Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах.




Предметом семиотики являются любые объекты, которые могут рассматриваться в каче­стве языка. «Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и пе­редачу информации и т. п.». У истоков семиотики – труды философов начала XX века Ч. Пирса и Ф. де Соссюра, первыми исследовавших природу языка, в результате чего начинает складываться новая научная дисциплина, изучающая все знаковые системы. Как самостоятельная наука семиотика возникла в 50-е годы на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. Это был период, когда интенсивно развивались массовые средства коммуникации, особенно печать, радио, кино и телевидение. Большой вклад в развитие науки о знаковых системах культуры внесли многие отечественные и зарубежные исследователи: А. Базен, Р. Барт, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, К. Леви-Строс, Ю. Лотман, Ю. Кристева, Ж. Пиаже, Ю. Тынянов, У. Эко, Р. Якобсон, М. Ямпольский и др. «Всякая система, служащая целям коммуникации, – утверждает культуролог Ю. М. Лотман, – может быть определена как язык».

Содержание культуры находит выражение в языке. Всякий разговорный язык – система знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают или передают друг другу информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков: язык жестов, дорожные знаки. Языком в широком смысле называют не только разговорный вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

Культура – мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты; например, кинотекст), в которых закодирована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.Основные типы знаков и знаковых систем: естественные (дым, приметы погоды, следы зверей); функциональные знаки (очки, поступки); иконические знаки (знаки-рисунки); конвенциональные знаки (сигналы и индексы); вербальные знаковые системы (естественные языки); знаковые системы записи.

Естественные языкии другие типы знаков – первичныезнаковые средства культуры. Вторичные моделирующие системы, вторичные знаковые системы, вторичные языки культуры обладают более сложной структурой, с их помощью строятся модели мира или его фрагменты. Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнообразны: мифология, религия, философия, наука, спорт, реклама, Интернет, искусство.

Языки искусства – художественные языки. Создают многозначные тексты. Применяя методы лингвистики в исследовании языка произведений искусства, культуролог Ю. М. Лотман доказал, что любые культурные явления следует рассматривать как тексты,содержащие информацию и смысл.

 

Литература

1. Аронсон, О. Изобретение чуда // Синий диван / под ред. Елены Петровской. – М.: Три квадрата, 2004. – №4. – С. 39–58.

2. Аронсон, О. Кино, кинематография // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – М.: Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 233–235.

3. Борев, Ю. Кино // Эстетика: учеб. / Ю. Борев. – М.: Высшая шк., 2002. – С. 200–203.

4. Грэм, Г. От живописи к кинематографу // Философия искусства: введение в эстетику / Гордон Грэм; пер. с англ. М. О. Васильевой. – М.: Слово/Slovo, 2004. – С. 120–153.

5. Жабский, М. Кино и общество: глобализация функционального взаимодействия // Кино в мире и мир в кино. – М.: Материк, 2003. – С. 48–64.

6. Зонтаг, Сьюзен. Век кино / пер. с англ. Д. В. Кружковой // Киноведческие записки. – 2005. – №74. – С. 58–62.

7. Изволов, Н. Феномен кино: история и теория / Николай Изволов. – 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Материк, 2005. – 164 с., ил.

8. Михалев, В. Определение кино как искусства // Статьи. Интервью. Лекции. Пьесы / Вадим Михалев. – М.: Типография Новости: Театральная жизнь, 2006. – С. 159–207.

9. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства: учеб. пособие / науч. ред. И. В. Вайсфельд. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

10. Паркинсон, Д. Кино / Дэвид Паркинсон; пер. с англ. Е. В. Комисарова. – М.: РОСМЭН, 1996. – 160 с. – (Оксфордская библиотека).

11. Шеметова, М. Н. Искусство кино // Основы теории художественной культуры: учеб. пособие / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – С. 190–216. – (Мир культуры, истории и философии).

12. Экранная культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 168 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных