, которые могут оказаться вредными для него. Она во многом дискредитирует психологическую науку и практику, подавая накопленное ими знание в
с.13 смешении с эзотерическими и заведомо ложными воззрениями. Поп-психология способствует всеверию как очень опасному состоянию умов, открывающему практически неограниченные возможности для маниуляции массовым сознанием. Как отмечают Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов, «иногда псевдонаучные подходы с успехом выполняют психотерапевтические функции на уровне как отдельного человека, так и общества в целом. Тем не менее нельзя недооценивать негативные последствия распространения иррациональныъх установок в обществе, которые могут привести к падению социальной активности, искажению систем ценностей и другим деструктивным процессам» [6; 75— 76]. Однако все это не дает достаточных оснований предавать поп-психологию «анафеме» (да и какой от этого прок в обществе, где не действуют никакие запреты?). Следует отметить и то, что связь междy научной психологией и поп-психологией не является односторонней: вторая не только потребляет и преподносит обывателю знание, накопленное первой, но и оказывает на нее обратное воздействие. И дело даже не в том, что сейчас немало представителей научной психологии, используя постмодернистское «смягчение» и либерализацию ее стандартов, включают в свои тексты поп-элементы — дабы сделать эти тексты более понятными и интересными и таким образом расширить их аудиторию. Научная психология всегда обладала большой зависимостью от психологии здравого смысла, или житейской психологии, хотя в своем стремлении стать подлинной наукой старалась нивелировать или, по крайней мере, минимизировать ее влияние. Сейчас это влияние во многом представлено зависимостью научной психологии от поп-психологии, представляющей собой одну из главных областей взаимодействия психологии и массового сознания, где наиболее рельефно проявляются потребности общества. Эти потребности вынуждают научную психологию расширять свое исследовательское поле, а так же искать новые формы выражения и репрезентации психологического знания, которое, как уже отмечалось, не может быть транслировано в массовое сознание самой научной психологией. В частности, опыт поп-психологии демонстрирует выраженную потребность «человека с улицы» в психологическом знании, накопленном не только западной, но и восточной наукой, что побуждает западную психологию к ассимиляции восточных психотехник, таких, например, как медитация. История науки демонстрирует, что «постановка проблемы опирается не только на обнаружение неполноты имеющегося знания, но и на некоторое "предзнание" о способе преодоления этой неполноты» [6; 27]. Поп-психология позволяет обнаружить неполноту научного психологического знания, высветить его основные пробелы и определить главные направления их заполнения, вытекающие из потребностей «человека с улицы», с которыми, хочет того научная психология или нет, ей приходится считаться. В этих условиях установка на строгое разграничение, а тем более на конфронтацию с поп-психологией, аналогичная установке в отношении парапсихологии и различных форм мистицизма (в данном случае оправданной), была бы для научной психологии неконструктивной. Более конструктивной представляется ориентация на критическое отношение к поп-психологии как к «миксту» научного и околонаучного знания, а также различных видов эзотерики, анализ ее опыта, в котором отражен современный социальный заказ психологической науке, включая опыт обращения к массовому сознанию. Поп-психология — это не просто околопсихологическая «попса», а важный феномен, в том числе и психологический, современной цивилизации, из изучения которого психологическая наука может почерпнуть немало полезного. Происходящее в психологии принято анализировать в терминах парадигм, хотя не вполне понятно, почему именно дан- ное понятие, рожденное в недрах философии науки, а не другие порожденные ею понятия — исследовательская программа (И. Лакатос), исследовательская традиция (Л. Лаудан) и др., приобрело среди психологов наибольшую популярность. Понятие парадигмы при всех его богатых эвристических возможностях, подтвержденных опытом его применения, имеет ряд существенных ограничений, связанных с тем, что, во-первых, оно позволяет зафиксировать в основном когнитивные, а не социальные составляющие научного познания, во-вторых, разработано для анализа того, что происходит в самой науке, а не в системе ее взаимоотношений с обществом. В результате имеет смысл дополнить его такими понятиями, как социодигма и метадигма [15]11, которые позволяют анализировать более глобальные модели познания, выходящие за пределы самой науки. Исследовательскую (академическую) и практическую психологию целесообразно характеризовать не как разные парадигмы, а как разные социодигмы в психологии — ввиду того, что они, в отличие от куновских парадигм, разрабатываются не единым научным сообществом, а различными локусами психологического сообщества. В такой системе отсчета поп-психология выглядит как самостоятельная — третья — социодигма, являющаяся одним из связующих звеньев между академической и практической психологией и массовым сознанием. Представляется, что эта, относительно новая, социодигма не сводима ни к одной из двух других и, выполняя ряд важных социальных функций, будет становиться все более заметной про- 11 Их введение предполагает дополнение традиционного методологического анализа психологии, в зарубежной литературе обычно относимого к философии психологии, ее социологическим анализом, относимым там к социологии науки. И, как представляется, современный методологический анализ, предполагающий внимание как к когнитивным, так и к социальным компонентам науки, должен быть комплексным — философско-социологическим, что может быть выражено такими понятиями, как, например, социальная методология психологии.
порционально «психологизации» общества и возрастанию его интереса к психологии. Ведь чем более развитой, а значит специализированной и малопонятной дл> обывателя становится та или иная научная дисциплина, тем острее потребность в связующем звене между ними, в роли которого выступает поп-наука. И психология не является исключением. 1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопр. психол. 1996. № 6. С. 25-40. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука (XVTI-XVIII вв.). М.: Наука, 1987. 3. Димитриус Э., Мазарелла М. Как читать человека как книгу. М.: Эксмо, 2006. 4. Зинченко В. П. Трубка Мамардашвили и посох Мандельштама. М.: Новая школа, 1998. 5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. 7. Льюис Д. Язык эффективного общения. М.: Эксмо, 2005. 8. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 9.Профессиональные психологи в России // Социальная реальность. 2006. № 6. С. 61. 10. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: к характеристике феномена // Психол. П. Степанов С. Психологические шпаргалки. М.: Эксмо, 2005. 12. Степанов С. 7 мифов поп-успеха // Мы и мир. Психол. газета. 2005. Январь. С. 12—13. 13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 14. Юревич А.В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 1.С. 79-87. 15. Юревич А.В. Системный кризис психологии// Вопр. психол. 1999. № 2. С. 3-11. 16. Юревич А.В. Теневая наука.ш // Вестн. РАН. 2006. Т. 76. №3. С. 234-241. 17. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford Univ. Press, 1957. 18. Van der Vleist R. Social psychological theory and empirical studies of practical problems // Confron Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|