ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Театрализованные трудовые праздники
Говоря о воспитательных возможностях театрализованных праздников, важно проанализировать сложившуюся в нашей стране систему трудовых праздников. Такие театрализованные действа последовательно охватывают важнейшие этапы формирования и развития личности. Приняв за исходный принцип классификации содержание трудовых праздников, а за принцип систематизации — этапы и события в трудовой деятельности коллектива и личности, следует выделить и обосновать наличие трех групп таких праздников. Первую группу составляют праздники начала трудового пути, которые, во-первых, отражают основные этапы вхождения молодого человека в коллектив, его адаптацию в нем (праздники посвящения в рабочие, первой получки, присвоения разряда); во-вторых, способствуют созданию общественного мнения о труде молодого рабочего, являются выражением отношения к нему всего коллектива (театрализованный праздник «День молодого рабочего»); в-третьих, приобщают к традициям трудового коллектива, сближают с ветеранами, которым доверено воспитание продолжателей рабочих традиций (день наставника, праздник встречи поколений). Во второй группе представлены праздники трудового мастерства, которые отражают взаимосвязь поколений рабочего класса. К ней относятся дни профессий, праздник-конкурс мастерства и получения личного клейма. Сюда же следует отнести и праздничный слет передовиков. Наконец, третья группа — праздники трудовой славы, позволяющие оценить результаты труда, дать людям моральные стимулы в производственной деятельности, возможность осознать выполненный долг. Это театрализованные чествования, прославляющие людей труда и целые династии, юбилеи трудовых починов, производственных коллективов и ветеранов. Необходимо подчеркнуть интегрирующую роль театрализованных праздников труда. В. Н. Лиогонькая в своем исследовании наглядно продемонстрировала это на примере формирования коллектива комсомольско-молодежной новостройки128. Театрализация как творческий метод выступала при этом как своеобразный критерий сплоченности и социальной зрелости на стадии формирования коллектива, его рождения. Интересен поиск замысла праздника «Проводы на ударную комсомольскую стройку», который многие годы был неотъемлемой составной частью общественно-политической деятельности ВЛКСМ. Яркая театрализованная форма была присуща торжественным проводам, являющимся кульминационным моментом общественного призыва, выполняющим агитационно-мобилизующую функцию, привлекающим молодежь на ударные новостройки страны. Как и всякий праздник коллектива, «Проводы на новостройку» выполняли организационно-ориентационную функцию и позволяли молодым строителям определить свое место и назначение в коллективе, осознать основную цель коллектива, нормы и принципы его жизни, увидеть его структуру, органы управления, почувствовать организованность, ответственность; создавали нравственно-психологическую атмосферу единства устремлений, общности переживаний, мнений, единого духовного подъема, т. е. театрализованный праздник выполнял функцию социально-психологического единения. Театрализованные праздники труда в социалистическом производственном коллективе — это сложный комплекс, в котором нужно видеть не только основные звенья, соответствующие событиям трудовой деятельности, но и систематизировать изнутри каждое звено, имея в виду основные типы театрализованного действия, характерные для данного звена, и возможности их режиссерского решения. Трудовые праздники являются частью жизни общества. В самой природе человека заложена необходимость гармонического сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, получить зримую оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка. Сценаристу и режиссеру следует использовать в своей практической деятельности следующие основные направления праздничной событийности: отражение хода повседневного труда, трудового соревнования; общественную оценку труда отдельного человека, категории трудящихся и коллектива в целом; демонстрацию этапных моментов общественно-политической и трудовой жизни общества, региона, коллектива. Театрализованные трудовые праздники являются специфической формой отражения социальной жизни и способствуют реализации основных функций социалистического производственного коллектива. Во-первых, производственно-экономической, реализуемой через передачу в театрализованной форме разнообразной информации; о показателях труда, передовом опыте реальных героев праздника, через создание общественного мнения вокруг важнейших проблем труда, особо акцентируемых в сценарно-режиссерской разработке. Во-вторых, социально-психологической, интегрирующей и создающей возможность широкого массового общения. Наконец, воспитательной, которая воздействует положительным пример ром героя труда, ветерана производства, стимулируя и реализуя социально-культурную самодеятельность масс; регулируемую содержанием театрализованного действия. Конкретная событийность, отражающая жизнь производственного коллектива, является обязательным условием и прочным фундаментом организации трудового праздника. Ее отсутствие приводит к формализации сценарного замысла, воздвигая непреодолимую стену между организаторами и участниками массового театрализованного действия. Это затрудняет возможности общения, проявления отношения к происходящему и деятельного участия в нем каждого, может превратить театрализацию из социально-художественной деятельности самой массы в зрелище для нее. Признавая событийность в качестве фундамента сценария, мы должны так организовать действие, чтобы замысел театрализованного трудового праздника был тесно связан с событием, в определенной степени продиктован им. Степень взаимодействия, взаимопроникновения жизненного события и сценарного замысла является реальным фактором социально-художественной активности масс. Если же этого не происходит, получается эклектика, как, например, в одном из праздников, посвященных Дню работников легкой промышленности. В основу его легло реальное событие — подведение итогов года швейниками, для которых праздник, как и для всех советских людей, является поводом для чествования передовиков, рапорта отрасли Родине. Именно это реальное содержание, раскрывающееся через людей, факты, цифры, должно было бы лечь в основу театрализованного действия. Однако сценарий, основной ход которого состоял в том, чтобы показать смотр товаров легкой промышленности как своеобразную ярмарку, был ориентирован в основном на художественно-игровую деятельность группы исполнителей. Они, как зазывалы и скоморохи, до начала праздничного действия водили хороводы, развлекали гостей, загадывали загадки, пели песни. В прологе этого действия, после демонстрации диапозитива с текстом Указа об установлении Дня работников легкой промышленности и кинорассказа о труде советских людей, прошли эпизоды исторического экскурса: от коробейников, продававших встарь товары в русских деревнях, кустарей, купцов, ремесленников, чеховского подмастерья Ваньки Жукова до сегодняшних учащихся ПТУ легкой промышленности. Но и этот рассказ был лишен событийности, так как строился на иллюстративно-художественном материале. Пантомима и песня являлись основным материалом эпизодов о вчерашних и сегодняшних комсомольцах предприятия. Достижения легкой промышленности страны были показаны в киноподборе. В стиле ярмарочной карусели было задумано выступление агитбригады, выстроенное как концертная программа. В сценарий вошел большой иллюстративно-зрелищный материал, отвечающий теме вообще, но очень слабо отражались конкретная событийность, конкретные факты жизни и труда. Выступления реальных героев выглядели искусственно вставленными номерами, так как подкреплялись театральными эпизодами, ориентировавшими праздник скорее на яркое зрелище, чем на документально-художественное действие. Такая ошибка типична сегодня для сценаристов и режиссеров. Нарушение взаимосвязи между событийным материалом и художественными выразительным средствами, т. е. образным его воплощением, приводит к ослаблению воспитательного воздействия театрализованного, трудового праздника. Выстроенность событийно-образного ряда особенно важна в трудовом празднике, так как она диктует не только отбор документально-художественного материала, но и поиск главных героев. Так, в празднике посвящения в рабочий класс действует коллективный герой реального события — молодые производственники, начинающие трудовой путь. Отсюда и весь праздник строится как ритуал принятия молодых в рабочий коллектив, их приобщения к традициям рабочего класса. А праздник трудовой славы, чествование ветеранов, уходящих на заслуженный отдых, строится как ожившие страницы прожитой трудовой биографии. Праздники трудовых свершений — это всегда отклик на только что происшедшее событие: пуск объекта, завершение строительства, выполнение плана и т. д. Они и строится как торжественные рапорты, в которых театрализация помогает ярче подчеркнуть важность события, отношение к нему масс. Вот как создавались некоторые эпизоды театрализованного праздника «Сделано вашими руками». Событийной основой сценария был слет передовиков труда района, выпускающих продукцию со Знаком качества. Сценарно действие решалось как путешествие по витринам и отделам воображаемого универмага, в котором собрана продукция героев торжества. Соответственно этому стержневому; образному ходу решение каждого эпизода строилось, отталкиваясь от фактического материала о конкретном предприятии. Если, например, речь шла о заводе полиграфических машин — возникал газетный киоск и оживала газета, рассказывающая о людях, создавших для нее машины. Исходя из этого, отбирались выразительные средства — весь эпизод строился как публицистическое выступление агитбригады — «живой газеты». Другой эпизод — о фабрике музыкальных инструментов — решался через оркестр, в котором все инструменты сделаны руками рабочих этой фабрики. Третий — о фабрике игрушек — создавался как хореографическая композиция «оживших» игрушек, которые благодарят мастеров, давших им жизнь. Из приведенного примера видно, что толчок к рождению образности и формированию эпизодов в сценарии дают конкретные люди и