Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К ВЛАСТИ

Киреев Н.

«Метаморфозы политического ислама» // АиАС. - 2003.- №6.- С.17-23.

3 ноября 2002 года состоявшиеся парламентские выборы в Турции завершились большим успехом исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), получившей более половины депутатских мест (363 из 550) и право сформировать однопартийное правительство.

Первоначально этим правом ее лидер Реджеп Тайип Эрдоган не мог воспользоваться: сохранявшаяся за ним судимость за "разжигание религиозной резни" не давала конституционной возможности (статья 76 Конституции) участвовать в ноябрьских выборах. Премьер-ми-янстром нового однопартийного кабинета стал Абдуллах Гюль, близкий соратник Эрдогана по партийной деятельности, выпускник экономического факультета Стамбульского университета, совершенствовавший свое образова-дие в Лондоне. В запрещенной ранее Партии добродетели «Фазилет» он занимал пост заместителя председателя, входил в состав парламентской группы этой партии, владеет английским и арабским языками. Новый парламент внес поправки в закон, позволившие Эрдогану участвовать в выборах. После победы на промежуточных выборах в провинции Сирт в марте 2003г. нынешнего года лидер ПСР занял пост премьер- министра.

Несмотря на исламистские зезгляды, Эрдоган, по крайней мере, в публичных заявлениях добивался от парламента принятия законопроекта о предоставлении США территории Турции для вой ны с Ираком. Дело ограничилось разрешением на использование воздушного пространства для самолетов США, действовавших против Ирака.

По мнению газеты светского "ататюркистского" направления 'Джумхуриет", выборы 3 ноября "не отразили в достаточной мере в меджлисе волю народа". ПСР получила 26 процентов голосов всех избирателей, однако имеет 66 % мест в парламенте. Примерно 60 процентов избирателей в меджлисе не представлены - не будь десятипроцентного барьера, партия имела бы не 363 депутата, а 217. "Большинство общества, пишет газета, - не может доверять ПСР, которая использовала шариат в качестве знамени в своей политической борьбе. Чтобы развеять эту тревогу и среди народа, и на государственном уровне, руководство партии должно предпринять заметные усилия". Обозреватель О.Чалышлар высказал мнение, что исламистское движение в стране извлекло уроки из опыта правительственной коалиции, возглавленной в 1996/1997 годах Н.Эрбаканом. "Т.Эрдоган, - полагает он, - освободился от консерватизма Эрбакана, прибегнул к более мягкому тону и сократил исламскую риторику. Но последние выборы свидетельствуют, что процесс модернизации сопровождается, пусть в мягком варианте, активным присутствием политического ислама. Это важнейшая реальность Турции".

Представленная А. Гюлем меджлису 23 ноября программа 56-го правительства Турции воспринята в СМИ как реформаторская, причем основные задачи такой реформации сконцентрированы, как представляется, на нынешнем законодательстве Турции, которое изобилует множеством запретов и не соответствует принципам современного права. Программа начинается с обещания заменить действующую конституцию новой, либеральной, которая составит основу нового, правового государствам. В этом контексте упоминаются, например, принципы секуляризма, свободы религии и совести, которые будут эффективнее работать и не станут предметом спекуляции со стороны политиканов, если будет усовершенствовано преподавание религии.

Подчеркивается, что одной из важнейших задач правительства является вступление Турции в ЕС. Отмечается также необходимость участия страны в международной борьбе с терроризмом. Особо упомянута важность сотрудничества Турции с США - в сферах экономики, инвестиций, науки и техно­логии. Отдельно оговорена также необходимость "продолжения сотрудничества с Российской Федерацией - в рамках добрососедских отношений, с государствами Средней Азии и Кавказа - в рамках культурной близости, при условии, что такое сотрудничество не будет противоречить интересам обеих сторон".

Турецкая пресса, внимательно следящая за первыми шагами нового правительства, наибольшее внимание на этом этапе уделяла внешнеполитическим контактам самого Тайипа Эрдогана, подчеркивая, что первые визиты "мягкий исламист" номер один нанес лидерам ведущих европейских государств, связав их с рассмотрением вопроса о дате приема Турции в ЕС на гаагской встрече 12 декабря. Вместе с тем многие обозреватели обратили внимание и на одно внутреннее событие, произошедшее на уровне верховной власти страны. Начальник генштаба турецкой армии и другие руководители силовых структур, поздравляя нового председателя парламента Бюлента Арынча с избранием на этот пост, были шокированы тем, что его супруга, в нарушение прежнего протокола, присутствовала на таком важном официальном мероприятии с платком на голове. В результате военные сократили свой визит до трех минут.

Здесь уместно привести и другой любопытный факт, иллюстрирующий идеологические новшества во власти. В самом конце ноября по одному из каналов турецкого ТВ выступил от имени исламистского движения "Милли гёрюш ("Рациональный взгляд") "запрещенный" лидер Неджметтин Эрбакан, поздравив победившую партию справедливости и развития и одновременно огласив целый список советов и рекомендаций партии и ее руководству, причем некоторые советы выглядели весьма настойчивыми. Он напомнил, что своей победой ПСР обязана движению "Милли гёрюш", которое продолжает свою деятельность, и должна учитывать цели этого движения, поскольку в противном случае новое правительство ожидает судьба его предшественника. Б.Эджевит пришел к власти при массовой поддержке народа и лишился ее, когда забыл о своих обещаниях избирателям.

Исламистское движение, долгие годы возглавляемое Неджмет тином Эрбаканом, занимает исключительное место по своей активности и влиянию в сфере политического ислама как в самой Турции, так и в среде турок-мусульман в Европе. После принятия в 1991 году закона о борьбе с терроризмом деятельность турецких исламистов, направленная на установление шариатского режима, в ряде случаев стала квалифицироваться уже не только как уголовное преступление, но и как терроризм. Эрбакану и некоторым его соратникам чаще всего предъявлялись обвинения в уголовной и террористической деятельности, например, по статье 146-1 Уголовного кодекса, что, в частности, отмечалось в Записке прокурора Суда госбезопасности Анкары Юкселя.

После 11 сентября 2001 года движение "Национальный взгляд" избрало новую тактику - дрейфовать в сторону так называемого "мягкого ислама", избегая действий, которые могут быть расценены в мире, на Западе, как экстремистские. Такая тактика может облегчить вступление Турции в ЕС, обезопасить исламистов от постоянного контроля со стороны военных, обеспечить им поддержку на Западе, особенно со стороны правозащитных организаций.

ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К ВЛАСТИ

Одним из фундаментальных принципов существования Турецкой Республики является принцип светского государства (лаицизм). Провозгласив этот принцип на заре создания республики, в середине 20-х годов, как главное условие модернизации и европеизации общества, ее создатели во главе с Ке-малем Ататюрком жестко следили за тем, чтобы ислам не выходил за ворота мечети, оставался религией, верой в Аллаха и не использовался в качестве инструмента политической борьбы против светской власти. Поэтому идеологи политического ислама всегда искали способы замаскировать свою деятельность в Турции во имя создания будущего шариатского государства иной, легальной деятельностью - определенной поли­тической партии с приемлемой для властей программой, в рамках благотворительных, просветитель­ских и других обществ.

Прибегнув к такой тактике, ак­тивисты "Национального взгляда" в 1971 году создали Партию наци­онального порядка, которая вскоре, вследствие военного переворота 12 марта того же года, была распуще­на в связи с тем, что ее идеология противоречила действующей кон­ституции. Таким же образом ее сменяли, создаваясь и закрываясь, одна за другой новые исламские партии во главе с несменяемым Н.Эр-баканом.

Одна из них -созданная в 1983 году Партия благополучия ("Рефах") смогла стать ведущей в избранном в 1995 году парламенте. Возглавляя в течение 1996-1997 годов коалиционное правительство и опираясь на своих сторонников в осударственных структурах и меджлисе, Эрбакан попытался реализовать некоторые планы "Национального взгляда", в том числе все более открытыми и настойчивыми призывами к введе­нию шариата, организацией ми­тингов в его поддержку, тайными встречами исламистов. В ответ в феврале 1998 года Конституцион­ный суд запретил Партию благо­получия (ПБ) и возникшую на ее месте Партию добродетели ("Фазилет"), фактически лишив Эрбакана и его ближайших сподвижни­ков прав на политическую дея­тельность; были предприняты по­пытки изгнать сторонников "На­ционального взгляда" и других ис-ламистских течений из государст­венных органов, армии, системы образования; была проведена ре­визия деятельности религиозных фондов (вакуфов), был издан за­прет женщинам появляться в об­щественных местах, в учебных за­ведениях, на службе с религиоз­ной повязкой на голове.

"Партия добродетели" (ПД) -

преемницаПБ не порвала связи с Эрбаканом, считая его своим ду ховным лидером, хотя по итогам парламентских она оказалась на третьем месте в меджлисе. Власти начали судебное преследование кадров "Партии добродетели". Так, в конце сентября 1998 года был осужден на 10 месяцев тюремного заключения один из наиболее активных деятелей новой партии, бывший член Тайип Эрдоган, с 1994 года - глава муниципалитета Большого Стамбула. Он был обвинен в том, что в своем выступлении 6 декабря 1997 года нарушил статью 312 У К, которая запрещает призывать к ненависти и враждебности. ПД оказалась последней партией, представлявшей "монопольно" и легально политический ислам в стране: в июне 2001 года по решению Консти­туционного суда она была также закрыта - все по тем же причинам, по которым закрывались ее пред­шественницы. После этого ее при­верженцы, расколовшиеся в пар ламенте и вне его на "традишх налистов" (во главе - Р.Кутан. ' депутатов) и "обновителей" главе - Р.Т.Эрдоган. 52 депут учредили свои партии: перв! партию "Саадет" ("Счастье"), рые - ("Адалет ве Калкыш "Партия справедливости и р тая" (ПСР).

Программа ПСР содерЖ! мало положений, свидетелы щих о стремлении ее молодь, деров реорганизовать дея ность движения под новыми, "мирными" знаменами. В ней за­явлено, что партия намерена дей­ствовать строго в соответствии с законодательством Турции, преж­де всего конституцией, а также принятыми страной международ­ными правовыми обязательствами. Особо подчеркивается, что "...ре­лигиозный фактор - это сила, при­званная не разделять общество, а объединять его", что "...демократи­зация общества - гарантия сущест­вования самого общества, партия выступает за демократическое, светское и социально-правовое го­сударство", за перестройку в этом направлении "всех государствен­ных структур".

Ряд положений посвящен принципам секуляризма, которые рассматриваются как важное ус­ловие демократии, имея в виду, что "государство остается нейт­ральным в отношении религиоз­ных верований и философских взглядов". Уточняется, что "секу-ляризм - это одновременно и принцип свободы", который "кон­тролирует и ограничивает не лич­ность, а государство во имя обще


ственного согласия. Партия понимает светскость и как "фундамент религиозной свободы и свободы совести". Религиозное обучение избирается самим гражданином, для детей- их родителями (опеку­нами). Запрет политических пар­тий регулируется международным правом - прежде всего решениями Европейского суда по правам че­ловека.

В тексте неоднократно повто­ряются намерения пересмотреть конституцию, закон о выборах и другие акты - с ориентацией на де­мократизацию государства и со­здание гражданского общества5.

Что же касается лидера новой партии, сумевшего стать популяр­ным и добиться популярности своей партии, то для турецких СМИ главным был и остается во­прос - отказался ли он от идеоло­гии "Национального взгляда". Смысл того, что Эрдоган умело уклоняется от ответа, ясен - "он продолжает поддерживать "Наци­ональный взгляд", однако открыто заявить об этом - значит, навре­дить делу"6. О том, что ПСР, не­смотря на все ее возражения, яв­ляется партией с традициями "Милли гёрюш", писала газета "Замай": "Общественные опросы свидетельствуют, что 47 процен­тов, поддерживающих ПСР - элек­торат "Фазилет". Однако этого критерия недостаточно, чтобы по­нять политические склонности и "Фазилет", и "Милли гёрюш", и АКП. Следует обратиться к более раннему феномену - партии "Ре-фах", ознакомиться с ее избира­тельным профилем. Примерно 70

процентов нынешних голосов АКП идут от РП... ПСР, какие бы условия ее ни вынуждали, будет выбирать путь с участием тради­ционных актеров "Мили гёрюш"7.

На предвыборных митингах лидер ПСР часто напоминал, что он выходец из бедной семьи, на­чал свой путь к своему нынешне­му положению с улиц Стамбула, где продавал бублики, воду и ли­моны. "Другие же партийные ли­деры спустились с неба с готовой кошелкой, они - люди салонов, высшего общества". Часто повто­рявшийся тезис - нищета будет ликвидирована, если будет лик­видирована коррупцияц8. Лидеру вторил и второй человек в пар­тии - Абдуллах Гюль. Он утверж­дал, что "...за три с половиной го­да пребывания у власти прави­тельства Эджевита в бедственном положении оказались и рабочие, и крестьяне, и промышленники, за­крылись тысячи фабрик, миллио­ны людей остались без работы"9.

Оценивая предвыборный ажи­отаж вокруг ПСР и ее лидера Р.Т.Эрдогана, турецкий журна­лист Дерья Сазак предрекал побе­ду этой партии на выборах 3 ноя­бря 2002 года, прежде всего как протестную, с грустью признавая, что "коалиционное правительст­во, созданное после выборов 1999 года с целью победить нищету и коррупцию, не преуспело ни в том, ни в другом, породило глубо­кие социальные раны".Самый тя­желый в истории республики эко­номический кризис страна пере­жила именно в этот период, мил­лионы людей обнищали в резуль­тате снижения национального до­хода. Не будь событий 11 сентяб­ря. потерпела бы крах и програм­ма помощи, согласованная с МВФ. Афганская операция обес­печила Турции в 2002 году дополнительно 30 миллиардов долларов.

После терактов в США в сентябре 2001 года в турецких СМИ появилась информация о том, что к деятельности Усамы бен Ладена и его организации "Аль-Каида" причастны и некоторые граждане Турции. Так, журналист Оунджаи Озкан писал в газете "Миллиет", ссылаясь на данные турецкой раз­ведки, что был установлен широ­кий спектр интересов Осамы бен Ладена к Турции", в 1999 году в стране готовились террористичес­кие акты против посольств США, Англии и Израиля, что в органи­зации бен Ладена "...действуют турецкие моджахеды", а через Турцию пролегал путь некоторых агентов "Аль-Каиды"; зафиксиро­ваны также и деловые интересы семьи этого террориста в Тур­ции11. По сообщению Би-би-си, еще до 11 сентября поступала ин­формация о планах исламистов в Турции захватить самолет и раз­рушить мавзолей Ататюрка.

Причастными к "Аль-Каиде" оказались и экстремистски настро­енные приверженцы политическо­го ислама в среде турецкой диа­споры в Европе, где, по официаль­ным данным, в 1999 году прожи­вало более трех миллионов турец­ких граждан, причем только в Гер­мании - более двух миллионов. В этой среде активно действуют не­сколько экстремистских исламист-ских организаций.

Активисты "Национального взгляда" за многие годы прочно укоренились в европейской среде, стали в ней самой многочислен­ной, влиятельной и богатой исла-мистской общиной. Здесь органи­зация не считала нужным созда­вать образ лояльного светскому режиму религиозного движения:

она была учреждена под своим именем в 1975 году первоначаль­но в Западном Берлине, затем ее центр переместился в Кёльн.

Одним из сподвижников Эр-бакана был тогда Джемалеттин Каплан - богослов, работавший в государственном Управлении по делам религии и в течение 15 лет -муфтием города Аданы. Отправ­ленный в 1981 году с согласия Эрбакана в Германию для органи­зации деятельности "Националь­ный взгляд" в Европе, Дж. Ка­план, напротив, поставил ее под угрозу раскола. В 1985-м он создал "свою" организацию, еще более радикальную, чем "Нацио­нальный взгляд" - Союз ислам­ских обществ и общин. Среди причин разрыва был и денежный вопрос: Каплан безуспешно требовал от Эрбакана ответа - "куда тратятся собранные в Европе сре ди мусульман деньги?".

Любопытную информацию о размахе деятельности "Милли гё-рюш" в Европе привела газета "Джумхуриет": "При участии этой организации были созданы моло­дежные лагеря и школы в 252 го­родах Европы, главным образом в Германии, в них 14 тысячам уча­щихся преподается шариат. В не­которых педагогических центрах, изучающих Коран и политический ислам, уроки давали депутаты ту­рецкого парламента (меджлиса). В 29 крупных германских городах функционируют 126 школ, где "проводятся специальные кампа­нии с тем, чтобы сосредоточить в этих центрах детей и молодежь для промывания мозгов и после­дующей замены этими молодыми кадрами состарившихся исламист-ских общин и их кадров". Газета приводит и такие высказывания верующих: "С того момента, как возникло течение "Национальный взгляд", проповедуемый им ислам подлинным исламом не является. Они эксплуатируют чувства лю­дей, гребут деньги из их карманов, манипулируют детскими мозгами, говорят о религии, а сеют неверие;

молятся на Эрбакана, говорят о мире, а готовят детей воевать; от­носятся недоброжелательно к тем, кто не думает так, как они"12.

Турецкий автор С.Ялчин при­водит длинный список турецких фирм, контролируемых руководст­вом "Национального взгляда", дей­ствующих в издательском деле, производстве кассет и дисков, пи­щевых продуктов, строительстве, организации хаджа, называет их миллиардные (в марках) обороты, перечисляет многочисленные рели­гиозные курсы при мечетях. Он со­общает об их тесном сотрудничест­ве с арабскими строительными фирмами в Англии, Бельгии, Гол­ландии, об ассигнованиях крупных сумм на выборные кампании13.

Отделившиеся ранее от "Наци­онального взгляда" сторонники и последователи Дж.Каплана в Ев­ропе и, прежде всего, в Германии пытались повторить опыт иран­ских революционеров, привлекая в Европе на свою сторону имамов мечетей и превращая мечети в центры политической активности, некие штабы по созданию будуще­го исламского государства, стре­мились строить новые мечети14. В апреле 1992 года они провозгласи­ли создание так называемого Анатолийского федерального исламского государства, противопоставив его нынешнему светскому режиму в Турции. В 1993 году против сторонников Каплана были

проведены полицейские операции в Стамбуле, Бурсе и Конье и других регионах страны, задержано 44 человека, обнаружена важная документация, начато судебное расследование.

Турецкий публицист демо­кратического толка Угур Мумджу рассказал о своей беседе с Дж.Ка-планом в книге "Рабыта" незадол­го до того, как был убит террори­стами. "Наша цель - заявил ему Каплан - исламское государство;

наша власть принадлежит Аллаху;

наша конституция - Коран... Тур­ция - это Мекка сегодня"16. Дея­тельность Дж.Каплана продолжил после его смерти его сын Метин. Он и его сторонники готовили террористические акты, приуро­ченные к 75-летию Турецкой Рес­публики (1998 год) и выступали с призывом к антиправительствен­ному восстанию. В 1999 году гер­манские власти заключили М. Ка­плана на четыре года в тюрьму, но отказались выдать его Турции, ссылаясь на то, что на родине М.Каплана ждала смертная казнь. В турецких СМИ после событий 11 сентября 2001 года сообщалось, что за два с половиной года за­ключения Метин Каплан проявил себя образцовым заключенным и скоро может быть освобожден17.

Одной из первых мер, пред­принятых властями Германии сразу после терактов в США, ста­ло закрытие по требованию ту­рецких властей созданной в свое время Дж.Капланом турецкой те­лестанции в Кёльне - за подрыв­ную деятельность в отношении Турции, за призывы к джихаду18. Об участии турецких террористов в подрывной деятельности в Гер­мании сообщало радио "Немецкая волна" на турецком языке. Аме­риканские разведывательные ор­ганы заявляли, что центром орга­низации нападения на Всемир­ный торговый центр в Нью-Йор­ке и тылового обеспечения терро­ристов была Германия, а герман­ские власти уточняли, что терро­ристические акты направлялись из Гамбурга. В Гамбурге был аре­стован турок Харун Айдын по по­дозрению в участии подготовки терактов19. Министр внутренних дел земли Северный Рейн - Вест-фалия, отмечая, что большинство ее мусульман уважает ее законы, живут в мире и согласии, вместе с тем признавал, что некоторые турецкие общества, например, Ка­плана могут быть закрыты. "Опасной организацией" был назван и "Национальный взгляд", насчитывающий в земле Северный Рейн - Вестфалия 7,5 тысячи членов.

Второе крупное исламистское

движение в Турции и за её пределами возглавляется проповедником Фетхуллахом Гюленом. Оно также преследуется Турецкими судебными органами за антиконституционную деятельность. Считается, что оно представляет одно из течений «нур-джизма», исповедуемого последователями исламского проповедника курда Саид-и Нурси (1873-1960). Основатель течения, проведший немало лет в турецких тюрьмах и ссылке, видел единение населения страны, прежде всего турок и курдов, в исламском братстве. Он предлагал заменить светский (тогда - кемалистский) режим Турции на исламское государство. Это движение представляет собою тот вариант исламизма, который наиболее активно распространяется турецкими проповедниками в России и других государствах СНГ, чаще всего через созданную ими систему учебных заведений различного уровня.

Один из апологетов идей Гюлена, Хулуси Тургут, описал в 1998 году историю появления его последователей на территории распадавшегося СССР. Как только Ф.Гюлен узнал о падении Берлинской стены, он отправился в одну из известных в Стамбуле мече­тей - Сулеймание, где приветствовал это событие, сразу же обратившись к прихожанам с призывом "проникнуться проблемами обретения независимости" народами распадавшегося СССР. Такие же проповеди он произносил затем в Измире. Открывшаяся пе­ред общиной Гюлена новая, сугу­бо миссионерская перспектива на просторах Евразии, где прожива­ют миллионы мусульман, к тому же тюрок, дала возможность Гю-лену "послужить нации" и перво­начально свести к минимуму уг­розу его уголовного преследова­ния на территории самой Турции. Хотя у органов безопасности к этому времени накопилось солид­ное досье, материалы которого свидетельствовали о его антикон­ституционной проповеднической деятельности, например, в Изми­ре в 80-е годы.

11 января 1990 года первая группа турецких миссионеров-ис­ламистов пересекла турецко-гру-зинскую границу, побывала в Аджарии, в Тбилиси, "везде встречая дружеский прием". Кстати сказать, сторонники этих миссио­неров и сейчас благожелательно оценивают позицию Грузии в от­ношении Турции, приводя при этом слова, якобы сказанные Э.Шеварднадзе: "Мы не являемся южным флангом России, мы - се­верный фланг Турции". В мае отправилась вторая миссия (37 человек), которая везла книги, кассеты, подарки. Она по­сетила Батуми. Тбилиси, Казань, Гянджу, Баку. Затем миссия побы­вала в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. Так началась мис­сионерская деятельность общины Гюлена, ныне охватившая не толь­ко страны Центральной Азии, но и регионы России с мусульманским, тюркским населением (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан), включая города Казань, Уфу, Москву, Санкт-Петербург и дру­гие. В 1992 году, пишет Х.Тургут, эти республики стали независи­мыми и для их жителей стало воз­можным "свободно учиться в на­шей стране"22.

В турецких СМИ сообщается, что компании этого сообщества содержат на свои средства учеб­ные центры в Якутии, Туве, Ха-кассии, Башкортостане, Чувашии, Татарстане, а также в Кыргызста-не, Румынии, Молдове, Албании, Украине (в том числе в Крыму), Пакистане, Марокко, Ираке, Азер­байджане, Узбекистане, Туркме­нистане, Таджикистане, Казахста­не, Монголии. Издаваемая Гюле-ном в Турции массовым тиражом газета Заман еженедельно выходи­ла и в московском варианте, и в казанском, и уфимском и в дру­гих. В номерах московского изда­ния помещались материалы, пред­назначенные для популяризации в Москве личности Гюлена. Напри­мер, в одном из июньских номеров за 1998 год было опубликовано интервью с ним на четырех стра­ницах и с пятью фотографиями. Российского читателя знакомят с человеком, посвятившим свою жизнь благотворительности, бла­гочестии, "служению людям всего мира, независимо от их вероиспо­ведания, расы. языка'23.

В том же духе написано безы­мянное предисловие ко второму тому изданной в Москве ва русском языке в 2001 году книги Ф.Гюлена "Сомнения, порождённые веком". В нем ни слова о судебном преследовании Гюлена в Турции, об острых дискуссиях в турецком обществе по поводу его деятельности. Зато без ложной скромности звучат утверждения, что "...у Фетхуллаха миллионы последователей в мире"…

ния, ведущих к сотрудничеству между человеческими цивилиза­циями и, в конечном счете, к их объединению". Духовность, по его мнению, "...победит на пути к межцивилизационному диалогу, основанному на взаимных инте­ресах". Но не противоречат ли та­кого рода ожиданиям некоторые положения самого автора книги? Можно ли считать "межцивилиза-ционным диалогом" следующее пространное рждение: "Во времена пророка Адама человечество переживало свое младенчество тогда как наш Пророк (Мухаммед.- Н.К.) уподоблял себя полуденному солнцу, то есть человечество в его эпоху переживало период зрелости и совершенства. В эту эпоху хорошо различали ложь и правду и становились стойкими приверженцами истины, пришедшей после периода заблуждений. Детали ниспосланного Божьего закона были приведены тогда в соответствии с уровнем мышления людей того периода. Но вершил все это Премудрый Аллах.

Что же касается других религий, то они с течением времени в сущности подверглись искажени ю и потеряли свой облик. Даже если бы они не были искажены, то все равно были бы недействительны, ибо Аллах утвердил ту религию, что угодна Ему, и сказал, что это ислам. Нет сомнения, что такие утверждения, пропагандируемые в многоконфессиональной России, способствуют не диалогу, а серьезному конфликту.

Ныне очевидно, что отличи­тельная особенность культуртре­герской деятельности турецкого политического ислама (подчас в сотрудничестве с пантюркизмом) в огромном евразийском регионе -его ориентация прежде всего на тюркские народы, исповедующие ислам. В итоге именно здесь и радикальный исламизм, и радикальный тюркизм находят возможности открытого провозглашения соответствующих идеологических лозунгов, ведущих к сепаратизму в Российской Федерации и рели­гиозному противостоянию свет­ским властям в государствах Цен­тральной Азии.

Речь идет, в частности, о созда­нии учебных заведений с воспита­нием молодёжи в духе протурец-кой ориентации. Так, газета "Росс1я" сообщала, что "...в России насчитывается более двадцати ту­рецких лицеев, в том числе в Та­тарстане - десять, Башкирии - че­тыре, Дагестане - три, по одному -в Чувашии, Карачаево-Черкессии, Туве, Якутии и Хакассии... За ан­тироссийскую пропаганду только из Дагестана за последнее время выдворено 14 турецких граждан, десять из которых - преподаватели местных лицеев. Еще десять – из Карачаево-Черкессии. Практичес­ки все турецкие учебные заведе­ния патронируют турецкие част­ные фирмы или общественные ор­ганизации. Карачаево-черкесский лицей патронируют фирмы "Эф-ляк" и "Торос". В Татарии, Башки­рии и Чувашии материальную поддержку турецким лицеям оказывает фирма "Серхат", воз­главляемая Фетхулахом Гюленом и Мустафой Кара. Даже поверхно­стный опрос выпускников турец­ких лицеев Татарии засвидетель­ствовал, что в них не преподают историю Второй мировой войны, не рассказывают о реформах Пет­ра Первого и не касаются ряда.других тем по истории России". В то же время большое внимание уделяется истории Турции. Летом 2000 года в Черкесск из Турции приезжала комиссия для проверки деятельности лицея, причем ее члены занимались сбором инфор­мации об общественно-политичес­кой и экономической ситуации в республике.

Особую тревогу вызывает "коррупционная составляющая" всех перечисленных событий. По данным правоохранительных орга­нов, многие лицеи при поддержке фирм-спонсоров, чтобы получить необходимые разрешения и лицен­зии у местных чиновников от об­разования, предоставляют им от­ветные услуги в самом разнооб­разном виде. В частности, речь идет о возможности отдохнуть в Анталии, выплате гонораров за чтение лекций в турецких вузах, написание учебников и методичес­ких пособий. Добраться до истины в оплате такого рода услуг чрезвы­чайно сложно25.

Как очевидно, со времен час­тых визитов Джохара Дудаева в Турцию, в исламистских кругах Турции постоянно культивирует­ся враждебность в отношении

российских властей, всячески поддерживается чеченский сепа­ратизм.

Что касается общины Гюлена, то в самой Турции, помимо широ­кой и дорогостоящей рекламы (и саморекламы) религиозной и культуртрегерской деятельности этой общины, помимо сообщений о встречах Гюлена с Папой Рим­ским, константинопольским пат­риархом Варфоломеем, известны­ми зарубежными и турецкими по­литическими деятелями (о чем можно подробно ознакомиться на сайте с его именем), публикуется немало материалов критического характера - в книгах, статьях, в Интернете.

После нескольких неудачных попыток, предпринятых еще с 80-х годов, осенью 2000 года во­енным и судеб­ным властям Турции уда­лось добиться начала судеб­ного расследо­вания деятель­ности Ф.Гюле-на. Так, сенса­цией стало за­явление на­чальника Ген­штаба генерала Кыврыкоглу на празднич­ном приеме 30 августа 2000 года, прозву­чавшее как безусловное требова­ние привлечь, наконец, к суду Ф. Гюлена за его многолетнюю ис-ламистскую деятельность. Воен­ные на основании многолетнего наблюдения за его проповедями пришли к убеждению, что его благотворительная деятельность -это всего лишь удобный способ мирно и основательно подгото­вить общественное мнение Тур­ции к необходимости введения шариата и смене таким образом конституционного режима стра­ны. На следующий день после за­явления генерала прокурор суда госбезопасности Н.М.Юксель пред­ставил в этот суд обвинительное заключение в отношении Ф.Гюле­на. Правда, иск носил заочный характер, поскольку к этому вре­мени обвиняемый уже полтора года находился на лечении в США.

В заключении говорилось, что Гюлен "... при участии кадров, хо­рошо подготовленных и обучен­ных в принадлежащих ему шко­лах, интернатах и на курсах, наме­ревался отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать свет­скую республику, чтобы создать государство, опирающееся на ша­риат". Особо отмечена политика безмолвного и глубокого проник­новения группы Гюлена в турец­кие Вооруженные силы. Организа­ция Гюлена, отмечалось в доку­менте, "... стала самой сильной ре­акционной структурой в Турции". В обвинении были приведены по­дробные данные по истории нурд-жизма, дешифровке видеокассет, деятельности школ в тюркских ре­спубликах Средней Азии, проник­новению в военный лицей "Маль-тепе". Отмечались успехи группы Гюлена в госучреждениях, в том числе в органах образования и бе­зопасности.

Источниками, обеспечивающи­ми влияние группы, стали "со­зданная им империя крупного ка­питала и постепенно возросшая в последние годы политическая под­держка". Сообщалось также, что группа Гюлена контролировала в целом 88 фондов. 20 обществ, 128 частных школ. 218 фирм, 129 учебных курсов, интернаты, а так­же 17 печатных органов (в том числе на английском языке), газе­ту с тиражом 250 тысяч экземпля­ров, телестанцию- две радиостан­ции с вешанием ва всю страну, финансовую оргаяизапию с бес­процентным кредитованием, стра­ховое общество. Расширяя загра­ничную деаггельностк с 1992 года группа открыла в 35 странах шесть университетов и других вузов. 236 две начальные школы- восемь венгров изучения иностранного языка и компьюте­ра. шесть курсов подготовки к университету, 21 интернат

Цель созяа—н общиной Гюле­на школ за рубежом - готовить кадры адмитпи 1|Ш11дшв для дан-ного государства- обеспечить в будущем их симпатии к Турции, в которой к тому времени будет создано исламское государство. В заключительной части обвинения утверждалось, что за деятель­ность по созданию организации, имеющей целью замену светского режима государства ва религиоз­ный, согласно первому пункту статьи 7-й Закона о борьбе с тер­рором, Ф.Гюдея подлежит тюрем­ному заключению на срок от 5 до 10 лет2б.

Первое судебное заседание по указанному делу состоялось 16 октября 2000 в Анкарском суде гос. безопасности, в отсутствие ответчика. Согласно заключённым между США и Турцией правовым актам, назначенный от американской стороны прокурор 6 ноября провёл допрос Гюлена. Судебные заседания продолжались и позже. Судебное разбирательство проходит в сложных условиях: сторонники Ф.Гюлена подвергают нападкам организации и лица. которые поддерживают обвинения в его адрес.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных