Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Катарсис посредством эмоциональной абреакции




Несомненно, что работа в Гештальте обычно происходит с опорой на всю совокупность телесных ощущений, возникающих здесь и теперь, но часто напоминающих о сценах из прошлого, которые всплывают на поверхность и вновь переживаются уже в настоящем.

Если в психоанализе актуальную эмоцию может вызвать вербализованное воспоминание, то в Гештальте эмоция, ведущая к воспоминанию, возникает через актуальное телесное ощущение:

Робер: — Я ощущаю давление на грудь...

Терапевт: ~ Сохраняй это впечатление... Усиль его... Опиши его.

P.: — Я чувствую себя раздавленным... Я задыхаюсь... У меня чувство бессилия... Мне страшно...

Т.: — Попытайся закрыть глаза... Сохраняй это ощущение давления, усиль это чувство...

(Робер закрывает глаза; у него учащается дыхание; можно подумать, что он задыхается; у него напрягаются руки, пальцы...)

Р.:—Я задыхаюсь... Я больше не могу дышать—как при астматическом приступе...

Т.: — Откройся ощущениям... не стремись пока к пониманию... Не мешай своему телу, рукам...

(Его руки, словно на ощупь, исследуют окружающее пространство.)

P.: — Я задыхаюсь... Мне страшно... Я в темноте... Я словно закрыт в карцере... Когда я был маленьким, моя мать часто закрывала меня в карцере, когда я делал глупости. Однажды, мне было тогда примерно шесть лет, она меня там забыла — или оставила сознательно — на целую ночь...

Т.: — Говори в настоящем: сейчас тебе шесть лет, ты — там, в темном карцере, совсем один... и ты задыхаешься...

P.: —Да... Мне страшно... Я всеми брошен (вздох)... Я сейчас умру...

Т.: — Тебе все еще шесть лет... Скажи все это прямо своей матери: «Мама, я умираю, не бросай меня...»

P.: — (кричит) — Мама! Где ты? Выпусти меня! Я задыхаюсь! Я задыхаюсь!.. Я умру!..

Т.: — Громче! Не бойся кричать... Позови ее еще раз, если тебе хочется... Говори ей все, что приходит тебе в голову...

(Далее следует долгая, примерно получасовая, работа по «повторному проживанию» травматической ситуации детства и других связанных с ней эпизодов.)

В действительности — так же, как и в психоанализе — нам не столь важно, какими будут воспоминания — точными или изменившимися: важно то, что ситуация проживается с эмоциональной интенсивностью, достаточной для того, чтобы пробудить подавленные тревоги, которые ассоциируются с актуальными телесными ощущениями ( См. в главе 10 наши гипотезы о влиянии эмоций на лимбические структуры головного мозга).

Сам Фрейд в 1893 году, когда он еще не был напуган теми катарсическими реакциями у своих клиентов, которыми он не умел управлять, заявлял: «Оживление травматического воспоминания становится целебным только тогда, когда оно сопровождается эмоциями', ибо суть катарсического эффекта заключается в аффективной абреакции».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных