Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бруслан Лазаревич. Лубок. XIX в.




 

«Повесть о Еруслане Лазаревиче» известна на Руси с начала ХУЛ века. Вероятно, она возникла на основе

записи и последующего оформления в виде повести одного из устных пересказов неизвестного нам тюркского дастана, в котором рассказывается о подвигах богатыря Рустама. Действительно, на эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается с тюркским прозвищем Рустама Арслан (лев), а имя его отца — Залазарь — с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля).

Детство героя описано в соответствии с эпической традицией. Уже в раннем возрасте проявились богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что Еруслан причиняет увечья сверстникам, отец отправляет его «в ч:.сто поле». Там Еруслан знакомится с конюхом Иванкой, с его помощью добывает богатырского коня и вооружение и отправляется «гуляти-казаковати».

Во время странствий Еруслан узнает, что отец захвачен в плен врагом и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных дев-птиц (хохотуний), они переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с чудесной Головой великана-богатыря и от нее узнает о волшебном мече, которым можно убить Огненного царя.

Следуя советам Головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив отца и дядю с помощью лекарства, изготовленного из печени противника, Еруслан женится на спасенной им от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая «краше всех на земле».

Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве на много лет. Тем временем в индейском царстве у него подрастает сын, Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает бой и вместе с сыном возвращается к своей жене.

Благодаря динамичному сюжету, замысловатым приключениям главного героя, обилию ярких и красочных описаний, элементам психологической характеристики «Повесть о Еруслане» распространялась в большом количестве рукописных списков и устных пересказах. С начала XVIII века повесть входила в многочисленные лубочные издания, став одной из первых народных книг.

Появление печатных изданий обусловило интерес к повести новых читателей и слушателей. В конце

XIX—начале XX века были записаны многочисленные сказки и даже былина о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами. Образ Еруслана использовался И. А. Крыловым и А. С. Пушкиным.

Жар-птица

Мифологическое существо, упоминаемое в восточнославянских сказках. Аналогичные образы можно найти в сказках и мифологии всех индоевропейских народов (в индийском эпосе встречается птица Га-руда, в иранском — Симург, в словацком — Огневик). Поэтому большинство исследователей рассматривают жар-птицу как древнейший реликтовый образ, сохранившийся со времен бытования индоевропейского фольклора.

У жар-птицы огненные перья и длинный сверкающий хвост. Необычный — огненный — цвет отражает ее принадлежность к иному, нечеловеческому миру. Обычно сюжет начинается с рассказа о том, как жар-птица прилетает в царский сад из тридесятого царства за золотыми яблоками. Герой пытается поймать ее, но птице удается вырваться. Улетая, она роняет одно из перьев, которое находит Иван-царевич и отправляется на поиски жар-птицы. В другом сюжете жар-птица выступает как похитительница матери главного героя. Разыскав мать, Иван-царевич добывает и жар-птицу.

Образ жар-птицы вошел в сказочный сюжет «заколдованная жена». В нем огненная птица оказывается заколдованной девушкой. После того как герой прячет волшебное оперение, она не может вновь превратиться в птицу и становится невестой Ивана-царевича.

Сюжет о жар-птице использован в сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» и балете И. Ф. Стравинского «Жар-птица».

Змей

Персонаж славянской мифологии и народной демонологии. В образе змея соединились древнейшие языческие черты и христианские представления о дьяволе (злом духе).

С образом змея связывалось представление о стихийной разрушительной силе. По народным поверьям, змей обладает демоническими свойствами и богатырской мощью. Он сторожит целебные травы и живую воду, хранит несметные богатства. Змей может становиться оборотнем. В этом образе соединены черты разных эпических персонажей — воина-всадника и чудовища.

В большинстве описаний змей — огромный дракон с большими крыльями, длинными когтями и несколькими головами. Из пасти змея вырывается пламя, его полет и само появление сопровождаются грохотом, громом или бурей. Иногда змей принимает вид молнии, метеорита с огненным хвостом, а также превращается в человека. Однако независимо от облика змей всегда остается врагом людей, борьба с ним — тяжелое испытание для героя.

Сюжет о герое-змееборце распространен в эпосах всех народов мира. В русских былинах победителем змея является богатырь Добрыня Никитич. Он отправляется в змеиное царство, побеждает змея, освобождает пленников и племянницу князя Забаву Пу-тятичну.

Сюжет о змееборстве представлен также в многочисленных топонимических преданиях. В одном из них рассказывается о Никите Кожемяке, победившем змея, напавшего на Киев.

Рассказы о змее распространены и в христианской традиции. Под влиянием Ветхого Завета, где змей выступает как антагонист Бога, змей приобрел черты дьявола. Именно поэтому он выступает как традиционный противник воинов-святых. С ним сражаются святой Георгий, Козьма и Демьян, Феодор Тирон. Широко известен рассказ о том, как, победив змея, святые Кузьма и Демьян пропахали на нем вал от Киева до Черного моря — так образовался Днепр и система городищ — змиевы валы. Как и народные герои, воины-святые побеждают змея в тяжелом поединке и освобождают захваченных им людей.

В народных быличках змей прежде всего выступает как соблазнитель женщин. Поэтому борьба с ним основана на охранительной магии. От змея можно избавиться, если окуривать себя собственными волосами. Еще один способ — воспользоваться оберегом. Змей боится креста и сильного шума. Он не может войти в дом, если во дворе черная собака или над дверью повешена трава валериана.

Змей Горыныч

Разновидность образа змея, встречающаяся в русских былинах и сказках.

Имя соотносят со словом «гора» как местом обитания змея. Образ восходит к индоевропейскому представлению о змее — хозяине подземного мира. Встречаются многочисленные аналоги как у славянских, так и у других народов: иранский Лжи Даха (буквально — змей, живущий на горе); татарский Зи-лан; Залиаг-змей, встречающийся в сказках народов Кавказа.

Змей Горыныч — чудовище-исполин с тремя, шестью или двенадцатью головами. Он живет в своем царстве (иногда в пещере), где прячет награбленные богатства, похищенных людей и царевну (царевен). Там живут и его многочисленные дети — змееныши.

В образах Тугарина, Змиулана или Огненного Змея соединились черты чудовища и воина. В былинах Змей часто выступает как враг Русской земли. Змей может летать по небу или вступить в бой с богатырем на земле.

В сюжете «Добрыня и Змей» отчетливо видны черты древнейшего мифа, в котором рассказывается о бое героев. Змей пытается победить безоружного героя. Поединок построен на двух кульминационных точках. Первая встреча со Змеем происходит, когда Добрыня нарушает запрет матери и купается в Пучай-реке. Появлению Змея предшествуют знамения — трясется земля, вода в реке превращается в огонь.

Однако Добрыня ухитряется схватить Змея, вытаскивает его на берег и наносит сокрушительный удар «шапкой земли греческой». Змей падает на землю и умоляет героя о пощаде. Он предлагает Добрыне заключить мир, закрепленный клятвой. Змей обещает, что не будет нападать на людей и появляться в «чистом поле».

Добрыня верит обещанию и отпускает Змея Горыныча на свободу. Но тот сразу же нарушает клятву: пролетая над Киевом, похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Князь Владимир посылает Добрыню на второй бой со Змеем. Богатырь добирается до змеиного царства, уничтожая по пути многочисленных змеенышей.

Добравшись до гнезда Змея, Добрыня затевает бой не на жизнь, а на смерть. Мать сыра земля помогает победить Змея, она наделяет героя неодолимой силой и поглощает ядовитую кровь Змея. Победив противника, Добрыня освобождает «полоны русские», выводит из нор людей и освобождает Забаву Путятичну.

Образ Змея встречается в нескольких сказочных сюжетах. Центральное место среди них занимает «Бой на Калиновом мосту», где богатырь также побеждает Змея Горыныча и отводит от своей земли угрозу порабощения. Змей противостоит герою и в сюжете «Три царства», где герой побеждает трех чудовищ с разным числом голов.

В более поздних сказочных сюжетах образ Змея приобретает черты традиционного злодея. Он является соперником Ивана-царевича, соблазняет его жену Елену Прекрасную, но в конце концов погибает от руки героя.

Иван-богатырь

Мифологизированный персонаж русской сказки, перешедший из богатырского эпоса.

В отличие от Ивана-царевича и Ивана-дурака, Иван-богатырь всегда получает прозвище, указывающее на его происхождение (Иван Сучич — Иван Медвежье ушко, Иван Зорькин, Иван Быкович — «Бой на Калиновом мосту», «Мужичок с ноготок», Иван Коровий сын — «Три царства»). Именно поэтому фольклористы говорят о разновидностях одного и того же типа героя. Похожий образ богатыря встречается в украинских, белорусских, латышских и других сказках (Покатигорошек, Федор Тугарин, Курбад).

Сюжет сказки об Иване-богатыре построен по традиционной схеме: действие развивается от рождения до свадьбы героя. Почти во всех вариантах рождение Ивана является результатом действия волшебной силы и сопровождается чудесными знамениями: сотрясением земли, сильной бурей, появлением ясным днем звезд на небе.

Необыкновенные способности героя проявляются еще до рождения: он разговаривает, находясь в утробе матери. Появившись на свет, Иван сразу встает на ноги, растет не по дням, а по часам. В играх со сверстниками проявляется его богатырская сила: он всегда побеждает.

Узнав о похищении матери (в других сюжетах говорится о братьях или сестре), Иван просит, чтобы ему изготовили оружие, соответствующее его силе:

булаву, палицу или богатырский меч. Получив оружие и богатырского коня, Иван отправляется в путь вместе с братьями. Они приезжают в избушку, где братья поочередно готовят обед. Первые два брата подвергаются нападению Мужичка с ноготок и терпят поражение.

Когда наступает черед Ивана, он одерживает победу над противником, защемив его бороду в дубовой колоде или стволе дерева. Однако Мужичку удается бежать. Братья следуют по его следам и добираются до провалища — глубокой пещеры или колодца. Спустившись в колодец, Иван проникает в подземное царство, побеждает двух змеев, добирается до дома старика, узнает секрет его смерти, побеждает его и освобождает захваченных в плен родственников и трех царевен. Последние становятся невестами братьев.

В некоторых сюжетах герой не опускается в колодец, а поднимается на высокую гору, где в трех волшебных царствах живут царевны. Противниками героя являются три змея (трехглавый, шестиглавый и двенадцатиглавый).

Во всех сказочных сюжетах герой возвращается домой. На обратном пути одержимые злобой и завистью братья обманывают Ивана и убивают его (бросают в пустынном месте). С помощью волшебного помощника (волка или собственного коня) Иван воскресает (освобождается от пут). Вернувшись домой, он разоблачает коварство братьев и женится на своей невесте.

Герой проявляет богатырские качества, только совершая свой первый подвиг. В дальнейшем он достигает цели благодаря личным качествам и волшебным предметам. В сказке «До третьих петухов» В. М. Шукшин использовал оба качества героя: его сверхъестественную природу и личную храбрость.

Иван-дурак

Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Наиболее распространены сюжеты «Сивка-Бурка», «Свинка — золотая щетинка».

Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован из преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.

Иван — третий и младший из братьев. Он крестьянин, но не занимается никаким полезным трудом. Два старших брата выступают как расчетливые, домовитые хозяева. Однако они никогда не достигают поставленной цели.

В начале сказки говорится о том, что Иван целыми днями лежит на печи или проводит время в кабаках. Он преображается только после смерти отца, охотно заменяет братьев, за что получает в награду волшебного коня. Иван скрывает коня от братьев и отправляется завоевывать царевну. Иногда ему приходится не только сражаться, но и принимать участие в отгадывании и загадывании загадок. Он отгадывает всё, а его загадки не может разгадать никто.

Женившись на царевне, Иван совершает несколько подвигов и добывает волшебные предметы: молодиль-ные яблоки, живую воду, свинку — золотую щетинку. Затем Иван становится царем, и сюжет завершается.

Во втором варианте сюжета Иван-дурак караулит сад (поле), в который по ночам забирается таинственный вор. Ночью Иван обнаруживает, что вором является чудесная кобылица. Она прилетает в сад и вытаптывает траву (посевы). Иногда вместо кобылицы в сюжете появляется жар-птица.

Иван отпускает плененное волшебное существо и получает в награду волшебного коня. Жар-птица оставляет ему также свое перо. Увидев перо, царь заставляет Ивана отправиться на поиски жар-птицы. За время путешествия Иван находит не только жар-птицу, но и кота-игруна, перстень, молодильные яблоки и, наконец, красавицу невесту. Заканчивается сказка традиционной свадьбой главного героя и Царь-девицы.

В XVIII веке на основе сюжета об Иване-дураке появилась сказочная лубочная повесть. Она стала основой многочисленных устных пересказов, записанных фольклористами, а также сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок».

Иван-царевич

Мифологизированный образ героя волшебных сказок, их главное действующее лицо, например: «Царевна-лягушка» «Иван-царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист — ясный сокол», «Мертвая царевна», «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных