Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава III. КОРЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ




РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРЕЙСКОЙ ПОП-КУЛЬТУРЫ СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Исследовательская работа студентки IV курса дневного отделения

Группа 942

 

 

Научный руководитель:

кандидат социологических наук, доцент В.Г. Целищева

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. «КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА». 3

Глава II. О СУБКУЛЬТУРЕ «КОРЕЯМАНОВ». 3

Глава III. КОРЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение современных молодежных течений играет большую роль в социологии, давая развитие новым направлениям в данной сфере. Синтез культур Востока и Запада также дает нам возможность по-новому взглянуть на мир. Рост систематического знания европейцев об Азии обусловлен интересом ко всему новому, чужому и необычному, что активно используется в разных сферах науки – от анатомии и психологии до филологии и истории. Новые исследования в этих областях знаний способствуют развитию лучшего понимания между культурно различающимися сообществами.

В силу того, что раньше отношения Европы к Азии в значительной степени основывались на патернализме (отношение сильного к слабому), ситуация на сегодняшней политической арене изменилась. «Азиатские тигры», экономический взлет Китая, культурная политика Южной Кореи делают государства Юго-Восточной Азии полноправными участниками мировой политики.

В российском обществе, из-за его ориентации на европейские ценности, азиатская культура на сегодняшний день является в некоторой степени элитарной, невостребованной широким кругом потребителей.

Перечисленные и некоторые другие причины обуславливают появление новых исследований, посвященных вопросам усиления и популяризации азиатской культуры. Обозначенными факторами объясняется актуальность выбранной темы – возникновение увеличивающегося интереса к феномену «корейской волны» у определенных групп российской молодежи. Данный феномен появился не так давно в нашей стране во многом благодаря Интернету.

Объектом исследования является современная корейская поп-культура во всем ее многообразии, представленная на корейских и русских сайтах, посвященных корейской поп-культуре, а также сообщества ее поклонников в России и Южной Корее.

Предмет исследования:распространение корейской поп-культуры среди современной российской молодежи.

Цели исследовательской работы: 1) дать характеристику современной корейской поп-культуре; 2) обозначить основные причины распространения корейской культуры в нашей стране; 3) выявить формы влияния культуры Южной Кореи на определенные группы молодежи Санкт-Петербурга.

Задачи проекта: 1) провести онлайн опрос поклонников современной корейской поп-культуры в социальных сетях; 2) проанализировать изменение образа Республики Корея в глазах молодежи Санкт-Петербурга; 3) используя метод включенного наблюдения, выявить причины популярности корейской культуры в России.

В ходе данного исследования для получения информации будет применена следующая методология: анализ визуальных документов (художественных фильмов, сериалов, развлекательных телевизионных передач, музыкальных клипов, концертов) и опрос российских поклонников поп-культуры Кореи посредством проведения онлайн анкетирования.

По предварительным данным мониторинга были сделаны выводы о малой степени изученности данной темы. «Корейская волна» в нашей стране – относительно новое явление, еще не сумевшее приобрести своих приверженников из научной среды. Это явилось причиной того, что в качестве основных источников будут использоваться Интернет-ресурсы. Изучение данного феномена будет больше по нраву преимущественно молодому поколению социологов.

Материалом для исследовательской работы являются данные российских сайтов, посвященных азиатской культуре (например, www.asia-tv.su – «Азия-ТВ», www.k-drama.ru – «Корейские сериалы»), содержащие любительские заметки, блоги и статьи о Южной Корее и других странах Юго-Восточной Азии, а также сайтов различных петербургских организаций, которые занимаются популяризацией корейской культуры (www.iyf.org – «International Youth Fellowship», www.russia.korean-culture.org – «Культурный центр при посольстве Республики Корея», www.drrk.ru – «Форум «Диалог Россия-Республика Корея», www.onekorea.ru – «Информационно-аналитический портал «Единая Корея»). Помимо этого будет активно использоваться сервер «Заграница» при библиотеке Мошкова – http://world.lib.ru.

Так исторически сложилось, что культура Востока заметно отличается от западной культуры, своей уникальностью притягивая взгляды со всего мира – азиатская культура всегда выделялась на общем фоне, чему посвящена монография Эдварда Вади Саида «Ориентализм. Западные концепции Востока» [6]. В своей монографии он исследует формирование систематической научной традиции изучения культур Востока, которая подкрепляется мощной политической и экономической практикой освоения Востока со стороны ведущих европейских империй. Автор представляет ориентализм как сложную и многоуровневую систему репрезентаций арабского Востока со стороны Запада, но мы можем провести похожую аналогию и со странами Юго-Восточной Азии в силу их прошлых патерналистских отношений с Европой, как было указано выше.

Изучая взаимодействие совершенно разных культур и систем мышления, необходимо обратить внимание на историю их взаимоотношений. Российско-корейские отношения привлекли внимание молодого специалиста в области истории России – Храпова Александра Олеговича, что нашло отражение в его монографии, посвященной данному вопросу – «Россия и Республика Корея в 1990-2010 гг. Дипломатические отношения», а также в нескольких статьях, например, «Роль корейцев Юга России в культурных связях России и Республики Корея в 1990-2010 гг.» и др. В его работах большое внимание уделяется развитию российско-корейских отношений, ассимиляции корейцев на Юге России и популяризации корейской культуры в нашей стране: используя социологический метод глубинного интервьюирования, он выявляет основные причины всплеска роста интереса к корейскому языку и культуре среди молодежи в г. Волгоград. В результате его исследований было обнаружено, что одна часть записавшихся на курсы корейского языка культурно-просветительского центра «Седжонг» были мотивированны своим интересом к корейской поп-культуре, другая часть имеет практические мотивы (возможность использования различных студенческих программ в Республике Корея и будущее трудоустройство), а третья часть изучает язык для своего интереса и саморазвития.

Помимо этого Храпов А.О. отмечает, что большую роль в популяризации корейской культуры в нашей стране играют представители корейской протестантской церкви, деятельность которых отличается особой активностью в Волгограде и Ростове-на-Дону. «Корейские миссионеры в лице Ким Сон Ила и Ли Хен Кына предпринимают значительные усилия в сфере культурного просветительства, став ключевыми фигурами в гуманитарных связях Юга России с Республикой Корея» [7].

В качестве используемых источников также будет изучена литература, большая часть которой – статьи из газет, журналов и сайтов – посвящена корейской культуре, музыке и кинематографу, звездам корейского шоу-бизнеса, а также отношениям России и Южной Кореи.

Глава I. «КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА»

 

«Корейская волна» или Халлю (кор. 한류, транслит. Hallyu) относится к распространению современной культуры Южной Кореи по всему миру. Термин был придуман в Китае в середине 1990-х годов пекинскими журналистами, которых удивляла быстрорастущая популярность корейской индустрии развлечений и культуры в Китае. На «корейскую волну» приходится миллиардный годовой доход для Южной Кореи благодаря экспорту культуры. «Корейская волна», стремительно набирающая обороты, является ощутимой движущей силой в Азии и получает огромные доходы со всего мира [2].

«Корейская волна», которая является одной из причин для национальной гордости многих корейцев, затрагивает множество аспектов культуры Республики Корея: кинематограф, музыкальную индустрию, национальную кухню, язык, моду, традиционные праздники и т.д.

Главенствующая роль в «корейской волне» принадлежит музыкальной индустрии, которая носит название K-pop. K-pop (аббревиатура от англ. Korean pop; кор. 가요 kayo) – музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электро-попа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодежи по всему миру, в том числе и в нашей стране. Хотя в самой Корее под этим термином могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны под K-pop’ом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми идолами (или айдолами, от англ. idol – божество, кумир).

K-pop – не только музыка, он перерос в популярную среди молодежи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилю [3]. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента, K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Сегодня поп-культура Южной Кореи является одним из движущих факторов молодежной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и остальную часть Юго-Восточной Азии.

Корейской поп-музыке приписывается особый талант и индивидуализм, а также разнообразие и сотрудничество с международными продюсерами. При этом, K-pop всегда шел вслед за развитием корейской IT-индустрии, по максимуму используя новейшие разработки в области социальных сетей и мобильных устройств для своей популяризации. В последние годы корейские развлекательные компании начали признавать YouTube в качестве ключевого компонента международного распространения корейской поп-культуры. Развлекательные компании, занимающиеся маркетингом международных корейских исполнителей, активно пытаются внедриться на международные рынки через Интернет.

Одно из центральных мест в культуре Южной Кореи занимает кинематограф – в стране и за рубежом очень популярны сериалы, которые в России обычно называют «драмы» или «дорамы»[1]. В 1997 году, когда Южную Корею сотрясал кризис международного валютного фонда, и вера в процесс индустриальной модернизации страны пошатнулась, зародилось широко распространяющееся движение, извлекающее выгоду из культурной индустрии с ее высокой добавленной стоимостью для преодоления кризиса. Корейские драмы стали распространяться по Азии, достигнув успеха в Японии, Китае и других странах Юго-Восточной Азии. В 1999 году начали появляться отчеты о зарождении «корейской волны» в Китае, Тайване, Вьетнаме, Гонконге и других азиатских странах [2]. В настоящее время корейские драмы, как и K-pop, носят субкультурный характер, и являются популярными только в определенных группах молодежи, так как их не показывают по местному центральному телевидению, что помогло бы как распространению азиатской культуры в целом, так и разнообразию транслируемых передач и повышения тем самым уровня знания европейцев о странах Азии. В нашей стране интерес к K-pop’у и драмам наблюдается благодаря YouTube и различным социальным сетям.

Анализ источников дает нам возможность изучить социальные и культурные явления Южной Кореи сквозь призму обозначенных Интернет-ресурсов. К примеру, в одной статье из «Korea Journal» говорится об отношении корейцев к распространяющейся волне Халлю: «Если корейская волна продолжит вздыматься, тем самым отражая дипломатические отношения на базе капиталистической логики, а не на базе … дифференциации культурных вкусов масс, тогда она должна будет ввязаться в ожесточенную борьбу с китайским этноцентризмом и японским гибким национализмом» [9].

Благодаря стремительному росту интереса к Южной Корее, в стране очень развит туризм и сопутствующие ему отрасли политики, экономики, культуры и искусства. Например, в последнее время СМИ часто говорят о скорой отмене визового режима между Южной Кореей и Российской Федерацией, что внесет определенную лепту в развитие кросскультурных отношений между указанными странами [5].

Глава II. О СУБКУЛЬТУРЕ «КОРЕЯМАНОВ»

 

На современном этапе корейскую поп-культуру, известную небольшому количеству населения нашей страны, можно смело назвать субкультурой. Несмотря на то, что она носит массовый характер в странах Юго-Восточной Азии, в Российской Федерации мало кто знает об этом громком явлении ввиду большой европеизации. Субкультура «кореяманов» имеет свои особенности жаргона, жестов, мимики, моды, культуры питания и манеры поведения.

В силу того, что целевая аудитория, на которую направлена современная корейская поп-культура – это школьники и студенты (преимущественно девушки), им присущи любопытство и потребность в расширении информации, соответственно, ее зарубежные поклонники начинают интересоваться самой корейской культурой, которая сильно отличается от любой другой, ведь культура Азии довольно специфична для европейцев. Поклонники культуры Южной Кореи начинают изучать обычаи и традиции этой страны, учат корейский язык, знакомятся с корейцами как в реальной жизни, так и по Интернету, ходят в кафе и рестораны корейской кухни, придерживаются южно-корейской моды, читают произведения корейских писателей и стараются следить за внешнеполитическими отношениями России и Республики Корея. Феномен «корейской волны» постепенно обретает довольно значимую функцию в российском обществе и представляет собой появление нового пласта молодежной культуры. Данная ситуация представляется перспективной для ее изучения в рамках социологии, культурологии, истории, психологии и ряда других наук.

Для формирования наиболее объективного мнения по данной теме в ходе исследования было проведено онлайн анкетирование в социальной сети «ВКонтакте», где все желающие (300 человек) приняли участие в опросе. Анкетирование проводилось с февраля по июнь 2013 года. Благодаря этому были получены данные об интересах российских фанатов корейской поп-культуры. В результате их анализа выявлены основные положения, влияющие на ее распространение в России.

Во-первых, стоит отметить то, что первые K-pop фанаты появились в России около 5-6 лет назад. Массовое распространение это увлечение получило около 1-2 лет назад и оно продолжается и по сей день.

Во-вторых, поклонниками «корейской волны» среди российской молодежи являются преимущественно девушки от 12 до 35 лет, в то время как представители сильного пола в изучаемой части социума находятся в большом меньшинстве.

В-третьих, фанаты K-pop’а довольно активно интересуются личной жизнью любимых звезд, узнавая все последние новости из Интернета, который также является основным средством доступа россиян к киноматериалам и аудиозаписям звезд «корейской волны» в связи с отсутствием интересующего их товара на прилавках магазинов. Этот фактор является причиной активного пользования фанатов корейской поп-культуры различными Интернет-магазинами, а также изготовления и продажи товаров для фанатской среды – издание журналов о Корее (например, украинский журнал «ONNi», поставляемый в Россию и Белоруссию и рассказывающий о корейских звездах, об истории Республики Корея, корейском языке, азиатской моде и национальной кухне), изготовление украшений, одежды и канцелярии с изображением или логотипом любимой корейской группы (продаваемые в основном на вечеринках, посвященных Южной Корее – например, в Санкт-Петербурге почти каждый месяц проходит Korea Party) и т.д.

В-четвертых, в ходе исследования выяснилось, что фанаты поп-культуры Южной Кореи в своем большинстве не пытаются распространять ее и делать массовой по ряду причин: 1) в России и других западных странах существует стойкое убеждение, что все азиаты имеют похожую внешность, и поэтому их невозможно отличить друг от друга (здесь можно увидеть корни непонимания обществом проявления интереса к «чужой» культуре, где «все одинаковые»); 2) незнание бóльшей части населения базовой основы культуры Азии (ее недостаточно углубленное изучение в школе, университете и других учебных заведениях по сравнению с довольно основательным преподаванием истории и культуры Запада) и вытекающее отсюда несерьезное отношение к ней не порождает у фанатов желание знакомить других людей с изучаемом нами феноменом; 3) осознавая свою субкультурность, участники различных Интернет-сообществ, фанатских клубов и группировок чувствуют свое отличие от остальной огромной массы окружающего их общества. Перечисленные и некоторые другие факторы (своя мода, язык, жесты, еда, привычки и поводы для встреч) являются причинами сохранения элитарности корейской культуры в нашей стране.

 

Глава III. КОРЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ

 

Изучая тему современной корейской поп-культуры, нельзя не уделить внимание такому ошеломляющему феномену «корейской волны», завоевавшему всемирную любовь и славу, как PSY (кор. 싸이 Sai). Пак Чже Сан (его настоящее имя, кор. 박재상 Park Jae Sang) внес огромный вклад в популяризацию корейской культуры, выступая на мировых сценах рядом с именитыми артистами, участвуя в зарубежных телевизионных шоу и проводя концерты по всему миру, в том числе и в России – 7 июня 2013 года PSY выступил на церемонии вручения 11-ой ежегодной национальной музыкальной премии в области популярной музыки телеканала МУЗ ТВ, исполнив хиты «Gangnam Style» и «Gentleman», попавшие в Книгу рекордов Гиннеса, а также получил премию «Музыкальный прорыв года» [4][8]. Благодаря его неожиданному успеху весь мир узнал о корейской поп-культуре.

