Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация техники игры. Приступая к обучению, педагог должен свободно ориентиро­ваться в терминах.




Приступая к обучению, педагог должен свободно ориентиро­ваться в терминах.

Понятие техника игры подразумевает совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее ус­пешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

Понятие прием техники обозначает систему движений, сход­ных по структуре и направленных на решение однотиповой игро­вой задачи. Например, с помощью броска решается задача забро­сить мяч в корзину соперника.


Техника игрового приема — это наиболее эффективное, оправ­данное с позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее наилучший практический результат.

Существует также понятие «способ выполнения приема». Оно определяется устойчивостью (стабильностью) основных признаков техники приема: пространственно-временных, силовых и ритмо-вых. Например, выделяют несколько способов выполнения броска мяча в корзину: одной или двумя руками; снизу, от груди, от плеча или от головы (сверху); с места, в движении или в прыжке и т.п.

Способы выполнения приемов имеют разновидности, т. е. отлича­ются деталями в системе движения. Так, бросок в прыжке может исполняться с выпуском мяча на 1 счет (бросок с прыжком), на 2 счета (бросок в прыжке) и на 3 счета (бросок с зависанием) и т.п.

Еще более разнообразной представляется техника игры с уче­том условий выполнения игровых приемов: расстояния, направ­ления, степени сопротивления соперников.

В связи с многообразием характеристик игровых приемов с целью их систематизации используют классификацию — распре­деление по разделам и группам на основе общих признаков (рис. 1). Направленность игровой деятельности позволяет выделить два раз­дела: технику нападения и технику защиты. По характеру игровой деятельности в каждом разделе выделяют по две группы: в техни­ке нападения — технику передвижений и технику владения мя­чом, а в технике защиты — технику передвижений и технику про­тиводействия и овладения мячом. Каждый технический прием, входящий в ту или иную группу, может исполняться тем или иным способом, у которого есть несколько разновидностей. И наконец, любой из них воспроизводится в определенных условиях.

1.4. Последовательность обучения технике игры

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь ма­териал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

1) обучение стойкам и передвижениям;

2) обучение технике владения мячом в нападении;

3) обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;

4) обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в напа­дении и контрдействиям в защите.

ГО




Это, безусловно, не означает, что приемам игры в защите сле­дует обучать только когда освоена вся техника нападения. Прин­ципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно по­мнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами — образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каж­дом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формирова­нием двигательных навыков и воспитанием {развитием) двигатель­ных способностей. Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры дви­жения логично будет использовать задания для развития скорост-но-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.). Это создаст предпосылки для дальней­шего сопряженного совершенствования данного технического приема и специфического для него физического качества на по­следующих занятиях.

Такая же двуединая связь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживаться между техническими и тактическими ас­пектами игровых приемов. Эта взаимосвязь определяется специфи­кой самой игры, где игровые действия применяются исключи­тельно в определенных игровых ситуациях.

Следовательно, параллельно с изучением рациональной тех­ники приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действия. Как только сформирована основная структура двигатель­ного действия и учащиеся овладели правильным ее выполнением на фоне проявления необходимого физического качества, целе­сообразно создавать условия ситуационного обучения. Подразуме­вается дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных для него, искусственно созданных ситуациях игрового противоборства. Например, на этапе совершенствования при обучении ведению мяча в упражнения вводится защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, а затем пассивно сопровождающий дриблера, отступая приставными ша­гами спиной вперед. Цель — научить нападающего укрыванию мяча и стремительному уходу, используя слабые стороны стойки за­щитника.

Сочетанию приемов — игровым действиям и адекватным им контрдействиям — обучают по мере расширения арсенала изученных отдельных элементов техники нападения и защиты. Причем взаи­мосвязь между освоенными одиночными навыками должна фор­мироваться в соответствии с внутренней логикой игры в баскет­бол. Так, например, приемы «ведение мяча» и «ловля мяча» по­следовательно объединяют с остановкой двумя шагами и прыж­ком, а затем с разновидностями бросков в движении и в прыжке.


А защитные передвижения приставными шагами — с выбивани­ем мяча при ловле и ведении мяча, или накрывание мяча при броске — с отблокированием нападающего и взятием отскока и т.п.

На завершающей стадии овладения техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т. п. или в эффективности его приме­нения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного со­вершенствования конкретного навыка игры здесь возможно ис­пользование специальных методических приемов, при­нуждающих к многократному повторению данного игрового дей­ствия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке:

- уменьшение или увеличение размеров площадки, количества игроков, времени игры;

- введение в игру второго мяча;

- наложение ограничений на выполнение определенных при­емов (запрещение ведения, строгий лимит количества передач оп­ределенным способом или их количества до завершающего брос­ка, завершение атак только указанным способом и др.);

- усложнение или упрощение условий выполнения игровых при-* емов (игра облегченным или утяжеленным мячом, применение на кольцах приспособлений, затрудняющих попадание в корзи­ну, и т.п.).

Спортивные состязания любого ранга являются основным кри­терием успешности предшествующего этапа обучения, позволя­ют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейше­му углубленному освоению навыков игры в баскетбол.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных