Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






31 страница. Интересную и практически многообещающую исследовательскую процедуру представляет собой организация тестовой группы




Интересную и практически многообещающую исследовательскую процедуру
представляет собой организация тестовой группы, или группы <листа ожида-
ния>, - т. е. временной группы, составленной из пациентов, ожидающих лечения
в данной клинике. Поведение потенциального пациента терапевтической группы
наблюдают в тестовой группе, а затем, на основе полученных данных, его направ-
ляют в ту или иную терапевтическую группу или такую группу, которая является
объектом исследования. В ходе пробного исследования коллектив ученых сфор-
мировал четыре группы, в каждой из которых было по 15 участников, набранных
из числа ожидающих лечения пациентов, а затем эти группы встречались раз в
неделю в продолжение срока от четырех до восьми недель469. Наблюдатели заме-
тили, что по поведению пациентов в тестовой группе можно было прогнозировать
их последующее поведение в долгосрочной терапевтической группе. Кроме того,
эти исследователи, подобно другим своим коллегам, применявшим групповую
диагностическую процедуру для всех потенциальных пациентов470, обнаружили,
что процедура клинически доброкачественна: группа <листа ожидания> не вызы-
вала у пациентов негативной реакции.

В ходе широко известного исследования, проведенного в 1960г., Маламуд и
Маковер организовывали большие (каждая около 30 человек) группы для пациен-
тов, ожидающих лечения в клинике471. Работу групп наблюдали в течение 15 вы-
сокоструктурированных семинаров, призванных подготовить пациентов к тера-
пии. Такой тип подготовительной группы доказал свою высокую эффективность:

в результате пациенты продержались период ожидания и вышли хорошо подго-

288 Глава 9. Композиция терапевтических групп

топленными к последующей терапии. Что особенно интересно в этом исследова-
нии, это не преимущества состоящего из 15 сессий подготовительного курса-
очевидно, что современные жесткие экономические условия делают такой дли-
тельный период подготовки непрактичным - а скорее тот факт, что, со слов мно-
гих пациентов подготовительных групп, они добились очень высоких результа-
тов; фактически, многие сочли дальнейшее лечение излишним. Так, ненамеренно,
в результате обследования были получены данные, свидетельствующие в пользу
краткосрочной групповой терапии!

Д-Дя npai
ем системы

НЫХ Групп ь

Менее точн]
"их данных
"евтдаетоц
ностных pea
"Роцесс co6i
тадящие от ч
идентифици]
моменты СОЕ
какое впечат.

Следует
взаимоотнощ
ных дружеск:

в этом смыс.
Гарри Стэкод
получить, есл
кали лучших

Пайпер и Марраче, в рамках тщательно разработанного исследовательского
проекта, проводили четыре часовые тренировочные сессии для 30 пациентов,
включенных в <лист ожидания> клиники. Сессии проходили в соответствии с за-
готовленным протоколом, однако в их ходе предоставлялись возможности и для
спонтанного взаимодействия здесь-и-теперь472. Специально обученные наблюда-
тели давали качественную и количественную оценку участию каждого пациента.
Затем исследователи соотносили полученные данные с поведением каждого паци-
ента в течение первых 16 сессий <основной> терапии. Авторы эксперимента про-
демонстрировали, что по поведению в подготовительной группе можно весьма
точно прогнозировать такие важные показатели, как вербальную активность и от-
зывчивость по отношению к другим участникам и ведущему. Позже проект был
продублирован, но в более широких масштабах и с использованием оценок веду-
щего (а не исследователей-наблюдателей)473.

Описанные два проекта - единственные, демонстрирующие прогностичес-
кую ценность наблюдений за поведением в предтерапевтической группе, однако

обследования групп общения настолько богаты данными, подтверждающими участия в rfi
это474, что можно с достаточной степенью уверенности принять гипотезу, соглас- братствах
но которой поведение в подготовительной группе или группе <листа ожидания> мальных ооля
позволяет удовлетворительно прогнозировать последующее групповое поведе- гипа еще жпр-

ние. эольше света
Другой возможный подход к ознакомлению и отбору заключается в симуляште "тоническое с

группового теста. Симуляция группы применяется в социально-психологически?

В ходе однс

исследованиях, с целью достижения эффекта <погружения в среду>. Например рупп была пя
субъекта снабжают наушниками и предлагают прослушать дискуссию группы, ко ысокой степ
торая проходит в смежном помещении, после чего просят описать свою реакциг юй шкале Ла "
на группу, которая фактически является записанной на магнитофон симуляцие ип взаимоотн
группы. Клиницисты не применяли эту технику - примечательное исключени УЯСНИЛОСЬ
составляет видеотест на психологическую ориентированность Макколума, ПаЮй терапии477
пера и Джойса475. Однако неплохим вариантом схемы исследования кажется и( Паудемейкр
пользование (с соответствующего разрешения, разумеется) видеозаписи сесск личностньг
групп пациентов, фильма, сделанного на материале этих сессий или видеопьес! чэтрическим
в которой актеры разыгрывают сессию, следуя сценарию. В различные момеш (ему предтепя
показ фильма прерывается, и пациентов просят описать эмоциональную реакцщ ормации они
поделиться идеями; что, по их мнению, происходит, или высказать предполояитов в группе
ния, что они сказали или сделали бы, если бы находились в группе, у примеры пп

Прогнозирование группового поведения 289

Первичное собеседование,
выявляющее межличностные реакции

Для практикующих психотерапевтов или клиник, вынужденных, под давлени-
ем системы managed care, работать в жестких временных рамках, концепция проб-
ных групп может казаться не более чем заманчивым исследовательским изыском.
Менее точный, но более практически осуществимый метод получения аналогич-
ных данных заключается в проведении собеседования, в процессе которого тера-
певт дает оценку действиям потенциального пациента группы в условиях межлич-
ностных реалий собеседования. Способен ли пациент, например, комментировать
процесс собеседования или понимать и принимать комментарии по процессу, ис-
ходящие от терапевта? Способен ли он ответить <нет> терапевту? Способен ли он
идентифицировать эмоционально значимые (как приятные так и напрягающие)
моменты собеседования? Охотно ли он это делает? Способен ли поделиться тем,
какое впечатление желает произвести на терапевта? Охотно ли он это делает?

Следует детально расспросить пациента о его межличностных и групповых
взаимоотношениях, отношениях с друзьями детства, о самых тесных и длитель-
ных дружеских отношениях, о степени близости с представителями обоих полов.
В этом смысле очень ценны техники проведения собеседования, разработанные
Гарри Стэком Салливаном476. Например, весьма полезную информацию можно
получить, если в процессе разговора о дружеских отношениях осведомиться, как
звали лучших друзей и что с ними стало. Полезно получить детальную историю
участия в формальных и неформальных группах, детских и взрослых компаниях,
братствах, клубах, бандах, командах, о занятии выборных должностей, о нефор-
мальных ролях и статусах. Прогностическая достоверность собеседования такого
типа еще ждет своей оценки, однако, на мой взгляд, оно проливает значительно
больше света на последующее ролевое поведение, чем традиционное первичное
клиническое собеседование.

В ходе одного масштабного исследования результатов работы терапевтических
групп была разработана схема полуструктурированного собеседования, которое с
Высокой степенью достоверности позволяло терапевтам оценивать (по 7-балль-
вой шкале Лайкерта) зрелость пациента в выборе объекта, характерный для него
ип взаимоотношений, зрелость сексуальных отношений. По завершении терапии
ыяснилось, что эти переменные положительно коррелировали с исходом группо-
ой терапии477.

Паудемейкер и Франк описали ориентированное на выявление тенденций в
ежличностных отношениях собеседование, которое, наряду со стандартным пси-
иатрическим собеседованием и психологическим тестированием, входило в их
рему предтерапевтического диагностирования478. На основании собранной ин-
ррмации они делали предположения по поводу последующего поведения паци-

тов в группе, и многие из этих предположений оказались правильными. Приве-

примеры правильных предсказаний: <будет доминировать в группе, обрушивая

299 Глава 9. Композиция терапевтических групп

на неё потоки речей и советов>; <будет иметь значительные трудности в выраже-
нии чувств, но в то же время испытывать навязчивое желание угодить доктору и
другим участникам>; <будет обходительным и социально умелым, проявит тен-
денцию искать внимания врача, одновременно игнорируя других участников груп-
пы>; <будет руководствоваться установкой "поживем-увидим">; или <займет сар-
кастическую, высокомерную позицию типа "ну-ка давай, покажи мне" и проявит
нежелание обсуждать свои проблемы>.

Резюме

Подводя итог, можно сказать, что прогнозирование определенных, основопо-
лагающих параметров последующего группового поведения на основании инфор-
мации, собранной в ходе предтерапевтической диагностической процедуры, ви-
дится возможным. Из всех методов прогнозирования традиционное первичное
индивидуальное собеседование, ориентированное на установление диагноза, ка-
жется наименее достоверным - и в то же время именно его наиболее широко при-
меняют. Поведение индивидуума в группе будет варьироваться в зависимости от
его внутренних психологических потребностей, способа их выражения, а также
задачи, межличностной композиции и норм социального окружения. Однако об-
щий принцип остается неизменным и заключается в следующем: чем ближе к фак-
тической групповой ситуации условия и процедура первичного диагностирования,
тем точнее прогноз будущего поведения пациента. Клинический метод, который
можно считать в этом смысле наиболее многообещающим, заключается в наблю-
дении за пациентом в группе <листа ожидания>. Если условия не позволяют при-
менять этот метод, я рекомендую терапевтам модифицировать первичное собесе-
дование таким образом, чтобы сфокусировать свое внимание и внимание пациен-
та на том, как он строит межличностные взаимодействия.

ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ГРУППЫ

Возвращаясь к центральному вопросу: при наличии идеальных обстоя-
тельств - большого числа пациентов, обратившихся за лечением, наличии вре-
мени и изобилии информации, на основании которой можно прогнозировать пове-
дение, - как составлять группу?

Пожалуй, причина довольно слабого интереса к прогнозированию последую-
щего группового поведения кроется в том, что наши знания в области композиции
группы пребывают в зачаточном состоянии. Для чего, в самом деле, тратить энер-
гию на оттачивание инструментов прогнозирования группового поведения, если
мы не знаем, как полученную информацию использовать? Хотя большинство кли-
ницистов ощущают, что композиция группы оказывает глубокое влияние на ее ха-
рактер, фактический механизм этого влияния ускользает от понимания. Я имел

Принципы композиции группы 291

возможность пристально наблюдать за зачатием, рождением и развитием более
чем 150 терапевтических групп - моих собственных и моих студентов - и меня
вновь и вновь повергал в изумление факт, что одни группы <скрепляются> сразу
же, другие медленно, в то время как третьи мучительно спотыкаются, меняют
участников и возникают как рабочие группы только после нескольких циклов от-
сева участников и включения новых. И у меня сложилось впечатление, что форми-
руется группа как целостная формация или нет - лишь частично зависит от ком-
петентности терапевта, прилагаемых им усилий или числа хороших пациентов в
группе. Скорее ключевым фактором является некое, трудно поддающееся опреде-
лению, сочетание участников.

Много лет назад я приобрел клинический опыт, который очень ясно продемон-
стрировал этот принцип. Мне предстояло вести шестимесячную эксперименталь-
ную группу для работников психиатрических клиник и психологических консуль-
таций, все ее участники имели одинаковую квалификацию и были приблизитель-
но одного возраста. На первое собрание явилось более 20 участников - слишком
много для одной группы. Мы решили, что мне следует вести две группы, однако
никак не могли определиться с вопросом распределения участников. В конце кон-
цов участники пришли к решению просто наугад двигаться по комнате в течение
пяти минут, а в конце этого времени каждый окажется в той или иной половине
комнаты. Собрания обеих групп длились по полтора часа, одна группа непосред-
ственно следовала за второй.

Хотя на поверхностный взгляд могло показаться, что состав групп примерно
одинаков, однако тонкое сочетание личностей привело к разительному отличию
характеров групп. Разница бросилась в глаза уже на первом собрании и сохраня-
лась на протяжении всей жизни обеих групп.

Одна группа заняла крайне зависимую позицию. На первое собрание я явился
на костылях и с загипсованной ногой, потому что во время игры в футбол повре-
дил колено. Группа не задала ни одного вопроса о моем состоянии. Участники
даже не расположили стулья кружком по своей собственной инициативе. (Не за-
бывайте, что все они были профессиональными психотерапевтами, а большин-
ство вели группы!) Они спрашивали моего разрешения, когда хотели открыть окно
или закрыть дверь. Большая часть жизни группы прошла в анализе страха, кото-
рый я у них вызываю, дистанции между мной и участниками, моей отстраненнос-
ти и холодности.

В тот же самый день в другой группе, не успел я войти в дверь, как несколько
участников встретили меня восклицанием: <Дружище, что с твоей ногой?> Группа
немедленно включилась в напряженную работу, и каждый участник конструктив-
но использовал свои профессиональные навыки. Основное ощущение, которое я
испытал во второй группе, было ощущение собственной ненужности для ее рабо-
ты, и только со значительным усилием мне удалось привлечь внимание участни-
ков к их неуважению ко мне.

Так что, без сомнения, композиция групп оказала решительное влияние на по-
следующую работу. Если бы группы были постоянно действующими, а не с огра-
ниченным (16 сессий) сроком работы, то, возможно, в итоге разница обстановки и

292 Глава 9. Композиция терапевтических групп

не сказалась бы на воздействии, оказываемом группой на каждого из своих участ-
ников. Однако за имевшийся в распоряжении короткий срок стало ясно, что ат-
мосфера в первой группе становится все более напряженной, ее участники утра-
чивают профессиональные навыки и навыки общения и чувствуют себя все более
и более скованными. Из-за более узкого диапазона своего группового опыта они
меньше узнали о самих себе.

Аналогичный пример можно почерпнуть из исследования групп, проведенного
Либерманом, Яломом и Майлзом479. Две группы, составленные методом случай-
ного подбора, имели общего ведущего - магнитофонную запись (Encounterttape
Program), - который на каждой сессии давал детальные инструкции, объясняя,
что делать. Всего лишь спустя два собрания развились две очень различные куль-
туры. Одна группа зависимо повиновалась магнитофонным инструкциям и добро-
совестно выполняла предписанные упражнения. Вторая усвоила по отношению к
ведущему неуважительный тон, вскоре его прозвали <Джорджем>. Отпускать шу-
точки по поводу записи было любимым занятием участников. Например, как-то,
когда магнитофонная запись давала группе очередные наставления, один из участ-
ников ехидно заметил: <Прекрасная идея, Джордж!> Не только культура была раз-
ной в этих краткосрочных группах - различным был и результат терапии. (По
завершении 30-часового-10 собраний-периода групповой работы, вторая
группа демонстрировала заметно более высокие результаты.)

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что состав группы
влияет на атмосферу и характер протекания терапевтического процесса. Но мы
по-прежнему очень далеки от заключения, что данный метод Х более эффективен
в подборе группы, чем метод У. Проблема, разумеется, кроется в оценке эффектив-
ности. Исследования результатов групповой терапии грубы, и не проводилось ни
одного строгого исследования взаимосвязи между составом группы и окончатель-
ным критерием: исходом терапии. Поэтому нам остается лишь полагаться на не-
систематические клинические наблюдения и исследования, которые, хотя и име-
ют отношение к композиции, однако делаются не в клинических условиях.

Клинические наблюдения

К впечатлениям клиницистов относительно эффектов композиции группы надо
подходить с осторожностью. Отсутствие единой терминологии, применяемой для
описания поведения, проблемы оценки результатов, теоретические пристрастия
терапевтов и небольшое количество групп, которые в состоянии вести каждый те-
рапевт, - все это ограничивает ценность клинических впечатлений в области ком-
позиции группы.

По-видимому, многие клиницисты ощущают, что гетерогенные группы имеют
преимущество перед гомогенными, когда дело касается долгосрочной интенсив-
ной динамической терапии490. С другой стороны, гомогенные группы обладают
множеством преимуществ в том случае, если терапевт желает оказать поддержку

Принципы композиции группы 293

или дать симптоматическое облегчение в сжатые сроки. Они часто эффективны
для индивидуумов, которые жалуются на какой-то один симптом или для пациен-
тов-нонконформистов. Гомогенные группы скорее объединяются, в них выше спло-
ченность, они предлагают участникам группы незамедлительную поддержку, в
них выше посещаемость, они менее конфликтны и дают более быстрое облегче-
ние симптомов. Тем не менее, по убеждению многих клиницистов, они не подхо-
дят для долгосрочной терапевтической работы, цель которой - личностные изме-
нения. Гомогенная группа, по контрасту с гетерогенной, имеет тенденцию оста-
ваться на поверхностном уровне и менее эффективна, когда дело касается измене-
ния структуры характера.

Неясность становится еще больше, когда мы задаемся вопросами: <Гомогенная
по какому признаку?>, <Гетерогенная по какому признаку?>, <По возрасту? Полу?
Симптомокомплексу? Семейному положению? Образованию? Социоэкономиче-
скому статусу? Вербальным навыкам? Психосексуальному развитию? Психиатри-
ческим диагностическим категориям? Межличностным потребностям?> Какие
переменные являются критическими? Если группа состоит из женщин с булими-
ей, то является ли она гомогенной - по признаку общего симптома, или гетеро-
генной - из-за широкого спектра представленных среди участников личностных
особенностей?

Витакер и Либерман наводят в этом вопросе некоторую ясность, предлагая те-
рапевту стремиться к достижению максимальной гетерогенности в конфликтных
областях и паттернов совладания пациентов, и в то же время к гомогенности в
степени уязвимости пациентов и их способности переносить тревогу4. Напри-
мер, эти исследователи утверждают, что гомогенная группа индивидуумов с серь-
езными конфликтами в сфере враждебности, которые они пытались решать по-
средством отрицания, вряд ли может принести пациентам терапевтическую пользу.
Однако группа с широким диапазоном уязвимости (диапазон уязвимости - харак-
теристика, которую вольно определяют как силу это) пациентов также будет отста-
вать в своем развитии, хоть и по другим причинам: самый уязвимый участник бу-
дет сдерживать группу, а группа станет очень сковывать менее уязвимых участни-
ков. В том же духе Фаулкс и Энтони предлагают для получения терапевтически
эффективной группы включать пациентов с разнообразными диагнозами и рас-
стройствами. Чем больше разрыв между полярными типами, тем выше терапевти-
ческий потенциал - если только группа в состоянии выдержать этот разрыв482.

Из этих клинических наблюдений вытекает правило, согласно которому, если
мы хотим добиться терапевтического изменения, то между пациентом и межлич-
ностной культурой группы должна существовать некоторая степень несовмести-
мости. Данный принцип - что перемене предшествует состояние диссонанса
или неконгруэнтности - подкрепляется значительным объемом данных социаль-
но-психологических исследований, и к нему я еще вернусь. Но если у пациен-

Имеются в виду устойчивые, не всегда осознаваемые стереотипы реакций на сложные ситуа-
ции. (Примеч. науч. ред.}

294 Глава 9. Композиция терапевтических групп

тов - участников группы отсутствует адекватная сила это, то диссонанс не при-
несет им пользы. Следовательно, правило, которое сослужит клиницистам хоро-
шую службу, звучит так: гетерогенность в конфликтных областях и гомогенность
в силе эго.

Однако гетерогенность не следует поддерживать ценой создания отщепенцев.
Подумайте, например, о возрастном параметре: если в группе молодых взрослых
присутствует один 60-летний человек, то он может предпочесть (или его вынудят)
персонифицировать старшее поколение. В результате воспринимают уже не само-
го пациента, а стереотип (то же самое относится и к более молодым пациентам), и
необходимые межличностные честность и близость не возникают. Аналогичная
ситуация может возникнуть в группе для взрослых пациентов с <затесавшимся> в
нее одним-единственным подростком, который берет на себя роль неуправляемо-
го тинэйджера. И все же большой возрастной разброс в группе обладает своими
преимуществами. В большинстве моих амбулаторных групп возраст пациентов
варьируется от 25 до 65. Проработка отношений с другими участниками помогает
им разобраться в своих прошлых, настоящих и будущих отношениях с более ши-
роким контингентом значимых для них людей: родителей, сверстников и детей.

Возможный способ решить проблему гетерогенности без создания изолирован-
ных участников - подбирать пациентов <по парам>. Один групповой психотера-
певт выдвинул принцип <Ноева ковчега>, согласно которому каждому пациенту
подбирается напарник приблизительно того же возраста, статуса, психологиче-
ского состояния и т. д.483 Другой предлагает композиционную методику группово-
го равновесия, когда терапевт стремится к достижению в группе равновесия по
таким параметрам, как перенос по отношению к психотерапевту; контрперенос;

пассивная агрессивность; способность выражать аффект, способность к инсайту
или интроспекции; гомосексуальность-гетеросексуальность; сила эго484.

Применение концепции гетерогенности, даже в ее <парном> или <уравнове-
шивающем> варианте, все же имеет свои ограничения. Например, если в группе
имеет место экстремальный возрастной разброс, то связанные с определенным
периодом жизни проблемы одних пациентов столь чужды другим, что это вредит
сплоченности. Пожилые люди, озабоченные снижением жизненной активности и
постепенным отрывом от жизни, иногда безнадежно далеки от старших подрост-
ков и молодых взрослых, пребывающих в разгаре острых кризисов идентично-
сти.

Некоторые психотерапевты в своем подходе к композиции группы руководству-
ются концепцией ролевой гетерогенности485. Основной вопрос, которым они зада-
ются при включении в группу нового участника, звучит так: <Какая роль вакантна
в группе?> По их мнению, терапевт должен стремиться расширять ролевой репер-
туар группы, чтобы таким образом добиться большей взаимодополняемости ро-
лей. Теоретически подобная ориентация кажется желаемой. Но на практике дан-
ная концепция страдает недостатком ясности. Предлагается чрезвычайно широ-
кий ассортимент ролей в терапевтической группе: лидер по выполнению задачи,
социально-эмоциональный лидер, провокатор, помощник доктора, отвергающий
помощь нытик, самодовольный моралист, звезда, лидер борьбы/бегства, лидер за-

Принципы композиции группы 29S

висимости, лидер соединения в пары, групповой истерик, лидер технического ис-
полнения, социальный секретарь, <столп> группы, критик группы, романтик груп-
пы, поборник демократии, следящий за временем, агрессивный самец, поборник
честности, общительный, структурирующий, заблудший, осторожный, тщатель-
ный аналитик, невинный, козел отпущения, интеллектуализирующий, дитя, пури-
танин, воссоздатель единства486.

Можно ли произвольно и безгранично расширять список, перечисляя сочета-
ния особенностей поведения? Или имеется некий набор фиксированных ролей,
которые неизменны от группы к группе и которые участники вынуждены играть?
До тех пор пока мы не владеем четкой информацией, на основании которой могли
бы ответить на поставленные вопросы, спрашивать: <Какая ролевая вакансия в
группе свободна?> не имеет смысла. В разработке эффективного подхода к компо-
зиции группы это ничем не поможет.

Одно последнее клиническое наблюдение. В качестве супервизора и исследо-
вателя я имел возможность пристально наблюдать за протеканием полного 30-ме-
сячного курса амбулаторной группы, которую вели двое компетентных психиат-
ров-интернов. Группу составляли семеро участников, все в возрасте между 20 и
30 годами, шестеро из которых подпадали под категорию шизоидных личностей.
Одну пациентку, значительно отличавшуюся от большинства, с пассивно-агрес-
сивными чертами личности и с фобиями, взаимодействие в группе испугало, и
после пяти месяцев она бросила терапию. Другого пациента через год призвали в
армию. В качестве замены были введены два новых пациента.

Самой поразительной особенностью этой гомогенной шизоидной группы была
ее феноменальная безжизненность. Все, связанное с собраниями группы, магни-
тофонными записями сессий, письменными резюме и супервизорскими сессиями,
казалось лишенным всяких эмоций и застывшим. Часто создавалось впечатление,
что не происходит абсолютно ничего: не наблюдалось различимого прогресса ни
у отдельных индивидуумов, ни в группе в целом. И тем не менее посещаемость
была близка к идеальной, а сплоченность группы исключительно высокой. Мно-
гие амбулаторные группы в Стэнфордской амбулаторной клинике входили в число
объектов исследования, одна из задач которого заключалась в оценке групповой
сплоченности487. Описываемая гомогенная шизоидная группа набирала по показа-
телю сплоченности более высокие баллы, чем любая другая группа (оценка произ-
водилась с помощью анкет). Поскольку в тот период времени все пациенты групп
Стэнфордской клиники становились объектами исследования, посвященного
оценке результатов терапии488, имелась возможность тщательно оценить и изме-
рить прогресс группы в конце одного года и затем опять - на 30-м месяце тера-
пии. Пациенты этой группы, как изначально входившие в нее, так и включенные в
качестве замены, достигли необычайно высоких результатов и существенной ха-
рактерологической перемены, так же как и полной симптоматической ремиссии.
Фактически, лишь немногие из групп, которые мне довелось изучать, достигли
сравнимо высоких результатов. Случай с этой группой произвел на меня глубокое
впечатление и заставил изменить взгляды на композицию группы. С тех пор я при-
даю большое значение стабильности группы, посещаемости и сплоченности.

296 Глава 9. Композиция терапевтических групп

Хотя в теории я согласен с концепцией композиции группы на основе разнооб-
разия межличностных стрессов и потребностей ее участников, в то же время мне
кажется, что практически такая постановка вопроса выглядит несколько надуман-
ной. Учитывая ограниченную прогностическую ценность наших традиционных
отборочно-ознакомительных собеседований, не исключено, что мы обманываем
сами себя, полагая, что можем достичь того тонкого баланса и взаимодополняемо-
сти личностей, которые необходимы, чтобы оказать существенное влияние на
функционирование группы. Например, хотя шестерым из семерых пациентов в
группе, о которой я только что рассказал, был выставлен диагноз шизоидных лич-
ностей, между ними было гораздо больше различий, чем сходства. Эта, на первый
взгляд, гомогенная группа, вопреки заключению клиницистов, не осталась на по-
верхностном уровне и произвела в своих участниках значительные личностные
изменения. Хотя взаимодействие казалось вялым и терапевтам, и исследователям,
оно вовсе не казалось таковым пациентам. Ни один из них никогда не имел близ-
ких отношений, и многие из их признаний, при всей своей объективной неприме-
чательности, были субъективно-волнующими и сделанными в самый первый раз.
Хотя я изучал многие так называемые гомогенные группы (предназначенные для
больных язвенной болезнью, переживших инцест, жен, страдающих от побоев
мужей, больных кожными заболеваниями, женщин с ожирением, родителей мало-
летних правонарушителей), которые так и не перешагнули границу, за которой
общение перестает быть поверхностным, все же у меня складывалось впечатле-
ние, что причиной этому была не их гомогенность, а неудачный подбор ведущих и
сковывающая групповая культура, которую они формировали. Когда стержнем
объединения индивидуумов становится общий симптом или проблемы их детей,
генерируются мощные негласные сигналы, которые способствуют выработке норм
скованности, поискам сходства, поглощению индивидуальности групповой сре-
дой и разочарованию в самораскрытии и межличностной честности. Нормы, как я
показал в главе 5, будучи раз установленными, имеют тенденцию к самозакрепле-
нию и с трудом поддаются модификации.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных