ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины. Калининград Криминалистика: Методические рекомендации и планы семинарских-практических занятий / Авт.- состКалининград
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4 2.Тематический план…………………………………………………………..……...9 3.Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………12 4.Тематическое содержание семинарских, практических занятий…………………87 5.Вопросы к зачету и экзамену……………….…….………………………………101 6.Литература.……..………………………………………………………………....104 7.Словарь терминов (глоссарий)………………….……………………………..…107
Государственный образовательный стандарт специальности «Юриспруденция»: Криминалистика Понятие, предмет, методы криминалистики, криминалистическая идентификация и диагностика, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, следственные ситуации, версии, дактилоскопия, трасология, габитология, судебная баллистика, судебная фотография, судебная видеозапись, почерковедение, техническое исследование документов, автороведение, организация и планирование расследования, взаимодействие при расследовании преступлений, использование специальных познаний при расследовании преступлений, Тактика осмотра места происшествия, освидетельствования, обыска, выемки, допроса, очной ставки, задержания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, методика расследования отдельных видов и групп преступлений, частные методики расследования. 1.Пояснительная записка: Степень подготовленности выпускника юридических факультетов университетов к работе в полиции, прокуратуре, суде, адвокатуре в значительной степени зависит от того, как было поставлено преподавание криминалистики. Студенты обязаны в совершенстве владеть научными методами и средствами, которые позволяют раскрывать преступления, как бы тщательно они не были завуалированы, разоблачать преступников, как бы они ни маскировались. Криминалистика (от лат. crimen - преступление, criminalis - преступный)- динамично развивающаяся наука, чутко реагирующая на современные достижения других областей науки и техники и вбирающая в себя все, что может способствовать разработке новых средств, приемов и методов раскрытия и расследования преступлений. Сам термин «криминалистика» был предложен Г. Гроссом в 1897 г. С момента своего зарождения криминалистика была предназначена ее основателем Г. Гроссом для того, чтобы сделать деятельность по раскрытию и расследованию преступлений наиболее оптимальной, научно-продуманной и технически оснащенной. В направлении решения этой главной задачи отечественная криминалистика развивалась с самого начала своего возникновения и развивается до сих пор. Таким образом, общей и основной задачей криминалистики является содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью своими специфическими средствами и силами. В развитии отечественной криминалистики общепринято выделять три этапа: этап ее становления и накопления эмпирического материала (конец XIX в. - 1930-е годы XX в.), этап формирования частных криминалистических теорий (конец 1930-х - конец 1960-х годов) и, наконец, с конца 1960-х годов - этап формирования общей теории криминалистики и дальнейшего развития ее частных теорий. Первый отечественный учебник криминалистики для юридических вузов в двух книгах вышел в 1935-1936. До войны вышел и второй учебник также в двух книгах - в 1938-1939. С конца 90-х гг. прошлого века до настоящего времени в криминалистической литературе проводится четкая грань между объектом и предметом криминалистики. В настоящее время большинство ученых совершенно справедливо в криминалистике выделяют два объекта. В качестве одного из объектов познания науки криминалистики выделяют преступную (криминальную) деятельность лиц, подготавливающих, совершающих и скрывающих свои общественно опасные деяния, а в качестве другого - выделяют судебно-следственную практику или деятельность, которую все чаще называют криминалистической, по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Таким образом, криминалистика- область специфических научных знаний о преступной деятельности и ее антиподе - деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Выявляя закономерности этих видов деятельности, на базе их познания криминалистика разрабатывает средства и методы борьбы с преступностью. Предмет криминалистики составляет совокупность объективных закономерностей, познание которых необходимо для успешного расследования и предотвращения преступлений. А именно, закономерности: 1. механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках, 2. собирания, исследования, оценки и использования доказательств, 3. применениятехнических средств, тактических и методических рекомендаций при расследовании и предотвращении преступлений. Таким образом, криминалистика – это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках; закономерностях собирания и исследования доказательств, и, разрабатывающая на познании данных закономерностей технические средства, тактические и методические рекомендации расследования и предотвращения преступлений. Криминалистика как никакая другая наука, своими знаниями обеспечивает надлежащий уровень квалификации будущих практических работников. Основная цель преподавания криминалистики как учебной дисциплины: сформировать у студентов систему криминалистических знаний о преступлении и преступной деятельности, методах и средствах раскрытия и расследования преступных посягательств. Достижение указанной цели возможно за счет решения следующих задач: 1. овладение знаниями в соответствии с требованиями программы курса; 2. формирование навыков криминалистического мышления; 3. выработку умения быстро раскрывать и расследовать преступления, проводить эмпирические исследования. Основная задача изучения криминалистики заключается в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний о специальных приемах, методах и средствах сбора, фиксации, исследования и использования доказательств в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Достижение указанной цели и решение поставленных задач достигается путем проведения лекций и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельного изучения студентами отдельных тем и необходимых источников. Криминалистическая наука тесно связана с другими науками уголовно-правового комплекса, способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминологии и других юридических дисциплин. При изучении данного предмета следует использовать рекомендованную литературу, современные публикации по криминалистической проблематике, журнальные статьи и газетный материал, законодательные акты, ведомственные нормативные документы. При изучении особое внимание следует обращать на специальные криминалистические термины, понятия и определения. Учебно-методический комплекс составлен по темам, предусмотренным государственным стандартом по дисциплине «Криминалистика» для юридических вузов и содержит разделы: общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика). К каждому разделу имеются методические указания по его изучению. Каждый раздел разбит на темы. Материал по каждой теме изложен в краткой форме и призван не подменять собой содержание лекций, учебников и другой литературы, а лишь ориентировать студентов в направлениях самостоятельной работы, в основных положениях изучаемой темы, подлежащих более глубокому изучению. Лекции несут проблемный или обзорно-консультативный характер (первая лекция установочная, остальные читаются полностью по всем разделам курса) и широко освещают не только основы учебой дисциплины, но и новое в законотворчестве и практике раскрытия и расследования преступлений, то семинары проводятся в учебных группах по основным и наиболее сложным темам с целью углублённого изучения студентами теоретических вопросов и привития им навыков научного анализа правовых явлений. На практических занятиях отрабатывается умение: провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике работы лиц, производящих расследование, принять обоснованное и тактически грамотное решение, а также правильно спланировать свои действия на том или ином этапе расследования. На семинарских и практических занятиях уместны дискуссии, обмен мнениями, анализ допускаемых на практике нарушений. Преподаватель может на основе своих знаний и опыта смоделировать практическую ситуацию и предложить студентам попробовать найти правильное решение. Для успешного проведения занятий необходима тщательная предварительная подготовка студентов к ним. Для этого необходимо основательно изучить материал соответствующего раздела учебника, а также ознакомиться с учебными пособиями, указанными в списке литературы в данной программе, использовать материал, полученный на лекциях по курсу «Криминалистика». Важно определить наиболее сложные вопросы темы, посмотреть для их усвоения дополнительный библиографический материал. К каждой теме приведены контрольные вопросы и список литературы для подготовки к зачету и экзамену, семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинарскому занятию, студент должен определить примерный объем темы, выделить наиболее сложные вопросы и посмотреть по ним дополнительный материал, ознакомиться с перечнем законодательных актов и литературных источников в целом по всей теме. При решении задач по данной дисциплине студент должен выработать свою линию, умело, используя нормы необходимых в данном случае законов. Если возникают сомнения, студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю. Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в изучении учебного материала. Они проходят регулярно и носят индивидуальный характер. Серьезная форма изучения криминалистики - самостоятельная работа студентов с нормативными и литературными источниками, а также методическими указаниями и выполнение, по результатам их изучения, устных и письменных работ. Формами текущего контроля за самостоятельной работой студентов являются проверки 1. грамотности написания фрагментов протоколов описания следов и иных объектов, 2. составления протоколов следственного действия с учетом тактических особенностей последних и иных документов, 3. подготовки докладов согласно планам проведения семинаров. Для студентов, которых особенно заинтересовал тот или иной вопрос курса, предусмотрена такая форма научного исследования как курсовая или дипломная работа. Исследование в форме курсовой или дипломной работы проводится под руководством преподавателя. В учебно-методическом комплексе изложена примерная тематика курсовых и дипломных работ и методические указания по их выполнению. Кроме того, примерный перечень тем имеется на кафедре. Студент, посоветовавшись с преподавателем, может выбрать одну из предложенных тем, разработав затем план самостоятельного исследования, определив вместе с преподавателем сроки выполнения работы. По темам малоразработанным в науке, либо представляющим определенные трудности при реализации на практике, студентами могут быть подготовлены научные рефераты, руководство которыми осуществляет преподаватель. Лучшие работы могут быть представлены на ежегодной весенней научно-практической конференции студентов, а также конференциях внешних ВУЗов. Итоговым контролем является экзамен. Его цель - проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении повседневных ситуаций, возникающих в работе лиц, производящих раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Данный комплекс завершается списком вопросов к зачету и экзамену. Первой задачей изучение дисциплины является практическое освоение криминалистических средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений. В этой связи необходимо показать ведущую роль криминалистики в работе с информацией о событии преступления. Учащиеся должны усвоить, что знание криминалистики и умелое использование ее возможностей является непременным условием профессиональной подготовки. Вторая, не менее ответственная задача состоит в том, чтобы научить учащихся правильно распознавать по следам и другим последствиям преступления личность и характер преступника, умело использовать криминалистически значимую информацию в его розыске и установлении состава преступления. Третья задача - овладение тактическими приемами производства следственного осмотра, обыска, допроса, иных следственных действий, а также методикой расследования отдельных видов преступлений. Изучив раздел I. слушатели должны знать: 1. предмет, систему, задачи и методы советской криминалистики; 2. теоретические основы криминалистической идентификации и диагностики, установления групповой принадлежности в криминалистике. Уметь: 1. использовать теоретические знания раздела; 2. владеть и применять в практической деятельности методику криминалистической идентификации, диагностики и установления групповой принадлежности. Изучив раздел II. слушатели должны знать: 1. современные технические средства, используемые подразделениями органов внутренних дел в процессе раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; 2. классификацию признаков внешнего облика человека; 3. механизм образования и классификацию следов; 4. методы и способы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов; 5. характеристику и классификацию огнестрельного и холодного оружия, следов его применения; 6. способы подделки документов; 7. основные положения криминалистического исследования рукописных и машинописных текстов, методы технико-криминалистического исследования документов; 8. систему и виды криминалистической регистрации (криминалистических учетов). Уметь: 1. владеть всеми технико-криминалистическими средствами и приемами обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и преступника; предотвращения преступлений; фиксации хода и результатов следственных действий; 2. обнаруживать, осматривать, фиксировать и изымать различные следы преступлений и преступника, вещественные доказательства, описывать их в протоколе следственного действия и эффективно использовать в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений; 3. описывать человека по методу "словесного портрета", составлять ориентировки для розыска лиц, пропавших без вести или совершивших преступления, а также неопознанных трупов; 4. выявлять признаки подделки документов, использовать признаки почерка и письменной речи для установления личности исполнителя документа; 5. пользоваться всеми видами криминалистических учетов. Изучив раздел III. слушатели должны знать: 1. общие положения и задачи криминалистическойтактики; 2. понятие и виды криминалистических версий; 3. понятие, значение и виды планирования расследования преступлений; 4. тактические и организационные основы производства отдельных следственных действий. Уметь: 1. выдвигать криминалистические версии и осуществлять их проверку; 2. использовать тактические приемы при производстве отдельных следственных действий; 3. подготавливать, планировать, организовывать и проводить следственные действия; 4. фиксировать ход и результаты следственных действий, в том числе и с использованием технико-криминалистических и иных средств. Изучив раздел IV, слушатели должны знать: 1. систему и задачи криминалистической методики; 2. понятие, структуру криминалистической характеристики преступления и ее значение: 3. методику планирования и организацию расследования отдельных видов преступления. Уметь: 1. давать криминалистическую характеристику отдельным видам преступлений; 2. выдвигать и планировать проверку следственных версий по отдельным видам преступлений, планировать расследование; 3. использовать современные достижения психологии, криминологии, социологии при организации расследования преступления; 4. выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления и принимать меры к их предотвращению. Тематический план
Методические рекомендации по изучению дисциплины Действующая программа курса криминалистики включает: “Предмет, система, задачи и методы криминалистики”, “Криминалистическая идентификация и установление групповой принадлежности”, “История криминалистики, ее возникновение, развитие и современное состояние”, “Криминалистическая техника”, “Криминалистическая тактика” и “Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступления”. Внимательное ознакомление студентов с программой - важное условие успешного освоения ими курса криминалистики. Она дает полное представление о курсе в целом - его предмете и системе, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала. Изучение курса криминалистики должно быть тесно увязано с задачами укрепления законности и правопорядка, бескомпромиссной борьбы с преступностью. Студентам рекомендуются новые учебники: Криминалистика/Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юрист,2011; Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования/Под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. - М.: Новый юрист, 2007; Криминалистика/Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юрид. лит., 1993; Белкин Р.С. Криминалистика: Проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. - М.: Юрид. лит., 1987; Успех изучения курса криминалистики во многом зависит от того, насколько систематически и регулярно студент работает над учебным материалом. Теоретический материал необходимо усваивать не отвлеченно, а в неразрывной связи с практикой, опытом работы органов дознания, следствия и суда, с задачами правоохранительных органов на современном этапе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|