Однако, согласно проведенному онлайн опросу, не все так однозначно – часть поклонников музыкальной индустрии Южной Кореи (20%) не хотят, чтобы их любимые звезды стали такими же популярными, как PSY – они лишь веселятся, наблюдая за тем, как все общество, помешанное на «Gangnam style», пытается вторить ему. Нужно не забывать учитывать психологию фанатов – многие из них не хотят, чтобы об их любимой звезде знал весь мир. Тем не менее, они отмечают, что заслуги PSY оправданы – он стал мировой звездой, привлекший внимание всей планеты к поп-культуре Республики Корея.

Участники онлайн опроса данного социологического исследования, отвечая на вопрос «Чем Вас привлекает корейская поп-культура?», часто указывали (40%) одну из самых главных отличительных черт корейского шоу-бизнеса, которая заключается в его структуре: продвижение K-pop’а состоит из comeback’ов и promotion’ов[2]: выпуская новый альбом, группа возвращается на сцену и начинает активно рекламировать его, выступая на различных музыкальных шоу и участвуя в телевизионных развлекательных передачах; через определенный период времени промоушен альбома заканчивается, и группа уходит со сцены на какое-то время для отдыха и написания новых песен.

Изучая азиатский шоу-бизнес, невозможно не учесть его совершенно иную концепцию, которая строится на борьбе музыкальных компаний за популярность и прибыль: в стране существует множество агентств, которые продюссируют талантливых людей – актеров, певцов, танцоров, телеведущих (например, выше упомянутый PSY выпускает свои хиты под лейблом одного из самых крупных агентств Южной Кореи «YG Entertainment»). Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя.

Попасть в агентство не так легко – южнокорейские продюсерские центры разработали свою систему подготовки молодых певцов и певиц для «вход» в музыкальный бизнес: в большинстве случаев будущие идолы начинают находиться под опекой агентства с 9-10 лет и живут в предоставляемом им общежитии, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам [11]. Современные звезды «корейской волны» годами трудились и тратили свои школьные годы на достижение мечты, длительное время (от 1 года до 5 лет) проходя стажировку в выбранном агентстве, чтобы улучшить свои танцевальные, вокальные и актерские навыки перед дебютом. По мнению участников опроса, такая продуманная политика и структура корейского шоу-бизнеса в разы превосходит поп-культуру России, чем и привлекает к себе внимание молодежи со всего мира.

Практически все поклонницы, принявшие участие в опросе, считают, что растущая популярность южно-корейской культуры в России связана с крайней неудовлетворенностью молодежи в современной российской «печальной и угнетающей» эстраде – в отличие от Азии, у нас нет строгой ориентации на профессиональные навыки артистов [здесь и далее цитаты из результатов онлайн анкетирования].

Поп-культура Кореи не имела бы такой популярности, если бы не содержала в себе хорошую вокальную и хореографическую подготовку артистов, их умение вести себя на сцене, яркие, мощные, масштабные и захватывающие выступления. Но так же одним из важнейших факторов такой популярности является то, что K-pop ориентирован на фанатов. Для фанатов существует множество различных услуг – начиная от различных вещей с логотипом группы (канцелярия, украшения, различная одежда) до съемки шоу и встречей фаната и артиста. Так же существует официальная система фанклубов - фандомов[3]. Почти каждый более-менее известный айдол или айдол-группа имеют свои официальные фанклубы, зачастую имеющие свои собственные названия и цвет. В них часто входит огромное количество человек. Так например в 2008 году группа DBSK попадал в Книгу Рекордов Гиннеса как группа с самым больших официальным фанклубом (800.000 участников). Вступление в официальный фанклуб так же сопутствуется различными бонусами – возможность купить ограниченные версии альбомов, легче приобрести билет на концерт и множество других возможностей.

Высокий уровень профессионализма артистов, огромные возможности для фанатов, отсутствие жестокости, насилия и разврата на телевидении, огромное количество юмористических ток-шоу и т.д., способствуют увеличению популярности корейской поп-культуры. Результаты анкетирования говорят о том, что именно этого не хватает нашей «однообразной» поп-культуре, которая несет в массы только «негатив и агрессию», в то время как K-pop и поп-культура Азии в целом имеют позитивный настрой и дают своим поклонникам силы и уверенность в себе, «они помогают идти по жизни с хорошим настроением». 80% опрошенных фанатов полагают, что увлечение корейской поп-культурой положительно влияет на личность, так как данная культура в силу своей самобытности и уникальности мотивирует ее поклонников к самосовершенствованию и реализации своих желаний и амбиций. Фанаты, принявшие участие в проведенном онлайн опросе, считают, что отечественная поп-культура не может подтолкнуть современную молодежь к таким действиям.

Однако не все находят корейскую культуру такой яркой и беззаботной. Некоторые фанаты с усердием твердят о том, что «корейская волна» приносит Южной Корее больше вреда, чем пользы, ведь через визуальные материалы (фильмы, сериалы, клипы, TV-шоу) создается искаженное представление о нации в целом, так как корейская культура раскрывается через историю, язык, различные традиционные формы искусства и философии, а не через сериалы и поп-музыку, в то время как именно K-pop и драмы являются главными источниками популяризации корейской культуры в мире. «Понимание культуры приходит из первых рук, от людей, а не из фильмов и драм. Корейская волна продает ложный образ, который покупается многими людьми», – таково мнение автора одной статьи информационного портала SHOWASIA [10]. Однако некоторые участники онлайн опроса считают, что именно благодаря росту популярности музыки и кинематографа Южной Кореи среди иностранных фанатов зарождается интерес и к самой корейской культуре, что проявляется в изучении языка, их традиций и обычаев, истории, политики, менталитета и т.д.

Активные пользователи сайта «Азия-ТВ» хотят воздействовать на поклонников K-pop’а и драм путем ведения блогов и публикации своих статей, уделяя внимание тому, что, несмотря на складывающуюся в целом позитивную общую картину, фанатам Южной Кореи нужно снять «розовые очки» – жизнь любимых героев в драмах и K-pop звезд сильно отличается от жизни простого населения страны [1]. К сожалению, навязанный СМИ позитивный образ не покидает головы поклонниц представителей поп-культуры Республики Корея, в чем состоит главный минус этой субкультуры, так как реальность может нанести некоторый психологический вред неустойчивой психике фанатов.

В силу того, что массовая культура Запада со временем приелась населению нашей страны и стала чем-то обычным, корейская культура удивляет своим разнообразием и сочетанием традиционной и современной культуры. Факт присутствия большого влияния архаичных традиций в культуре стран Азии придает современным культурным течениям некоторые особенности – например, синтез традиционной корейской музыки и современного звучания инди-рока или празднование традиционных праздников Республики Корея по совместительству с современными. Такие специфические особенности изучаемой культуры дают основания для привлечения новых поклонников Южной Кореи со всего мира.

Южная Корея, претерпевшая большие изменения после Халлю, магнитом притягивает к себе иностранных туристов. Содержание телепередач, фильмов и музыки используется Корейским агентством креативного контента при Министерстве культуры, спорта и туризма с целью повышения интереса к стране [2].

Высокая степень популярности аниме[4] в нашей стране также является одним из факторов продвижения корейской культуры в массы. В России аниме превратилось в своеобразный тренд еще несколько лет назад; сейчас это постепенно происходит с K-pop’ом. Там, где японские мультфильмы и комиксы, там и история Китая, и корейская музыка, и тайваньские фильмы. Эта взаимосвязь говорит о длительном процессе тесного сплетения и развития культур Юго-Восточной Азии.

Несмотря на то, что поп-культура Южной Кореи в основном ориентируется на Европу и США, что доказывает активное продвижение PSY в Америке, их индустрия развлечений носит специфический характер и имеет свои особенности, не котируемые в европейских странах. Стоит обратить внимание на одну из самых главных особенностей корейской культуры – несмотря на большие заимствования английских слов (как в языке, так и в текстах песен), на корейском языке поют только корейцы, в то время как на английском поют и говорят по всему миру. В этом заключается ее индивидуальность, способствующая ее распространению в нашей стране – поп-культура Азии несет в себе что-то новое и необычное для всего мира, давая ему еще больше новых и интересных идей и способов ухода от стандартов.

Тем не менее, результаты проведенного анкетирования показали, что у давних поклонников азиатской культуры (50%) возникает ощущение, что увлечение Востоком среди определенных кругов российской молодежи вошло в моду в силу его отличия от массовой культуры, ориентируемой на Европу. «Старички» считают, что новые фанаты K-pop’а слушают его не из-за музыки, а лишь из-за моды, желания принадлежать мейнстриму, а также из-за привлекательной внешности идолов.

Российская молодежь прилагает все возможные усилия к тому, чтобы любимые звезды «корейской волны» посетили нашу страну. Так, рост популярности корейской поп-культуры в нашей стране влияет на развитие танцевальных направлений – создаются команды, которые делают каверы[5] на выступления (преимущественно танцевальные партии) корейских поп-групп. По всему миру ежегодно проходит «K-pop cover dance festival», главной задачей которого является отбор наилучших танцевальных команд. С этой целью наиболее популярные K-pop группы посещают страны, в которых проводятся отборочные туры, по совместительству распространяя «корейскую волну» (в России в 2011 году отбор танцевальных команд для финального этапа производила популярная корейская поп-группа «SHINee», в 2012 году – женский поп-коллектив «Sistar». В 2013, в качестве судей, ожидается появление поп-группы B.A.P.).

В России, в том числе и в Санкт-Петербурге, находится небольшое количество организаций, деятельность которых так или иначе связана с Южной Кореей. Они проводят телемосты с корейскими студентами для обмена знаниями, организуют различные мероприятия, посвященные ознакомлению современной российской молодежи с культурой Республики Корея и сближению культур. Помимо этого, в городе организуются курсы корейского языка, где преподают исключительно носители языка – как молодые студенты-волонтеры, приехавшие в нашу страну для обучения русскому языку, так и обрусевшие корейцы. Ими проводятся курсы по изучению практик традиционных корейских ремесел, истории Южной Кореи, организуются праздники в традиционном корейском стиле и т.п., что является неким плацдармом в развитии российско-корейских отношений. Самые известные центры корейского языка в Санкт-Петербурге – это международная молодежная организация «International Youth Fellowship» и культурно-досуговый центр «Нан».

Исследовательский фокус также направлен на анализ деятельности сообществ поклонников поп-культуры Южной Кореи. Основой их идеологии является сближение молодежи, объединение ее в одну большую семью, где все друг друга понимают и поддерживают, особенно в связи с небольшой численностью по сравнению с фанатами отечественной или европейской массовых культур.

Такие социальные практики накладывают определенный отпечаток на развитие российской молодежной культуры. Большие объединения фанатов из разных стран мира, поддерживая, к примеру, любимую южно-корейскую группу, стараются следовать ее примеру, добиваясь поставленных в своей жизни многочисленных целей и осуществляя различные социально важные действия, например, занимаясь благотворительностью.

Известно, что многие звезды «корейской волны» жертвуют деньги для детей-инвалидов, посещают больных детей в больницах, поддерживают ЮНИСЕФ, делая пожертвования в фонды, помогающим жертвам наводнений, землетрясений, больных раком и жертвам Корейской войны. Помимо этого, артисты проводят благотворительные концерты и жертвуют часть прибыли от отдельных проектов или концертных туров на другие социально необходимые нужды. Благодаря этому некоторые наиболее активные знаменитости становятся послами различных международных благотворительных организаций. Естественно, их фанаты не имеют возможностей для выполнения таких социальных функций в обществе, однако, иностранные поклонники Халлю собирают деньги и отправляют их в Корею, где на них покупаются тонны мешков риса (как символ поддержки и уважения), которые звезды жертвуют детским домам и больницам. Так в пример такой благотворительности можно привести акции одной из групп русских фанатов – общая сумма донейта составила $910, из которых $450 шли на поддержку дорамы одного из айдолов, а $460 – отправили вместе с корейским клубом для благотворительной акции Operating Smile[12; 13].

Так же существует своеобразный вид благотворительности - деятельность определенных фанатских групп, которые собираются вмести для создания бесплатного перевода корейских дорам, фильмов, передач и песен. Эти группы людей бесплатно и на основании лишь своего интереса и возможностей переводят множество различных передач и кино-продукцию, тем самым облегчая к ним доступ фанатов, не знающих иностранные языки. Так можно найти различные виды переводов: переводы с субтитрами с оригинальной звуковой дорожкой, переводы с озвучкой (по верх оригинальной звуковой дорожки идет перевод на русский, обычно одно- или двухголосый).

С определенной точки зрения такие социальные группы можно назвать оппозиционными, так как они отказываются от главенствующей массовой культуры, противостоя современному обществу в силу своей любви и интереса к другой культуре. Проводя вышеописанные акты благотворительности, субкультурная молодежь предстает более социально активной группой, чем само общество. Помощь другим людям не теряет своего почета и престижа, что очень важно для социума, особенно для молодого поколения. Это еще одна из причин, по которой изучение субкультур сейчас столь актуально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследуя тему распространения южно-корейской поп-культуры, можно выделить основные формы ее влияния на молодежь Санкт-Петербурга:

– появилась субкультура «кореяманов», вносящих определенный вклад в развитие кросскультурных коммуникаций;

– в силу постепенной популяризации корейской культуры в нашей стране увеличивается количество изучающих корейский язык, историю, обычаи и традиции Республики Корея, что непременно находит отражение в гуманитарном развитии современной молодежи;

– постепенно происходит некая социализация молодежи, выполняющей определенные функции в обществе посредством идентификации себя с определенной субкультурной и/или оппозиционной группой.

Подводя итоги данного исследования, согласно проведенному социологическому онлайн анкетированию, можно сделать выводы, что для кого-то увлеченность корейской поп-культурой – это интерес к фильмам и сериалам, отличающихся по сюжету и структуре от западных, для кого-то – высокие культурные ценности, отсутствующие в нашей стране, для кого-то – внешняя привлекательность звезд «корейской волны» и их постоянное самосовершенствование и работа над собой, для одних – это способ абстрагироваться от жестокости и насилия в жизни и на экранах отечественного телевидения, для других – это своего рода бунт против «паразитированности» российского общества западной культурой, а для иных – «K-pop – это состояние души».

Аналитики связывают успех корейской поп-индустрии с тем, что ее модель маркетинга отличается от мировой практики [2]. Прежде всего, это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети. Этому также способствуют активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам. Однако не стоит упускать из внимания тот факт, что, несмотря на огромную популярность K-pop’а по всему миру, за довольно длительный срок своего существования он так и не смог полностью пробиться на американский и европейский рынки.

Судя по прогнозам экспертов, экспорт южно-корейской поп-культуры достигает все новых и новых высот, что говорит о ее стабильном росте в долгосрочной перспективе. Какого уровня достигнет интерес к корейской культуре в России – предположить нельзя, можно только догадываться, но один вывод можно сделать уже сейчас – число фанатов неуклонно растет, особенно учитывая то, что 2012/13 года – это бум «корейской волны», привлекший к себе много внимания со всего мира, благодаря чему и приобрел огромное количество фанатов в разных уголках земного шара, в том числе и среди современной молодежи России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных