ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел I. Теодориканское (или Остготское) Возрождение и судьбы Римской империи в 5-6 вв.Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины
4. Истоки европейского Возрождения 14-16 вв. (Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) Вводная лекция. Предмет и задачи курса. «Возрождение до Возрождения» как периоды подъема средневековой культуры с 6 до13 вв. Содержание понятия. Ренессансные парадигмы. Средневековье и его отношение к языческой культуре античности. Интенсивная культурная деятельность при Теодорихе (к.5-6 вв.- остготское возрождение), Карле Великом (к.8-9 вв., каролингское возрождение), императорах Оттоне I, Оттоне II, Оттоне III (оттоновское возрождение) с обращением к античности. Место политической концепция «Обновление Римской империи» в подъемах культуры названных периодов. «Интеллектуальная революция» 12-13 – ее интеллектуальные и идейные основы. Обоснованность применения понятие «возрождение» к этому явлению. Связь с культурной традицией предшествующих эпох и разрыв с ней. Подготовка к «истинному» Возрождению. Источники и литература.
Раздел I. Теодориканское (или Остготское) Возрождение и судьбы Римской империи в 5-6 вв. 1. Закат Римской империи на Западе. Изменения в политическом строе Римской империи в 3 в. н.э.: оформление домината, отражение этого процесса в статусе императорской власти и представлениях о ней. Рождение Ромейской империи. Дисперсия власти на Западе. Упадок Рима как политической и культурной столицы. Конкуренты Рима. Рим и Константинополь. Варваризация римского общества. Поиски новых этических, идейных и религиозных ориентиров. Кризис римской культуры: право, язык, литература, строительство, архитектура и скульптура; система образования. 2. Теодорих Великий и его политическая концепция. Крушение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. Варвары и христианство. Тяга к «римской форме»: варвары и римская культура; отношение к римской государственности. Теодорих Великий: формирование личности. Завоевание Италии и создание Остготского королевства в конце 5 века. Теодорих между Римом и Константинополем. Попытка «примирения» варварского и римского на базе римской государственности. Отношение к ортодоксальной христианской церкви. Цель: восстановление Римской империи. Двор Теодориха в Равенне как культурный и политический центр государства. 3. Интеллектуальная культура в Остготском королевстве. Книжное дело, язык. Светская и религиозная литература. Переводческая деятельность Ульфилы. Просвещение и образование. Римская система образования и его судьба в Остготском королевстве. Отличие римской и германской воспитательной концепций. Боэций: государственный деятель, педагог и философ. «Утешение философией». Кассиодор: государственный деятель, просветитель и писатель. Наука и религия у Боэция и Кассиодора. 4. Архитектура и искусство в остготской Италии. Равенна в 5-6 вв. Памятники архитектуры и изобразительного искусства Равенны до Теодориха: мавзолей Галлы Плацидии. Строительная деятельность Теодориха: Рим, Верона, Равенна. Дворец Теодориха и мавзолей в Равенне. Церковное строительство от Теодориха до Юстиниана: баптистерии, церкви Сан Аполлинаре ин Классе и Сан Аполлинаре Нуово. Мозаики Равенны. Греко-римские традиции в строительстве и изобразительном искусстве Равенны. Исторические судьбы и значение Теодориканского Возрождения.
Раздел 2. Каролингское Возрождение и греко-римская древность. 1. Идейно-политические основы Каролингского Возрождения. «De Civitate Dei» Августина и его концепция христианской империи. Идея «трансляции» империи в раннее Средневековье. Карл Великий как последователь идей Блаж. Августина. Империя Карла Великого на рубеже 8-9 вв.. Идейное обоснование завоевательной политики. Римская коронация Карла, ее политическое значение, ближайшие и отдаленные и последствия. Символика императорской власти. Церковная и социальная политика Карла, как стремление воплотить в жизнь «имперскую» концепцию Августина. 2. Духовная культура в эпоху Каролингов. Личность Карла Великого и его роль в подъеме культуры эпохи. Королевский двор как центр культуры. Придворная Академия, ее состав и задачи. Алкуин как глава Академии. Метод преподавания в Академии: кельтско-германская традиция. Судьба «семи свободных искусств». Подражание античности. Эйнгард и его «Vita Caroli Magni». Павел Диакон – проводник идеи союза королевской власти с церковью. Монастыри как центры культуры. Анналистика и историописание. Собирание древних рукописей. Критический метод при восстановлении текстов. Скриптории. Искусство переписывания книг. Каролингский минускул. Развитие немецкого языка: первая немецкая грамматика; собирание древнегерманских мифов и песен; немецкий язык в церкви. Монастырские школы. Место школьного образования в воплощении в жизнь концепции Августина. Школы для клириков и мирян, певческие школы. Педагогическая и ученая деятельность Рабана Мавра. 3. Архитектура и изобразительное искусство Каролингского Возрождения. Репрезентативные задачи искусства в империи Каролингов. Итальянские походы Карла Великого, знакомство с античным греко-римским наследием. Иконография Карла Великого. Императорская резиденция в Аахене: дворцовый комплекс, дворцовая капелла. Равеннская церковь Сан Витале как образец для аахенской придворной капеллы капеллы Санкт Михаэля в Фульде. Античные влияния в архитектуре лоршского монастыря. Новые веяния в архитектуре: вестверк и его символика. Церковь монастыря Корвей. Культ реликвий и архитектура крипт. Книжная культура в Каролингскую эпоху. Ирландско-британское влияние в книжной культуре монастырских библиотек и скрипториев. Ирландские рукописи Санкт Галленского монастыря. Искусство книжной миниатюры. Прикладное искусство.
Раздел 3. Оттоновское Возрождение и его обращение к империям. 1. Идейно-политические основы Оттоновского Возрождения. Саксонская династия и возникновение Германской (Священной Римской) империи в первой половине 10 века. Аахенская коронация Оттона I как демонстрация программы воссоздания империи Карла Великого. Имперская церковь – опора центральной власти против герцогов. Итальянские походы Оттона I и коронация императорской короной в Риме в 962 г. с титулом «император-август». Притязания на «божественный» характер власти императора. Борьба с Византией за власть над Италией. Изменение Оттоном II императорского титула на «император-август римлян» как отражение новых притязаний Саксонской династии в борьбе с Византией за римское наследие. Византийский брак Оттона II и усиление византийского влияния при дворе Оттонов. Планы Оттона III по созданию мировой христианской империи с центром в Риме. Римская традиция в придворном церемониале императоров Оттонов. Крах идеи Оттона III «обновления империи». Судьбы империи Оттонов.
2. Духовная культура в Оттоновскую эпоху. Судьба каролингской интеллектуальной традиции. Королевские монастыри как центры культуры: Рейхенау, Фульда, С. Максимин, Гандерсхейм. Включение королевского двора в культурный процесс с целью восстановления каролингской культурной традиции. Культурная политика Бруно. Герберт Аурилакский – «обновитель философской мудрости». «Саксонский Цицерон» Отрик. Бернард Хильдесхеймский, Бруно Кверфуртский – философское обоснование новой империи. Новая историография: Видукинд Корвейский, Лиутпранд Кремонский, Титмар Мерзебургский. Новые центры культуры – епископские церкви в Кельне, Магдебурге, Вормсе, Вюрцбурге, Трире. Соборные школы. Королевский двор и епископские школы. Новый епископат и его меценатская деятельность.
3. Архитектура и изобразительное искусство Оттоновской эпохи. Пропагандистские цели искусства. Императорская иконография как средство репрезентации императорской власти. Византийское влияние при дворе Оттона II и Оттона III. Византийский стиль в архитектуре, фресках и книжном искусстве монастырей Оттоновского времени. Рождение романского искусства, его характерные черты. Романская трехнефная базилика (Рейхенау, Кведлинг, Падеборн). Особенности саксонской церковной архитектуры (церковь св. Михаэля в Хильдесхайме). Романские церкви Кельна. Аахенская архитектурная традиция на Верхнем Рейне и ее перекличка с архитектурой Равенны 6 в. (церковь женского монастыря Оттмархайма в Эльзасе). Оттоновское архитектурное наследие в эпоху Салической династии в 11 в. (соборные церкви в Шпайере, Майнце, Кельне). Светская романская архитектура: императорский дворец в Госларе). Книжное искусство в монастырях 10-11 вв. Эстетические идеи Иоганна Скотта Эриугены и их отражение в книжной миниатюре Клюнийского аббатства. Каролингская традиция в изобразительном искусстве Оттоновского Возрождения.
Раздел 4. «Интеллектуальная революция» 12-13 вв. 1. «С небес на землю». Перемены в ценностной ориентации в Западной Европе 12-13 вв. Главное содержание: духовный подъем, обращение к земному миру. Реабилитация «нового». Понятие «современности». Причины перемен: завоевание городом интеллектуального и материального пространства. Технический прогресс. Развитие ремесла, торговли, денежного хозяйства. Торжество грамотности и знаний. Распространение образования. Городские школы. Рационализация знаний. Секуляризация некоторых видов духовной деятельности. «Новая христианизация» Европы. Библия для народа. Новое в представлениях о земном и телесном. Пересмотр представлений о времени, пространстве, бедности и богатстве, труде. Расширение пространственных горизонтов. Новая модель христианского «героя»: от монаха-аскета к идеалу активного мирянина.
2. Наука и духовная культура в 12-13 вв. Средневековые университеты: организация и методы обучения. Мистика и схоластика (Бернар Клервоский, Бонавентура; Ансельм Кентерберийский). Номинализм и реализм. Рационализм Шартрской школы. Петр Абеляр – интеллектуал нового типа. Открытие Аристотеля. Новое почтение к античным источникам. Духовная культура ХШ в.: (Альберт Великий, Фома Аквинский). Развитие опытного знания в ХШ в.: Роджер Бэкон. Новое в схоластике ХШ-начала Х1У в. Дунс Скотт: новая антропология, проблема воли и разума, новая этика. Латинская словесность и ее ориентация на античные образцы. Обращение к Боэцию. Рецепция римского права. Школа «глоссаторов». Споры о путях к овладению знаниями. Новоязычная литература.
Вопросы к зачету по спецкурсу «Четыре Возрождения»
1.Политические судьбы Римской империи и остготское королевство 2. Римское культурное наследие и Остготское возрождение 3. Римские интеллектуалы на службе у остготов (Боэций и Кассиодор) 4. Архитектура Равенны 5-6 вв. 5. Искусство мозаики Равенны. 4. Возрождение Империи в политической концепции Карла Великого 5. Придворная Академия 6. Каролингское возрождение и его культурные ориентиры 7. Монастырская школа в каролингскую эпоху. 8. Педагогическая мысль и практика в каролингскую эпоху. 9. Архитектура Каролингского возрождения 10. Изобразительное искусство Каролингского возрождения 11. Книжная культура в эпоху Каролингов 7. Священная Римская империя германских императоров Оттонов 8. Оттоновское возрождение и его место в системе культурных связей предшествующей и последующей эпохи 9. Романская архитектура оттоновской эпохи. 10. Книжная миниатюра оттоновской эпохи. 11. Переворот в мировоззрении европейцев в ХШ в. 12. Опытная наука ХШ в. 13. Схоластика в ХП-ХШ вв. 14. Обращение к античности в ХП-ХШ вв.
Источники и литература:
Доцент Т.П.Гусарова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|