ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Последовательный монтаж
Последовательным монтажом называется способ изложения содержания, при котором действие фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный. Его используют при съемках игровых фильмов, документальных передач или учебных программ. Пример последовательного монтажа в литературе мы встречаем, например, в поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила": "У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит." Как Пушкин описал, так можно и снять этот рассказ для экрана. Первым показать сложный статичный образ морского залива со стоящим неподалеку от берега большим дубом. Это общий план. Все, что необходимо будет показать дальше, потребует укрупнения плана, чтобы зритель мог все разглядеть и понять. Таким образом, вторым в изобразительной последовательности окажется средний план: часть дуба с цепью. Она должна быть снята с учетом изменения оси съемки (принцип 9), то есть с изменением ракурса. Часть дуба, попавшая в кадр, должна легко узнаваться зрителем по форме дерева, увиденного им в первом кадре. В первом кадре заключен сложный образ ЗАЛИВА, состоящий из простых: МОРЕ, БЕРЕГ, ДУБ и еще что-то. Об этом "что-то" мы и должны рассказать зрителю дальше. Здесь скрывается некая, может быть и примитивная, но интрига, вызывающая интерес к дальнейшему рассказу Во втором кадре показан второй сложный образ: СТВОЛ ДУБА и КУСОК ЦЕПИ. И зритель заинтересовался, куда ведет эта цепь или что находится на другом ее конце. Мы идем навстречу его любопытству и показываем КОТА, привязанного к цепи. В этот момент Кот встает и идет направо, да при этом начинает петь. Во время движения Кота мы ведем за ним панораму чтобы держать его в кадре. Наш герой совершает последовательно три действия: ВСТАЛ, ПОШЕЛ, ЗАПЕЛ... Налицо - три образа действия. А кадр всего один. Таким образом мы осуществили внутрикадровый монтаж образов действий в сопоставлении со статичными образами. Однако мы не хотим слушать всю сказку Кота. Это слишком долго. Нам необходимо оборвать действие, чтобы перейти к следующему, но так, чтобы не создавать впечатления разрыва во времени. Для этого применяется прием "перебивки". Снимается еще один кадр с новым образом, в котором не будет Кота, но который должен быть продолжением предыдущего действия, например, движение значительного куска гремящей звеньями цепи, перемещающейся за Котом вправо. Таким образом цель будет достигнута: Кот промурлычет одну музыкальную фразу и на экране появится новый объект - ЦЕПЬ. Она протащится со звоном по камням и остановится. Именно в этот момент можно будет снова вернуться к Коту, который поменял направление движения и в момент съемки начнет рассказывать сказку. Мы сняли все согласно сценарию (рис. 101), и одновременно выполнили требование последовательного монтажа: каждое начало следующего кадра содержало в себе элемент образа, который зритель видел в предыдущем кадре (во 2-м - часть дуба, в 3-м - цепь, в 4-м - снова цепь, в 5-м - цепь и Кот. При сравнении пушкинских стихов с нашей раскадровкой можно обнаружить отличие, которое вызвано тем, что в литературе можно расположить рядом два разных действия, а в экранном рассказе этого делать нельзя. Он требует плавного перехода от кадра к кадру без рывков в действиях одного и того же объекта. Чтобы выполнить это условие в 4-м кадре, мы воспользовались приемом "перебивки". От общего - к частному и от частного - к общему При рассмотрении приема последовательного монтажа мы одновременно познакомились с принципом изложения содержания от общего - к частному Однако возможен и обратный ход: от частного - к общему. Рассмотрим этот вариант на документальном примере: Прошли титры передачи. Первый кадр (крупный план) - из трубы, торчащей из склона земли, обильно выливается жидкость красно-бурого цвета. Второй кадр (средний план) - труба высовывается из крутого берега реки. Жидкость, сбегающая к воде, окрасила землю и лишила ее жизни. На склоне вокруг трубы ничего не растет, и только на удалении видна чахлая травка. Панорама за стекающей в реку отравой. Отрава диссонирующей струёй вливается в чистую воду реки и образует в ней красно-бурую полосу, расширяющуюся по мере удаления. Третий кадр (дальний план) - река уходит к горизонту. Далеко на правом берегу видны дома, а на левом - лес. Четвертый кадр (дальний план) - в дымке виден силуэт металлургического завода. Домна, очень высокая труба, из которой валит черный дым. Пятый кадр - Нагромождение транспортных ходов, стальных конструкций и высоковольтных проводов. Автор привел пример из своей собственной режиссерской практики. Этот кусок фильма был вырезан цензурой из его экранной работы в 1970 году. Река носит имя Днепр, а завод - "Запорожсталь". Эти кадры поражали в то время своей откровенностью. Так можно было бы начать передачу о защите окружающей среды. Но сейчас нам важно другое. Здесь использован прием рассказа от частного к общему Одновременно это путь от следствия к причине. И то и другое - обычные методы литературного изложения материала, но использованные в экранном рассказе. Как в съемке Лукоморья, так и в данном документальном примере признаки образов предыдущего кадра включаются в каждый последующий. Возникает последовательность образов, сцепленных между собой, как звенья цепи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|