создаваемая ими продукция. Можно было бы просто создать художественную композицию, ярко и вдохновенно восхваляющую передовиков, но она была бы абстрактной, не реализующей потребность людей говорить не о труде вообще, а именно о своем труде. В этом и заключен секрет театрализации, воздействующей лишь при условии верно найденного образного ключа. Если этого не происходит, театрализация неудачна. Так произошло, например, на одном из праздников трудовой славы, посвященном чествованию передовиков производства. В нем в качестве образного начала был использован сказ о мастерах «золотые руки», соорудивших в старинном городе на ярмарке красивые ворота, через которые мог пройти только умелец, создавший своими руками искусное произведение труда. Через эти ворота во время чествования проходили передовики производства. Это был кульминационный момент, тогда как сам труд этих людей — главное событие, послужившее основой праздника, почти не был затронут. Разрыв между образностью, положенной в основу действия, и реальной событийной канвой привел к созданию обстановки нереальности происходящего, что снизило эмоциональный отклик у участников праздника. А вот пример органичного художественного осмысления театрализованного действия в трудовом празднике с помощью исторической образности. В течение ряда лет проходит в рамках праздника «Тбилисоба» на базе Дома культуры Тбилисского авиационного завода имени Г. Димитрова посвящение в рабочий класс, в мастера-умельцы. Здесь, на наш взгляд, сценаристами, режиссерами удачно решается задача органичного соединения нового трудового содержания с традиционными обрядовыми формами прославления Мастера: найдены сопутствующие игровые действия, сценарий обогащен поэтическим и музыкальным фольклором, сочетающимся с лучшими образцами творчества грузинских поэтов и композиторов. «Наставник и ученик» — так называется праздничное представление, которое проходит у проходной завода. Во время праздника дается напутствие молодым рабочим, происходит встреча трудовых династий, присваивается почетное звание «Умелый мастер». Сценарно-режиссерским ходом является перекличка трудового прошлого Тбилиси, его традиций и ритуалов с сегодняшними трудовыми делами и обрядами. Так, во время посвящения в рабочий класс оживают история и фольклорные традиции «амкари» — древнейшей и интереснейшей профессиональной организации города Тбилиси.
«Семья амкари принимала в лоно цеха мастеров своего дела — всякого рода-племени и вероисповедания. Был у амкари свой голова-устабаш, был у него сбой устав; шли века, устав менялся, но оставалось в нем незыблемым строгое равноправие товарищей по цеху. Никогда мастер не брался за работу, начатую другим» не осмеливался переманивать чужого ученика... Выносили ремесленники знамена из головных мастерских по большим праздникам, а уж самым большим среди них был праздник посвящения в мастера, что в народе называли «пиром амкари»... Проходил ученик свою трудную школу. Наконец, мастер приглашал в лавку устабаша и несколько почетных членов амкари, и те, проверив работу ученика, выносили приговор... Завтра — день посвящения в мастера. Из головной мастерской цеха вынесут знамена, и под торжественную музыку зурны все направятся в Ортачала. Впереди нарядной процессии будет выступать устабаш, чуть позади — сами виновники торжества с разноцветными шелковыми кушаками, перекинутыми через плечо. В кушаки завернут рабочий инструмент. Чувячники понесут колодки, портные — аршин, плотники — уровень. После церемонии Посвящения инструменты будут подарены мастерам... Замер устабаш, торжественный, неподвижный, нахмурившись... О, недаром хмурится устабаш! Вот, как бы освобождаясь от магии священных слов, он встряхивает головой, быстро приближается к посвящаемому, хватает его за большие пальцы рук, затем отпускает и, размахнувшись истово, дает ему затрещину! Одну, другую, третью! Третий удар, говорят, был самый чувствительный и он означал, что стерта последняя грань между мастером и подмастерьем»129. Так разыгрывалась эта сцена. Фольклорный материал органично вписался в театрализованное действо, предшествующее ритуалу. В исполнении самодеятельных коллективов, на специально выстроенной к этому дню у проходной завода «старинной площади», окруженной резными балконами, звучали грузинские народные песни «Оровела», «Сваари», разворачивались сцены из жизни города XIX в.: княгиня с балкона покупала мацони, прогуливались горожане, торговцы наперебой предлагали свои товары, работали цеха амкари — скорняжный, сапожный, кузнечный. Ремесленники танцевали «кинтаури». И на фоне этой исторической перспективы звучали стихи И. Гришашвили, воспевающие красоту старого Тифлиса. Актеры заводского самодеятельного театрального коллектива разыгрывали сцену старинного обряда благословения, или посвящения в мастера. А вслед за этим звучал торжественный марш. И начиналось посвящение в рабочие сегодняшних юношей и девушек. Их мастера-наставники после произнесения молодыми рабочими торжественной клятвы вручали им именной инструмент. Открывались ворота завода, звучал гудок, и молодая смена входила на предприятие.
Благодаря интересно найденной фольклорной образности этот трудовой праздник оказал сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников, стал наглядным примером воспитания и красочным зрелищем. Внедрение фольклора в современные трудовые праздники повсеместно превратилось в одно из главных направлений, дающих толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствующих художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, синтезирующих старое и новое. Практика позволяет выделить несколько наиболее типичных образных решений, характерных для театрализованных трудовых праздников. Прежде всего театрализованная перекличка-эстафета, которая создает тот или иной обобщенный образ события, целого исторического отрезка времени, а затем конкретизирует его в отдельных эпизодах, как бы перекликающихся друг с другом, развивая тем самым динамику действия. Перекличка пятилеток — весьма распространенный в практике сценарный ход массового праздника. Обычно она выстраивается как ретроспекция, является символической — сегодняшняя пятилетка вызывает на перекличку все предшествовавшие ей пятилетки нашей Родины. Выстраивается цепь эпизодов, связанных единым образом пятилеток и единым ходом переклички. Однако образное решение каждого отдельного эпизода имеет свою индивидуальную окраску, связанную с особенностями той или иной пятилетки, — пятилетка коллективизации, индустриализации, восстановления народного хозяйства, освоения целины и т. д. Образное своеобразие эпизодов создают документы, кинохроника, выступления реальных героев. По-другому строится перекличка новостроек, соревнующихся заводов, цехов, бригад. Здесь ретроспективный ход отсутствует, ибо речь идет о событиях сегодняшнего дня. Такое театрализованное действие выступает как сиюминутное, а не историческое событие, в нем подчеркивается реальность, хроникальность, а отсюда и репортажное построение. Во всех случаях необходимо не рассказать, а показать, воплотить те или иные события и явления, взятые для переклички, в образном действии. Часто бывает так, что ход переклички задан, а сами эпизоды не выстроены, многословны. Конечно, можно вести перекличку, соблюдая внешнюю видимость хода, так и не найдя образного решения каждого из эпизодов. В таких случаях на первый план выдвигается спасительная фигура ведущего, который долго рассказывает общеизвестное или читает не всегда хорошие стихи, что никак не снимает необходимости в каждом эпизоде найти яркий зрелищный образ. Распространен сегодня персонифицированный образ, с помощью которого оживает и действует город, район или, скажем, завод, рассказывающие об истории, людях, традициях, сегодняшних трудовых буднях. Этот прием чрезвычайно интересен, дает большие возможности для разнообразного монтажа, создает емкое, образное решение темы, позволяет делать добротный сюжетный сценарий на документальном материале, что расширяет выразительные возможности театрализации. Именно этот ход выдвигает на первый план среди выразительных средств цвет и звук, которые позволяют создать целый спектакль, героями которого, помимо людей, являются улица, площадь, историческое здание, памятник, мемориальный комплекс. В многообразной методике организации театрализованных трудовых праздников известны способы удачной монтажной компоновки информационного материала, его иллюстрирования средствами искусства, но только создание документально-художественной образности по законам театра превращает простой рассказ или устное выступление, более или менее богато иллюстрированное, в неповторимое реальное действие, органически соединяющее событийную информацию и искусство. Именно этот синтез, в котором театральное начало является не компонентом, а сутью методики, отличает театрализацию от всех других методов художественно-массовой работы. Это особенно важно в театрализованных праздниках, посвященных труду, где мы имеем дело непосредственно с событием или героем, а не с тем или иным сценарным материалом о них.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|