ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Динамика и статика в костюме. Понятие ритмаДинамика и статика композиции, как термины, были введены в лексикон художников-прикладников в начале XX века в связи с первыми попытками научного обоснования проектной деятельности и зарождением дизайна в нашей стране.
Ритм в композиции задаётся дроблением композиционного поля
· Дробление (членение) композиционного поля определяется как
а. Горизонтальное б. Вертикальное в. Диагональное
· Дробление (членение) композиционного поля характеризуется
Свойствами Средствами (какое?) (как?) Ритм Пропорция Рисунок 1 – Выбор ритма структур в системе пропорционирования Ритм (греч. rhythmos – происходящее с определенной последовательностью) – как средство композиции способствует приданию ясности, четкости и стройности любому эстетическому объекту, созданному природой или человеческими руками: ü в музыке, танце, поэзии – закономерное чередование звуков, движений и слов в определенном порядке, ü в оформлении товаров – порядок размещения элементов в рисунке, ü в тканях – размещение рисунка внутри раппорта, ü в пространственном формотворчестве (архитектура, скульптура, костюм) – создается чередованием материальных элементов в пространстве и в границах композиционного поля, ü в текстильном рисунке выражается повторяемостью элементов орнамента.
На ритме в костюме строятся: · Складки, драпировки, фалды, воланы, сборки; · Отделка кантом, защипами, буфами, оборками, строчками стёжкой, вышивкой, бахромой, стеклярусом; · Застёжки на пуговицы, кнопки, разнообразную фурнитуру, молнии, завязки, банты, резинки; · Рельефы, подрезы, вытачки, кокетки; · Ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани; · Ритмические повторы слоёв ткани.
Рисунок 2 – Ритмы формы и силуэта
Рисунок 3 – Ритмы структур Рисунок 4 – Ритмы отделочных деталей
Ритм Ритм Метр Темп
- Пропорционально- - Простой - Медленный последовательный - Простые - Умеренный - Радиально-лучевой (неподвижные) - Быстрый - Слом формы (линии) цветосочетания - Динамичные и фактуры цветосочетания и фактуры
Ритм может проявляться: 1 В закономерных изменениях размеров элементов 2 В изменениях интервалов, формы, цвета. Ритмические ряды образуются чередованием: ü Акцентов – более выразительных элементов и ü Интервалов – менее выразительных (пассивных) элементов. Выразительность ритмического ряда создается не только за счет характера и размещения используемых элементов, но и за счет их количества. Варьируя порядком нарастания или убывания ритмического ряда, объемом элементов, их размерами, выразительностью, тональностью и т.п., можно усилить или ослабить динамичность любой формы. Чтобы избежать монотонности, можно: · Выделить в метрическом ряду несколько групп элементов. · Включить в метрический ряд акценты. · Установить между группами элементов разрядки. · Изменить некоторые свойство повторяющихся элементов. · Соотнести в композиции несколько разных по построению метрических рядов. · Ритмизировать форму. Еще один способ организации ритмической композиции – изменение величины отдельных элементов. Если нарастание или убывание величины происходит плавно, композиция воспринимается как «спокойная». Если резко – как «напряженная». Как уже отмечалось, на ритм композиции существенно влияет не только изменение составляющих ее элементов, но и изменение интервалов между ними. Если расстояния между элементами сокращаются, образуются сужающиеся ритмические ряды, если увеличиваются – расширяющиеся. Образование простейшего ритмического ряда возможно при использовании не менее трех-четырех составляющих, увеличение количества которых усиливает выразительность, но до определенного предела. Ш. Монтескье писал: «Длительное однообразие делает все невыносимым; одинаковое построение периодов речи производит гнетущее впечатление, однообразие размера и рифм вносит скуку в длинную поэму». Чем монотоннее ритм – тем скучнее композиция. Ритм может быть направлен по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные членения зрительно уменьшают высоту, но увеличивают ширину и придают статичность изделию, а вертикальные – увеличивают высоту, но уменьшают ширину и создают иллюзию легкости. Изменения по вертикали сами по себе способствуют формированию иллюзии зрительной завершенности. Метрический повтор представляет собой неоднократное, с одинаковым интервалом повторение элемента. Характерным для метрических композиций является создание чувства покоя и статичности. В большинстве случаев метрический порядок отражает функциональные особенности предмета и связан с его конструкцией (клавиши на клавиатуре, ячейки шкафов, сенсорные выключатели на пультах дистанционного управления, салоны самолетов и т.п.). Но иногда метрический повтор вводится искусственно в качестве дополнительного средства организации формы или с декоративной целью. По сложности метрические ряды различают: ü Простой – предполагает повтор всего лишь одного элемента; ü Сложный – предполагает координацию рядов с другими элементами; ü Чрезвычайно сложный – предполагает использование в композиции одновременно нескольких метрических рядов и элементов. При формировании метрического ряда возможны как перенасыщение, так и разреженность. Чрезмерно близкое расположение элементов или группы элементов затрудняет восприятие метрического ряда. При разреженности ряда его элементы теряются в пространстве, создаваемом на большом фоне. · Примеры костюма, построенного на пропорционально-последовательном ритме
а. б. Рисунок 5 – Пропорционально-последовательный ритм в микроструктурах. а. - Быстрый темп. б. - Умеренный темп.
Рисунок 6 – Пропорционально-последовательный ритм в макроструктурах. «Кокетка-лиф» - быстрый темп; «Жакет-юбка» - медленный темп
а. б. в. Рисунок 7 – Пропорционально-последовательный ритм в рисунках ткани а. – Умеренный темп б, в. – Медленный темп · Примеры костюма, построенного на радиально-лучевом ритме
Рисунок 8 – Радиально-лучевой ритм в формальном решении силуэта
Рисунок 9 – Радиально-лучевой ритм в строении структур
· Примеры костюма, построенного на ритме слома Рисунок 10 – Слом линий дробления формы
· Примеры костюма, построенного на метре
Рисунок 11 – Метр в рисунках и структурах. Медленный темп
Рисунок 12 – Комбинации ритмов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|