![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К ВЛАСТИКиреев Н. «Метаморфозы политического ислама» // АиАС. - 2003.- №6.- С.17-23. 3 ноября 2002 года состоявшиеся парламентские выборы в Турции завершились большим успехом исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), получившей более половины депутатских мест (363 из 550) и право сформировать однопартийное правительство. Первоначально этим правом ее лидер Реджеп Тайип Эрдоган не мог воспользоваться: сохранявшаяся за ним судимость за "разжигание религиозной резни" не давала конституционной возможности (статья 76 Конституции) участвовать в ноябрьских выборах. Премьер-ми-янстром нового однопартийного кабинета стал Абдуллах Гюль, близкий соратник Эрдогана по партийной деятельности, выпускник экономического факультета Стамбульского университета, совершенствовавший свое образова-дие в Лондоне. В запрещенной ранее Партии добродетели «Фазилет» он занимал пост заместителя председателя, входил в состав парламентской группы этой партии, владеет английским и арабским языками. Новый парламент внес поправки в закон, позволившие Эрдогану участвовать в выборах. После победы на промежуточных выборах в провинции Сирт в марте 2003г. нынешнего года лидер ПСР занял пост премьер- министра. Несмотря на исламистские зезгляды, Эрдоган, по крайней мере, в публичных заявлениях добивался от парламента принятия законопроекта о предоставлении США территории Турции для вой ны с Ираком. Дело ограничилось разрешением на использование воздушного пространства для самолетов США, действовавших против Ирака. По мнению газеты светского "ататюркистского" направления 'Джумхуриет", выборы 3 ноября "не отразили в достаточной мере в меджлисе волю народа". ПСР получила 26 процентов голосов всех избирателей, однако имеет 66 % мест в парламенте. Примерно 60 процентов избирателей в меджлисе не представлены - не будь десятипроцентного барьера, партия имела бы не 363 депутата, а 217. "Большинство общества, пишет газета, - не может доверять ПСР, которая использовала шариат в качестве знамени в своей политической борьбе. Чтобы развеять эту тревогу и среди народа, и на государственном уровне, руководство партии должно предпринять заметные усилия". Обозреватель О.Чалышлар высказал мнение, что исламистское движение в стране извлекло уроки из опыта правительственной коалиции, возглавленной в 1996/1997 годах Н.Эрбаканом. "Т.Эрдоган, - полагает он, - освободился от консерватизма Эрбакана, прибегнул к более мягкому тону и сократил исламскую риторику. Но последние выборы свидетельствуют, что процесс модернизации сопровождается, пусть в мягком варианте, активным присутствием политического ислама. Это важнейшая реальность Турции". Представленная А. Гюлем меджлису 23 ноября программа 56-го правительства Турции воспринята в СМИ как реформаторская, причем основные задачи такой реформации сконцентрированы, как представляется, на нынешнем законодательстве Турции, которое изобилует множеством запретов и не соответствует принципам современного права. Программа начинается с обещания заменить действующую конституцию новой, либеральной, которая составит основу нового, правового государствам. В этом контексте упоминаются, например, принципы секуляризма, свободы религии и совести, которые будут эффективнее работать и не станут предметом спекуляции со стороны политиканов, если будет усовершенствовано преподавание религии. Подчеркивается, что одной из важнейших задач правительства является вступление Турции в ЕС. Отмечается также необходимость участия страны в международной борьбе с терроризмом. Особо упомянута важность сотрудничества Турции с США - в сферах экономики, инвестиций, науки и технологии. Отдельно оговорена также необходимость "продолжения сотрудничества с Российской Федерацией - в рамках добрососедских отношений, с государствами Средней Азии и Кавказа - в рамках культурной близости, при условии, что такое сотрудничество не будет противоречить интересам обеих сторон". Турецкая пресса, внимательно следящая за первыми шагами нового правительства, наибольшее внимание на этом этапе уделяла внешнеполитическим контактам самого Тайипа Эрдогана, подчеркивая, что первые визиты "мягкий исламист" номер один нанес лидерам ведущих европейских государств, связав их с рассмотрением вопроса о дате приема Турции в ЕС на гаагской встрече 12 декабря. Вместе с тем многие обозреватели обратили внимание и на одно внутреннее событие, произошедшее на уровне верховной власти страны. Начальник генштаба турецкой армии и другие руководители силовых структур, поздравляя нового председателя парламента Бюлента Арынча с избранием на этот пост, были шокированы тем, что его супруга, в нарушение прежнего протокола, присутствовала на таком важном официальном мероприятии с платком на голове. В результате военные сократили свой визит до трех минут. Здесь уместно привести и другой любопытный факт, иллюстрирующий идеологические новшества во власти. В самом конце ноября по одному из каналов турецкого ТВ выступил от имени исламистского движения "Милли гёрюш ("Рациональный взгляд") "запрещенный" лидер Неджметтин Эрбакан, поздравив победившую партию справедливости и развития и одновременно огласив целый список советов и рекомендаций партии и ее руководству, причем некоторые советы выглядели весьма настойчивыми. Он напомнил, что своей победой ПСР обязана движению "Милли гёрюш", которое продолжает свою деятельность, и должна учитывать цели этого движения, поскольку в противном случае новое правительство ожидает судьба его предшественника. Б.Эджевит пришел к власти при массовой поддержке народа и лишился ее, когда забыл о своих обещаниях избирателям. Исламистское движение, долгие годы возглавляемое Неджмет тином Эрбаканом, занимает исключительное место по своей активности и влиянию в сфере политического ислама как в самой Турции, так и в среде турок-мусульман в Европе. После принятия в 1991 году закона о борьбе с терроризмом деятельность турецких исламистов, направленная на установление шариатского режима, в ряде случаев стала квалифицироваться уже не только как уголовное преступление, но и как терроризм. Эрбакану и некоторым его соратникам чаще всего предъявлялись обвинения в уголовной и террористической деятельности, например, по статье 146-1 Уголовного кодекса, что, в частности, отмечалось в Записке прокурора Суда госбезопасности Анкары Юкселя. После 11 сентября 2001 года движение "Национальный взгляд" избрало новую тактику - дрейфовать в сторону так называемого "мягкого ислама", избегая действий, которые могут быть расценены в мире, на Западе, как экстремистские. Такая тактика может облегчить вступление Турции в ЕС, обезопасить исламистов от постоянного контроля со стороны военных, обеспечить им поддержку на Западе, особенно со стороны правозащитных организаций. ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ К ВЛАСТИ Одним из фундаментальных принципов существования Турецкой Республики является принцип светского государства (лаицизм). Провозгласив этот принцип на заре создания республики, в середине 20-х годов, как главное условие модернизации и европеизации общества, ее создатели во главе с Ке-малем Ататюрком жестко следили за тем, чтобы ислам не выходил за ворота мечети, оставался религией, верой в Аллаха и не использовался в качестве инструмента политической борьбы против светской власти. Поэтому идеологи политического ислама всегда искали способы замаскировать свою деятельность в Турции во имя создания будущего шариатского государства иной, легальной деятельностью - определенной политической партии с приемлемой для властей программой, в рамках благотворительных, просветительских и других обществ. Прибегнув к такой тактике, активисты "Национального взгляда" в 1971 году создали Партию национального порядка, которая вскоре, вследствие военного переворота 12 марта того же года, была распущена в связи с тем, что ее идеология противоречила действующей конституции. Таким же образом ее сменяли, создаваясь и закрываясь, одна за другой новые исламские партии во главе с несменяемым Н.Эр-баканом. Одна из них -созданная в 1983 году Партия благополучия ("Рефах") смогла стать ведущей в избранном в 1995 году парламенте. Возглавляя в течение 1996-1997 годов коалиционное правительство и опираясь на своих сторонников в осударственных структурах и меджлисе, Эрбакан попытался реализовать некоторые планы "Национального взгляда", в том числе все более открытыми и настойчивыми призывами к введению шариата, организацией митингов в его поддержку, тайными встречами исламистов. В ответ в феврале 1998 года Конституционный суд запретил Партию благополучия (ПБ) и возникшую на ее месте Партию добродетели ("Фазилет"), фактически лишив Эрбакана и его ближайших сподвижников прав на политическую деятельность; были предприняты попытки изгнать сторонников "Национального взгляда" и других ис-ламистских течений из государственных органов, армии, системы образования; была проведена ревизия деятельности религиозных фондов (вакуфов), был издан запрет женщинам появляться в общественных местах, в учебных заведениях, на службе с религиозной повязкой на голове. "Партия добродетели" (ПД) - преемницаПБ не порвала связи с Эрбаканом, считая его своим ду ховным лидером, хотя по итогам парламентских она оказалась на третьем месте в меджлисе. Власти начали судебное преследование кадров "Партии добродетели". Так, в конце сентября 1998 года был осужден на 10 месяцев тюремного заключения один из наиболее активных деятелей новой партии, бывший член Тайип Эрдоган, с 1994 года - глава муниципалитета Большого Стамбула. Он был обвинен в том, что в своем выступлении 6 декабря 1997 года нарушил статью 312 У К, которая запрещает призывать к ненависти и враждебности. ПД оказалась последней партией, представлявшей "монопольно" и легально политический ислам в стране: в июне 2001 года по решению Конституционного суда она была также закрыта - все по тем же причинам, по которым закрывались ее предшественницы. После этого ее приверженцы, расколовшиеся в пар ламенте и вне его на "традишх налистов" (во главе - Р.Кутан. ' депутатов) и "обновителей" главе - Р.Т.Эрдоган. 52 депут учредили свои партии: перв! партию "Саадет" ("Счастье"), рые - ("Адалет ве Калкыш "Партия справедливости и р тая" (ПСР). Программа ПСР содерЖ! мало положений, свидетелы щих о стремлении ее молодь, деров реорганизовать дея ность движения под новыми, "мирными" знаменами. В ней заявлено, что партия намерена действовать строго в соответствии с законодательством Турции, прежде всего конституцией, а также принятыми страной международными правовыми обязательствами. Особо подчеркивается, что "...религиозный фактор - это сила, призванная не разделять общество, а объединять его", что "...демократизация общества - гарантия существования самого общества, партия выступает за демократическое, светское и социально-правовое государство", за перестройку в этом направлении "всех государственных структур". Ряд положений посвящен принципам секуляризма, которые рассматриваются как важное условие демократии, имея в виду, что "государство остается нейтральным в отношении религиозных верований и философских взглядов". Уточняется, что "секу-ляризм - это одновременно и принцип свободы", который "контролирует и ограничивает не личность, а государство во имя обще ственного согласия. Партия понимает светскость и как "фундамент религиозной свободы и свободы совести". Религиозное обучение избирается самим гражданином, для детей- их родителями (опекунами). Запрет политических партий регулируется международным правом - прежде всего решениями Европейского суда по правам человека. В тексте неоднократно повторяются намерения пересмотреть конституцию, закон о выборах и другие акты - с ориентацией на демократизацию государства и создание гражданского общества5. Что же касается лидера новой партии, сумевшего стать популярным и добиться популярности своей партии, то для турецких СМИ главным был и остается вопрос - отказался ли он от идеологии "Национального взгляда". Смысл того, что Эрдоган умело уклоняется от ответа, ясен - "он продолжает поддерживать "Национальный взгляд", однако открыто заявить об этом - значит, навредить делу"6. О том, что ПСР, несмотря на все ее возражения, является партией с традициями "Милли гёрюш", писала газета "Замай": "Общественные опросы свидетельствуют, что 47 процентов, поддерживающих ПСР - электорат "Фазилет". Однако этого критерия недостаточно, чтобы понять политические склонности и "Фазилет", и "Милли гёрюш", и АКП. Следует обратиться к более раннему феномену - партии "Ре-фах", ознакомиться с ее избирательным профилем. Примерно 70 процентов нынешних голосов АКП идут от РП... ПСР, какие бы условия ее ни вынуждали, будет выбирать путь с участием традиционных актеров "Мили гёрюш"7. На предвыборных митингах лидер ПСР часто напоминал, что он выходец из бедной семьи, начал свой путь к своему нынешнему положению с улиц Стамбула, где продавал бублики, воду и лимоны. "Другие же партийные лидеры спустились с неба с готовой кошелкой, они - люди салонов, высшего общества". Часто повторявшийся тезис - нищета будет ликвидирована, если будет ликвидирована коррупцияц8. Лидеру вторил и второй человек в партии - Абдуллах Гюль. Он утверждал, что "...за три с половиной года пребывания у власти правительства Эджевита в бедственном положении оказались и рабочие, и крестьяне, и промышленники, закрылись тысячи фабрик, миллионы людей остались без работы"9. Оценивая предвыборный ажиотаж вокруг ПСР и ее лидера Р.Т.Эрдогана, турецкий журналист Дерья Сазак предрекал победу этой партии на выборах 3 ноября 2002 года, прежде всего как протестную, с грустью признавая, что "коалиционное правительство, созданное после выборов 1999 года с целью победить нищету и коррупцию, не преуспело ни в том, ни в другом, породило глубокие социальные раны".Самый тяжелый в истории республики экономический кризис страна пережила именно в этот период, миллионы людей обнищали в результате снижения национального дохода. Не будь событий 11 сентября. потерпела бы крах и программа помощи, согласованная с МВФ. Афганская операция обеспечила Турции в 2002 году дополнительно 30 миллиардов долларов. После терактов в США в сентябре 2001 года в турецких СМИ появилась информация о том, что к деятельности Усамы бен Ладена и его организации "Аль-Каида" причастны и некоторые граждане Турции. Так, журналист Оунджаи Озкан писал в газете "Миллиет", ссылаясь на данные турецкой разведки, что был установлен широкий спектр интересов Осамы бен Ладена к Турции", в 1999 году в стране готовились террористические акты против посольств США, Англии и Израиля, что в организации бен Ладена "...действуют турецкие моджахеды", а через Турцию пролегал путь некоторых агентов "Аль-Каиды"; зафиксированы также и деловые интересы семьи этого террориста в Турции11. По сообщению Би-би-си, еще до 11 сентября поступала информация о планах исламистов в Турции захватить самолет и разрушить мавзолей Ататюрка. Причастными к "Аль-Каиде" оказались и экстремистски настроенные приверженцы политического ислама в среде турецкой диаспоры в Европе, где, по официальным данным, в 1999 году проживало более трех миллионов турецких граждан, причем только в Германии - более двух миллионов. В этой среде активно действуют несколько экстремистских исламист-ских организаций. Активисты "Национального взгляда" за многие годы прочно укоренились в европейской среде, стали в ней самой многочисленной, влиятельной и богатой исла-мистской общиной. Здесь организация не считала нужным создавать образ лояльного светскому режиму религиозного движения: она была учреждена под своим именем в 1975 году первоначально в Западном Берлине, затем ее центр переместился в Кёльн. Одним из сподвижников Эр-бакана был тогда Джемалеттин Каплан - богослов, работавший в государственном Управлении по делам религии и в течение 15 лет -муфтием города Аданы. Отправленный в 1981 году с согласия Эрбакана в Германию для организации деятельности "Национальный взгляд" в Европе, Дж. Каплан, напротив, поставил ее под угрозу раскола. В 1985-м он создал "свою" организацию, еще более радикальную, чем "Национальный взгляд" - Союз исламских обществ и общин. Среди причин разрыва был и денежный вопрос: Каплан безуспешно требовал от Эрбакана ответа - "куда тратятся собранные в Европе сре ди мусульман деньги?". Любопытную информацию о размахе деятельности "Милли гё-рюш" в Европе привела газета "Джумхуриет": "При участии этой организации были созданы молодежные лагеря и школы в 252 городах Европы, главным образом в Германии, в них 14 тысячам учащихся преподается шариат. В некоторых педагогических центрах, изучающих Коран и политический ислам, уроки давали депутаты турецкого парламента (меджлиса). В 29 крупных германских городах функционируют 126 школ, где "проводятся специальные кампании с тем, чтобы сосредоточить в этих центрах детей и молодежь для промывания мозгов и последующей замены этими молодыми кадрами состарившихся исламист-ских общин и их кадров". Газета приводит и такие высказывания верующих: "С того момента, как возникло течение "Национальный взгляд", проповедуемый им ислам подлинным исламом не является. Они эксплуатируют чувства людей, гребут деньги из их карманов, манипулируют детскими мозгами, говорят о религии, а сеют неверие; молятся на Эрбакана, говорят о мире, а готовят детей воевать; относятся недоброжелательно к тем, кто не думает так, как они"12. Турецкий автор С.Ялчин приводит длинный список турецких фирм, контролируемых руководством "Национального взгляда", действующих в издательском деле, производстве кассет и дисков, пищевых продуктов, строительстве, организации хаджа, называет их миллиардные (в марках) обороты, перечисляет многочисленные религиозные курсы при мечетях. Он сообщает об их тесном сотрудничестве с арабскими строительными фирмами в Англии, Бельгии, Голландии, об ассигнованиях крупных сумм на выборные кампании13. Отделившиеся ранее от "Национального взгляда" сторонники и последователи Дж.Каплана в Европе и, прежде всего, в Германии пытались повторить опыт иранских революционеров, привлекая в Европе на свою сторону имамов мечетей и превращая мечети в центры политической активности, некие штабы по созданию будущего исламского государства, стремились строить новые мечети14. В апреле 1992 года они провозгласили создание так называемого Анатолийского федерального исламского государства, противопоставив его нынешнему светскому режиму в Турции. В 1993 году против сторонников Каплана были проведены полицейские операции в Стамбуле, Бурсе и Конье и других регионах страны, задержано 44 человека, обнаружена важная документация, начато судебное расследование. Турецкий публицист демократического толка Угур Мумджу рассказал о своей беседе с Дж.Ка-планом в книге "Рабыта" незадолго до того, как был убит террористами. "Наша цель - заявил ему Каплан - исламское государство; наша власть принадлежит Аллаху; наша конституция - Коран... Турция - это Мекка сегодня"16. Деятельность Дж.Каплана продолжил после его смерти его сын Метин. Он и его сторонники готовили террористические акты, приуроченные к 75-летию Турецкой Республики (1998 год) и выступали с призывом к антиправительственному восстанию. В 1999 году германские власти заключили М. Каплана на четыре года в тюрьму, но отказались выдать его Турции, ссылаясь на то, что на родине М.Каплана ждала смертная казнь. В турецких СМИ после событий 11 сентября 2001 года сообщалось, что за два с половиной года заключения Метин Каплан проявил себя образцовым заключенным и скоро может быть освобожден17. Одной из первых мер, предпринятых властями Германии сразу после терактов в США, стало закрытие по требованию турецких властей созданной в свое время Дж.Капланом турецкой телестанции в Кёльне - за подрывную деятельность в отношении Турции, за призывы к джихаду18. Об участии турецких террористов в подрывной деятельности в Германии сообщало радио "Немецкая волна" на турецком языке. Американские разведывательные органы заявляли, что центром организации нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и тылового обеспечения террористов была Германия, а германские власти уточняли, что террористические акты направлялись из Гамбурга. В Гамбурге был арестован турок Харун Айдын по подозрению в участии подготовки терактов19. Министр внутренних дел земли Северный Рейн - Вест-фалия, отмечая, что большинство ее мусульман уважает ее законы, живут в мире и согласии, вместе с тем признавал, что некоторые турецкие общества, например, Каплана могут быть закрыты. "Опасной организацией" был назван и "Национальный взгляд", насчитывающий в земле Северный Рейн - Вестфалия 7,5 тысячи членов. Второе крупное исламистское движение в Турции и за её пределами возглавляется проповедником Фетхуллахом Гюленом. Оно также преследуется Турецкими судебными органами за антиконституционную деятельность. Считается, что оно представляет одно из течений «нур-джизма», исповедуемого последователями исламского проповедника курда Саид-и Нурси (1873-1960). Основатель течения, проведший немало лет в турецких тюрьмах и ссылке, видел единение населения страны, прежде всего турок и курдов, в исламском братстве. Он предлагал заменить светский (тогда - кемалистский) режим Турции на исламское государство. Это движение представляет собою тот вариант исламизма, который наиболее активно распространяется турецкими проповедниками в России и других государствах СНГ, чаще всего через созданную ими систему учебных заведений различного уровня. Один из апологетов идей Гюлена, Хулуси Тургут, описал в 1998 году историю появления его последователей на территории распадавшегося СССР. Как только Ф.Гюлен узнал о падении Берлинской стены, он отправился в одну из известных в Стамбуле мечетей - Сулеймание, где приветствовал это событие, сразу же обратившись к прихожанам с призывом "проникнуться проблемами обретения независимости" народами распадавшегося СССР. Такие же проповеди он произносил затем в Измире. Открывшаяся перед общиной Гюлена новая, сугубо миссионерская перспектива на просторах Евразии, где проживают миллионы мусульман, к тому же тюрок, дала возможность Гю-лену "послужить нации" и первоначально свести к минимуму угрозу его уголовного преследования на территории самой Турции. Хотя у органов безопасности к этому времени накопилось солидное досье, материалы которого свидетельствовали о его антиконституционной проповеднической деятельности, например, в Измире в 80-е годы. 11 января 1990 года первая группа турецких миссионеров-исламистов пересекла турецко-гру-зинскую границу, побывала в Аджарии, в Тбилиси, "везде встречая дружеский прием". Кстати сказать, сторонники этих миссионеров и сейчас благожелательно оценивают позицию Грузии в отношении Турции, приводя при этом слова, якобы сказанные Э.Шеварднадзе: "Мы не являемся южным флангом России, мы - северный фланг Турции". В мае отправилась вторая миссия (37 человек), которая везла книги, кассеты, подарки. Она посетила Батуми. Тбилиси, Казань, Гянджу, Баку. Затем миссия побывала в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. Так началась миссионерская деятельность общины Гюлена, ныне охватившая не только страны Центральной Азии, но и регионы России с мусульманским, тюркским населением (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан), включая города Казань, Уфу, Москву, Санкт-Петербург и другие. В 1992 году, пишет Х.Тургут, эти республики стали независимыми и для их жителей стало возможным "свободно учиться в нашей стране"22. В турецких СМИ сообщается, что компании этого сообщества содержат на свои средства учебные центры в Якутии, Туве, Ха-кассии, Башкортостане, Чувашии, Татарстане, а также в Кыргызста-не, Румынии, Молдове, Албании, Украине (в том числе в Крыму), Пакистане, Марокко, Ираке, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Казахстане, Монголии. Издаваемая Гюле-ном в Турции массовым тиражом газета Заман еженедельно выходила и в московском варианте, и в казанском, и уфимском и в других. В номерах московского издания помещались материалы, предназначенные для популяризации в Москве личности Гюлена. Например, в одном из июньских номеров за 1998 год было опубликовано интервью с ним на четырех страницах и с пятью фотографиями. Российского читателя знакомят с человеком, посвятившим свою жизнь благотворительности, благочестии, "служению людям всего мира, независимо от их вероисповедания, расы. языка'23. В том же духе написано безымянное предисловие ко второму тому изданной в Москве ва русском языке в 2001 году книги Ф.Гюлена "Сомнения, порождённые веком". В нем ни слова о судебном преследовании Гюлена в Турции, об острых дискуссиях в турецком обществе по поводу его деятельности. Зато без ложной скромности звучат утверждения, что "...у Фетхуллаха миллионы последователей в мире"… ния, ведущих к сотрудничеству между человеческими цивилизациями и, в конечном счете, к их объединению". Духовность, по его мнению, "...победит на пути к межцивилизационному диалогу, основанному на взаимных интересах". Но не противоречат ли такого рода ожиданиям некоторые положения самого автора книги? Можно ли считать "межцивилиза-ционным диалогом" следующее пространное рждение: "Во времена пророка Адама человечество переживало свое младенчество тогда как наш Пророк (Мухаммед.- Н.К.) уподоблял себя полуденному солнцу, то есть человечество в его эпоху переживало период зрелости и совершенства. В эту эпоху хорошо различали ложь и правду и становились стойкими приверженцами истины, пришедшей после периода заблуждений. Детали ниспосланного Божьего закона были приведены тогда в соответствии с уровнем мышления людей того периода. Но вершил все это Премудрый Аллах. Что же касается других религий, то они с течением времени в сущности подверглись искажени ю и потеряли свой облик. Даже если бы они не были искажены, то все равно были бы недействительны, ибо Аллах утвердил ту религию, что угодна Ему, и сказал, что это ислам. Нет сомнения, что такие утверждения, пропагандируемые в многоконфессиональной России, способствуют не диалогу, а серьезному конфликту. Ныне очевидно, что отличительная особенность культуртрегерской деятельности турецкого политического ислама (подчас в сотрудничестве с пантюркизмом) в огромном евразийском регионе -его ориентация прежде всего на тюркские народы, исповедующие ислам. В итоге именно здесь и радикальный исламизм, и радикальный тюркизм находят возможности открытого провозглашения соответствующих идеологических лозунгов, ведущих к сепаратизму в Российской Федерации и религиозному противостоянию светским властям в государствах Центральной Азии. Речь идет, в частности, о создании учебных заведений с воспитанием молодёжи в духе протурец-кой ориентации. Так, газета "Росс1я" сообщала, что "...в России насчитывается более двадцати турецких лицеев, в том числе в Татарстане - десять, Башкирии - четыре, Дагестане - три, по одному -в Чувашии, Карачаево-Черкессии, Туве, Якутии и Хакассии... За антироссийскую пропаганду только из Дагестана за последнее время выдворено 14 турецких граждан, десять из которых - преподаватели местных лицеев. Еще десять – из Карачаево-Черкессии. Практически все турецкие учебные заведения патронируют турецкие частные фирмы или общественные организации. Карачаево-черкесский лицей патронируют фирмы "Эф-ляк" и "Торос". В Татарии, Башкирии и Чувашии материальную поддержку турецким лицеям оказывает фирма "Серхат", возглавляемая Фетхулахом Гюленом и Мустафой Кара. Даже поверхностный опрос выпускников турецких лицеев Татарии засвидетельствовал, что в них не преподают историю Второй мировой войны, не рассказывают о реформах Петра Первого и не касаются ряда.других тем по истории России". В то же время большое внимание уделяется истории Турции. Летом 2000 года в Черкесск из Турции приезжала комиссия для проверки деятельности лицея, причем ее члены занимались сбором информации об общественно-политической и экономической ситуации в республике. Особую тревогу вызывает "коррупционная составляющая" всех перечисленных событий. По данным правоохранительных органов, многие лицеи при поддержке фирм-спонсоров, чтобы получить необходимые разрешения и лицензии у местных чиновников от образования, предоставляют им ответные услуги в самом разнообразном виде. В частности, речь идет о возможности отдохнуть в Анталии, выплате гонораров за чтение лекций в турецких вузах, написание учебников и методических пособий. Добраться до истины в оплате такого рода услуг чрезвычайно сложно25. Как очевидно, со времен частых визитов Джохара Дудаева в Турцию, в исламистских кругах Турции постоянно культивируется враждебность в отношении российских властей, всячески поддерживается чеченский сепаратизм. Что касается общины Гюлена, то в самой Турции, помимо широкой и дорогостоящей рекламы (и саморекламы) религиозной и культуртрегерской деятельности этой общины, помимо сообщений о встречах Гюлена с Папой Римским, константинопольским патриархом Варфоломеем, известными зарубежными и турецкими политическими деятелями (о чем можно подробно ознакомиться на сайте с его именем), публикуется немало материалов критического характера - в книгах, статьях, в Интернете. После нескольких неудачных попыток, предпринятых еще с 80-х годов, осенью 2000 года военным и судебным властям Турции удалось добиться начала судебного расследования деятельности Ф.Гюле-на. Так, сенсацией стало заявление начальника Генштаба генерала Кыврыкоглу на праздничном приеме 30 августа 2000 года, прозвучавшее как безусловное требование привлечь, наконец, к суду Ф. Гюлена за его многолетнюю ис-ламистскую деятельность. Военные на основании многолетнего наблюдения за его проповедями пришли к убеждению, что его благотворительная деятельность -это всего лишь удобный способ мирно и основательно подготовить общественное мнение Турции к необходимости введения шариата и смене таким образом конституционного режима страны. На следующий день после заявления генерала прокурор суда госбезопасности Н.М.Юксель представил в этот суд обвинительное заключение в отношении Ф.Гюлена. Правда, иск носил заочный характер, поскольку к этому времени обвиняемый уже полтора года находился на лечении в США. В заключении говорилось, что Гюлен "... при участии кадров, хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах, интернатах и на курсах, намеревался отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать светскую республику, чтобы создать государство, опирающееся на шариат". Особо отмечена политика безмолвного и глубокого проникновения группы Гюлена в турецкие Вооруженные силы. Организация Гюлена, отмечалось в документе, "... стала самой сильной реакционной структурой в Турции". В обвинении были приведены подробные данные по истории нурд-жизма, дешифровке видеокассет, деятельности школ в тюркских республиках Средней Азии, проникновению в военный лицей "Маль-тепе". Отмечались успехи группы Гюлена в госучреждениях, в том числе в органах образования и безопасности. Источниками, обеспечивающими влияние группы, стали "созданная им империя крупного капитала и постепенно возросшая в последние годы политическая поддержка". Сообщалось также, что группа Гюлена контролировала в целом 88 фондов. 20 обществ, 128 частных школ. 218 фирм, 129 учебных курсов, интернаты, а также 17 печатных органов (в том числе на английском языке), газету с тиражом 250 тысяч экземпляров, телестанцию- две радиостанции с вешанием ва всю страну, финансовую оргаяизапию с беспроцентным кредитованием, страховое общество. Расширяя заграничную деаггельностк с 1992 года группа открыла в 35 странах шесть университетов и других вузов. 236 две начальные школы- восемь венгров изучения иностранного языка и компьютера. шесть курсов подготовки к университету, 21 интернат Цель созяа—н общиной Гюлена школ за рубежом - готовить кадры адмитпи 1|Ш11дшв для дан-ного государства- обеспечить в будущем их симпатии к Турции, в которой к тому времени будет создано исламское государство. В заключительной части обвинения утверждалось, что за деятельность по созданию организации, имеющей целью замену светского режима государства ва религиозный, согласно первому пункту статьи 7-й Закона о борьбе с террором, Ф.Гюдея подлежит тюремному заключению на срок от 5 до 10 лет2б. Первое судебное заседание по указанному делу состоялось 16 октября 2000 в Анкарском суде гос. безопасности, в отсутствие ответчика. Согласно заключённым между США и Турцией правовым актам, назначенный от американской стороны прокурор 6 ноября провёл допрос Гюлена. Судебные заседания продолжались и позже. Судебное разбирательство проходит в сложных условиях: сторонники Ф.Гюлена подвергают нападкам организации и лица. которые поддерживают обвинения в его адрес.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|